Тематический репортаж как жанр на телевидении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены описывать словом, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении
1.1 Понятие репортажа
1.2 Типы жанров репортажей на ТВ
ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ
2.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении
2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

00 Тематический репортаж как жанр на телевидении.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Тематический  репортаж как жанр на телевидении

Оглавление

репортаж  телевидение тематический

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении
    • 1.1 Понятие репортажа
    • 1.2 Типы жанров репортажей на ТВ
  • ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ
    • 2.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении
    • 2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей
  • Заключение
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  •  
  • Введение

В современной  телевизионной практике тематический репортаж занимает значительное место.

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем  или участником которого является корреспондент. Телерепортаж, в отличие от репортажа  на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены описывать словом, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести

С другой стороны, “телевизионщики” более зависимы от события. Необходимо попасть на место  действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса  о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда - один из основных условий “смотрибельности” репортажа. Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей. Зачастую приходится жертвовать некоторыми интересными событиями, чтобы снять самое захватывающее и актуальное

Вопрос о  том, что же достойно попасть в  выпуск новостей, и есть вопрос информационного  повода. В данной работе предпринята попытка с помощью теоретических выкладок и примеров из современной телевизионной практики разобраться, какой информационный повод может служить толчком к созданию телерепортажа. Отбор событий, которые являются поводом для репортажа, - один из важнейших составляющих работы сотрудников новостей. Умение “отделить зерна от плевел” и составить сценарий выпуска - это во многом умение правильно оценить значительность происходящего. Только правильно расставив акценты в информационной картине дня, можно создать качественные новости, пользующиеся вниманием, доверием и уважением зрителей. Но даже репортаж на самую скандальную (актуальную, интригующую, пикантную) тему - это не всегда хороший репортаж.

Работа телевизионного репортера дает положительный результат  только при соблюдении определенных профессиональных правил и норм. Одно и то же событие может повлечь за собой множество совершенно разных репортажей. Подача материала во многом зависит от подготовки журналиста, его принципов и подходов к работе. Но не менее важным фактором, влияющим на то, под каким углом будет освещено произошедшее, является концепция вещания телекомпании.

Предметом исследования данной работы является репортаж на телевидении, в частности, тематический репортаж как жанр на ТВ.

Целью работы является, в первую очередь, определение перспективы развития тематических репортажей на ТВ, их значимость в повседневной жизни человека, влияние на развитие тележурналистики в целом.

Поставленная  цель требует решения следующих  задач:

1) выявить сущность  телевизионного репортажа;

2) рассмотреть  типы жанров репортажей на  ТВ;

3) проанализировать  специфику тематических репортажей  на примере телепрограммы «Профессия - репортер».

ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении

1.1 Понятие  репортажа

Репортаж - один из наиболее распространенных информационных жанров. В репортаже излагается актуальный фактический материал, полученный с «места происшествия». Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень -- латинский («reporto» -- передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005, с. 187..

Репортаж бывает событийный, тематический, постановочный. Жанр репортажа не нужно путать с  отчетом (сообщением о событии): отчет  предполагает объективность, сухое  изложение последовательности фактов, репортаж - наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля, в репортаже это исключено. Автор репортажа - сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы других информационных жанров - отчета, интервью, повествования, отступления, характеристики персонажа. Бывают, правда, репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в точных и ярких подробностях убеждает читателя, слушателя или зрителя в том, что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали, не придумывая их, - это и есть истинное профессиональное мастерство. Как правило, репортажи в печатных СМИ иллюстрируются фотоснимками.

Репортаж - один из основных информационных жанров. В  некоторой степени всю историю  журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования  репортажа. Однако средства массовой информации существенно изменились, особенно за минувшие сто лет. И если сегодня в печатных СМИ репортаж - далеко не доминирующий жанр, то на телевизионных каналах этот жанр можно обозначить под номером один. Ежедневные выпуски новостей смотрят все. И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи. Без них не обходится ни одна программа новостей. В отличие от газеты или журнала ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж.

Репортаж тематический - это жанр не чисто информационный, а скорее, связующее звено между информационным, художественным и аналитическим жанрами.

Репортаж событийный - жанр полностью информационный, он больше всего ценится в выпусках новостей. Событийный репортаж не только позволяет наиболее оперативно и  наглядно донести до зрителя всю самую свежую и актуальную информацию, но и предложить людям оценку события с точки зрения репортера. В этом приоритет событийного репортажа перед заметкой и корреспонденцией.

Конечно, у жанра  событийного репортажа свои недостатки. Кто-то скажет, что такой репортаж предлагает лишь поверхностный обзор события. Однако то, что событийный репортаж сочетает в себе лучшие качества всех информационных жанров, оспорить нельзя.

Репортаж обычно состоит из четырех основных элементов:

· видеоряд -- смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из т. н. исходников (отснятого оператором материала);

· звуковой фрагмент или синхрон;

· закадровый текст  сообщения, написанный репортёром и/или  редактором и записанный в студии;

· шумы (интершум и люфт) -- это звук, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо (люфт -- пауза) закадрового текста.

ИрвингФэнг  подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

«Написать текст  к видеосюжету -- не значит просто должным  образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно».

Современный мир переполнен информацией, поэтому выбрать тему репортажа не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Проблема отбора самых важных и интересных событий, о которых расскажут в телевизионных новостях, и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Есть темы, которые, как правило, всегда попадают в выпуск новостей, это конфликт, столкновение интересов, террористические акты, митинги, военные действия, катастрофа, авария, стихийное бедствие, чрезвычайные происшествия, последствия какого-то значимого события, новости политики и экономики, принятие новых законов, встречи на высшем уровне, заключение политических договоров, итоги выборов, новости культуры, спорта, какие-то события из жизни известных людей, юбилей какого-либо артиста, смерть политического лидера. Именно на такие темы корреспонденты и готовят событийные репортажи, каждый из которых, независимо от своей важности, привязан к какому-то конкретному событию. Информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа, поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Есть и другой важный принцип отбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами, новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать, поэтому, выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии.

Можно ли считать  интересным такой информационный повод, как, скажем, забастовка сантехников, недовольных  заработной платой? Можно, если журналист  работает в отраслевой многотиражной газете. Для солидных печатных изданий или электронных СМИ такой повод, скорей всего, будет мало интересен для аудитории. Должны ли зрители знать о проблемах сантехников? Испытывают ли они в этом потребность? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто не интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам, привлечет большую аудиторию зрителей.

Есть два  варианта подготовки сюжета категории breakingnews (экстренной новости):

1. Материал, подготовленный  до выхода в эфир: автор мониторит  ход событий из студии и  при необходимости обновляет  закадровый текст.

2. Прямая трансляция  с места события: репортёр знает или вычисляет, что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдается прямое включение, у журналиста есть возможность эфиритьстендап на фоне происходящего.

Процесс подготовки газетного, радийного и телевизионного репортажа имеет много общего и много различий. Общее то, что  вначале необходимо собрать всю (нужную и ненужную) информацию о  событии для того, чтобы определить, какую часть этой информации следует донести до аудитории. Как правило, в этом случае необходимо опираться не только на свой журналистский опыт и чутье, но и пользоваться любыми источниками информации.

Что касается принципиальной разницы между репортажем в печатных и электронных СМИ, то, готовя репортаж для газеты, журналист описывает событие, рассказывая читателям подробности того, что они не смогли и уже не смогут увидеть. К примеру: «…чудотворную икону пронесли по Иртышской набережной до Ленинградского моста…». Корреспондент, готовящий телевизионный репортаж, имея в своем арсенале изобразительный материал, избавлен от таких нюансов. Его словами говорит «картинка» на экране телевизора. Зритель видит, где проносят икону и ему не нужно дублировать видеоряд голосом корреспондента за кадром. Автору лучше рассказать на этих кадрах об истории написания лика, вследствие чего началось паломничество по городам России, словом, дать дополнительную информацию о том, что не в состоянии был снять оператор.

Специфика телевизионного репортажа. Корреспонденты телевизионных компаний обычно излагают свой материал так, чтобы в рассказе было начало, сердцевина и заключение (почти как в романе). В тексте должна соблюдаться логика изложения, которая строится по принципу детской пирамидки. Есть один общий стержень, на который нанизываются звенья, тесно прилегающие одно к другому. Вершина пирамидки - насадка, которая скрепляет всю структуру репортажа. Если идти от вершины пирамидки вниз, то насадка - не что иное, как информационный повод. От него выстраивается весь материал. Верхняя часть пирамидки - самое маленькое звено. По мере продвижения вниз кольца становятся больше, т. е. от частного - к общему.

На подготовленный текст монтируется видеоряд. Телевизионный  репортаж подразумевает наличие  нескольких элементов: закадровый текст, видеоряд, звуковой фрагмент или синхрон (интервью с кем-то), интершум, лайф и stand ur (журналист непосредственно в кадре). Можно, конечно, ограничиться видеорядом и закадровым текстом, но мы говорим о тех элементах, при наличии которых репортаж будет смотреться в наиболее выгодном свете.

Закадровым  текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии. При монтаже  закадровый текст закрывается видеорядом.

Видеоряд - это  смонтированные воедино планы видеоизображения, выбранные из исходного, отснятого оператором материала.

Интершум - это  звук, записанный фоном на пленку. Сопровождает текст автора репортажа. К примеру, если съемка в выставочном павильоне, фоном должны звучать голоса людей, обсуждающих экспонаты выставки, если строительная площадка - шум работающих механизмов и т. п.

Синхрон - сочетание  изобразительного материала на кинопленке (не пу-тать с видеокассетой) с артикуляцией губ человека, снятого крупно. Обе  ленты в специальном оборудовании движутся каждая по своей дороже: магнитная - с записанным на ней звуком - и кинопленка должны идти синхронно, не обгоняя и не отставая одна от другой. С появлением видео необходимость синхронизировать изображение и звук отпала - видеокамера способна сделать это уже без дополнительных технических усилий, но термин «синхрон» перебазировался на видеокассеты. Многие начинающие журналисты, пришедшие на телевидение сравнительно недавно, никогда не работали с кинооператорами, которые снимали сюжеты на кинопленку. Для них синхрон - не что иное, как интервью в чистом виде, один из фрагментов репортажа или материала другого жанра телевизионной журналистики.

Лайф (рэпэраунд) - практически это тот же синхрон, снятый случайно не на выносной микрофон, а на так называемую «пушку», жестко установленную на видеокамере. Лайф - это может быть чья-то реплика, удар колокола, возглас, рыдания. Все это звучит уже не на фоне закадрового текста корреспондента, а совершенно самостоятельно. Как правило, это господин случай, который позволил оператору случайно записать на видеопленку тот или иной фрагмент происходящего в кадре события. К примеру: оператор снимает процесс похорон, опускают гроб, все рыдают и оператору случайно удается снять женщину, которая с гневом произносит слово «Убийцы!» или что-то в этом роде.

Рэпэраунд должен нести определенную смысловую (а  может быть, в большей степени  и эмоциональную) нагрузку, а не просто дать возможность зрителю зрителю  переключиться с голоса корреспондента. Хронометраж рэпэраунда обычно составляет от 10 до 30 секунд. Если такой фрагмент записи отмечен журналистом или оператором в процессе съемки, он может очень хорошо «сработать» в контексте репортажа.

Информация о работе Тематический репортаж как жанр на телевидении