Тематический репортаж как жанр на телевидении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены описывать словом, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении
1.1 Понятие репортажа
1.2 Типы жанров репортажей на ТВ
ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ
2.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении
2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

00 Тематический репортаж как жанр на телевидении.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Познавательный  репортаж. В его основе не событие, а тема, которую освещает репортер. Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории  и т. д. Такие материалы планируется редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению.

Проблемный  репортаж несет в себе элементы анализа  события, авторские обобщения и  выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков.

Комплект-репортаж. Такие репортажи, каким-то образом  дополняют материал, идущий в выпуске  до них. Такого типа репортажи позволяют  зрителю лучше понять и оценить  весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Бена Ладона в Афганистане раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины. К примеру, адекватные меры правительств стран Европы в отношении международного терроризма.

Экстренный  репортаж. Независимо от информационного  повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий или комментарий  в кадре, сложна и ответственна. Его задача - прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии. Ведя прямой репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми.

Говоря об экстренных новостях, журналисты обычно подразумевают  информацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово «вчера» (да и в любых других видах репортажей тоже), девизом такого репортажа должна быть фраза «сегодня или никогда!». Экстренные новости - это репортажи о военных действиях, террористических актах, стихийных бедствиях.

Фиксированный репортаж - это репортаж, снятый за несколько  часов до выхода в эфир и смонтированный перед ним. В этом случае репортер имеет возможность следить за ходом событий из студии и при необходимости вносить в закадровый текст необходимые изменения, дополняя материал новыми фактами.

Прямой репортаж непосредственно с места события. В основном используется для передачи экстренной новости. Журналисты замечают, что событие достигнет своего апогея незадолго или во время выхода новостей в эфир. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС). В эфир выдается прямое включение, в котором репортер может не только говорить о новых фактах, но и показывать то, что происходит «прямо сейчас». В последнее время такие прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний. Сейчас можно даже говорить о развитии так называемого интерактивного телевидения, которое будет основано только на рассказе о том, что происходит в данный момент. Для этого телекомпания должна владеть оборудованием, позволяющим выходить в прямой эфир из любого места. Интерактивное телевидение подразумевает также высокую степень информированности репортеров, их умения быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко, понятно и просто.

Спортивный  репортаж, как правило, содержит в  себе перечень всего того, что обозначено в определении прямого репортажа. Это своего рода комментарий с места событий: со стадиона, где проходит футбольный матч; с ледовой арены, где зрители наблюдают за хоккейным матчем или выступлением фигуристов; с улицы города, даже из автомобиля, который участвует в какой-либо гонке. Словом… из любого места, где и происходит спортивное мероприятие.

Тематический  репортаж. Иногда говорят, что журналист  готовит «свой» материал. В течение  некоторого промежутка времени репортер собирает факты о каком-то явлении, выстраивает причинно-следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа. Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Это может быть репортаж о работе городского транспорта, об экологическом состоянии реки, репортаж с конкретного промышленного предприятия или с места проведения какого-то спортивного мероприятия, например Сибирского международного марафона в Омске.

Создание тематического  репортажа существенно отличается от подготовки экстренного репортажа. Тематический репортаж, в отличие  от событийного, можно контролировать. Если при оперативной работе тележурналист  вынужден следовать за событиями, то в ходе работы над «своим» материалом репортер может планировать заранее, что будет сказано и показано. Упор в таком репортаже делается на подготовку материала заранее, на подробный сбор информации, на кропотливую и продолжительную работу над материалом, а не на умение быстро сориентироваться в ситуации и оперативно изложить основные факты, как в событийном репортаже.

Тем не менее  эти два типа репортажа тесно  взаимосвязаны. Хотя в основе тематического  репортажа лежит не один факт, а  цепочка фактов, объединенных общей темой, часто тематический репортаж рождается из событийного. Так, иногда тематический репортаж - это более глубоко разработанная тема оперативного репортажа с целью придания материалу глубины и перспективы. Это так называемый репортаж-последствие, связующее звено между жанрами событийного и тематического репортажа. В нем упоминается о последствиях события, основной рассказ о которых мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже за год до этого.

Постановочный репортаж. Когда журналист самостоятельно организует или провоцирует какое-то событие (какую-нибудь уличную демонстрацию, например), а потом следит за реакцией людей на него, чтобы описать в своем репортаже, это называется постановочным репортажем или «спровоцированной ситуацией». Основное отличие постановочного репортажа от событийного - в том, что событие полностью под контролем репортера, он может влиять на него, вести за собой действие, а не следовать за ним.

Немой репортаж - чаще всего материал без закадрового  текста журналиста (он и идет в эфир с субтитром «без комментария»). Он может быть смонтирован, но бывает, что в эфир выдается именно тот исходный материал, который только что отснял оператор. Он этим и ценен, то есть… телезритель видит то, что случилось еще несколько минут назад. Это могут быть террористический акт, фрагменты боя между чеченскими боевиками и федеральными войсками, пожар, наводнение, последствия цунами. Такие кадры, как правило, не требуют дополнительного комментария.

Специальный репортаж (спецреп) может объединять в себе элементы перечисленных репортажей. Отличается наибольшей актуальностью. Как правило, не ограничен временными рамками в эфире или количеством строк в газете.

Выводы

На современном этапе репортаж должен восприниматься как синоним  оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события, в средствах массовой информации.

По большому счёту, можно сказать, что целью репортажа является сенсация - неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно - эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации. Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она - «новость вдвойне». В современном телевещании используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным.

ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ

2.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении

Тематический  круг явлений действительности, для  отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости  от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать зрителей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.Официальный сайт «Первого канала» (www.1tv.ru)

Нередко рамки чисто информационного  репортажа оказываются тесными  для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится  подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа.Официальный сайт канала «НТВ» (www.ntv.ru)

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его репортажах, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты - цифра становилась у него средством убеждения.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно  продуманный эксперимент. Журналист  воссоздавал всем известную жизненную  ситуацию - при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе - и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения - как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать»  его части определяет особенности  его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа  проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и так далее. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если зритель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

Фразой "тематический репортаж" чаще всего начинается самый большой и самый обстоятельный  материал в выпуске Новостей. Чаще всего он приурочен к событию, часто - к определенной дате, а зачастую никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в тематическом репортаже создает и исполняет роль - разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Тематический  репортаж часто бывает разнотиповым. С одной стороны - это намного более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью которого является придать материалу больше глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, который посвящен какому-нибудь человеку или проекту, которые не связанный временными рамками.Григорян М. Пособие по журналистике. Справочник. - Права человека. - 2007

Данный вид  репортажа можно включить в эфир когда угодно, по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в  редакциях информации сегодня называют "консервами".

Но "чтобы события представляли общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи". За этим названием суть жанра: подразумевается, что репортер при разработке такого сюжета "обязан иметь собственную точку зрения, которая будет выражена в определенном отборе мнений и лиц".

Но все же очень важно не преступать ту грань, за которой информация превращается в агитацию. Как в положительном, так и отрицательном направлении. "Наша задача информировать общество, а не реформировать его. Журналисты перестают быть репортерами, когда начинают думать о себе, как о миссионерах".

И все же журналисты могут высказывать свое отношение  к герою, к теме, к явлению. Да его  в тематическом репортаже особенно и не спрячешь. Но выводы зритель должен делать сам, недопустимо, чтобы выводы за зрителя делал репортер.

Георгий Кузнецов, который заведующий кафедрой ТВ и  радио факультета журналистики МГУ, выделил 6 самых распространенных ошибок, которыми страдают тематическые репортажи на наших телеканалах.

Во-первых, часто  не продумана главная идея: для  кого и для чего делается репортаж? Особенно неудачным бывает показ  всевозможных заседаний, конференций, собраний. Вместо скучных лиц лучше  показать дело, объект, обрисовать проблему, ради которых люди собираются на встрече. А в конце подать зрителю интервью с интересным человеком, "блеснувшим" на трибуне нестандартной мыслью.

Кроме того, даже если появляется в репортаже " блеснувший", интервью с ним, как правило, не должно быть непомерно длинное, так как это разрушает всю динамику сюжета.

Также, репортеры  далеко не всегда задумываются о четком драматургическом построении сюжета. Например, довольно часто кульминация  события монтируется первой, а  потом уже идут подробности. Но ведь тематический репортаж - не информация, которую целесообразно строить по принципу пирамиды: сначала главное, затем подробности.

Выводы

Тематический репортаж - это своего рода маленькое кино. Самая сложная  разновидность репортажа на телевидении. Поэтому к монтажу подобных сюжетов должны предъявляться особые требования. Это не значит, что обычные новостийные сюжеты могут монтироваться, как попало, на скорую руку. Просто «собирая» материал, над которым журналист и оператор работали не один день, в который они вложили частичку своей души, монтажер имеет большую свободу для творчества, и может смело прибегать к экспрессивным изобразительным средствам, позаимствованным из арсенала документального и игрового кино. К таким средствам можно отнести темп и ритм монтажа.

Информация о работе Тематический репортаж как жанр на телевидении