Тематический репортаж как жанр на телевидении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены описывать словом, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении
1.1 Понятие репортажа
1.2 Типы жанров репортажей на ТВ
ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ
2.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении
2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

00 Тематический репортаж как жанр на телевидении.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Тематический репортаж является одним из самых перспективных жанров на ТВ.

 

2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей

Телепередачу "Профессия -- репортер" впервые зрители смогли увидеть в эфире телеканала НТВ  в 1998 году. С самого начала она формировалась её создателями для того, чтобы дать дорогу молодым репортерам, чтобы они имели возможности испытать свои силы в подобном многосложном и специфичном жанре журналистики, как тематический репортаж, где молодому специалисту с незначительным опытом довольно сложно сотворить добротную продукцию, интересную для зрителей и отвечающую требованиям такой творческой и своеобразной профессии.Г.В Кузнецов журнал “Журналист”

Изначально  она задумывалась ее создателями  для того, чтобы молодые репортеры имели возможность попробовать свои силы в таком непростом и специфическом жанре журналистики, как тематический репортаж, в котором человеку с небольшим опытом достаточно сложно создать добротный продукт, интересный зрителям и отвечающий требованиям профессии.

Начинающие  тележурналисты, как правило, первые шаги на профессиональном поприще совершают, будучи репортерами в программах новостей. Короткий по времени репортаж в новостной программе не позволяет  в полном объеме осветить событие  или явление, о котором в нем идет речь. Чаще всего суть такого репортажа сводится к краткому информационному сообщению о произошедшем с последующим комментарием. Безусловно, и для такой формы журналистской работы необходимо профессиональное мастерство: быстрота реакции, умение выделять главное из полученной информации, способность оказываться «в нужное время в нужном месте».

При подготовке же тематического репортажа его  автору приходится проводить более  глубокий анализ освещаемого события, давать расширенные комментарии, сопоставлять и обобщать факты, высказывать свое видение вопроса и возможности его решения. Спецрепортаж может быть как событийным, т.е. показывающим хронологию и развитие происходящего, так и тематическим -- рассказывающим о событиях, объединённых одной темой, но происходивших в разное время, может быть целиком посвящен одному или нескольким людям. Конечно же, и хронометраж такого репортажа в несколько раз больше, чем у информационного сообщения в составе новостного блока.

Своеобразной  лабораторией, где талантливые представители молодого поколения репортеров НТВ могли проявить свои способности и одновременно с этим отточить свое мастерство, и стала передача «Профессия -- репортер».

Но со временем необходимость в подобной «кузнице кадров» отпала, и проект получил новое наполнение. В 2004 году несколько журналистов НТВ, которых по праву можно назвать одними из лучших российских телерепортеров, -- Вадим Такменев, Александр Зиненко, Андрей Лошак и (увы, трагически погибший) Илья Зимин -- стали постоянными авторами программы.

Работы каждого  из репортеров уже получили к тому времени высокую оценку (все четверо  являются лауреатами или номинантами  премии ТЭФФИ), у каждого сложился свой собственный стиль подачи материала, оригинальный и уникальный «почерк». И программа рассматривалась ими на данном этапе как возможность раздвинуть рамки жанровых ограничений для репортажа, проявить себя в разных репортерских амплуа.Официальный сайт канала «НТВ» (www.ntv.ru)

Журналистам программы  «Профессия -- репортер» за время  ее существования пришлось стать и стрингерами (стрингер -- репортер и оператор в одном лице, работающий, как правило, в «горячих точках»), и рейнджерами, освещать события светской жизни и рассказывать о тех, кто оказался на самом дне, проводить журналистские расследования.

С первых же выпусков «Профессия -- репортер» стала одной  из самых рейтинговых программ на отечественном телевидении, чему способствовали не только высокий уровень профессионализма авторов материалов, выходящих в  эфир, но и острые, даже экстремальные  темы, актуальность репортажей, необычный взгляд на события и героев.

Со временем авторский состав несколько изменился. В 2006 году трагически погиб Илья Зимин. В программу пришли Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел Лобков. Но программа «Профессия -- репортер» по-прежнему остается одним из самых интересных, острых и актуальных репортажных циклов в эфире российского телевидения.

Начинающим  тележурналистам, как правило, удобно свои первые шаги в профессии совершать, являясь репортёрами в телепрограммах новостей. Короткие по времени и содержанию репортажи в новостных программах не позволяют в совершенном объёме освещать события или явления, о которых в них идёт речь. Скорее всего, сущность подобного репортажа переключает внимание зрителя к краткой информационной концепции, которая освещает произошедшее с последующими комментариями. Бесспорно, и для подобной формы журналистского репортажа необходимы профессиональные навыки и мастерство: стремительность реакции, необходимость уметь выделить самое существенное из приобретенной информации, способность оказаться «в нужное время в нужном месте».

Но на подготовительном эпизоде тематических репортажей их авторам приходится проводить наиболее полное рассмотрение освещаемых событий, давая при этом расширенные комментарии, сопоставляя и обобщая факты, высказывая свою точку зрения и видение проблемы и тут же предлагать возможность их решения. Тематический репортаж может быть как событийного плана, то есть, показывающего хронологию и развитие происходящих событий, так и тематического, то есть, рассказывающего о событиях, которые объединяет одна тема, но которые происходили на разных временных этапах, возможно, даже, что эти события были целиком посвящены одному или нескольким личностям. Хронометраж подобных репортажей в несколько раз значительнее, чем у информационных сообщений в составах новостных блоков.

Своеобразными лабораториями, где талантливые представители  молодых начинающих репортеров НТВ  смогли обнаружить свою способность  на профессиональном уровне делать телерепортаж и вместе с тем оттачивать своё мастерство, и стали выпуски телепередачи «Профессия -- репортер».Официальный сайт канала «RenTV» (www.ren-tv.com)

Постепенно необходимость  в подобных экспериментах отпала, и новый проект приобрел новую  составную. В 2004 году нескольких тележурналистов НТВ, которых по праву называют одними из наилучших российских репортёров, -- Вадима Такменева, Александра Зиненко, Андрея Лошака и (увы, трагически погибшего) Илью Зимина -- назначили постоянными авторами телепередачи.

Произведения каждого из них уже приобрели к тому времени высокие оценки и рейтинг, так как все четверо являлись на тот момент времени лауреатами или номинантами премии ТЭФФИ, и у каждого из них уже сформировалось своё собственное кредо и каждому принадлежал особый стиль подачи материала, который можно было назвать оригинальным и уникальным «почерком», принадлежащим исключительно тому или иному автору. И программа стала рассматриваться на данном этапе как средство для возможности расширить рамки жанрового ограничения для репортажей, выявить в себе разные репортерские амплуа.

Тележурналистам программы  «Профессия -- репортер» за период её бытия довелось стать и стрингерами (стрингер -- репортер и оператор в  одном лице, который часто работает в «горячих точках»), и рейнджерами, то есть, когда приходилось освещать событийные моменты жизни светского бомонда и повествовать о тех, кто очутился на самом дне, а также проводить различные журналистские расследования.

С первых же выпусков «Профессия -- репортер» начала приобретать одну из самых рейтинговых позиций в количестве программ на российском телевидении, чему поспособствовала не только высокая степень подготовки профессиональных материалов авторами, выходящими в эфир, но и острая, даже экстремальная тематика, злободневность репортажей, необычная точка зрения на события и героев.

Со временем авторский  состав несколько изменился. В 2006 году произошел несчастный случай с Ильей  Зиминым. В программе появились  Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел Лобков. Но программа «Профессия -- репортер» по-прежнему осталась одним из самых интересных, известных и актуальных репортажных циклов в эфире нашего российского телевидения.

«Профессия-репортер» -- представляет целый цикл телевизионных  репортажей на интересные темы современного мира. Чаще всего интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы -- по-своему уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Часто журналисты программы выезжают на место, где по сигналу граждан что-то произошло, или где жизнь выходит за грани нищеты, а также по многим другим причинам.www.5-tv.ru/

Реагируя на социальный запрос общества, который выражался в высказываниях В.В. Путина: «В нашей повестке - вопросы, прямо связанные с укреплением социальных гарантий наших граждан - ветеранов, инвалидов, семей с детьми». «Нужно улучшать жизнь людей, стараться это делать каждый день, каждую неделю, каждый год, и поэтому все наши действия должны быть социально ориентированными».

Программа «Профессия-репортер»  одной из первых прореагировала на эти высказывания. Мы приведем примерные  темы таких Тематических репортажей.

1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА-АФГАНЦА»

Уже немолодой ястребиного  облика начальник (настоящий босс-руководитель) ведет совещание в офисе, достается  многим, кто-то краснеет, кто-то молчит, уставясь в стол, кто-то пытается оправдываться. Но все молчаливо признают авторитет своего босса.

Задания получены. Люди уходят. Звонок мобильного телефона. Разговор с дочкой (женой), «Да, буду, да, заеду, конечно…». Руководитель встает, и  тут становится видно, что он без  ноги (ног). Довольно тяжело передвигаясь, он садится в машину, задумывается.

25 лет назад. Картины  боев в Афганистане. Раненые.  Вывоз раненных вертолетом в  СССР. Картины госпиталя. 90-е. Стрельба, перегрузка товара из фур, другие  сцены тогдашней жизни.

Далее, сам инвалид  рассказывает, теперь, что, теперь все просто. Сцены того, как он встает, как работает, как нелегко ему даются самые простые вещи, как уставший поздно возвращается домой, как ждут его жена и дочь.

Последняя фраза: «Мне повезло, я пробился сам, но сколько же моих друзей-афганцев нуждаются в помощи».

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ  «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА  С ДЕТСТВА»

Звонок будильника. Просыпается  инвалид. У него явный физический недостаток, но зрителю, в первую очередь, запоминаются веселые глаза. Все, что  ни происходит: вставание, завтрак, выход на улицу, все воспринимается с юмором.

Приход социального  работника. Помощь. Но, все, пора на работу. Инвалид садится за компьютер, просматривает  новые газеты, затем начинает читать какую-то сложную и специфическую  литературу. Он, оказывается, юрисконсульт известной компании. Пишутся и пишутся документы. Звонок по телефону от начальства. «Да, все документы готовы. Нет, вряд ли наши конкуренты пойдут в суд, думаю, мы сумеем их убедить».

Вторая половина дня. Устал. Спит прямо за столом с компьютером. Звонок, просыпается. «Да, буду вечером». Опять работает. Приходит врач. Разговор с врачом.

Вечер. Встреча с такими же, как он, инвалидами. Группа недорого, но чисто одетых людей. Обсуждают  какую-то бумагу. Видно, что это документ Правительства Москвы. Комплексная целевая программа «Год равных возможностей». Виден наш герой, он рассказывает о том, кому и что может быть благодаря этой программе.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ  «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Еще только светает. Но пожилой  инвалид уже сидит на кровати. Входит такая же пожилая жена. Вместе они одеваются, завтракают. Сегодня они едут в больницу. На плановое обследование.

Социальный работник провожает инвалида с женой к  автобусу. Автобус со специальным  пандусом. Вот и больница. Приемный покой. Оформление. Быстро определяют в двухместную палату. Сразу же врачи. Обследования, процедуры. Обсуждение лекарств. Разные врачи.

Наплывом. Госпиталь времен ВОВ. Мигает лампа, медсестры, врачи. Голос: «Придется ампутировать ногу».

Современная больница. Лечащий врач. Обсуждают, в какой санаторий после обследования отправят инвалида.

Вечер. Больные смотрят  телевизор. Фильм о ВОВ, очень  похожий на предыдущий наплыв. Программа  «Время», говорит Юрий Лужков, «Год Равных Возможностей». Кадры новых  больниц и санаториев. Медсестра выключает телевизор. Все расходятся по палатам. Вечерние таблетки. 10 часов вечера. Гасят свет.

Дома у инвалида. Жена возвращается домой. Соседка ей кричит из окна: «Валя продукты вам принесла». Наплыв: тот же социальный работник, что и утром.

10 часов вечера. Жена  смотрит на фронтовую фотографию  мужа. Гасит свет.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ  «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА-БОМЖА»

Дом ночного пребывания (например, «Люблино» или «Марьино»), попросту: ночлежка. Утро. Из этого дома выходит бомж-инвалид. Идет куда-то вдаль. Голос за кадром рассказывает немудреную историю потери квартиры. «Вот теперь и перебиваюсь, как могу».

Сцены поиска бомжем хлеба  насущного. Пытается просить у церкви. Прогоняют более удачливые. Возвращается на знакомое место. Помогает знакомой торговке сторожить цветы. Здоровается с местным милиционером. И т.д.

Вечер. Двери дома ночного  пребывания открыты. Все внутри мужчины  старше 50 лет. Калеки. Специальное отделение  для бомжей-калек. Кабинет врача. Очередь. Комната, кровати. Все смотрят телевизор. Наш герой надевает очки и читает газету. Шевелятся губы, видно, что читает по складам, хоть и про себя.

Долгая неспешная беседа с соседом. О жизни, о приближающейся зиме. О том, как бы попасть в  больницу. Крупный план слез на глазах у обоих.

5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ  «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ГЛУХОНЕМОГО  ИНВАЛИДА»

Моложавый человек средних  лет быстро-быстро выходит на утреннюю улицу. Быстро заскакивает автобус, едет, как обычно, как едут все. Толпа  в метро, выход из него. Человека что-то спрашивают, и только по его знакам становится понятно, что он глухонемой.

Кадры работы глухонемого. В кадре руководитель Московской городской организации Всероссийского общества глухих. Рассказывает о том, где трудятся в Москве члены этого  общества. Видеоряд работающих, опять в кадре наш герой. Он спешит с работы.

Информация о работе Тематический репортаж как жанр на телевидении