Фоторепортаж как жанр в советских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании истории развития фоторепортажа на примере отечественного издания «Советская Белоруссия».
Задачи, которые ставятся в этой работе:
1) Изучить фоторепортаж, как жанр журналистики
2) Проанализировать значение и место фоторепортажа в советских СМИ
3) Показать историю развития советской фототехники и её непосредственное влияние на развитие фоторепортажа
4) Рассмотреть на примере газеты «Советская Белоруссия» основные этапы развития фоторепортажа

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Фоторепортаж как жанр журналистики
5
Глава 2. Фоторепортаж в советских СМИ 12
Глава 3. Фоторепортажи газеты «Советская Белоруссия»
18
Заключение
23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Факультет журналистики

 

Кафедра истории журналистики и менеджмента СМИ

 

 

 

 

 

 

Фоторепортаж как жанр в советских СМИ

 

Курсовая работа  
студента 3-го курса  
(специальность “Журналистика (периодическая печать)”;  
дневная форма обучения)

НИКОНОВИЧ Сергей Владимирович

Научный руководитель –  
доцент ВОЮШ Инга Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава 1. Фоторепортаж как жанр журналистики

5

 Глава 2. Фоторепортаж в советских  СМИ 

12

 Глава 3. Фоторепортажи газеты «Советская  Белоруссия»

18

Заключение

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Фотожурналистика первое время оставалась лишь дополнением, иллюстрацией к уже написанному материалу. Чаще всего фотография на газетной полосе являлась подтверждением факта (ведь, как известно, фотография не может лгать). Даже сейчас в малотиражных, районных изданиях фотожурналистика занимает весьма  печальное положение – всем известные клише и штампы (начальник, подписывающий пустой листок, рабочий за станком и т.д.). Но нередко подобные «традиции» фотожурналистики находят своё проявление и в республиканских СМИ.

Актуальность. Современная тенденция развития печатных СМИ предполагает высокий уровень визуализации материалов. Всё больше фотожурналистика занимает лидирующее место в периодической печати. Современный читатель желает иметь визуальное подтверждение прочитанного им факта.

Сейчас мы наблюдаем качественный и количественный рост жанра фоторепортаж в отечественных газетах. Появляются новые фотожурналисты, а вместе с ними и новые шаблоны, клише. Поэтому важно разобраться в истории развития фоторепортажа на примере отечественных СМИ, чтобы современная фотожурналистика повышала свой качественный уровень.

Цель данной работы заключается в исследовании истории развития фоторепортажа на примере отечественного издания «Советская Белоруссия».

Задачи, которые ставятся в этой работе: 
1)       Изучить фоторепортаж, как жанр журналистики

  1. Проанализировать значение и место фоторепортажа в советских СМИ
  2. Показать историю развития советской фототехники и её непосредственное влияние на развитие фоторепортажа
  3. Рассмотреть на примере газеты «Советская Белоруссия» основные этапы развития фоторепортажа

 

Методы исследования. Анализ газеты «Советская Белоруссия», систематизация имеющихся данных о развитии советской фотожурналистики.

Данная работа имеет не только научное и теоретической применение, но и  направлена на улучшение практических навыков создания фоторепортажей. Знание истории развития фотожурналистики позволит не повторять ошибок прошлого, а также даст возможно использовать удачные примеры работы фоторепортёров советских СМИ в своей практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Фоторепортаж как жанр журналистики

Жанровое разделение в фотожурналистике,  как и в любой, во многом творческой сфере деятельности, всегда вызывало определённое затруднение. Некоторые критики и исследователи современной журналистской фотографии предлагают за основу дифференциации жанров ставить задачу, которую определяет для себя фотожурналист, отправляясь на съёмку. Отсюда и появление таких терминов как «фотография детали», «фотография момента», «образная фотография» и т.д.

Мы же примем за основу систему жанров фотожурналистики, предложенную профессором В.В. Тулуповым.

«На наш взгляд, исторически сложились три «родовых», канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж. К этим ведущим по значению и бытованию собственно публицистическим жанрам примыкает фотоплакат, представляющий собой либо самостоятельный снимок (портрет, этюд, «жанр» и др.), либо монтаж, коллаж.

В свою очередь фотоинформация, фотопортрет, фотоплакат могут содержать качества репортажа, что объясняется воздействием своеобразного наджанрового образования – репортажности (так возникают и термины типа «репортажный снимок» применительно к фотоинформации, характеризующейся динамичностью кадра, оперативностью информационного повода и т.д.). [1]

К другим жанрам фотожурналистики, которые при определённых условиях могут приобретать качества публицистичности, отнесём фотоэтюд (пейзаж, портрет, «жанр»), фоторепродукцию и фоторекламу (монтаж, коллаж, натюрморт и др.).

В прессе представлены и непублицистические жанры – фоторубрика, фотозаставка и фотоанонс».

Слово «репортаж» - существительное, образованное от глагола «reporter». Во французском языке глагол этот первоначально не применялся к прессе, а имел значение бытовое: «переносить, перемещать, переставлять, относить обратно». Журналист, пишущий тексты или снимающий, действительно переносит, перемещает сведения из новости в прессу. Суть такого перемещения – применительно к  фотографии – красноречиво описал  Анри Картье-Брессон: «Действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов, и надо уметь выбрать главное, надо всегда стремиться, чтобы в видоискатель попало то, что наиболее ярко выражает какое-то явление действительности… Мы наблюдаем и помогаем другим увидеть и познать в самых обычных фактах мир, который нас окружает». 

Доцент кафедры теории и методологии журналистики БГУ В. И. Шимолин разделяет фоторепортажи на такие виды, как событийные, тематические, организованные, путевые, спортивные и другие. Также Виктор Иванович отмечает, что для материалов, написанных в жанре фоторепортажа, характерны следующие классические признаки: сюжет, авторское «я», эмоциональный стиль.[2]

Отец фотожурналистики, выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит»[3]. Любой факт может быть интерпретирован фотографом, и если событие развивается во времени по своему сценарию, то от желания репортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки он выберет, в какой момент нажмет на кнопку. Лицо красивого человека может быть искажено гримасой, в движениях танцоров есть промежуточные фазы — стоп-кадр зафиксирует и эти мгновения.

Фоторепортаж всегда считался видом документальной фотографии. Яркий, открытый, живой репортажный снимок отражает откровенно и без прикрас события действительности. С точностью и ответственностью, присущей документальной фотографии, фоторепортёр представляет читателю снимки того мира, который окружал его во время съёмки.

 Именно поэтому этот жанр  фотожурналистики никак не может  быть связан с постановочной  фотографией. Но насколько фоторепортаж предоставляет простор для творческой деятельности фотографа (композиция, ракурс, свет, выбор героев, предметов съёмки, а главное времени, момента в который они будут запечатлены), настолько это жанр он может оказаться невозможным, излишне сложным для работы человека неподготовленного, не имеющего опыта фотосъёмки. Фотографии такого журналиста чаще всего не выразительны, плоски, не передают не только эмоций, но и сути происходящего. Но даже для создания подобных снимков приходится приложить не малые силы. Ведь, фотожурналист просто обязан, находится в центре события. Действительность  меняется, появляется что-то новое, а старое уходит безвозвратно – это происходит каждый миг. И именно от выбора фотографа зависит, что сохранится, а что потеряется навсегда, поэтому требуется сосредоточенность, полное понимание происходящего вокруг, отчасти прогнозирование развития события. Это непростая задача. 

Известный советский фотограф и фотожурналист А. Родченко говорил про фоторепортаж: «Пейзажи, головки и обнажённые женщины именуются художественной фотографией, а снимки текущих событий – фоторепортаже… Не всё благополучно в фоторепортаже. И здесь трафарет и ложный реализм разложили работников этого настоящего дела. На пикнике клуба – я видел – репортёры стали устраивать инсценировки танцев и живописные группы на горке… Вообрази, какие бы оказались точки у фотографии, если б фотограф снял их неожиданно, врасплох? Но ведь снять врасплох трудно, а по системе позирования легко и скоро. И никаких недоразумений с потребителем».

Из-за желания «легко и скоро» выполнить свою работу происходит не просто смешение жанров, но и падения интереса к такому яркому жанру, как фотожурналистика. Любой удачный снимок гораздо более чем текст, оставляет читателю право на анализ показанного события, на собственные выводы, избавляет от необходимости «проглатывать» уже готовые авторские умозаключения и рекомендации.

Постановочная фотография также пользуется популярностью в СМИ в качестве фотоиллюстрации. Но у репортажных снимков также есть свои плюсы.

В первую очередь стоит отметить, что репортажный снимок является историческим документом, с запечатленным на нем определенным действием, событием, тогда как постановочная фотография больше является креативной картинкой, привлекающей внимание читателя. И она не отвечает главным требованиям фоторепортажа - достоверности и информативности. Но наряду с этим, постановочная фотография имеет вневременной характер, и может использоваться где угодно.

Учитывая все потребности читателей СМИ можно наблюдать рубрики фоторепортажей. Они пользуются большей популярностью среди читателей, чем журналистские тексты с постановочной фотографией в качестве иллюстрации. Ведь в рубриках такого рода размещены серии фотографий с общественных мероприятий, где читатель может «увидеть все своими глазами».

Фотографический язык эмоционален, потому что не только может передать с большой силой чувства, настроения, переживания, но и вызвать в душе смотрящего свои сопереживания, представления и ассоциации. Репортажные снимки в силу своей документальности могут заставить человека поверить, что он тоже был там, на месте, и пережил событие вместе с его участниками.

Фотографический язык выразителен, потому что в лучших своих образцах репортажная фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создает собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.

В. Юджин Смит когда-то написал: «У фотографа-журналиста не может быть другого подхода, кроме личного и оставаться абсолютно объективным невозможно. Честным — да. Объективным — нет».[4] Документальную, в том числе и репортёрскую, фотографию долгое время считали самым объективным журналистским материалом, будучи уверенными в том, что фотография не лжёт. Так и есть, но как говорил Ансель Адамс: «Единственный важный компонент камеры - это двенадцать дюймов позади неё». Именно от фотографа зависит, что окажется на снимке - десятки семей, оставшихся без домов, или же современное строительство нового торгового центра. И не только, что, но и как. Всё это личный выбор фотожурналиста, поэтому говорить об объективности в фотожурналистике также бессмысленно, как и в журналистике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы съёмки

Фотографы, работающие в репортажном жанре,  зачастую поиск новостей ассоциируют с охотой. Советский фотожурналист В. Темин пишет, например: «Я репортёр… Другими слова, я – охотник за новостями». Незаметности требует охота за фотографическими сюжетами. Фотоаппарат, если он замечен, нарушает подлинное течение жизни; при виде камеры человек невольно подтягивается, прихорашивается – делается таким, каким бы он хотел выглядеть в повседневной жизни. В результате перед объективом оказывается не подлинная жизнь, а срежисированная.

Чтобы избежать подмены действительного желаемым, фотографы широко пользовались «скрытой камерой». В 19 веке её скрывали в буквальном смысле – изобретали фотоаппараты в виде книги, почтовой посылки, прятали под  пиджак или в шляпу. Находчивый французский фотограф Энжольбер сделал камеру в виде пистолета, но долго пользоваться такой камерой ему не удалось – прохожие пугались (именно на такой эффект он и рассчитывал), но в дело вмешалась полиция.

 Хитроумные конструкции вышли  из употребления. Теперь чтобы  камера считалась скрытой, достаточно  того, что её не видит объект съёмки. Хотя есть и другие возможности запечатлевать объекты съёмки в естественных настроениях и позах. Ещё Горький замечал, что «художнику… необходимо застигать людей врасплох».

Снимать «жизнь врасплох» означает, что реакция героя на камеру, изменяющая первоначальную ситуацию, должна наступить после съёмки. В итоге получается вариант «скрытой камеры» - в этом случае съёмку можно вести с близких расстояний, мгновенно определяя решающий момент.

Ещё одна техника фиксации – так называемая «привычная камера» - предполагает длительное наблюдение. Люди знают, что их будут снимать, но постепенно привыкают к фотоаппарату и, поглощённые своими делами, перестают обращать на него внимание.

Все эти методы съёмки в равной степени используются в работе фоторепортёра. Разница в подходе определяется как условиями, в которых приходится работать, так и индивидуальными предпочтениями фотографа, сложившимся стилем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Фоторепортаж в советских СМИ 

Становление и развитие фотожурналистики в СССР, как и во всем мире, пришлось на середину 1920-х — 1930-е годы. Однако формировавшийся в это время в Советском Союзе политический режим, несомненно, наложил отпечаток на характер этого процесса. При таком государственном устройстве, которое принято называть тоталитарным, все структурные элементы общества, его институты целиком подчиняются интересам государства. То положение, в котором тогда находилась отечественная фотожурналистика и фотография в целом, наглядно демонстрирует, к чему приводят попытки жесткого государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности общества. Выполнение фотожурналистами официального заказа, когда речь идет о демонстрации и пропаганде важных для общества идей, дает не только положительные результаты, но и провоцирует неадекватный показ действительности, что противоречит сути журналистики, подразумевающей правдивое освещение реальных событий.

Информация о работе Фоторепортаж как жанр в советских СМИ