Жанр резюме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:06, лекция

Описание работы

Жанр предполагает стремление к объективности в анализе, к выделению самого главного. Его задача – аккумулировать самые главные мысли прозвучавших высказываний, показать продвижение в решении проблемы, настроить аудиторию на конструктивное отношение к проблеме, возможно, показать вклад отдельных ораторов в решение проблемы.

Файлы: 1 файл

Речевая компетенция.Лекция.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Жанр резюме

Жанр резюме – заключительная речь, подводящая итог обсуждению.

Оратор, произносящий резюме, - это, как правило, ведущий собрания, руководитель.

Жанр предполагает стремление к объективности в анализе, к  выделению самого главного. Его задача – аккумулировать самые главные мысли прозвучавших высказываний, показать продвижение в решении проблемы, настроить аудиторию на конструктивное отношение к проблеме, возможно, показать вклад отдельных ораторов в решение проблемы.

Различают два основных вида резюме:

Промежуточное подведение итогов. Задача этой формы – показать присутствующим на мероприятии людям  степень продвижения в решении  проблемы и перевести решение  вопроса на новый, более сложный  уровень;

Общий вывод в конце  мероприятия.

Оба варианта строятся по одной и той же модели.

Речь начинается с  формулирования задачи – подвести итог сказанному. Это необходимо для  того, чтобы аудитория понимала, что оратор выступает в жанре  резюме, а не просто произносит очередную  реплику. Здесь также может прозвучать оценка обсуждаемого  вопроса – указание на то, насколько он важен для организации.

Далее обязательно идет микротема с положительной оценкой  происходящего. Оратор не может сказать, что все плохо, даже если собрание зашло в тупик и оказалось  совершенно неподготовленным. В любом случае необходимо найти то, что хорошо: поставили на обсуждение такой важный вопрос, провели такую большую работу по выявлению мнений, проанализировали ситуацию и т.п. Здесь как и в других случаях сначала следует предъявить общие ценности, объединиться, и лишь затем можно показывать, что плохо.

Средняя часть может  содержать следующие микротемы.

Первая часть микротемы - констатирующая. В ней описывается  ситуация в том свете, в каком  она видится оратору. Это необходимо для мотивировки действий оратора.

Далее идет перечисление и анализ выдвинутых предложений. Эта  часть представляет собой краткий  обзор мыслей из  выступлений  участников собрания, заслуживающих  внимания, благодаря которым оратор и сумел составить для себя общую картину решаемой ими проблемы.

Если было выдвинуто  несколько противоречивых предложений, оратор должен высказать идеи по поиску компромисса.

В речи может быть оценочная  микротема с высказыванием своих  взглядов на процесс обсуждения.

Основная часть завершается  предъявлением итогов, выводов, к которым после осмысления чужих высказываний пришел оратор. При этом он должен стремиться к максимальной объективности в своем анализе и к выделению самого главного в произнесенном другими материале.

Заключительная часть  подводит информационную базу под выдвинутые предложения – формулирует, каким образом это можно осуществить. Здесь вносятся предложения организационного характера: кому что поручить, когда и где следует собраться, что внести на голосование и т.д.

Речь содержит благодарность участникам за высказанные конструктивные предложения и пожелания на будущее.

Важная особенность  резюме состоит в том, что оратор обязательно должен быть настроен конструктивно: ему необходимо увидеть хорошее  во всем происходящем, то что объединяет участников собрания. Такая речь направлена в будущее – что необходимо взять на вооружение и учесть в дальнейшей работе, какие меры предложить, чтобы выйти из кризиса. Оратор ищет и находит компромиссы между выдвинутыми точками зрения.

В речи возможны такие  оценочные суждения; «Подобное предложение мы уже рассматривали в прошлый раз», «Возможно, такой подход приведет нас в тупик», «Это предложение может поссорить нас с поставщиками», однако недопустимо переходить на личности и осуждать тех, кто мешает продвижению. В этом жанре не имеет места критика. Недостатки можно констатировать лишь неэмоционально: «Собрание не пришло к единому мнению», но дальше говорить не о том, кто виноват, а о том, что делать, чтобы пришло.

Резюме может быть посвящено осмыслению того, что произошло на собрании. Этот вид близок к заключительному слову, однако это не просто рамочная речь, здесь необходимо содержательно оценить некоторые события.

Типичные недостатки построения резюме:

  1. Речь начинается не с объединения с собравшимися, а с указания на то, что было плохо, неправильно.
  2. Оратор критикует тех, кто не способствовал продвижению принятия решения. В речи звучат критические оценки высказанных мнений, осуждаются люди, предлагавшие не одобряемые оратором меры. Такое резюме не выполняет своего назначения, не показывает перспектив на будущее, не сплачивает собрание, носит деструктивный характер.
  3. Подведение итогов заменяется нравоучениями собравшихся о том, как нужно себя вести, как работать, как выступать.
  4. Оратор начинает речь в жанре резюме, однако затем переходит к высказыванию своих мыслей в жанре мнения или ином совещательном жанре, то есть не подводит итог сказанному, а высказывает свои соображения. Обычно такая речь воспринимается как неуважение к собранию, поскольку оратор  считает свое мнение истиной в последней инстанции и берет на себя право решать за собрание, что правильно, а что нет.

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия

Дискуссия – это свободный публичный спор по какому-либо вопросу, имеющий целью достижение согласия в той или иной форме, причем тема дискуссии обязательно предполагает наличие  противоположных точек зрения на этот вопрос и формулирование тезиса и антитезиса.

Термином «спор» обычно обозначают любое словесное состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

Современные концепции  дискуссии считают, что участники  спора имеют равные права на использование  тех или иных логических и риторических форм, каждому из них разрешается  выдвигать любые аргументационные конструкции и выражать оценки, ставить вопросы и давать ответы.

Диспут – это публичный подготовленный спор по вопросу, не предполагающему противоположных ответов. Его участники имеют изначально разные, противоречащие друг другу, но не взаимоисключающие точки зрения.

Задачей диспута также  является сближение позиций, выработка  общего подхода к проблеме.

К диспутам часто относятся  реальные споры, называемые дискуссиями. Таково большинство споров на научных  конференциях.

Обсуждение – это форма диалога с элементами спора, предполагающая либо отсутствие в начале ответа на основной вопрос и выработку его в процессе диалога, либо наличие не противоречащих друг другу мнений, которые в процессе обсуждения уточняются для наилучшего решения поставленной проблемы.

В отличие от обсуждения диспут имеет более абстрактный, теоретический характер («Герой нашего времени – кто он?», «Каковы  пути вывода России из кризиса?»). Обсуждение предполагает выработку и принятие конкретного решения («Как лучше  организовать посвящение в студенты?», «Какие изменения стоит внести в устав предприятия?»).

Полемика имеет более острую по сравнению с дискуссией форму. Здесь, как правило, противоречие носит непримиримый характер, поэтому этот вид спора чаще всего направлен на убеждение слушателей, а не оппонента.

Примером полемики могут  служить разнообразные споры  политиков.

Выделяют и другие виды споров, которые отличаются не степенью противопоставленности тезисов, а местом проведения и спецификой организации.

Сюда относятся:

  • дебаты – дискуссия на политические темы в рамках политического органа, свободное высказывание мнений на заданную тему;
  • прения – дискуссия в рамках официального собрания или суда по поводу произнесенного доклада или основного выступления.

Особенность этих форм состоит в том, что в их рамках не принято давать слово оратору второй раз. Каждый участник имеет возможность выступить с обоснованием своей позиции только однажды, а право суждения о степени обоснованности позиции имеют слушатели.

Предмет дискуссии  – это спорное положение, допускающее противоположные ответы. Причем необходимо наличие действительно актуальной весомой проблемы, достойной обсуждения, способной привлекать интерес; наличие нескольких мнений по обсуждаемой проблеме; компетентность участников дискуссии; реальность, осуществимость позиций спорящих.

Дискуссия – наиболее организованный, регулируемый вид спора.

В зависимости от сущности предмета обсуждения споры могут  быть следующих видов:

  1. Терминологический спор – спор о значении терминов, определений.
  2. Идеологический спор – спор о методологический установках (относительно ценностей, идеалах, идейных принципов).
  3. Теоретический спор – спор о концептуальной основе принимаемого решения.
  4. Практический спор – спор о реализации теоретических концепций и путях их воплощения в жизнь.
  5. Процедурный спор – спор о регламенте самого спора.

На основе предмета дискуссии  формулируется ее тема, которая содержит возможность противоположных ответов.

При уточнении ситуации спора обычно обсуждаются вопросы  наличия (отсутствия) публики при споре, а также количества участников.

Продуктивность спора во многом зависит от того, как относятся  друг к другу партнеры и как они воспринимают намерения друг друга. В ходе дискуссии огромное значение имеет отношение к оппоненту как к компетентному лицу, стремящемуся к достижению истины.

Каждый монолог внутри дискуссионной речи должен быть построен как убеждающая речь. По типу стоящих  перед дискуссией задач различают  два вида дискуссии.

  1. Спор ради поиска истины. Истина – это то, что может быть точно установлено, то, что соответствует объективной действительности. Поэтому основное внимание в этом споре уделяется логическим формам доказательства (научные дискуссии).
  2. Спор ради убеждения. Эта цель выбирается потому, что предмет спора не допускает отыскания истины, поскольку речь идет об общественном благе (например, совещательная речь).

В отличие от монологической речи тезис и антитезис в дискуссии  четко формулируются и предъявляются  оппоненту в начале речи вместе с  пунктом разногласия. Это делается для того, чтобы спор был как можно более предметным и сосредоточенным.

 

 


Информация о работе Жанр резюме