Приемы стилизации декоративного натюрморта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 00:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы формирования творческого мышления на занятиях в художественной студии средствами декоративного изображения натюрморта.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
1. Дать определение основным понятиям: «стилизация», «натюрморт», декоративная композиция».
2. Изучить историю и особенности натюрморта.
3. Выявить композиционные особенности декоративного натюрморта.
4. Определить формирующее значение средств декоративного изображения на развитие творческого мышления обучающихся.
5. Обобщив и проанализировав полученные данные, разработать методику творческого воспитания учащихся на примере декоративного натюрморта.
6. Применить на практике разработанную методику.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
1. Основные принципы стилизации декоративного натюрморта.......................
1.1 Из истории натюрморта......................................................................
1.2 Декоративная композиция...................................................................
2. Разработка учебной программы «Декоративный натюрморт»....................
2.1 Стилизация декоративного натюрморта.............................................
2.2 Методика преподавания рисования декоративного натюрморта........
Заключение...........................................................................................................
Список литературы...............................................................................................

Файлы: 1 файл

Петмат (1).doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение..............................................................................................................

1. Основные принципы стилизации  декоративного натюрморта.......................

1.1 Из истории натюрморта......................................................................

1.2 Декоративная композиция...................................................................

2. Разработка учебной  программы «Декоративный натюрморт»....................

2.1 Стилизация декоративного  натюрморта.............................................

2.2 Методика преподавания рисования декоративного натюрморта........

Заключение...........................................................................................................

Список литературы...............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. В декоративном искусстве стилизация – это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом. Стилизация, как процесс работы, является декоративное обобщение объектов (фигур, предметов), изображаемых с помощью ряда условных приемов изменения формы, тональных и цветовых отношений.

Жанр натюрморта наиболее характерен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В этом жанре работали многие великие мастера. История мирового и отечественного искусства дает нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного натюрморта.

Многие родители, замечая предрасположенность своих детей к какому-либо виду искусства, стремятся развить их навыки в школах и кружках дополнительного образования, музыкальных и художественных студиях. На примере образования в художественной школе можно смело сказать, что ребенок, предрасположенный к творческой деятельности, более развит духовно, у него хорошо развито образное мышление и воображение. Одним из предметов, преподаваемых в художественных школах является композиция. Для более старших классов преподаватели начинают давать курс декоративно-прикладного искусства и декоративной графики. Основной принцип декоративного изображения – достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а на первый план выходят такие аспекты как: нарочитость выявленная активность изображаемого, приукрашенность.

Декоративно-прикладное творчество в наши дни остается самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором используются не только все известные художественно-выразительные средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества. Декоративные композиции создаются, как правило, для придания большей выразительности и эстетичности пространственному окружению, с которым они тесно связаны. Как правило, декоративные композиции становятся важными элементами дизайна интерьеров и экстерьеров жилых и общественных зданий и сооружений, потому что способны образовывать с ними ансамбли, отличающиеся оригинальностью, художественной гармоничностью и целостностью. Очень часто декоративно-прикладные произведения и изделия помогают создать гармонию и достичь полной законченности и единства формы в архитектурных сооружениях, мемориальной и садово-парковой скульптуре, садово-парковом дизайне, фонтанах и бассейнах. Это и порождает тот широкий и неослабевающий интерес, который всегда вызывало декоративно-прикладное творчество.

В современной жизни качество художественного оформления интерьеров и экстерьеров жилых, общественных и производственных помещений приобретает все большее значение, а дизайнерские решения убранства интерьеров и экстерьеров с обязательным использованием произведений изделий декоративно-прикладного искусства постоянно усложняются в соответствий с развитием эстетических и практических потребностей людей. Художественное видение, организация и оформление интерьера квартиры как уютного жилого пространства, создание в нем гармоничного ансамбля предметов, быта быстро увеличивает свое значение, потому что в современном динамичном и напряженным мире остается все меньше мест, где человек, отдыхая, может одновременно эстетически наслаждаться художественным ансамблем окружающего его интерьера.

В связи с повышением требовательности людей к эстетическому качеству окружающей среды, – всего того, что составляет жизненное окружение человека, социально-экономическая и художественно-эстетическая роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе будет постоянно возрастать. Этим обусловлена актуальность нашей темы.

В декоративной графике все взвешенно, обдуманно и работает на утверждение декоративного образа. Анализ практики художественного творчества показывает, что графическая деятельность, являясь одной из технологий формообразования, способом постижения художественного образа и репрезентации проектного замысла, не достаточно целенаправленно используется в художественном обучении как средство формирования профессионального мышления учащегося-художника. Мы рассматриваем проблему формирования творческого мышления учащихся средствами декоративного изображения натюрморта. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему настоящего исследования.

Объект исследования - декоративная графика.

Предмет исследования - приемы стилизации декоративного натюрморта.

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы формирования творческого мышления на занятиях в художественной студии средствами декоративного изображения натюрморта.

Гипотеза исследования - если в процессе обучения рисованию принять разработанную нами методическую систему, то это позволит активизировать формирование творческого мышления обучающихся, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративной графики и живописи, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

  1. Дать определение основным понятиям: «стилизация», «натюрморт», декоративная композиция».
  2. Изучить историю и особенности натюрморта.
  3. Выявить композиционные особенности декоративного натюрморта.
  4. Определить формирующее значение средств декоративного изображения на развитие творческого мышления обучающихся.
  5. Обобщив и проанализировав полученные данные, разработать методику творческого воспитания учащихся на примере декоративного натюрморта.
  6. Применить на практике разработанную методику.

 

 

Глава 1 Основные принципы стилизации декоративного натюрморта

1.1 Из истории натюрморта

Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера – Франс Снейдерс с монументальным размахом и мощью, Ян Фейт с большей глубиной и тонкостью колорита – запечатлели пышное изобилие даров природы, их красочность и пластичность; испанские натюрмортисты Франсиско Сюрбаран, Хуан Санчес Котан предпочли простоту и величие композиции из немногих обобщенных предметов; особенно богат голландский натюрморт, то скромный по выбору вещей и по колориту (Питер Клаас, Виллем Хеда), то изысканный по тонкой игре цвета и света, по выразительной фактуре предметов (Виллем Калф, Абрам Бейерен), но всегда окутанный воздухом, атмосферой домашнего уюта. Во Франции 18 века Жан Батист Шарден в лаконичных, четко построенных натюрмортах утверждал ценность и достоинство, скрытые в обыденной жизни.

В 19 веке натюрморт приобрел новый смысл, явившись знаменателем для живописцев нескольких поколений, не удовлетворявшихся ролью натюрморта как украшения интерьеров или учебной студии. Во Франции Оноре Домье внес острый социальный смысл в жанр натюрморта; Эдуар Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна замечательны монументальностью и философской значимостью, конструктивностью и синтетичностью художественного языка, выражением материальности мира, точной лепкой формы цветом; в натюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 веке открылись новые неисчерпаемые возможности натюрморта. Кубисты Пабло Пикассо и Жорж Брак во Франции, В.Е. Татлин и Л.С. Попова в России сделали предмет главным объектом художественного эксперимента, рассекая его, раскрывая его многоаспектность и геометрическую структуру. Художников русских объединений «Голубая роза» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян) и «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), таких мастеров, как француз Анри Матисс и итальянец Джорджо Моранди, натюрморт привлекал как возможность выразить в окружающих предметах свое понимание мира и собственной личности. В советском искусстве 1930–1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек художников возможностью выразить глубоко личное переживание мира и человеческой жизни (Е.А. Малеина, В.Ф. Стожаров, А.Ю. Никич, Н.И. Кормашов).

Натюрморт и его особенности.

Натюрморт (фр. Naturemorte-мертвая натура; англ. stilllife, нем. Stilleben) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности – от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символистическим смыслом.

Натюрморт. Кто из художников и зрителей не любит этот жанр? Изображение самых обычных вещей способно вызывать ассоциации, далекие от бытовой их предназначенности, выражать сложные чувства и тончайшие эмоции.

Работу над натюрмортом К.С. Петров-Водкин определил как одну «из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживает определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем».

Пристально вглядываясь в натуру, Поль Сезанн тщательно выстраивал свои натюрморты, формируя складки на тканях, подкладывая мелкие монетки под фрукты и тарелочки, добиваясь нужного их поворота и ракурса. Дочь выдающегося русского художника Петра Кончаловского вспоминала, как ее отец несколько дней подбирал предметы, составляя натюрморты. Нередко художник тратил на их установку столько же времени, сколько затем на живопись. Мастер натюрмортного жанра Илья Машков отмечал, что «толково поставить перед собой натуру – это почти сделать картину». Подготавливая натюрморт «Снедь московская», он специально заказывал в пекарне необходимые изделия. Владимир Стожаров, бродя с этюдником по северным краям, выискивал в избах предметы русской старины. То есть процесс создания натюрморта начинается еще до его практического воплощения. Ведь уже в самой постановке предлагается идея композиции – конструктивная схема, колорит, тональность, освещение, группировка предметов. Это отнюдь не исключает впоследствии разнообразных, подчас парадоксально неожиданных компоновочных решений. Причем лаконичность постановок зачастую открывает большой простор для творчества.

При организации натюрморта и в процессе работы над этюдом художник должен, как отмечал В.А. Фаворский, видеть и «слышать тихую жизнь» предметов постановки – как они «разговаривают» друг с другом, относятся друг к другу, оказывают влияние друг на друга, строят глубину, ритмические отношения.

Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразии. В соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени в натюрморте раскрывается представление о красоте мира и духовном богатстве современника, отражается широкий диапазон человеческих чувств, его взаимоотношений с окружающим миром. В жанре натюрморта особенно наглядно просматриваются пластические и колористические стороны мастерства живописца.

Живопись натюрморта – это важное средство настройки и проверки глаза художника, его рабочей «живописной формы». Не случайно многие художники, перед тем как взяться за большие жанровые или пейзажные картины, пишут натюрморты. «Натюрморт-это скрипичные этюды, – отмечал К.С. Петров-Водкин, – которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту».

Натюрморт – это не случайный набор предметов, которые оказались под рукой. Бездумно запечатлеть на бумаге или на холсте первые попавшиеся предметы – еще не значит написать содержательный натюрморт. Активное авторское отношение к натуре, чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы.

Эстетическую выразительность постановке придает разнообразие предметов по материалу, величине, цвету, тону, фактуре, контрастное сопоставление.

Натюрморт, как правило, имеет небольшие размеры. Он должен побуждать зрителя к внимательному рассматриванию, любованию красотой форм, цвета, материальных качеств предмета.

1.2 Декоративная композиция

Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ», – пишет китайский художник Ван Гай.

Декоративность – особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты, свойство, глубоко заложенное в эстетическом сознании народа.

Люди издавна стремились украсить свои жилища и храмы, свои вещи, свою внешность – уже за 5 тыс. лет до н.э. в государствах древнего Востока были высоко развиты художественные ремесла. Разные стороны понимания декоративности постоянно проявляются в произведениях прикладного и народного искусства: тканях, коврах, изразцах, росписи по дереву. В гробницах Месопотамии и Египта находят, например, ювелирные изделия необыкновенной красоты и сложности. «Примитивные» африканские племена превзошли даже модниц 18 века в обилии способов украшения своей внешности.

Информация о работе Приемы стилизации декоративного натюрморта