Тематическая экскурсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ экскурсионного потенциала города и разработка тематической экскурсии по средним учебным заведениям Хабаровска «Моя профессия – мое будущее». Курсовая работа содержит три главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экскурсионной деятельности. Во второй главе разработана тематическая экскурсия «Моя профессия – мое будущее». В третьей главе дано социально-экономическое обоснование разработанной экскурсии.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты экскурсионной деятельности 7
Сущность экскурсии 7
Классификация экскурсий 13
Разработка тематической экскурсии на тему
«Моя профессия – мое будущее» 22
2.1 Контрольный текст экскурсии 22
2.2 Индивидуальный текст экскурсии 29
3 Социально-экономическое обоснование
тематической экскурсии «Моя профессия – мое будущее» 38
3.1 Расчет стоимости экскурсии 38
3.2 Социальная значимость разработанной экскурсии
на тему «Моя профессия – мое будущее» 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А Схема маршрута 45
Приложение Б Методическая разработка экскурсии 46
Приложение В«Портфель экскурсовода» 52
Приложение Г Хабаровский техникум водного транспорта 53
Приложение Д Хабаровский педагогический колледж 55
Приложение Ж Хабаровский технологический колледж 57
Приложение И Хабаровский техникум железнодорожного транспорта 59
Приложение К Хабаровский краевой колледж искусств 61
Приложение Л Хабаровский государственный медицинский колледж 63
Приложение М Расчет стоимости экскурсии 65

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯЯЯЯЯЯЯ.docx

— 861.39 Кб (Скачать файл)

 

КР 100510048

 

КР 100510048

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 62 страницы пояснительной записки формата А4, включающей 10 приложений формата А4, 14 источников.

ЭКСКУРСИЯ, ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ, ЭКСКУРСАНТ, ЭКСКУРСОВОД, ЭКСКУРСИОННОЕ  ДЕЛО, ПРОФЕССИЯ, СРЕДНЕЕ УЧЕБНОЕ  ЗАВЕДЕНИЕ.

Объект исследования –  экскурсионный потенциал города Хабаровска.

Целью работы является анализ экскурсионного потенциала города и  разработка тематической экскурсии  по средним учебным заведениям Хабаровска «Моя профессия – мое будущее».

Курсовая работа содержит три главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экскурсионной деятельности. Во второй главе разработана тематическая экскурсия «Моя профессия – мое будущее». В третьей главе дано социально-экономическое обоснование разработанной экскурсии.

Данная работа может быть применена как рекомендации для  экскурсионных бюро, туристских фирм города Хабаровска, специализирующихся на организации и проведении экскурсий.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                   5

1 Теоретические аспекты  экскурсионной деятельности                                     7

    1. Сущность экскурсии                                                                                         7
    2. Классификация экскурсий                                                                              13
  1. Разработка тематической экскурсии на тему

«Моя профессия – мое  будущее»                                                                   22

2.1 Контрольный текст экскурсии                                                                       22

2.2 Индивидуальный текст  экскурсии                                                                 29

3 Социально-экономическое обоснование

      тематической экскурсии «Моя профессия – мое будущее»                        38

3.1 Расчет стоимости экскурсии                                                                           38

3.2 Социальная значимость  разработанной экскурсии

      на тему  «Моя профессия – мое будущее»                                                     39

Заключение                                                                                                             41

Список использованных источников                                                                   43

Приложение А Схема  маршрута                                                                          45

Приложение Б Методическая разработка экскурсии                                         46

Приложение В«Портфель экскурсовода»                                                           52

Приложение Г Хабаровский  техникум водного транспорта                             53

Приложение Д Хабаровский  педагогический колледж                                     55

Приложение Ж Хабаровский  технологический колледж                                  57

Приложение И Хабаровский  техникум железнодорожного транспорта         59

Приложение К Хабаровский  краевой колледж искусств                                  61

Приложение Л Хабаровский  государственный медицинский колледж           63

Приложение М Расчет стоимости  экскурсии                                                     65

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Развитие туризма связано  с социально-экономическими достижениями страны и зависит от доступа человека к активному отдыху, его возможности  выбора способа перемещения в  рамках свободного времени и материальной обеспеченности. На рубеже XX–XXI веков  в России открылось множество  туристических предприятий и  организаций. Организация путешествий  и экскурсий требует от турфирм  детальной разработки маршрута и  услуг, их тематического соответствия. В технологии обслуживания туристов большое значение имеет квалификация экскурсовода, являющегося представителем агентств, организующих обслуживание туристов, и отвечающего за его  качество. 

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное  участие в экскурсиях полумиллиарда  человек; десятки тысяч экскурсионных  тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие  экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела /1/.

На сегодняшний день перспективой развития экскурсионного дела можно  считать разработку авторских, оригинальных, необычных экскурсий. Создание новых  форм экскурсионного обслуживания, в  том числе на региональном уровне.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие общества и экономики страны невозможно без модернизации сферы профессионального образования, что и необходимо донести до подрастающего поколения в простой и доступной форме экскурсии.

Объект исследования –  экскурсионный потенциал города Хабаровска.

Целью работы является анализ экскурсионного потенциала города и  разработка тематической экскурсии  по средним учебным заведениям Хабаровска «Моя профессия – мое будущее».

Реализация данной цели осуществляется с помощью следующих задач:

- изучить существующие  методы подготовки и проведения  экскурсии;

- составить методическую  разработку экскурсии;

- отобрать экскурсионные  объекты;

- разработать схему маршрута.

Методы и средства решения  поставленных задач:

- анализ учебной литературы  в области экскурсоведения;

- анализ данных периодической  печати;

- анализ практической  литературы;

- анализ архивных документов;

- анализ статистических  данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что  разработанная экскурсия может  быть использована в деятельности экскурсионных  бюро и турфирм г. Хабаровска, занимающихся организацией и проведением экскурсий, с целью повышения внимания выпускников средних учебных заведений к их будущему профессиональному образованию.

 

 

  1. Теоретические аспекты экскурсионной деятельности

 

1.1 Сущность экскурсии

 

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это  слово проникло в XIX в. и первоначально  означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее  произошло видоизменение этого  слова по типу имен на «ия» (экскурсия).

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это  внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и  противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность  экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия  представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными  закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной  конференции, проведенной в 1978 г.

Главным экскурсионным управлением  Центрального совета по туризму и  экскурсиям ВЦСПС и Центральной  научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод  помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая  разработка материала, обусловленная  целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению  самостоятельности восприятия и  оценок».

Одна из задач экскурсии –  выработать у экскурсантов отношение  к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку – значит составить  представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно  понимать как определенный взгляд экскурсанта  на исторический период, которому посвящена  экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в  которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и  оценка его экскурсоводом, а также  убежденность экскурсовода в своей  правоте. Главное в этом процессе – проблема понимания. Большинство  экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой  понимания материала и выработки  отношения к предмету показа и  рассказа.

Экскурсия – методически продуманный  показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в  основе которого лежит анализ находящихся  перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них, по словам М. П. Анциферова, выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» .

Характеризуя место экскурсионной  деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия – это  наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений  по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних  по времени опубликования определений: «Экскурсия – особая форма учебной  и внеучебной работы, в которой  осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых  им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина  «экскурсия», данные в различных  словарях и энциклопедиях. Самое  раннее (1882 г.) толкование этому термину  дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия»  дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью  расширение и углубление знаний подрастающего  поколения…».

Информация о работе Тематическая экскурсия