Тематическая экскурсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ экскурсионного потенциала города и разработка тематической экскурсии по средним учебным заведениям Хабаровска «Моя профессия – мое будущее». Курсовая работа содержит три главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экскурсионной деятельности. Во второй главе разработана тематическая экскурсия «Моя профессия – мое будущее». В третьей главе дано социально-экономическое обоснование разработанной экскурсии.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты экскурсионной деятельности 7
Сущность экскурсии 7
Классификация экскурсий 13
Разработка тематической экскурсии на тему
«Моя профессия – мое будущее» 22
2.1 Контрольный текст экскурсии 22
2.2 Индивидуальный текст экскурсии 29
3 Социально-экономическое обоснование
тематической экскурсии «Моя профессия – мое будущее» 38
3.1 Расчет стоимости экскурсии 38
3.2 Социальная значимость разработанной экскурсии
на тему «Моя профессия – мое будущее» 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А Схема маршрута 45
Приложение Б Методическая разработка экскурсии 46
Приложение В«Портфель экскурсовода» 52
Приложение Г Хабаровский техникум водного транспорта 53
Приложение Д Хабаровский педагогический колледж 55
Приложение Ж Хабаровский технологический колледж 57
Приложение И Хабаровский техникум железнодорожного транспорта 59
Приложение К Хабаровский краевой колледж искусств 61
Приложение Л Хабаровский государственный медицинский колледж 63
Приложение М Расчет стоимости экскурсии 65

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯЯЯЯЯЯЯ.docx

— 861.39 Кб (Скачать файл)

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий  троллейбусы, трамваи, речные и морские  теплоходы, вертолеты и т.д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3–4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них  может быть предусмотрено несколько  экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

– экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

– экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

– экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

– экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

– экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться  как форма учебной работы для  различных групп экскурсантов. Это  может быть:

– экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

– экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

– экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

– учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

– пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

– показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;

– рекламная экскурсия.

Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего  по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой  понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:

– какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;

– к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);

– что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Цель связана с понятиями  цель и идея и предусматривает  изложение не только определенного  материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии).

Каждая экскурсия должна иметь  свою четко определенную тему. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Подготовка новой темы, содержания экскурсии – это многомесячный  напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной  темы является то, что она тесно  связана с объектами показа и  с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком  объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

Тема играет решающую роль в объединении  внешне разрозненных частей экскурсии  в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех  случаях, когда объект бывает многоплановым  и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется –  как показать объект, какую часть  информации дать экскурсантам в данном случае.

Некоторые объекты показываются в  нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте  дается разный объем информации, в  рассказах он освещается в различных  ракурсах.

Большое значение имеет выдержанность  тематики экскурсии. Весь рассказ и  показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию  могут «вторгаться» объекты, расположенные  на данном маршруте, но не относящиеся  к выбранной теме. Сведения о таких  объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно  рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод  может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

Каждая тема представляет собой  совокупность целого ряда подтем. У  каждой подтемы должна быть полнота  и логическая завершенность. Правильно  разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а  вместе с другими подтемами, в  композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

Многотемье обзорной экскурсии  не дает возможности достаточно глубоко  раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое  значение для развития экскурсионной  тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной  экскурсии.

Название экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.

У одной и той же темы может  быть несколько названий в зависимости  от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия  «Москва – столица России»  может иметь и другое название: «Москва вечерняя» и др.) /2/

 

Деление экскурсий на четко  определенные группы на практике носит  несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации  работы экскурсовода с клиентами, облегчает  специализацию, создает основу для  деятельности методических секций. Использование  закономерностей проведения экскурсий  для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей  полнотой и целенаправленностью  используются достижения отдельных отраслей знаний /3/.

 

2 Разработка тематической экскурсии на тему

   «Моя профессия – мое будущее»

 

2.1 Контрольный текст экскурсии

 

 

Уровень безработицы в  Хабаровске по состоянию на 2012 год  составляет 0,51%. По-прежнему, этот показатель – один из самых низких по стране. В среднем по России уровень безработицы  равен 1,7% от экономически активного  населения , в Хабаровском крае – 2,5%. Городской центр занятости  рапортует, что на учете сегодня  состоят 1678 хабаровчан, официально признанных безработными. В то же время центр  занятости населения предлагает сегодня более 10 тысяч вакансий на предприятиях Хабаровска. Из них порядка 6500 предложений предназначены для  граждан России, а 3628 ставок – для  работников из других стран.

Традиционно практически  три четверти вакансий – это рабочие  специальности. На стройках нужны каменщики, штукатуры, плотники, арматурщики, машинисты  кранов, бульдозеристы, отделочники  и т.д. В системе общепита требуются  кондитеры, повара, официанты. Также  среди востребованных работодателями специальностей – бухгалтеры, торговые агенты, водители общественного транспорта, слесари, сантехники, дворники, электрики  и уборщицы, о чем сообщает пресс-служба городской администрации.

Но в организациях нужны  не только рабочие. Больницы и поликлиники  приглашают на работу врачей, образовательные  учреждения – учителей и воспитателей /4/.

Рабочую, и не только, профессию  можно получить в учреждениях среднего профессионального образования. Ниже будут рассмотрены наиболее известные и интересные средние учебные заведения города Хабаровска.

Хабаровский техникум водного транспорта (РУ №5, ГПТУ №5, «Профессиональный (речной) лицей №5», «Транспортный колледж №5», адрес: ул. Ремесленная, 8)

Хабаровский техникум водного  транспорта имеет свою, уже почти  семидесятилетнюю историю. За этот период неоднократно менялось название учебного заведения, велась подготовка различных профессий, но суть, дух учебного заведения, по-прежнему, остаётся неизменным - здесь готовили и готовят профессионалов, здесь получали и получают трудную, интересную профессию амурского речника, профессию отважных и смелых людей, настоящих мужчин. Профессия речника - одна из основных транспортных профессий. Ведь Хабаровск стоит на одной из самых судоходных магистралей нашей страны - реке Амур. Он выводит край к Тихому океану. И суда с грузом идут дальше к его морям: Желтому, Охотскому, Японскому, Китайскому. И для работы на амурском флоте специалистов готовит Хабаровский техникум водного транспорта вот уже несколько десятков лет. Техникум является специализированным учебным заведением ОАО «Амурское пароходство». Студентам выплачивается стипендия, предоставляется общежитие, гарантируется стопроцентное трудоустройство по окончании обучения. Техникум предлагает такие специальности, как: судовождение; эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики; моторист судовой; матрос; а также операционная деятельность в логистике, где себя смогут найти как парни, так и девушки /5/.

Директор – Нина Георгиевна Нестюрина.

 

 

Хабаровский педагогический колледж (ул. Космическая, 7)

Его история началась в 1923 году – когда Россия  преодолевала послереволюционную разруху: по всей  стране педагогические курсы были преобразованы в педагогические техникумы. 1 октября 1926 года в Хабаровском педагогическом техникуме было открыто отделение народов  Севера и Приамурья (туземное).  Уже через год оно было реорганизовано в самостоятельное  учебное заведение – техникум народов Севера (с 2009 года – филиал КГОУ СПО «ХПК»). Накануне Великой Отечественной войны,  в 1940 году, Хабаровское педагогическое училище  было переведено в г. Биробиджан, а в Победном 45-м оно возобновило свою работу в  родном  городе, в здании школы № 19. Шли годы, крепла страна, и в 1957 году возникла необходимость открытия  музыкального  отделения с целью подготовки учителей пения и руководителей хора для общеобразовательных  школ. А спустя ещё несколько лет (в 1965 году) распахнуло свои двери дошкольное отделение – училище  стало готовить воспитателей детских садов. 
         В 1993 году педагогическое училище получает статус колледжа. Казалось бы, открылись  новые перспективы: разрабатывались программы непрерывного образования, велась  научно-методическая работа, но в 1998 году страна оказалась в тяжёлой экономической  ситуации, в связи с чем значительно сократилось и бюджетное финансирование колледжа. Но  вопреки всему колледж продолжал развиваться: открылись новые специальности  («Правоведение», «Гостиничный сервис», «Менеджмент», «Дизайн»), лицейские классы,  музыкальная школа. 
         В 2008 году колледж отметил своё 85-летие. Возраст небольшой: годы не старят историю.  Колледж растёт, обновляется, а значит, и облик его молодеет. Сегодня колледж ведет подготовку по следующим специальностям: преподавание в начальных классах; дошкольное образование; коррекционная педагогика в начальном образовании; педагогика дополнительного образования; дизайн; гостиничный сервис; мастер по обработке цифровой информации /6/.

Директор – Геннадий Михайлович Гостев.

Хабаровский технологический  колледж (ул. Московская, 6)

Хабаровский технологический  колледж основан  в 1953 году как техникум промысловой кооперации. Он  находился в ведении Министерства бытового обслуживания населения  РСФСР. В 1991 году получил статус колледжа. В 2008 году произошла реорганизация колледжа путем присоединения профессионального училища №22 – колледж стал многоуровневым учебным заведением. В мае 2010 года распоряжением Правительства Хабаровского края, колледж изменил тип, и стал краевым автономным образовательным учреждением.

Колледж за время работы выпустил более 14 тысяч специалистов. В настоящее время колледж ведет подготовку по следующим специальностям и профессиям: Отделение среднего профессионального образования – дизайн; туризм; гостиничный сервис; парикмахерское искусство; прикладная эстетика; конструирование, моделирование и технология швейных изделий; технология продукции общественного питания. Отделение начального профессионального образования: социальный работник; официант, бармен; парикмахер; продавец, контролер кассир; повар, кондитер.

В международном конкурсе молодых модельеров «Пигмалион», который  проходит во Владивостоке, студенты колледжа постоянно занимают призовые места. В результате ежегодно получают право  внеконкурсного зачисления во Владивостокский  государственный университет экономики  и сервиса.

На всероссийском конкурсе молодых дизайнеров «Русский силуэт» в Москве выпускники колледжа также занимают призовые места, и приглашаются на стажировку в Московский дом моделей /7/.

Директор – Юрий Михайлович Марьян.

Хабаровский техникум железнодорожного транспорта (ул. Карла  

          Маркса, 53)

На перекрестке центральных  улиц Хабаровска: Карла Маркса и  Дикопольцева с 1897 года разместился  студенческий городок факультета среднего профессионального образования  ДВГУПС - "Хабаровский техникум железнодорожного транспорта". Сегодня факультет - современное инновационное образовательное  учреждение, одно из крупнейших и развитых учебных заведений Дальневосточного федерального округа. Его рейтинг  довольно высок, а в 2010 году он вошел  в число ста лучших образовательных  учреждений СПО Российской Федерации, за что награжден дипломом и золотой  медалью. С 1895 года техникум произвел 105 выпусков специалистов. За время существования техникум подготовил более 28 тысяч специалистов среднего звена для предприятий железнодорожного транспорта. Спрос на обучение специальностям, которые предлагает техникум, и сегодня очень высок.

Информация о работе Тематическая экскурсия