Развитие эстетического воспитания в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд,мы можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 557.04 Кб (Скачать файл)

Программа эстетического воспитания учащихся на материале искусства  реализуется на личностном уровне. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Эстетическое воспитание средствами искусства — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности»[14]. 

«Методы эстетического воспитания: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства, стилей и др.), упражнения в искусстве (графика, живопись и др.), положительный пример, поощрение.

Программа художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого.

В системе художественного воспитания учащихся можно выделить три взаимосвязанных  звена — три компонента: 1) эстетическое просвещение (когнитивный компонент); 2) развитие эстетических чувств (аксиологический компонент); 3) обогащение опыта художественной деятельности (деятельностный компонент).

Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы: беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств, презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок, театров и др. Таким образом может быть организовано изучение как общих основ теории искусства, так и отдельных направлений и жанров, включая те, которые особенно интересуют учащихся. В средних классах необходима продуманная система бесед на уроках изобразительного искусства, где школьники получают определенную искусствоведческую информацию. Опыт школ убеждает в том, что систематическое знакомство с классическими произведениями постепенно приводит учащихся к их пониманию и развивает интерес к классике. Ценимой учащимися формой познания основ изобразительного искусства является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. В старших классах практикуется исследование жизни и творчества художников и художественных направлений, устное и письменное рецензирование произведений, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления  и суждения формируются уже в  начальных классах, однако интересы младших школьников продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и  разбросанными. При восприятии картины  они обращают внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляют длительные занятия. Вместе с тем его увлекает сам процесс рисования, лепки, конструирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.

Основная работа по формированию эстетических представлений, понятий и вкусов осуществляется с учащимися-подростками  и старшими школьниками, обладающими  необходимыми способностями к более  глубокому пониманию искусства  и более развитым чувством переживания  прекрасного. Главное в подростковом возрасте — это потребность в  самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый  эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений  окружающего мира. У подростка  обнаруживается тенденция оценивать  явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, — избирательно. Подростковый возраст  — начало самовоспитания. Юный человек  становится способным ставить перед  собой цель самостоятельно овладеть тем или иным видом искусства.

Старший школьный возраст характеризуется  относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника  еще более избирательно, чем у  младшего подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении  и жизненном самоопределении. Занятия  по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Вот почему важна работа по формированию у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать примитивное  ремесленничество от подлинного искусства.

Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Очень важно обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека в изобразительном искусстве. Для этого большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, колорит.

В связи с важностью эстетического  воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий  и суждений большое значение имеет  работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении  жизненных явлений. Вот почему на занятиях по изобразительному искусству  необходимо использовать произведения литературы и музыки.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее  время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства  начинается с самого раннего детства  и не прекращается всю жизнь. Школа  должна обеспечить подростку способность  относительно свободно, грамотно ориентироваться  в этом потоке, отделяя в нем  позитивное от негативного. Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики используют в своем быту фотоаппарат, видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, вкус, образное мышление подростка при этом не развиваются.

В программе Б.М. Неменского основам фотографии, кино и театра посвящены занятия в 9-м классе «Изобразительное творчество и синтетическое искусство». Если нет возможности вести уроки изобразительного искусства в 9-м классе, можно организовать факультатив в системе дополнительного образования на основе данной программы»[14].

 

 

 

                                    ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

В современных условиях образование  стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления "экономики знаний", в частности. На систему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.

Из этого следуют задачи современного образования.Одной из которых является:воспитание эмоционально-чувственной сферы личности школьника.

Искусство позволяет не только развивать эмоционально-чувственную сферу, но и гармонизировать жизнедеятельность всего организма ребенка, что является основой успешного развития. Художественно-образное отражение окружающего мира способствует созданию положительного настроения и является одним из самых главных факторов хорошего самочувствия детей. Это особенно важно для школьников, испытывающих различные проблемы в обучении. Главную роль в развитии эмоциональной сферы играют именно те предметы, которые, как ни странно, в практике школы все более игнорируются.

           Чувство радости, желание заниматься искусством является непременной предпосылкой методического благополучия урока. Важным показателем служит также умение и желание участвовать в общем деле. В формировании современного типа мышления и сохранении здоровья детей и юношества важную роль играет не какое-либо одно искусство, а активное взаимодействие разных видов художественно-творческой деятельности, то есть полихудожественное образование и воспитание, которое предполагает: владение широким набором разнородной информации; включение в процесс решения проблемы разных видов художественного мышления; возможность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; умение не только ставить задачу, но и предполагать готовый результат; развитие креативности и ведущих компетенций (коммуникативных, социальных, языковых, информационных, научных и др.).      Изобразительное искусство – это уникальный вид творчества, система, все множество элементов которое организуется его предназначением – воздействовать на эмоционально-образную сферу человека. Б.М.Неменский, реализуя исходное отношение концепции (изобразительное искусство-жизнь), как бы выводит в свет своих воспитанников. Они выходят в реальную жизнь, в реальную творческую действительность, но выходят не одни, а вместе со своими «современниками» - И. Репиным, А. Бенуа, В. Кандинским, К. Малевичем, М. Нестеровым, Ю. Пименовым, и.т.д. Они помогают детям своим творением разобраться, что такое в жизни добро и зло, возвышенное и низменное, как существуют в человеческом мире комическое и трагическое, серьезное и легкое, помогает понять относительность всего и вся в этом мире и определиться в ценностях, которые мы теперь называем общечеловеческими.

      Все выше сказанное позволяет считать тематизм программы Б.М.Неменского методологическим феноменом, не имеющим аналогов в современной мировой педагогике.

      На основе этой программы , в настоящее время разработаны все современные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2.АНАЛИЗ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ        ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

    

2.1.Основные принципы эстетического воспитания на уроках ИЗО в начальных классах.

          Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные воспитательные возможности. Оно не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных данных. Отсюда первый принцип обучения принцип научности. Задача педагога - изложить закономерности строения природы и законы ее изображения на плоскости так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.

Рисование в школе - это не забава, не развлечение, а такой же серьезный  учебный предмет, как математика, география. Преподавание рисования  в школе должно ставить перед  учащимися целый ряд учебных  задач, которые углубляют и обогащают  представления об окружающей действительности. Эти задачи составляют стержень обучения рисованию и ставятся перед детьми в определенной последовательности и в определенной системе. Они  раскрывают закономерность строения форм природы, указывают на гармоническую  слаженность конструктивного строения формы, на разнообразие и красочность  окружающей действительности.

Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. Обучая перспективному рисованию, мы обращаем внимание всех детей на точное соблюдение правил и законов перспективы. Анализируя конструктивное строение формы, все ученики привыкают строго соблюдать в рисунке структуру данного предмета. Манера рисунка может быть индивидуальной, но закономерность расположения плоскостей в пространстве каждый должен передать правильно, одинаково, ибо это уже научные основы рисунка. То же самое можно сказать и о тоне, о пропорциях и т.д.

      Следом за ним принципом научности назовем принцип наглядности.

Этот принцип считается одним  из ведущих. Использование наглядности  повышает внимание учащихся, углубляет  их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению.

На уроках художественного труд необходимо в комплексе использовать все виды наглядности:

· демонстрация рабочих операций (технические  карты, чертежи и т.д.);

· образцы изделий;

· показ моделей, макетов, плакатов, диафильмов, таблиц, слайдов и т.д.).

      При показе задаются вопросы, которые направляют внимание детей на более существенные стороны изучаемых предметов и объектов.

       Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания.

       Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т.е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

         Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил учитель.

        Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве - ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.

        Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

     Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными. Например, мы знакомим детей с основными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке - это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут - и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме.

Здесь же надо показать детям явления перспективы  на примере изменения положения  в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда  дети увидят явления перспективы  в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, например, вида н а железнодорожные пути или пейзажа, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры:

Информация о работе Развитие эстетического воспитания в системе образования