Развитие эстетического воспитания в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд,мы можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 557.04 Кб (Скачать файл)

Некоторые учителя считают, что  в первом-втором классах дети должны работать только вместе с педагогом. В результате у школьников развивается  пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип  доступности и посильности искажается.

Соблюдая принцип доступности  и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности  каждого школьника. В классе не может  быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие - с большим трудом; одним легко  дается тот или иной технический  прием, другие долгое время не могут  овладеть им. Учителю следует поставить  каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его  зависит от всей системы обучения.

Преподавание изобразительного искусства  в общеобразовательной школе  требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.

В процессе обучения младшие школьники  должны усваивать знания, навыки и  сведения об изобразительном искусстве  в единой, последовательной системе.

Принцип связи  теории с практикой. Эта связь на уроках художественного труда имеет двусторонний характер. С одной стороны, дети используют на практике знания, полученные на уроках математики, природоведения, рисования и т.д., а также знания о материалах, инструментах, технической документации, полученных на уроках художественного труда ранее. При этом теоретические знания реализуются в практические умения.

С другой стороны, ставя перед учениками  посильные проблемы, учитель вынуждает  детей пополнять практические умения новыми теоретическими знаниями (с  помощью опытов, лабораторных работ, наблюдений). Все это активно развивает  мышление учащихся.

 

 

2.2 Критерии оценки  эстетической воспитанности

       Что конкретно может и должно быть измерено в области эстетической воспитанности, каково ее содержание и основные формы проявления? В чем суть того эталона эстетической воспитанности в отношении к искусству и действительности, к которому мы должны приближать воспитанность детей? Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

С эстетическим идеалом, как части  эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление  и испытывает на себе влияние социально-классовых  отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у школьников на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень  эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность  любования красотой, совершенством  в искусстве и жизни. Нередко наши дети интересуются, например, живописью лишь на уровне образованности. Они рассматривают картину, делают записи в блокнот, касающиеся имени художника и краткого содержания произведения, и переходят к новому полотну. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться и насладиться эстетическим чувством. Такое беглое знакомство даже с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино стали обычным, исключившим из общения с искусством один из главных элементов общения - любование.

С элементом любования тесно  связана общая способность к  глубокому переживанию чувств, порождаемых  эстетическим объектом. Возникновение  гаммы возвышенных чувств и глубокого  духовного наслаждения от общения  с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание  эстетического неразрывно связано  со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве  и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности  является способность к художественно-эстетическому  творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности  органично соединились, слились  и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность  к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у младших школьников все эти элементы находятся в  зачаточном состоянии. Но они у детей  уже существуют, их надо видеть и  развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

Измерение эстетической воспитанности  может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения  психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, точнее, тот или иной уровень  его сформированное. В еще большей  мере педагогические критерии должны оказать помощь в определении  степени развития художественного  вкуса. Он проявляется и в свободном  выборе детьми произведений искусства  для удовлетворения интересов, и  в оценке различных явлений искусства  и жизни, и в результатах любой  деятельности, особенно художественно-эстетического  творчества. Оценке с помощью педагогических критериев подлежит также способность  ребят к художественному образному  мышлению и творчеству. Важно знать, насколько способен ребенок создавать  собственный, новый, еще небывалый  образ, какими навыками творческой деятельности он обладает. Для эстетической воспитанности  характерно доведение исполнительских  навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям  эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов  к искусству, выявить потребности  в общении с эстетическими  явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность  в широком социальном смысле этого  слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Уровень эстетической воспитанности  у различных детей в зависимости  от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими  словами, основную цель эстетического  воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически  соединилось наличие эстетического  идеала и подлинного художественного  вкуса с развитой способностью к  воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому  творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и  художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка  недостаточной, ограниченной. Эстетическая воспитанность на этом уровне, равная в сущности невоспитанности, встречается  среди младших подростков довольно часто. Отсутствие эстетического идеала, подлинно художественного вкуса  порождает всеядность, стремление лишь к развлечению, удовлетворению сиюминутных  потребностей, получению примитивных  удовольствий. Этот ограниченный уровень  эстетической воспитанности представляет собой наиболее благоприятную почву  для воздействия на сознание и  чувства детей низкопробных произведений.

Определение эстетической воспитанности  помогает сделать работу по эстетическому  формированию детской личности более определенной и целенаправленной.[23]

 «Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:

• эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

• знание и понимание сущности эстетического в искусстве и  окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные  с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

• наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;

• овладение культурным наследием  прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным  тенденциям в развитии искусства;

• степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому  освоению мира;

• практическое участие в создании прекрасного в жизни;

• потребность и умение строить  жизнь «по законам красоты» и  утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

Названные компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев  эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников»[14].

 

2.3 Воспитание толерантности   на уроках изобразительного искусства

На наш взгляд, особенностью современного воспитания является воспитание культуры толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания  и свободного развития: этика и  стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск компромиссов и пр. Толерантность — это способность принимать, понимать, признавать другое, не свое, быть терпимым к чужой вере, чужой идеологии, языку, культуре, внешности, недостаткам. Толерантность — это человеческая добродетель, включающая в себя терпимость к различиям среди людей, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Именно идеи толерантности лежат  в основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд»  под редакцией Б.М. Неменского. Эта линия программы выражается в основном авторском принципе построения содержания программы — «От родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного очага культуры — в огромный разноречивый мир духовных представлений. Диалог, а вернее, многоголосье культур человечества заложены в основу программы. Это и ее содержание, и метод.

Для утверждения принципов толерантности  в программе используются следующие  методы.

Метод диалогичности. В основе педагогической деятельности учителя должны быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь — не просто к пониманию, но к толерантному взаимодействию. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к созданию оптимальных условий для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Учитель и ученик — собеседники.

Учитель искусства должен стать  мастером слова, так же как и учитель  литературы.

Ученик должен научиться выражать мысль и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция), и  в слове. И. Репин, А. Бенуа, В. Кандинский, К. Малевич, К. Петров-Водкин, М. Нестеров, Н. Рерих, Ю. Пименов, Е. Кибрик и многие другие известные художники оставили прекрасные литературные произведения. Мы готовим не мастерового, а личность — умеющую и мыслящую. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, понятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в словесной речи, и в изобразительном языке. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний.

Понимание искусства тоже требует  своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации — бесценный  материал для учителя. Не насмешка, а развитие: поддержать зарождающийся  интерес к сравнениям, самостоятельному мышлению. Не просто слова, но слова, которые  должны активизировать потребность  и способность вглядывания. Промежуточным  и очень существенным переходом  от узнавания («что?») к пониманию («зачем?») является поиск ответа на вопрос «какой?». Какое это дерево (человек, колорит, рисунок) по настроению, по отношению к изображаемому? А дальше ответ на вопрос: какая цель была у автора?

Метод сравнений помогает педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан со становлением человеческого отношения к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение на основе диалога. Этот метод применим и к практической работе учеников — тут в качестве пособий, наглядных материалов должны демонстрироваться многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Такой подход поможет уйти от стереотипности, разовьет интерес к поисковой работе. В восприятии произведений искусства также имеет смысл показать несколько возможностей решения темы или сюжета. Один и тот же сюжет можно использовать для выражения разных мыслей. Сравнение даст возможность глубже понять мысль автора, за внешней формой раскрыть содержание. Метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению»[14].

Информация о работе Развитие эстетического воспитания в системе образования