Развитие эстетического воспитания в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд,мы можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 557.04 Кб (Скачать файл)

 

-А теперь  ответьте на вопрос:

-Чем мы  будем заниматься на уроке? (Расписывать дымковскую игрушку)

   С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров) ,   видна  заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда  туман, вся  слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась  дымковская игрушка  на рубеже XV-XVI веков.

         С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»

 

Собирались  люди на большой площади весной, пляски, смеялись и … 

свистели. Свистели все, взрослые и дети . Поглядеть на них приезжали из других  городов и сёл.  И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую  игрушку  для свиста себе на потеху да детям на забаву.

            Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у  себя дома.

            А в 1933 году советское правительство   построило дом, который стали  называть «Дом  художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская  игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых   и все  вместе  по-старинке,  вручную делают эти замечательные игрушки.

 

- А как  изготавливают игрушки?

Свои игрушки  лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным   песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке,  сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками.

Раньше игрушки  расписывали специальными красителями, замешанными на  яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и  перья.

Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый,  малиновый. Их может быть до 10.

Орнамент  всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в  разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию,  напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая  полоса – это что? (вода), перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой - звездочкой - солнце и другие небесные светила.

- А вот  и дымковский хоровод.

Это олень, всадники на конях, барышни с муфтами.

Роспись дымковских игрушек ( 20 минут )

а) А вот  сейчас мы с вами будем расписывать  дымковские игрушки, которые вы  изобразите на бумаге.

На столах у вас лежат трафареты животных.

Обведите  его красным карандашом на середине листа бумаги.

Работаем  в парах, сначала мальчики помогают девочкам обвести фигуру, а потом  наоборот. И особенно прошу помочь леворуким ребятам.

б) Беседа по составлению узора

- Узоры простые,  посмотрите на образцы работ,  на картинки.

- Что нужно  иметь для росписи рисунка  с изображением игрушки? Ватные  палочки, салфетки, акварель, кисточки.

Ватными палочками  будем расписывать, а кисточками обведем контур  игрушки тоненькой линией. Но контур обведете тогда, когда высохнет узор.

 

IV. Практическая часть. Роспись изделия.

- вспомните  правила техники безопасности  при работе с кисточками и  водой.  Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую изобразили на листке.

 

Показ лучших работ (оценки)

Вывод: 1) Учились  расписывать дымковские игрушки  акварелью

Познакомились с другими видами народно-прикладного  искусства.

 

V. Заключение.

- Дети,  мы  ведь  забыли упомянуть о тульских  народных мастерах. Чем они  прославились? (тульскими самоварами)

- А еще  чем? (тульскими пряниками)

- Кто кушал  тульский пряник? ( поднимите руку)

Но не только тульские пекари прославили кондитерскими  изделиями.

- Ваши родители, а особенно бабушки – тоже  искусницы.

Вот бабушка  – умеет печь не только вкусные, но и красивые хлебные изделия  ( посмотрите)

- А у русского  народа  существует такой обычай: уважаемым гостям преподносят  хлеб с солью. (Вручить каравай на расписных подносах и вышитых рушниках).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. А.А. Радугина. Эстетика. /А.А. Радугина. – М., 1998. – 154 с.
  2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. /Л.М. Божович. – М., 1968. – 205 с.
  3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. / Г. Гачев. – М., 1980. 180 с.
  4. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности./ Б. Н. Бессонов. – М., 1988.
  5. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. / Е. С. Борисова. - Л., 1972.
  6. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А.- М., «Просвещение» 1986 .
  7. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова И.А., Лихачева Б.Т.-  М., «Педагогика» 1974 .
  8. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М., «Просвещение» 1983 .
  9. .Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев - М.,  1985.
  10. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А.- М., 1983 .
  11. Педагогика. Под редакцией Сластенина В.А.- М., 2002 .
  12. Кукушин В.С.Введение в педагогическую деятельность. /В. С.Кукушин . - М., «Ростов-на-Дону» ,2005 .
  13. . Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества.Журнал «Педагогика», №5, 2006.
  14. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. /Г.И. Батурина.– М.: А.П.О., 1995. – 72 с.
  15. Кульчинская Н.Л., Кульчинская А.А. Игры в музее// Человечек, 2003 №1.
  16. Мир    детства:    Младший    школьник / Под    ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1981. –  400 с.
  17. Мир   детства.  Дошкольник / Под   ред.   А. Г. Хрипковой;   отв.   ред.   А. В. Запорожец.   —   М.:   Педагогика. 1979. – 416 с.
  18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  20. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.
  21. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002. – 176 с.

    22.Принципы преподавания. [электронный ресурс]. - Режим доступа

        http://studentbank.ru/view.php?id=2456&p=1

 

   23. Критерии оценивания эстетической воспитанности.[электронный

       ресурс].- Режим доступа http://www.ege-center.ru/kriterii_vosp.html


Информация о работе Развитие эстетического воспитания в системе образования