Развитие эстетического воспитания в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд,мы можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 557.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

 

 

Принципы  обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических  представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это  происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные  формы и приемы. Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

сознательности  и активности;

наглядности;

систематичности и последовательности;

прочности;

научности;

доступности;

связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических  принципов.

«Эстетическая культура школьника  включает в себя определенную степень  эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:

• эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

• знание и понимание сущности эстетического в искусстве и  окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

• наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;

• овладение культурным наследием  прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным  тенденциям в развитии искусства;

• степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому  освоению мира;

• практическое участие в создании прекрасного в жизни;

• потребность и умение строить  жизнь «по законам красоты» и  утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                  ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) –  без этого невозможно представить  себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического  процесса.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир  и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Учебно-воспитательные программы  школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере  образования, так и в семейном воспитании, является задача научить  маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.      Изобразительное искусство – это уникальный вид творчества, система, все множество элементов которое организуется его предназначением – воздействовать на эмоционально-образную сферу человека. Б.М.Неменский, реализуя исходное отношение концепции (изобразительное искусство-жизнь), как бы выводит в свет своих воспитанников. Они выходят в реальную жизнь, в реальную творческую действительность, но выходят не одни, а вместе со своими «современниками» - И. Репиным, А. Бенуа, В. Кандинским, К. Малевичем, М. Нестеровым, Ю. Пименовым, и.т.д. Они помогают детям своим творением разобраться, что такое в жизни добро и зло, возвышенное и низменное, как существуют в человеческом мире комическое и трагическое, серьезное и легкое, помогает понять относительность всего и вся в этом мире и определиться в ценностях, которые мы теперь называем общечеловеческими.

      Все выше сказанное позволяет считать тематизм программы Б.М.Неменского методологическим феноменом, не имеющим аналогов в современной мировой педагогике.

      На основе этой программы , в настоящее время разработаны все современные программы.

Эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти  качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и  природа, и труд, и окружающая нас  действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и  искусства на личность может проходить  как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное  искусство, музыка, литература, основой  которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Действительно, средства искусства и действительности используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания  школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя мало обращаются к искусству в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

                                                                                                   

                                                                                                            Приложение 1.

 

СХЕМА Б. НЕМЕНСКОГО. ОТ СОДЕРЖАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО  (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) К СОДЕРЖАНИЮ ДУХОВНОМУ

 

 

          

 

 

 

                                                       Рисунок 1.

 

 

 

                                                                                                            Приложение 2.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДЕКОРАТИВНОМУ  ИСКУССТВУ В 3 КЛАССЕ

 

Тема урока: Роспись дымковской игрушки

 

 Цель урока:  знакомство с древнерусскими  игрушками, роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.

Оборудование:

а) для учителя: картины декоративно – прикладного искусства; таблицы – орнаменты; образцы росписи фигурок животных, шаблоны; выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и  т.д.

б) для учащихся: баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок  .

 

 

                                                      Ход урока

I.   Вводная часть

  1) Организационный момент.

  2) Проверка рабочего места.

II.  Беседа о декоративно прикладном  искусстве

Ребята, сегодня  мы отправимся в путешествие по городам  народных умельцев, но  сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве.

Работа по таблицам-орнаментам.

- Дети, большинство   предметов, окружающих человека, украшены различными  узорами или орнаментами. Форма узоров, орнаментов люди берут из природы.

- Из чего  состоят узоры? Какие формы  предметов использует человек  в узорах?  (узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д.)

- Ребята, что  украшают люди узорами и орнаментами?   (одежду, мебель, посуду,  дома, скверы, парки)

- А зачем  украшают узорами и орнаментами? (что бы было приятно смотреть,  пользоваться красивыми вещами, посудой)

 Работа  по картинкам.

- Виды народных  промыслов различны:

а) Кружева  вышивка крестиком, платки.

- Посмотрите  на это изделие. Что это за  изделие? ( это русские кружева)

- Кто их  плетет и из чего? (плетут их русские кружевницы)

Своими красивыми  кружевами прославились Вологодские  и Елецкие кружевницы  (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область  знаменита пуховыми платками, которые вяжутся  в городе Урюпин (показать  образцы)

б) Хохломская роспись.

- Это роспись  по дереву который только сочетает три цвета:

                                         красный

                                         черный

                                         желтый 

- Чья это  роспись?

- Да, это  роспись хохломы.  Не отразимым   сочетанием красок завоевали  известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской обл.

- Их роспись  отличается тем, что они   используют в росписи  3 цвета.

- Еще   хохломскую роспись называют  золотой.

в) Городецкая роспись.

- Народные  умельцы г. Городца прославились  своей красивой  резьбой по дереву   и раскрашиванием  яркими сочными красками.

    1) показ разделочной доски с изображением жар-птицы

     2) показ книжки «Городецкие узоры»

г) Жостовская роспись

- Радует, глаз  своей тонкой работай, по металлу  красками домашней посуды  народные умельцы села Жостова

1) показ подносов

д) Гжельская роспись.

- Большой  славой пользуется народные умельцы  г.Гжели по изготовлению  красивой посуды из глины (показ изделий, книги Гжель)

е) Семеновская  матрешка, шкатулочка-палех.

(показать  изделия)

 

III.  Основная часть 

- Ребята, на  наше карте осталось одно не  раскрытое название. Название этого  населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне  скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение   ( к доске выходят три ребенка и читают стихотворения)

                                        Чем знаменито Дымково? 

                                         Игрушкою своей!

                                         В ней нету цвету дымного, 

                                         Что серости серее

                     В ней что – то есть от  радуги,

                     От капелек росы 

                     В ней что-то есть от радости 

                     Гремящей, как басы.

                                          И злость, и хмурость 

                                          Без всякого следа 

                                           Пусть под улыбкой Дымкова

                                          Растают  навсегда!

 

 Игра  «Данетка»

  - Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)

- O Дымкове? (да)

- Там изготавливают  ковры-самолеты? (нет)

- Может игрушки? (да)

- Игрушка  серая, темная? (нет)

- В ней  есть все цвета радуги? (да)

- Она вызывает  грусть? (нет)

- Улыбку, радость? (да)

Информация о работе Развитие эстетического воспитания в системе образования