Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:37, контрольная работа
Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………..
1.1 Понятие и необходимость эстетического воспитания………………………...
1.2 Виды эстетического воспитания………………………………………………...
1.3 Структура эстетического воспитания…………………………………………...
1.4 Функции эстетического воспитания…………………………………………….
1.5 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания……………….
Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности…………..
2.1 Эстетическое и художественное сознание……………………………………..
2.2 Механизм функционирования эстетического сознания в духовном мире личности……………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
     Федеральное 
государственное автономное 
                              
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кафедра профессиональной педагогики
Контрольная работа
по дисциплине: «Теория обучения и воспитания»
на тему: «Эстетическое воспитание»
                              
                              
                              
                              
                              
                              
Екатеринбург 2013г.
                              
| Введение………………………………………………………… | 3 | 
| Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………. | 5 | 
| 1.1 Понятие и необходимость 
  эстетического воспитания……………… | 5 | 
| 1.2 Виды эстетического 
  воспитания……………………………………………….. | 6 | 
| 1.3 Структура эстетического воспитания…………………………………………... | 7 | 
| 1.4 Функции эстетического воспитания……………………………………………. | 8 | 
| 1.5 Факторы эстетической 
  культуры и эстетического  | 10 | 
| Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности………….. | 15 | 
| 2.1 Эстетическое и художественное сознание…………………………………….. | 15 | 
| 2.2 Механизм функционирования 
  эстетического сознания в  | 18 | 
| Заключение…………………………………………………… | 25 | 
| Список использованной литературы………………………………………………. | 26 | 
Введение
Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.
На материализацию этого 
начала первостепенное воздействие 
оказывает характер общественных отношений, 
а также уровень материального 
и духовного состояния 
Эстетическая культура является 
составной частью культуры, как «совокупность 
эстетических ценностей, способов их создания 
и потребления». В структуру эстетической 
культуры входят эстетическое сознание 
людей, эстетические моменты различных 
видов деятельности и эстетическое 
воспитание. Особое место в ней 
занимает художественная деятельность 
людей. Эстетическая культура человека 
— это в первую очередь культура 
чувственного освоения мира в соответствии 
с социально прекрасными 
Другой важной сферой действия эстетической культуры является духовная деятельность людей. Эстетическое начало проходит через все виды деятельности человека. Как для материальной, так и для духовной деятельности проявление и развитие эстетических начал связано с конкретным способом производства.
Задачи эстетического воспитания личности могут быть успешно решены лишь в случае их тесной связи с практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью, на основе совершенствования всех сфер общественной жизни. Эффективность в работе по эстетическому воспитанию зависит от ее систематичности, целенаправленного эстетического воздействия на личность в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве.
Немалая роль в этом процессе 
принадлежит искусству, которое 
в синтезированном виде отражает 
чувственные представления 
Глава 1 Эстетическое воспитание
1.1 Понятие и 
необходимость эстетического 
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание 
гармонизирует и развивает все 
духовные способности человека, необходимые 
в различных областях творчества. 
Оно тесно связано с 
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
1.2 Виды эстетического воспитания
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
художественное воспитание 
в его образовательно-
воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра -- первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.[2]
1.3 Структура эстетического воспитания
Эстетика – целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая 3 основные раздела:
- о природе объекта 
эстетической оценки и видах 
эстетической ценности (продукты 
производства, явления природы, человек, 
художественные ценности и т.п.
- о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории);
- о природе эстетической 
деятельности и ее видах (
Структура эстетического знания предполагает и наличие сложной системы эстетических категорий и понятий.
Эстетические категории – узловые понятия в истории освоения человеком действительности по «законам красоты». В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира.
К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и т.д. Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эстетики как науки относятся эстетические понятия, которые не имеют столь широкого смысла и значения. В одних случаях эстетические понятия отражают определенные стороны основных эстетических категорий (например, красивое, гармоничное, со- вершенное – проявление эстетической категории «прекрасное»), в других – характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное – прекрасное; печальное, скорбное, горестное – трагическое и др.). Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимосвязаны, между ними существует логическая связь и соподчиненность. Эстетика как система знания включает и эстетические законы.
Эстетические законы- это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др. Т.о. эстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержание. Никакая наука не возможна без своего метода познания; одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают данную науку. Принцип историзма – потребность адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние – как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Другой метод эстетики – структурализм. Например, структурализм дает возможность рассмотреть художественный процесс как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных.[3,4]
1.4 Функции эстетического воспитания
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).
Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: