Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………..
1.1 Понятие и необходимость эстетического воспитания………………………...
1.2 Виды эстетического воспитания………………………………………………...
1.3 Структура эстетического воспитания…………………………………………...
1.4 Функции эстетического воспитания…………………………………………….
1.5 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания……………….
Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности…………..
2.1 Эстетическое и художественное сознание……………………………………..
2.2 Механизм функционирования эстетического сознания в духовном мире личности……………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Теория обучения и воспитания.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

Художественное сознание всегда продуктивно - результативно. Оно существует как духовный процесс благодаря тому, что постоянно овеществляет себя в тех или иных художественных ценностях. А значит, что, с одной стороны, это вид профессионального сознания – сознания созидания, с другой стороны, это сознание потребителя искусства - сознание усвоения.

Эстетическое сознание это  потенциально-результативное сознание. Оно, как было уже сказано, шире по объему и предполагает формирование системы и совокупности эстетических духовных ценностей, как общества, так и личности. 

Совершенно ясно, что эстетическое сознание как форма сознания общественного включает в себя в качестве центрального элемента сознание художественное и связано с ним сложно - диалектически. Связь эта осуществляется через искусство. Поэтому и искусство существует и нужно обществу и каждому человеку потому, что есть объективная потребность в отражении и преобразовании действительности еще и эстетически.

Значит, существуют и два  вида ценностей – художественные и эстетические. Художественные ценности, являясь по содержанию одними из высших типов духовных ценностей, по форме всегда вещественны, а следовательно, обладают не только духовным, но и стоимостным номиналом, особенно в обществе, где еще существуют товарно - денежные отношения.

Эстетические ценности идеальны, но свое проявление они находят в  духовных ценностях общества и духовных качествах личности, а также в произведениях искусства. Они выступают и в обществе, и в личности как система и совокупность идеалов и вкусов, как система и совокупность определенных эстетических (положительных или отрицательных) качеств.

И, наконец, видимо, можно говорить о существовании двух видов культуры- художественной и эстетической. В первом случае речь будет идти об уровне, степени, темпах и глубине создания, распространения и освоения художественных ценностей в обществе, во втором- об уровне и темпах созидания и освоения ценностей эстетических.

Эти рассуждения имеют  необходимый методологический смысл: они предваряют разговор о структуре, механизме эстетического сознания, о способах влияния на духовный мир человека средств эстетического и художественного выражения. Но для того чтобы выяснить, каков же механизм влияния эстетического сознания на духовный мир, следует выяснить хотя бы вкратце, каковы основные структурные элементы эстетического сознания.

В самом первом приближении здесь могут быть названы такие его составляющие, как эстетический идеал и эстетический вкус. Именно через них реализуется в практике эстетическое сознание.

Мы уже говорили, что идеал – это представление о совершенном, воспринимаемое как цель. Эстетический идеал - это наиболее общее и цельное представление человека о прекрасном в природе, обществе и самом человеке, которое воспринимается как цель.

Следовательно, эстетический идеал есть наиболее концентрированное  проявление мировоззрения в сфере  эстетического сознания.

Существенными признаками эстетического  идеала можно считать следующие:

А) Его мировоззренческий характер. В области эстетического отражения действительности идеал выполняет функцию формирования наиболее цельного и общего взгляда на прекрасное в общественной жизни и в самом человеке.

Б) Специфика эстетического идеала определяется его образностью. Представление о прекрасном формируется в эстетическом идеале лишь в образе, носящем эмоционально - чувственный и зачастую конкретный характер. Как следует это понимать? Это значит, что эстетический идеал может оформляться и существовать как идея-образ. Причем такая идея может иметь любую природу: политическую, научную, религиозную и др.

Процесс реализации эстетически привлекательной идеи-образа может осуществляться практически в любой общественной сфере деятельности (политической, научной, материальной, художественной) при сохранении эстетической, побудительной силы идеи-образа.

Поскольку речь идет именно об эстетическом идеале, а не о каком  другом- политическом, нравственном и т.п., постольку его характерными проявлениями будут эмоционально-образный и идейно-чувственный характер. Если говорят, что эстетическое сознание направлено на отражение в первую очередь внутренней, духовной жизни человека, то под этим следует понимать, что предметом конкретного отражения в искусстве выступает духовное, которое мы определяем как социально-идеальное. Но идеальное не ощутимо, поэтому идеальное нельзя изобразить – его можно лишь выразить через материальное, конкретно-чувственное. Следовательно, конкретно-чувственное в образе является лишь его формой, содержанием всегда будет комплекс идей, конечно не обязательно носящих конкретно-чувственный характер. Что же касается эстетического идеала, как высшей степени представления о прекрасном, то и в искусстве он не всегда носит конкретно-чувственный, непосредственно-нормативный характер. Он зачастую есть эстетическая идея-образ данного произведения, выступающая его целью. Таковы природа и особенности эстетического идеала как одного из важнейших структурных элементов эстетического сознания.

Следующим по важности элементом  структуры является эстетический вкус.

Эстетический вкус – это  определенный уровень способности  воспринимать, переживать различные природные, общественные и художественные явления с точки зрения их красоты. Эстетический вкус всегда имеет динамический характер, то есть способен изменяться вместе с изменением условий, в которых живет и действует человек.

В духовном мире личности эстетический вкус составляет как бы обыденную часть или сферу «ощутимой реальности» эстетического аспекта этого мира. Поэтому его принято определять как способность оценивать явления также и эстетически.

Но оценочность, как мы показали выше, присуща не только одному эстетическому сознанию, оценочно действительность отражается всеми идеологическими формами. Наиболее четко и социально значимо это проявляется в политической, правовой и нравственной формах. Для эстетического сознания характерно переживание объекта отражения и в процессе, и в результате оценки. Поэтому эстетический вкус-это также способность, воспринимая и оценивая то или иное явление действительности или искусства, получать эстетическое наслаждение, испытывать удовлетворение.

При определении вкуса  нельзя ограничиваться лишь состоянием эстетического сознания, не включая  сюда всех его взаимосвязей со всеми  жизненными и общественными условиями, в которых действует индивид. При этом важнейшей закономерностью сознания является определяющая роль эстетического идеала по отношению к эстетическому вкусу в процессе эстетического освоения действительности.

Гиперболизация эстетического  вкуса как раз и подтверждает универсальный закон любого чувственного восприятия- «от пресыщения к извращению». Причем здесь возможны  три аспекта проявления этой закономерности.

Первый. Сами создатели искусства  могут попасть под его влияние, очень ярко это проявляется в  наиболее реакционных явлениях формализма, современного авангардизма.

Второй. Представители профессиональной художественной критики  могут попасть  под воздействие такого влияния  искусства, так как постоянно  имеют дело с огромным количеством  фактов восприятия художественной формы.

Третий аспект. Всеобъемлющая  гиперболизация потребления искусства, абсолютизация личностью своего желания не столько получить эстетическое наслаждение, сколько удовлетворить эту потребность.

Итак, в своем практически  необходимом проявлении в духовном мире личности эстетическое сознание выступает в виде двух основных своих структурных компонентов: эстетического идеала и эстетического вкуса.

2.2 Механизм функционирования  эстетического сознания в духовном  мире личности

Основной предпосылкой эстетического восприятия действительности является эстетическая потребность.

Эстетическая потребность  присуща самой природе человека. И если Лессинг считал, что человек  может обойтись без нее, то это  было вынужденным состоянием. Человек  в большинстве случаев в условиях, не способствующих развитию индивидуальности и творческих задатков, просто не может удовлетворить  и развить эту потребность. Он не имеет реальной возможности насладиться красотой. Ведь «удрученный заботами нуждающийся человек невосприимчив даже к самому прекрасному зрелищу».[6]

 В современных условиях, в период борьбы за всестороннее  духовное богатство наших людей  и всемерное развитие их социальной  активности, эстетическая потребность  играет особую роль как средство  развития общественных интересов.  Вообще потребности и интересы  всегда связаны диалектически  между собой. Но в характере  удовлетворения эстетической и  других потребностей существуют  различия. Так, удовлетворение материальных  потребностей, как правило, предполагает  потребление и самого объекта.

Что же касается эстетической потребности, то она не предполагает физического потребления объекта. На этой основе, как известно, Кант сделал вывод о незаинтересованности эстетического суждения. Но это не совсем так. Эстетическая потребность пробуждает интерес и может быть могучим стимулом активизации общественно полезной человеческой деятельности.

Человек никогда не останется  равнодушным к объекту, способному  удовлетворить ту или иную его  потребность. Удовлетворение или неудовлетворение этой потребности всегда сопровождается положительной или отрицательной реакцией, положительной ( стенической) или отрицательной (астенической) эмоциями. В области эстетического восприятия положительные эмоции, как подчеркивал Аристотель, вызываются «радостью узнавания». Эстетическая эмоциональная реакция предполагает определенную гармонию чувств и мыслей субъекта. В процессе эстетического отражения эмоция через переживание перерастает в эстетическое чувство.

Эстетические чувства-чувство  прекрасного, возвышенного, чувство  меры, формы, гармонии, пропорции, а  также чувство безобразного, трагического комического и их многочисленные модификации также могут выражать различные состояния эстетического сознания-волнение, радость, восхищение, потрясение, восторг и.т.д.

Эстетические чувства-это процесс, в результате которого человек способен получить удовольствие или даже наслаждение от произведения искусства или совершенной им самим деятельности.

Способность эстетически  ощущать, чувствовать окружающий мир  не является врожденной способностью. Чувство красоты развивалось  и совершенствовалось у людей  на протяжении многих тысяч лет. К. Маркс  писал: «…чувства общественного  человека суть иные чувства… Лишь благодаря  предметно развернутому богатству  человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий  красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…» [6]

 

В этом выводе Маркса фактически дано определение сущности содержания эстетического чувства. Выразителями эстетического чувства оказываются  именно те органы чувств (слух и зрение),  которые в состоянии «схватить» в предмете и явлении общее, целостное, главное, сравнить его с другими явлениями, увидеть соотношение между ними и именно в этом соотношении воспринять, как говорил Маркс, «красоту формы».

Эстетическое чувство  – это своего рода чувство меры. Оно может возникнуть лишь при  восприятии формы и содержания предмета, явления или процесса в их целостном, неповторимо индивидуальном единстве. Эстетическое чувство связано с  прошлым опытом человека, с его  знаниями о мире. Причем прошлый  опыт и знания независимо от желания  человека включаются в чувства, в  результате чего они «пропитываются смыслом».

Эмоционально-чувственная  сфера духовного мира личности, особенно сфера проявления эстетического  сознания, необходимо и неразрывно связана не только с разумно-рассудочной, но и волевой сферой.

Эта взаимосвязь наиболее четко проявляет себя в эмоционально-чувственных  состояниях человека.

Основные моменты этих состояний могут быть представлены следующим образом:

Волнение – своего рода импульс, сигнал о возможности переживания  данного процесса отражения действительности и взаимодействия с ней, сигнал, предвещающий встречу с чем-то небезразличным, в чем человек искренне заинтересован. Такого рода волнение часто отмечают люди, увлеченные какой-то идеей, делом, творческим решением любой задачи. Причем это чувство возникает тогда, когда в механизме мышления уже обозначились, но еще не сложились до конца контуры или пути решения и продолжает оставаться определенный элемент риска, неуверенности.

Конечно, волнение не обязательно  может носить эстетический характер. Например: в ходе восприятия произведения искусства или творческого акта, особенно на начальных стадиях этих процессов, оно может быть даже помехой.

Поэтому в такой ситуации возможно связывать волнение с волевым механизмом. Но тогда, когда в волевом отношении оно еще не оформлено, не направлено на определенную глубоко осознанную цель деятельности, оно, волнение, подогревается интересом к предмету или привлекательностью самого предмета. «Волевое отношение» всегда итог деятельности всех сфер и компонентов духовного мира личности, всегда результат предшествующей деятельности, направленной на деятельность предстоящую. Лишь глубокое понимание смысла практической деятельности и овладение всеми ее сторонами дают ярко выраженную направленность воли индивида, тогда она выступает как средство интенсификации действия и процесса совершенствования человека. После того как личность поставит перед собой цель, осознает необходимость и возможность ее достижения и остановится перед включением волевого механизма, возникает чувство волнения. И в этом смысле волнение будет носить эстетический характер.

Радость – сложное явление  эмоционально-рассудочного отражения  действительности, вызываемое или результатами практической деятельности, или положительными ассоциациями. Она характеризуется стеническим характером эмоций и оптимистическим настроем мысли. Радость – основа устойчивых положительных состояний и настроений человека. Очень важно, что в практически волевом отношении она всегда связана с определенным выводом, сделанным человеком относительно своих способностей и качеств, своего места в коллективе, в обществе и т.п. Радость в этом случае сопровождается такого рода рациональными выводами: «могу», «умею», «получилось», «ценят», «и я не хуже других», «помог», «спас», «дошел», «победил» и т.д.

Информация о работе Эстетическое воспитание