Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………..
1.1 Понятие и необходимость эстетического воспитания………………………...
1.2 Виды эстетического воспитания………………………………………………...
1.3 Структура эстетического воспитания…………………………………………...
1.4 Функции эстетического воспитания…………………………………………….
1.5 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания……………….
Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности…………..
2.1 Эстетическое и художественное сознание……………………………………..
2.2 Механизм функционирования эстетического сознания в духовном мире личности……………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Теория обучения и воспитания.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

формирование эстетическо-ценностной ориентации личности

развитие эстетическо-творческих потенций личности

Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с  другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается  с нравственным воспитанием, так  как существует единство между эстетическими  и этическими ценностями. Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Многие часы, которые провел, играя на скрипке. Л, Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса».

Конфликт между основными  функциями эстетического воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых воспитывается  человек, выражают интересы реакционных  слоев общества, являются антигуманистическими по своей сути (например, пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки  ядерных вооружений в различных  видах и жанрах буржуазной массовой культуры), не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое  их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей — таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества,— то функции эстетического воспитания гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда жизни человека, обстановка его трудовой деятельности, эстетическая сторона нравственных отношений, спорта и т. п.

Важнейшим фактором целенаправленного  эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется  и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание — воспитание потребности  в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному  творчеству - составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей  жизни. Обращаясь к искусству, человек  как бы вступает а лабораторию творческой деятельности. Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественному воспитанию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетического воспитания являются антагонизмы между интересами личности и общества, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для общества - эстетическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности.[1]

1.5 Факторы эстетической  культуры и эстетического воспитания

На основе анализа основных показателей уровня эстетической культуры личности мы можем подойти к вопросу о главных факторах, влияющих на молодого человека в процессе его эстетического воспитания и самовоспитания. Воздействие произведений искусства является лишь одним, хотя и зачастую определяющим, фактором эстетического воспитания.

К основным факторам эстетического  воспитания молодого человека в развитом обществе относится воспитание:

  • в труде и других видах человеческой деятельности;
  • под воздействием окружающей предметной среды;
  • через влияние произведений искусства;
  • в ходе занятий художественной самодеятельностью;
  • теоретическое эстетическое воспитание.

Попытаемся рассмотреть  перечисленные факторы более  подробно.

Для современного человека становление чувства прекрасного  будет односторонним, неполным и  пассивным, если он только любуется красотами  природы, произведениями искусства  или совершенными результатами материальной человеческой деятельности. Лишь обретая  свободу в любом виде предметно-трудовой и вообще человеческой практики, индивид  непосредственно соприкасается  с истоками прекрасного в обществе и уже не умозрительно, а действенно приобщается к творчеству по законам красоты.

Поэтому эстетическое воспитание в процессе труда есть совершенно необходимый компонент в формировании высокой и многосторонней эстетической культуры.

Важную роль в эстетическом воспитании играют и те, кому поручена охрана лесов, водоемов и заповедников, кто отвечает за сохранение и размножение  многих видов птиц и животных, словом, те, кто заботится о сохранении экологического равновесия природы  в условиях бурного развития промышленного  производства, современной научно-технической  революции и урбанизации.

Радости непосредственного  эстетического общения с природой не заменят человеку никакие книги, симфонии пли кинофильмы, А прямо или косвенно втянутая в человеческую практику природа обладает огромным облагораживающим потенциалом в своем эстетическом воздействии на личность.

Искусство путем обобщения  и передачи косвенного опыта помогает молодому, человеку почувствовать эстетические моменты, моменты свободы и творчества в собственном труде. Художественное описание таких моментов, присутствующих в самых простых и физически  тяжелых трудовых операциях, может  послужить толчком для изменения  отношения к труду, постоянных поисков  в нем творческих, эстетических аспектов. То же самое касается учебы, научных  исследований, организаторской деятельности и общественной работы.

Мастерство во всех видах  человеческого труда служит фундаментом  и основой эстетического в  самой действительности. А художественное мастерство — определенный эталон и катализатор появления эстетических моментов в трудовой деятельности. Немалую роль играет искусство и  в формировании эстетических аспектов окружающей человека вещественной среды.

Архитектура с древних  времен считается особым видом искусства. И именно зодчие — создатели отделы зданий, промышленных объектов, городских  комплексов, интерьеров, садов, парков и т. д. — оказывают огромное влияние  на формирование окружающей человека среды. Со стандартизацией жилищного  строительства, широким внедрением в него железобетона, стекла, алюминия художественная функция архитектуры только повысилась. Монотонность архитектурной среды наносит медленный и незаметный, но часто непоправимый ущерб формированию и развитию эстетического сознания, особенно молодежи. Города, которые воздвигаются и реконструируются сейчас, будут стоять десятилетия и даже века. Практика показала, что вредными крайностями в архитектуре являются как функционально необусловленное украшательство, так и унылая обнаженность чисто утилитарных деталей. Перед зодчими градостроителями стоит задача не только обеспечения непрерывно возрастающих потребностей населения в жилье, но и удовлетворения возрастающих духовных потребностей человека. И, видимо, роль архитектуры и градостроительства в эстетическом воспитании с каждым годом будет все более возрастать.

Возрастают также и  требования к эстетическим качествам  промышленного оборудования, предметам  домашнего обихода. Появление на производстве художников-модельеров и  дизайнеров может служить удовлетворению этой потребности. Они стоят как  бы на стыке материального производства и искусства; во всяком случае, должны обладать высокой художественной культурой, эстетическим вкусом.

Художники-модельеры своего рода законодатели в области моды.

Мода — это сложное  явление обыденного эстетического  сознания. В процессе формирования и распространения ее действуют  многие социально-психологические  закономерности.

Однако и в процессе труда, и в вещественном мир* окружающем человека, эстетические моменты являют лишь сопутствующими.

Личность не может быть эстетически развитой, не владея высокой  художественной культурой, потому что  художественное есть квинтэссенция, своеобразный экстракт эстетического, существующего в самой жизни.

Произведения искусства  — главное средство формирования у личности передового эстетического  идеала, привития каждому хорошего вкуса, повышения культуры чувств. Поэтому  именно произведения искусства, где  прекрасное и безобразное, трагическое  и комическое, низменное и возвышенное, красивое и изящное в самой  жизни предстает в художественно  преобразованном, какой-то степени  «очищенном» от случайных моментов и эстетически заостренном виде, являются определяющим фактором такого воспитания.

Однако пассивное восприятие художественных произведений, даже с  учетом серьезной воспитательной работы искусствоведов, критиков и теоретиков искусства, далеко не всегда является достаточным для приобретения подлинно высокой эстетической и художественной культуры. Настоящее художественное восприятие обязательно содержит в  себе момент «сотворчества» читателя, зрителя, слушателя. Понимание художественного  произведения переживания, связанные  с ним, у каждого человека в  деталях и нюансах будут различными. В такого рода «соавторство» вливается неповторимый индивидуальный опыт и весь эмоциональный мир личности.

Способность к сотворчеству и сопереживанию в процессе восприятия произведений во многом определится  широтой и многообразием эстетического  опыта самого читателя, зрителя или  слушателя.

Прекрасное в жизни и в искусстве воспринимается гораздо более глубоко и органично, если человек сам начинает «творить по законам красоты» в труде, общественной деятельности, семейном быту, спорте, своих и взаимоотношениях с людьми. И особенно важной для роста художественной культуры является причастность молодого человека к какому-либо виду художественного творчества.

Важнейшим фактором эстетического  воспитания являются его теоретические  формы — от уроков и курсов лекций в учебных заведениях, лекций экскурсоводов  в музеях и на выставках до распространения  этих знаний при помощи средств массовой информации. Но это теоретическое  эстетическое воспитание обязательно  должно опираться на какие-то исходные эстетические аспекты деятельности самого человека, на определенное умение видеть их в жизни, окружающей природной  и вещественной среде и, главное, конечно, на определенный запас знаний, оценок и суждений в области художественна культуры.

Теоретическое воспитание играет большую роль в систематизации эстетических и художественных знаний личности. Для человека, знакомого с основами истории различных видов искусства, все художественное прошлое человечества выступает в виде единого в  своем бесконечном многообразии исторически развивающегося процесса, а не в форме отрывочных впечатлений  о каких-либо классических художественных произведениях.

Большое значение для глубины  восприятия и понимания эстетического  в жизни и искусстве имеет  и познание его законов — квинтэссенции  эстетического и художественного  опыта человечества. Зная общие эстетические законы соотношения действительности и искусства, закономерности формирования художественного образа, законы соотношения формы и содержания в искусстве, закономерности эстетического и художественного восприятия и т. д., человек может глубже и содержательнее судить как об отдельных художественных явлениях, так и о прекрасном и безобразном в самой жизни. В то же время теоретическое эстетическое воспитание способствует рациональному осмыслению и углублению тех вкусов и идеалов, которые складываются, особенно у молодых людей, во многом интуитивно. В идеале каждый в зрелом обществе, чтобы быть развитой в эстетическом отношении личностью, должен знать хотя бы узловые моменты истории и теории различных видов искусства, а также быть знакомым с основами эстетики.

Средства массовой информации при их умелом использовании несут  в себе практически неограниченные возможности для повышения эффективности  эстетического воспитания народа, в  первую очередь самовоспитания и  самообразования наиболее тянущейся  к знаниям молодежи.

На теоретическое эстетическое воспитание искусство также оказывает  самое непосредственное влияние прежде всего потому, что основным материалом, которым пользуются для своих обобщений и выводов теоретики и историки искусства, искусствоведы и критики, является материал конкретных художественных произведений. В то же время подобное воспитание намного углубляет понимание и оценочное восприятие различных художественных явлений, а также способность к сотворчеству у читателя, зрителя, слушателя как одно из основных условий эффективности их эстетического воздействия.

Все факторы эстетического  воспитания органично взаимодействуют  между собой. Особо важно развить  стремление самого молодого человека к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать  его потребность в непрерывном  глубоком и разностороннем самообразовании  и самовоспитании. Ведь в конечном счете уровень культуры зависит от степени эстетической активности самой личности, а все рассмотренные нами ранее факторы направлены именно на то, чтобы ее развивать и стимулировать.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности

2.1 Эстетическое  и художественное сознание.

Воспринимающим «устройством» в духовном мире человека являются эстетическое сознание и чувства. Эстетическое сознание можно определить как совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идеалов, идей и теорий, благодаря которым человек получает и фиксирует свое идейно-чувственное, эмоционально-образное знание об окружающей нас действительности и выражает свое отношение к ней.

Эстетическая форма общественного  сознания  отражает действительность конкретно - чувственно, эмоционально, образно; искусство же очищает, обостряет, закрепляет в особой форме это отражение. Поэтому оно выступает уже не только как способ отражения действительности, как сфера «духовного производства», но и как вид «духовного общения людей», как могучее средство борьбы за революционное преобразование действительности, если вести речь о прогрессивном мировом искусстве.

Эстетическое сознание обладает всеми признаками общественного  сознания, поскольку оно имеет глобальный характер, во-первых, и, во-вторых, оно существует объективно.

Художественное сознание (искусство) потому и существует в  обществе, что есть потребность в  удовлетворении эстетических запросов, вкусов и идеалов людей. Оно существует в двух своих видах: сознание-созидание  и сознание-потребление.

Информация о работе Эстетическое воспитание