Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:37, контрольная работа
Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………..
1.1 Понятие и необходимость эстетического воспитания………………………...
1.2 Виды эстетического воспитания………………………………………………...
1.3 Структура эстетического воспитания…………………………………………...
1.4 Функции эстетического воспитания…………………………………………….
1.5 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания……………….
Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности…………..
2.1 Эстетическое и художественное сознание……………………………………..
2.2 Механизм функционирования эстетического сознания в духовном мире личности……………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….
формирование эстетическо-
развитие эстетическо-
Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Многие часы, которые провел, играя на скрипке. Л, Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса».
Конфликт между основными 
функциями эстетического 
Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание — воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству - составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к искусству, человек как бы вступает а лабораторию творческой деятельности. Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественному воспитанию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетического воспитания являются антагонизмы между интересами личности и общества, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для общества - эстетическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности.[1]
1.5 Факторы эстетической 
культуры и эстетического 
На основе анализа основных показателей уровня эстетической культуры личности мы можем подойти к вопросу о главных факторах, влияющих на молодого человека в процессе его эстетического воспитания и самовоспитания. Воздействие произведений искусства является лишь одним, хотя и зачастую определяющим, фактором эстетического воспитания.
К основным факторам эстетического воспитания молодого человека в развитом обществе относится воспитание:
Попытаемся рассмотреть перечисленные факторы более подробно.
Для современного человека 
становление чувства 
Поэтому эстетическое воспитание 
в процессе труда есть совершенно 
необходимый компонент в 
Важную роль в эстетическом 
воспитании играют и те, кому поручена 
охрана лесов, водоемов и заповедников, 
кто отвечает за сохранение и размножение 
многих видов птиц и животных, словом, 
те, кто заботится о сохранении 
экологического равновесия природы 
в условиях бурного развития промышленного 
производства, современной научно-
Радости непосредственного 
эстетического общения с 
Искусство путем обобщения 
и передачи косвенного опыта помогает 
молодому, человеку почувствовать эстетические 
моменты, моменты свободы и творчества 
в собственном труде. Художественное 
описание таких моментов, присутствующих 
в самых простых и физически 
тяжелых трудовых операциях, может 
послужить толчком для 
Мастерство во всех видах 
человеческого труда служит фундаментом 
и основой эстетического в 
самой действительности. А художественное 
мастерство — определенный эталон 
и катализатор появления 
Архитектура с древних времен считается особым видом искусства. И именно зодчие — создатели отделы зданий, промышленных объектов, городских комплексов, интерьеров, садов, парков и т. д. — оказывают огромное влияние на формирование окружающей человека среды. Со стандартизацией жилищного строительства, широким внедрением в него железобетона, стекла, алюминия художественная функция архитектуры только повысилась. Монотонность архитектурной среды наносит медленный и незаметный, но часто непоправимый ущерб формированию и развитию эстетического сознания, особенно молодежи. Города, которые воздвигаются и реконструируются сейчас, будут стоять десятилетия и даже века. Практика показала, что вредными крайностями в архитектуре являются как функционально необусловленное украшательство, так и унылая обнаженность чисто утилитарных деталей. Перед зодчими градостроителями стоит задача не только обеспечения непрерывно возрастающих потребностей населения в жилье, но и удовлетворения возрастающих духовных потребностей человека. И, видимо, роль архитектуры и градостроительства в эстетическом воспитании с каждым годом будет все более возрастать.
Возрастают также и 
требования к эстетическим качествам 
промышленного оборудования, предметам 
домашнего обихода. Появление на 
производстве художников-модельеров и 
дизайнеров может служить удовлетворению 
этой потребности. Они стоят как 
бы на стыке материального 
Художники-модельеры своего рода законодатели в области моды.
Мода — это сложное явление обыденного эстетического сознания. В процессе формирования и распространения ее действуют многие социально-психологические закономерности.
Однако и в процессе труда, и в вещественном мир* окружающем человека, эстетические моменты являют лишь сопутствующими.
Личность не может быть эстетически развитой, не владея высокой художественной культурой, потому что художественное есть квинтэссенция, своеобразный экстракт эстетического, существующего в самой жизни.
Произведения искусства 
— главное средство формирования 
у личности передового эстетического 
идеала, привития каждому хорошего 
вкуса, повышения культуры чувств. Поэтому 
именно произведения искусства, где 
прекрасное и безобразное, трагическое 
и комическое, низменное и возвышенное, 
красивое и изящное в самой 
жизни предстает в 
Однако пассивное восприятие 
художественных произведений, даже с 
учетом серьезной воспитательной работы 
искусствоведов, критиков и теоретиков 
искусства, далеко не всегда является 
достаточным для приобретения подлинно 
высокой эстетической и художественной 
культуры. Настоящее художественное 
восприятие обязательно содержит в 
себе момент «сотворчества» читателя, 
зрителя, слушателя. Понимание художественного 
произведения переживания, связанные 
с ним, у каждого человека в 
деталях и нюансах будут 
Способность к сотворчеству 
и сопереживанию в процессе восприятия 
произведений во многом определится 
широтой и многообразием 
Прекрасное в жизни и в искусстве воспринимается гораздо более глубоко и органично, если человек сам начинает «творить по законам красоты» в труде, общественной деятельности, семейном быту, спорте, своих и взаимоотношениях с людьми. И особенно важной для роста художественной культуры является причастность молодого человека к какому-либо виду художественного творчества.
Важнейшим фактором эстетического воспитания являются его теоретические формы — от уроков и курсов лекций в учебных заведениях, лекций экскурсоводов в музеях и на выставках до распространения этих знаний при помощи средств массовой информации. Но это теоретическое эстетическое воспитание обязательно должно опираться на какие-то исходные эстетические аспекты деятельности самого человека, на определенное умение видеть их в жизни, окружающей природной и вещественной среде и, главное, конечно, на определенный запас знаний, оценок и суждений в области художественна культуры.
Теоретическое воспитание играет 
большую роль в систематизации эстетических 
и художественных знаний личности. 
Для человека, знакомого с основами 
истории различных видов 
Большое значение для глубины 
восприятия и понимания эстетического 
в жизни и искусстве имеет 
и познание его законов — квинтэссенции 
эстетического и 
Средства массовой информации 
при их умелом использовании несут 
в себе практически неограниченные 
возможности для повышения 
На теоретическое эстетическое воспитание искусство также оказывает самое непосредственное влияние прежде всего потому, что основным материалом, которым пользуются для своих обобщений и выводов теоретики и историки искусства, искусствоведы и критики, является материал конкретных художественных произведений. В то же время подобное воспитание намного углубляет понимание и оценочное восприятие различных художественных явлений, а также способность к сотворчеству у читателя, зрителя, слушателя как одно из основных условий эффективности их эстетического воздействия.
Все факторы эстетического воспитания органично взаимодействуют между собой. Особо важно развить стремление самого молодого человека к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать его потребность в непрерывном глубоком и разностороннем самообразовании и самовоспитании. Ведь в конечном счете уровень культуры зависит от степени эстетической активности самой личности, а все рассмотренные нами ранее факторы направлены именно на то, чтобы ее развивать и стимулировать.[1]
Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности
2.1 Эстетическое и художественное сознание.
Воспринимающим «устройством» в духовном мире человека являются эстетическое сознание и чувства. Эстетическое сознание можно определить как совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идеалов, идей и теорий, благодаря которым человек получает и фиксирует свое идейно-чувственное, эмоционально-образное знание об окружающей нас действительности и выражает свое отношение к ней.
Эстетическая форма 
Эстетическое сознание обладает всеми признаками общественного сознания, поскольку оно имеет глобальный характер, во-первых, и, во-вторых, оно существует объективно.
Художественное сознание (искусство) потому и существует в обществе, что есть потребность в удовлетворении эстетических запросов, вкусов и идеалов людей. Оно существует в двух своих видах: сознание-созидание и сознание-потребление.