Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 6
1.2. Роль изучения растений родного края в эстетическом воспитании дошкольников……………………………………………………………………9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО САДА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАСТЕНИЙ РОДНОГО КРАЯ 15
Выводы по второй главе…............................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Эстетическое воспитание (1).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Природа – источник ощущения прекрасного.

Важнейшая задача воспитателя – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Эстетическое развитие - это длительный процесс становления  и совершенствования эстетического  сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.

Особенностями эстетического  восприятия детьми прекрасного, в частности  природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами  воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Объект исследования: изучение растений родного края.

Предмет исследования: эстетическое воспитание дошкольников при изучении растений родного края.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать эффективность эстетического воспитания дошкольников, при изучении растений родного края.

Задачи:

  • изучить и исследовать научную литературу по теме эстетического     воспитания детей дошкольного возраста;
  • дать характеристику эстетическому воспитанию дошкольников;
  •   раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;
  • разработать занятие по эстетическому воспитанию дошкольников, при изучении растений родного края.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Методы  исследования:

  • теоретические методы: изучение  психолого-педагогической  и  методической  литературы   по проблеме исследования;
  • эмпирические методы: изучение педагогического опыта, наблюдение.

База исследования: МБДОУ «Солнышко» Одесского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников

 

1.1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

 

ЭСТЕТИКА (от греческого – чувствующий, чувственный) – философская  наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного  отношения между человеком и  миром и область художественной деятельности людей.

Как особая дисциплина вычленяется  в 18 веке у Баумгартена, введшего сам термин «эстетика» для обозначения «науки о чувстве, знании», у Канта «эстетика – наука о правилах чувственности вообще».

Д.Б.  Лихачев  в  своей  книге   «Теория   эстетического   воспитания школьников»  опирается на  определение  данное  К.  Марксом:  «Эстетическое воспитание  -  целенаправленный  процесс  формирования  творчески   активной личности  ребенка,   способного   воспринимать   и   оценивать   прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и  искусстве,  жить  и  творить «по  законам  красоты»   [13,  c. 51].   Автор   подчеркивает   ведущую   роль целенаправленного педагогического  воздействия  в  эстетическом  становлении ребенка. 

Своеобразное    понимание    сущности    эстетического     воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По  этому  проблема  целей  и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В  процессе  исследования  мы  обратили  внимание,  что  часто  среди педагогов   бытует   ошибочное   мнение   о   тождестве   эстетического    и художественного   воспитания.   Однако   эти   понятия   необходимо    четко разграничивать.  Так,  например,  В.Н.  Шацкая  ставит  перед   эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое  воспитание  служит  формированию… способности  активного  эстетического  отношения  учащихся  к  произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в  создании  прекрасного  в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [14, c. 14].

Существует множество  определений понятия  «эстетическое  воспитание», но,  рассмотрев  лишь  некоторые  из  них,  уже  можно   выделить   основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс  целенаправленного воздействия. Во-вторых,  это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и  жизни, оценивать  ее.  В-третьих,  задача  эстетического  воспитания   формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, -  развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное    понимание    сущности    эстетического     воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По  этому  проблема  целей  и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В «активизации способности  творчески  трудиться,  достигать  высокой степени  совершенства  своих  результатов  труда,  как  духовного,   так   и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [18, c.16].

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется  широтой  и  глубиной  развития способностей.  Вот   почему   всестороннее   развитие   всех   дарований   и способностей  личности  есть  конечная  цель  и одна  из   основных   задач эстетического воспитания» [3,  c. 29].  Главное -  воспитать,  развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только  достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических  ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

В дошкольном воспитании мы  приобщаем  детей  к  прекрасному,  но  надо понимать, что ребенок  не может до конца понять, где  истина  прекрасного,  а где  подделка.

В современных условиях в детском саду  выдвигаются  следующие  задачи эстетического воспитания:

  1. Систематически  развивать  восприятие   прекрасного,   эстетические чувства,  представления  детей.  Все   виды   искусства,   природы   и   быт способствуют этому, вызывают  непосредственную  эмоциональную  отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
  2. Приобщать детей к деятельности в области  искусства,  воспитывая  у них потребность и привычку посильно  вносить  элементы  прекрасного  в  быт, природу, общественные отношения.
  3. Формировать  основы  эстетического  вкуса   детей   и   способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развивать художественно-творческие способности детей.

Основная  задача  эстетического  воспитания  состоит  в  формировании творческого   отношения   к   действительности.    Развитие    эстетического восприятия,  эстетических  и  художественных  способностей,  эстетической  и художественной деятельности  опирается  на  современное  развитие  сенсорных систем,  деятельность  различных  анализаторов,  обеспечивающих  необходимую точность и точность дифференцировок.

Для реализации задач  эстетического воспитания детей  дошкольного возраста необходимы определённые условий см. Рис. 1.

Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности,  активного  освоения явлений  жизни  и  искусства,  что  требует  создания  научно  разработанной системы. Эстетическое воспитание  вытекает  из  ее  сущности  и  задач, она определяется содержанием эстетического и художественного воспитания.  Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.

Природа - один из важных факторов  эстетического  развития  личности.

Сложный  мир  общественных  явлений  в  их  эстетическом   выражении   также оказывает  существенное  влияние  на  формирование  эстетических   воззрений детей.

 

Рис. 1. Условия и средства эстетического воспитания

 

1.2. Роль изучения растений родного края в эстетическом воспитании дошкольников.

 

  Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты.

  В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.

 Главная задача в нравственно-эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему миру, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

 В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

 В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного  отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело. Нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

Осознанное, правильное отношение рассматривается как  совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; желания практически сохранить, поддержать или создать для них  нужные условия; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

Воспитательное  значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.  Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Большое место в эстетическом воспитании дошкольников занимает красота  природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.

Информация о работе Эстетическое воспитание