Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 6
1.2. Роль изучения растений родного края в эстетическом воспитании дошкольников……………………………………………………………………9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО САДА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАСТЕНИЙ РОДНОГО КРАЯ 15
Выводы по второй главе…............................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Эстетическое воспитание (1).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Эстетическое, духовное отношение дошкольников к природе  рождает и развивает нравственное отношение. Дети постепенно приходят к  пониманию того, что доброе отношение  к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты. А нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств есть величайшее зло.

Из крупинок знаний о  природе и капелек доброты  вырастает еще одно чувство —  ответственность за родную землю. Природа  способствует пробуждению у ребенка  высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир.

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы — вечный источник детского разума.

Дети жаждут ярких  впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом  цветке, если не развивать способность  изумляться величайшей целесообразностью  муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,— писал С. Образцов,— человек слагается из двух вещей — мозга и сердца, разума и чувств. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее понять, полюбить».

Мир, окружающий малышей, необычен, загадочен, удивителен, мир, где каждая травинка, каждая птица  – чудо. Маленький человек добрыми  глазами смотрит на мир, однако не менее важно – научиться удивляться этому миру. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе.

Задача воспитателя  – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть  на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы.

Любование красотой природы  – это лишь первый росток доброго  чувства, которое надо развивать, превращая  его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.

К.Д. Ушинский называл  природу прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю рекомендуется обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

  1. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
  2. В  основе  методики   эстетического   воспитания   лежит   совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него  творческих  способностей к  восприятию  художественных  ценностей,   к   продуктивной   деятельности, осознанного   отношения   к   социально,   природной,   предметной    среде, к восприятию красоты окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность педагога детского сада по эстетическому воспитанию дошкольников при изучении растений родного края

 

Трудно представить  себе эстетическое воспитание детей  без привлечения в помощники  педагогу  природы  -  этого  самого  естественного  источника красоты.  Природа -  не  только  великий учитель и великий воспитатель.

В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны  между собой. Наряду с природоведческими  сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), воспитатель должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию.

Пример педагога оказывает  решающее влияние на воспитание у  детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, педагог, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.

Педагог должен уметь правильно  отобрать познавательный материал и  продумать методы и приемы, с помощью  которых он сможет лучше всего  передать его содержание.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения  внутри каждого из них непосредственно  влияют на эмоциональное состояние  детей, вызывают у них желание  наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время  пребывания в детском саду ребенок  должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи  и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе – дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаками сезона. Например: характерные явления осенней погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы (золотой шар, георгины, ноготки), листья знакомых деревьев (клен, дуб, береза и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости. Между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Педагог подводит ребят к пониманию зависимости  жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

В старшей группе – дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной группе – ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи: сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя «отличительные», схожие и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы и т.д.

Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности  времени года, учит их отличать особенности его начала, середины и конца.

Дошкольники с  огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом  педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого больше возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым.

Прогулки с  детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут  цели при условии, если педагог даст не только определенные знания, но и  научит детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.

Природа как  одно из важнейших средств воспитания. Убеждения человека формируются  с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к родине, значит, и бережное отношение к  родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», – советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский [2, c. 187].

Восприятие  природы помогает развить такие  качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Формированию любви к родному городу, селу, краю, родине, особое внимание уделяется в детском саду.

Всю эту работу с дошкольниками проводят педагоги. В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, педагог должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а так же уметь показывать детям, как правильно сажать растения, ухаживать за растениями и животными, птицами, рыбами, в уголке природы, как работать в цветнике и огороде.

Основное средство познания природы – наблюдение. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Организуя наблюдения в природе, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т. к. он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественной вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Показывая коллективный труд людей  в огороде, на поле, на животноводческих фермах, педагог обращает внимание детей на то, с каким старанием  и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувство уважения к труду. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью ее охраны и улучшения.

Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при  высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой  природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами); с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, место нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года); с водой – изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, его движением и силой ветра; с электрическими и световыми явлениями (гроза, гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос); с растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) – частями растений, их формой, цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими, распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов, место обитания, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана); с трудом по выращиванию растений и уходу за животными.

Дошкольников знакомят с растениями и животными в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и т.д.), с тем, чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, а также в то время, когда ярко проявляются намеченные для изучения явления природы.

Информация о работе Эстетическое воспитание