Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 6
1.2. Роль изучения растений родного края в эстетическом воспитании дошкольников……………………………………………………………………9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО САДА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАСТЕНИЙ РОДНОГО КРАЯ 15
Выводы по второй главе…............................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Эстетическое воспитание (1).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в такой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по временам года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие проходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а так же повторность в наблюдении их.

Огромное значение в формировании представлений и понятий имеет  слово. Обогащение словаря детей и овладение родным языком совершаются в неразрывной связи с чувственным познанием природы. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой и развитию речи объединен.

Ознакомление с природой является частью единого педагогического  процесса. Планирование этой работы предусматривает  отбор конкретного содержания формируемых  знаний о природе, умений и навыков, воспитание бережного, заботливого  отношения к природе, формирование эстетического воспитания, эстетических чувств.

Планирование природоведческой работы включает создание соответствующих  материальных условий – уголка природы, цветника, огорода, обеспечение оборудование для труда и игр в природе, технических средств обучения и т.д.

В плане предусматривается  разнообразие форм работы. Их необходимость  определяется многообразием самих  объектов и явлений природы. Планируются  занятия, экскурсии, фронтальные наблюдения и труд, а так же индивидуальные наблюдения, трудовые поручения в уголке природы, в огороде, цветнике, игры всей группой и небольшими подгруппами. Планирование работы в разнообразных формах поможет воспитателю наиболее полно решить задачи воспитания детей.

Руководя познанием природы  и приобретением детьми различных навыков и умений, педагог применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

Применяя тот или иной метод, педагог использует множество различных  приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т.д. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит  от природного окружения дошкольного  учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и  наложенного ими опыта.

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов  зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются  первичные знания. С этой целью  педагог использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих знаниях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней  – 2 занятия в месяц, в старшей – по 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

Экскурсия – значение состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес и т.д. В городских условиях природа отдыха связана с системой зеленых насаждений.

Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека.

Готовясь к экскурсии, педагог  заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно  показать, что надо взять с собой  для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.

Очень важно, чтобы дети почувствовали  природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми (несколько цветков, веточек и др.).

Прогулки – здесь педагог может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т.п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные  формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают  их, рыхлят землю.

Работа на земельном  участке. Эта работа сочетается с наблюдением и способствует накоплению знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы. Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

 

Выводы по второй главе

 

  1.  Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
  2. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место  во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель  обеспечивает в будущем становление  такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Одним из средств эстетического воспитания детей является ознакомление с природой.

Процесс познания окружающей природы затрачивает не только область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к природе.

В ходе ознакомления расширяется  ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное  отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса к ней.

Формами организации  работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, экскурсии, наблюдения, прогулки, работа в уголке природы и на участке, игровая деятельность.

Каждая из форм работы предполагает использование педагогом  различных методов и приемов.

Под влиянием природы, эстетического  отношения к ее явлениям у детей  развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем  эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления.

Эстетическое воспитание дошкольников в общении с природой должно занять ведущее место в  общей системе воспитания.

Закончить хотелось бы словами Р.Тагор «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

 

 

литературА

 

  1. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» – М., 1980 г.
  2. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. - В кн.: Основы дошкольной педагогики. - М.: Педагогика, 1980. с.200-208
  3. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». «Дошкольное воспитание», № 1, 1993 г.
  4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7лет / О. В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 80 с.
  5. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных» / Под редакцией И.Ф. Виноградовой – М., 1988 г.
  6. Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой» / Под редакцией П.Г. Саморуковой – М., 1983 г.
  7. Компалецева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» – М., 1985 г.
  8. Комарова Т. Программа эстетического воспитания дошкольников / Т.Комарова, А.Антонова, М. Зацепина. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 128 с.
  9. Коробова М. В. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова; ред. Г. Г. Григорьева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 93 с
  10. Лучич М.В. «Детям о природе» – М., 1973 г.
  11. Лучич М.В. «Прогулки с детьми в природу» – М., 1969 г.
  12. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду» – М., 1989 г.
  13. Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду». - М.: Новая школа, 1995.
  14. Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. - М.: Новая школа,1993.
  15. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры, Дошкольное воспитание» № 7, 1997 г.
  16. Наблюдение и труд детей в природе / Составиталь А.Ф. Мазурина – М., 1976 г.
  17. Система эстетического воспитания в детском саду / Под редакцией Н.А. Ветлучиной – М., 1962 г.
  18. «Экологическое и эстетическое воспитание детей» / Под редакцией Л.П. Песко – М., 1984 г.
  19. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256с.
  20. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
  21. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учеб. пособие / (Э. И. Медведь). - М.: Центр гуманитар. лит., 2002. - 46 с.

Информация о работе Эстетическое воспитание