Принцыпы классификации произведений искусства. Жанры исккусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Среди художественных изделий 3-4 вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с 3 в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженностью духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.

Файлы: 1 файл

Ист иск Microsoft Office Word.docx

— 83.02 Кб (Скачать файл)

юго-западных отрогах Гиссарского хребта (Узбекистан), в горах Кугитанг, на высоте около 2000 м над уровнем моря, в ущелье Зараут-Сай находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-камар. Расписные изображения из этого грота были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым, неоднократно издавались и изучены достаточно подробно разными авторами. Первоначальные выводы о том, что роспись относится к эпохе палеолита оказались ошибочными. А.А.Формозов допускает, что роспись относится к мезолитическому времени или, во всяком случае, не раньше.

Роспись в гроте сделана  охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой  четыре группы изображений, в которых  участвуют антропоморфные фигуры и  быки. Здесь представлена третья, наибольшая по размерам (в поперечнике - более 60 см) группа изображений, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигуры, очень похожие на тех, которых мы видели на аналогичной по содержанию фреске Чатал-Хююка, с поднятыми и натянутыми луками. У всех фигур первого типа из-под одежды выступают какие-то предметы: палки с загнутым вниз концом. Эту сцену можно трактовать по-разному: и как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф из цикла, о котром уже шла речь при рассмотрении сцены "корриды" из Ляско.

Эпоха бронзы и железа:

Обычно выделяют два больших  периода - энеолит (медно-каменный век - переходный период от эпохи камня к эпохе металла) и бронзовый век.

С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества.

Прежде всего это - дальнейшее распространение производящего хозяйства - земледелия и скотоводства и освоение нового материала - металла, в первую очередь меди и ее сплавов.

В начале эпохи металла  происходит расширение контактов между  народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился  на территории степной Евразии, где  с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колеснй повозки, а в период поздней бронзы - с использованием лошади для верховой езды.

Искусство эпохи бронзы

Искусство эпохи бронзы имеет  ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы (рисунки на скалах), изображения  на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование  художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта - все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени  впервые удается проследить яркие  сюжеты, связанные с мифологией древних  народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своебразным "изобразительным языков", знаковой системой, понятной родственным группам населения.

Особенно ярко эта особенность  древнего искусства проявляется  в орнаменте и в первую очередь  в традициях орнаментации керамики. Отразить все разнообразие искусства  бронзового века невозможно в рамках этого сжатого очерка. Остановимся  лишь на некоторых наиболее интересных материалах.

17 Эгейское Иск-во

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала  складываться самобытная культура, которую  по названию моря называют эгейской или  по названию главных центров, крито-микенской. Она просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей  эры пришедшие с севера греки. Поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники оставила нам эта культура.

Когда англичанин Артур Эванс  со своими помощниками начал в 1900 году раскопки на острове Крит, его  ожидали здесь интереснейшие  находки. Они подтвердили достоверность  историй, расказанных в древних мифах и в поэмах древнегреческого певца Гомера. В них прославлялись великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса.

Самый большой дворец - Кносский сохранился лишь частично. Он состоял из сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.

На Крите найдено множество  небольших скульптур, особенно статуэток  богинь со змеями: змеи считались хранительницами  домашнего очага. Богини в юбках  с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят весьма кокетливо. Критяне были прекрасными  мастерами керамики: глиняные сосуды красиво расписаны, особенно те, где  с большой живостью изображены морские  животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами округлое тулово вазы.

В 15 веке до нашей эры с  полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена - дорийцы.

На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством искусство ахейцев выглядит по-другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.

Вход в давно разрушеную микенскую крепость до сих пор охраняют два вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства он мечтал найти и раскопать город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э.) рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (в нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из-за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной эпохе.

10 Принцыпы в иск-ве нового царства. Статистика египетского иск-ва после реформ Аменхатепа 4

Новое царство (1570-525 г.)

Новое царство - эпоха третьего, и последнего, подъема египетского  государства, наступившая после  победы над азиатскими племенами  гиксосов. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим светом. Многие традиции уже изживали себя.

Вместо архитектуры гробниц  расцветает архитектура храмов. Жрецы  в ту эпоху стали самостоятельной  политической силой, конкурирующей  даже с властью царя. Поэтому облик  Египта Нового царства стали определять храмы Амону, а не фараонам. В течение  нескольких веков достраивались  храмы Амона-Ра - современные Карнакский и Луксорский. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль - аллея сфинксов.

Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.

Ей воздавались все  подобавшие фараонам божеские почести, ее изображали с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Хатшепсут не очень много занималась завоевательными походами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к 3 постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннами. Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище вырублено в скале.

Две статуэтки из черного  дерева - фигуры жреца Аменхотепа и  его жены Раннаи - могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства в эпоху 18-й династии. Статуэтка Раннаи изображена в традиционной позе сотен и тысяч египетских статуй. Обе ступни твердо опираются на землю, но одна нога выдвинута вперед; стан напряженно прям, как бы оцепенел, но в его кажущейся статичности заложена динамическая энергия: он весь устремлен вперед, всей силой, всей волей духовного напряжения. Но в Раннаи есть то, чего не было раньше. Подчеркнута ее хрупкая женственность, фигура необычайно тонка, пропорции вытянуты.

Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда с собой брали наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, чему пример - туалетная ложечка в виде плывущей обнаженной девушки

При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные  позы и ракурсы - в фас, в три  четверти, даже со спины, фигуры заслоняют  одна другую, рисунок становится изысканным.

8 особенности Египетского иск-ва , периоды развития. Искусство старого царства

Искусство древнего Египта

В древнем Египте размышляли о значении ремесла, учёбы и искусстве. Искусство имело высокий социальный статус,он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире - приготовиться к смертельной жизни, которая основывается на мифах и разноцветных картинках.

Египтяне верили ,что душа умерших людей живет дальше и иногда посещает их. Поэтому они тщательно охраняли тело умершего и хранили его в крепком сооружении. Консервативными мумификационными материалами были различные масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть, духи и лук. На сердце умершим ложили омулет, который был сделан из камня, дерева или металла,а так же на них ложили украшения и дорогие вещи.

АРХИТЕКТУРА - это одна основная ветвь культуры древнего Египта.

С древних времён Египет привлекал  путешествеников, школьников, внешние соседние страны. Греки египедской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищалисьуму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причисленны к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Примите к сведению, что только археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. Большое значение имело чтение текстов написанных иероглифами, которые помогли понять историю, ремесло, культуру и искусство Древнего Египта.В этот край приезжали грабители, они уничтожали памятники, а краденные произведения искусства продавали в музеи европейских стран.

Древнее государство в  нижнем течении реки Нил, в северо-восточной  Африке. Сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. По исчислению египетского жреца Манефона (конец 4-начало 3 вв. до н. э.), до 341 до н. э. (2-е завоевание Египта персами) было 30 династий. Древне-египетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).

Основные принципы древне-египетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).

Информация о работе Принцыпы классификации произведений искусства. Жанры исккусства