Природа как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Врожденная любовь итальянцев к искусству отразилась на их отношении к природе. Много веков люди, жившие на этой земле, преобразовывали, приручали и окультуривали мир, окружавший их. Еще в древности исчезли многие леса и рощи, совсем недавно осушили болота. Отдыхать и дышать свежим воздухом здесь издревле предпочитают в прекрасных и гармоничных рукотворных садах. Даже вода предпочтительна в виде столь любимых итальянцами фонтанов.
Итальянский журналист Луиджи Барзини приводит яркий пример отношения итальянцев к природе: известный итальянский поэт Габриель Д'Аннунцио – «возможно, больше итальянец, чем любой другой из итальянцев» - занялся благоустройством своего сада на озере Гарда.

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Природа как произведение искусства.

Врожденная  любовь итальянцев к искусству отразилась на их отношении к природе. Много веков люди, жившие на этой земле, преобразовывали, приручали и окультуривали мир, окружавший их. Еще в древности исчезли многие леса и рощи, совсем недавно осушили болота. Отдыхать и дышать свежим воздухом здесь издревле предпочитают в прекрасных и гармоничных рукотворных садах. Даже вода предпочтительна в виде столь любимых итальянцами фонтанов.

Итальянский журналист Луиджи Барзини приводит яркий пример отношения итальянцев к природе:  известный итальянский поэт Габриель Д'Аннунцио – «возможно, больше итальянец, чем любой другой из итальянцев» - занялся благоустройством своего сада на озере Гарда. Он с корнем выкорчевал деревья и кусты, которые до этого были посажены бывшим владельцем – немцем, любителем природы, и заменил их на каменные стены, мраморные арки, аллегорические скульптуры. Он даже водрузил посреди клумб железный нос  торпедоносца времен Первой мировой войны.

Дикая необузданная природа не для итальянцев. Показательно, что Данте в своей «Божественной  комедии» начинает каждый из крупных  разделов с обращения к той или иной природной стихии. «Ад» открывается знаменитым описанием леса:

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий  лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Дикий лес  отвращает и наводит на мрачные  мысли. «Чистилище» открывается обращением к морю, которое пугает, но оставляет надежду. Наконец, «Рай» начинается с гимна солнцу – стихии подлинно итальянской. Италия – страна солнца, света, тепла, здесь нет места полутонам и теням, намекам и догадкам.

Природа Италии удивительно прекрасна. Облагороженная человеком, она давно уже стала произведением искусства, своего рода декорациями к вечному спектаклю по имени жизнь. Итальянские пейзажи словно сошли с полотен великих   мастеров, ими любуешься, восхищаешься и перестаешь понимать, где кончается дело рук человека и начинается естественная среда.

Гоголь, неизменно  восхищавшийся всем итальянским, писал  о той удивительной силе, которой обладает местная природа, о ее мощном воздействии на окружающий мир и на человека: «Как чудно! в других местах весна действует только на природу: вы видите, оживает трава, дерево, ручей. Здесь же она действует на все: оживает развалина, оживает плис на куртке бирбачена (оборванца, уличного мальчишки), оживает высеребренная солнцем стена простого дома, оживают лохмотья нищего, оживает ряса капуцина с висящими назади капучио…»

Дикие леса Умбрии, в которых до сих пор скрываются дикие кабаны, птицы, змеи и лесные грибы, часто кажутся рукотворными, особенно в разгар осени, когда они покрываются всеми оттенками осенних красок – нежно-желтыми, огненно-рыжими, глубокими коричневыми.

Если англичане  заполнили всю свою страну садами, имитирующими естественную природу, то итальянцы окультурили и превратили в аккуратный сад всю страну.

Италия цветет круглый год. В феврале расцветают ирисы во Флоренции и мимоза на побережье Амальфи, в апреле вилла Карлотта на озере Комо предстает в полном блеске цветения азалий и рододендронов, в мае расцветают маки в Тоскане, черемуха в Ломбардии. Во второй половине июня зацветают альпийские луга в горах Умбрии вокруг маленькой горной деревушки Кастеллуччо. В ноябре желто-красные виноградники Монтепульчано и Монтальчино создают удивительный по красоте и благородству красок цветовой узор. В разных регионах в любое время года в Италии непременно что-нибудь да цветет, чаще всего не без участия человека.

Веками прекрасные итальянские пейзажи восхищали  путешественников. Они потрясли душу молодого Гете, вдохновили английских романтиков на создание поэм и картин, приводили в восторг путешествовавших по стране русских. Художник М. Добужинский, передавая общее восприятие итальянской природы, писал в дневнике: «Наш путь лежит среди благословенного тосканского пейзажа. Пинии, кипарисы и холмы. Деревья тянутся рядами, высятся рощами, совсем как на фонах картин кватроченто. Божественной тишины пейзаж стоит нетронутым века, точно его не смеет коснуться все обезличивающая и нивелирующая современность».

Истоки итальянского садово-паркового искусства

Активное вмешательство в природу  началось в Италии в древности. Так, римские холмы когда-то были покрыты густыми лесами. Буковые, дубовые, лавровые рощи окружали древний город, врываясь в его границы. Их названия сохранила история, мифы и легенды. По мере роста города от них почти ничего не осталось, строительство требовало древесины, вторжение городских застроек иссушало деревья, уцелевшие шли на топку и для других практических нужд.Но не только разрушением и уничтожением характеризуется вмешательство древних жителей италийского полуострова в природу.  Шло и созидание, на месте погибшего леса высаживались новые, разбивались тенистые рощи и парки для отдыха, вдоль дорог разрастались знаменитые аллеи. Под Равенной туристов приглашают посетить лес, посаженный еще этрусками. Знаменитые рощи из пиний, которые встречаются повсеместно и украшают картины средневековых живописцев, - все рукотворные: пиния в Италии, согласно данным ботаники, культивируется еще с первого тысячелетия до нашей эры.

Завоевательные  войны и расширение Римской империи  позволяло собирать и привозить домой растения из самых отдаленных уголков. Многие из них успешно прижились под солнечным небом Италии и стали частью ее собственной природы. Платаны, персиковые деревья, гранаты, лимоны и многие другие – все они украсили собой прекрасное произведение искусства, называемое итальянской природой.

В эпоху Возрождения  растения стали для человека объектом пристального научного интереса. И в этом вопросе итальянцы опередили остальную Европу, открыв первые ботанические сады – в Падуе и Пизе. Однако если в Англии ботанические сады, открытые вслед за итальянскими, разрастались, наполнялись новыми открытиями, становились местом важнейших экспериментов по «приручению» полезных экзотических растений и адаптации их на местной почве, в Италии они замерли в своем первозданном виде.

Ботанический  сад в Падуе, претендующий на звание первого, открытый в 1545 году, маленький  и красивый в своей сохраненной  ренессансной симметрии, украшенный фонтанами, - прекрасное место для приятного отдыха. Путеводители с гордостью сообщают, что именно здесь впервые высадили привезенные из вновь открытых земель подсолнечник и картофель, было это вскоре после открытия сада, во второй половине XVI века. А главной достопримечательностью сада является пальма, посаженная еще в 1585 году и поразившая путешествовавшего Гете. Сегодня она покрыта специальным стеклянным колпаком и любовно оберегается.

Итальянцы же в том же XVI веке первыми придумали  делать гербарии, их называли «зимний  сад», так как засушенные растения позволяли студентам изучать растительный мир в любое время года. Они были по-итальянски красивы, и англичанин Джон Ивлин, известный писатель и любитель садоводства, сто лет спустя во время посещения Падуанского ботанического сада получил один такой в подарок и с гордостью увез его на родину.

Италия получила в дар прекрасные пейзажи, которые  человек подправил умелой рукой и преобразовал по своему вкусу. С древнейших же времен существовала и еще одна традиция – встраивать здания и постройки в окружающую среду, сливать их с нею, так что, глядя на старинные постройки, порой трудно сказать, где начинается творение рук человеческих и кончается природа. Примером тому служит город Орвьето, который стоит на старой, начатой еще этрусками, основе. При подъезде к городу на него отрывается очень красивый вид, он как бы парит высоко над землей. Его городские стены полностью сливаются со скалой, к которой он крепится. А если учесть еще обилие этрусских катакомб в этой скале, то поистине можно сказать, что естественное и искусственное сливаются здесь в единое целое.

Большая часть  древних городов Италии построена  на вершинах холмов. Обычно это объясняют  различными практическими целями, стратегическими, экономическими, гигиеническими. Почему-то принято считать людей прошлого прагматиками, подходившими к жизни с сугубо практическими мерками, – красивая гробница, чтобы обеспечить хорошую жизнь в другом мире, город на холме - для обороны, кипарисовые аллеи вдоль дорог – из инженерных соображений, ну еще, в крайнем случае, для тени и прохлады.

Как будто  не эти люди прошлого создали множество  прекрасных творений искусства и архитектуры, не жалея на это ни сил, ни средств, ни времени. Нет сомнения, что расположение городов на холмах не могло не принимать во внимание прекрасные виды, которые открываются оттуда. Если у современных туристов захватывает дух от первозданной и какой-то неземной красоты, когда они смотрят вокруг  с городских стен какой-нибудь Кортоны, или Монтефалько, или того же Орвьето, то почему древним людям было не учитывать эстетический фактор?

То же самое  касается и других элементов, связанных  с вмешательством человека в природу  и «улучшением» ее. Знаменитые античные аллеи, из кипарисов или пиний, которые до сих пор украшают сохранившиеся древние дороги, помимо практических целей, имели и художественное значение. Ведь аллея – это своего рода тоннель, связующий разные начала. В ней всегда есть некая тайна, так как движение идет по ограниченному пространству, уходя в неизвестность. Она и дает ощущение защиты от неких сил внешнего мира, и мистифицирует путника. А кроме того, конечно, дарит тень и прохладу. Не говоря уже о строительных функциях и укреплении дорожного полотна. Аллеи были крайне популярны в Италии в самые разные эпохи. И сегодня каждая уважающая себя вилла, т.е. деревенский дом на холме, имеет въезд, украшенный стройной аллеей. Сегодня это уже неотъемлемая часть итальянского пейзажа.

Эстетическое  восприятие природы отнюдь не исключает  означенного выше недоверия к  ней и прагматического отношения. Когда-то, в античные времена, каждая роща, ручей, лес, отдельное дерево и  водный источник имели свое божество. Лесные духи воспитывали брошенных детей богов, оберегали или наказывали героев, порой вмешивались в ход военных событий. Словом, жили активной и вполне земной жизнью.

Почитание природы  – обычное явление для древних  культур, доисторических и языческих. Но вот последствия этого у всех народов разные. Так, в Англии культ природы перешел в любовь, а вот в Италии почитание лесных и водных божеств переросло в страх и недоверие. А итальянцы не любят, когда их пугают. Так что говорить о любви к природе здесь довольно сложно.

Забавно, но уже в начале XIX века эта особенность  итальянцев была хорошо известна окружающему миру. Знаменитый французский писатель Стендаль, оставивший интереснейшие описания своего пребывания в стране, замечал: «В Италии всякое место прогулок, обсаженное деревьями, наверняка дело рук какого-нибудь французского префекта. Аллея в Сполетто, например, обязана своим возникновением г-ну Редереру. Современные итальянцы терпеть не могут деревьев; северные народы, которым тень не бывает нужна и двадцати раз в году, очень их любят; причина – инстинкт этой породы людей, рожденной в лесах». Если первое замечание можно и оспорить, то со вторым нельзя не согласиться.

Весь англо-саксонский мир с его трепетным ли отношением, как у англичан, или борьбой за права кого угодно, как у американцев, крайне осуждающе воспринимает происходящее в Италии, обвиняя жителей этой страны в жестокости. Итальянцы воспринимают животный мир преимущественно с практической точки зрения: его представителей можно есть, на них можно охотиться, из них можно делать гастрономические шедевры.

В исторических условиях подобного прагматического  отношения к природе, с одной стороны, и эстетического, с другой, Италия не могла не стать центром европейского садоводства. Появление садов здесь еще в античное время - закономерность. Сады удовлетворяют художественным склонностям, они доставляют удовольствие, они дают удобство, они демонстрируют в полной мере торжество человека над природой, наконец, их процветанию способствуют и погодные условия страны.

Основные  отличительные особенности итальянского сада были заложены еще в эпоху Античности. А своего наивысшего развития он достигает в эпоху Возрождения, после чего «итальянский сад» начинает свое триумфальное путешествие по Европе, преображаясь и адаптируясь к местным условиям в разных странах – туманной Англии, зябкой Франции, холодной России.

У культуры Древнего Рима странная и парадоксальная судьба. Каких высот ни достигал бы он в тех или иных областях в разные периоды своей истории, его всегда обвиняют в подражательстве и копировании других, лучших образцов. В первую очередь, конечно, все достижения, особенно культурные, связывают с Древней Грецией и эллинистическим миром вообще. Не забывают и Египет Птолемеев, и Восток, и юг Африки. Вторичным оказывается почти все – от богов и архитектурных стилей до научных достижений и мировидения.

Так и с  садами. Даже учитывая тот общепризнанный факт, что в Древней Греции не было культуры садов как таковой, все равно исследователи вопроса находят корни и истоки римского садоводства в эллинистическом мире. Вместе с тем эта идея о некоем присущем римской культуре имитаторском характере  не совсем справедлива. И сады, и парки являются тому прекрасным подтверждением. Римляне достигли в этом вопросе удивительных высот и, как было сказано выше, именно они заложили основу европейского садоводства.

В римский  период складываются традиции как частного, домашнего садоводства, так и масштабного, порой выходившего на государственный уровень. Что касается последнего, то правители Рима, озабоченные ростом населения города и все ухудшающейся в связи с перенаселением, как сегодня сказали бы, экологической обстановкой, предпринимали неоднократные, и успешные, попытки озеленить город, разбить в нем парки для гуляния.

Информация о работе Природа как произведение искусства