Природа как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Врожденная любовь итальянцев к искусству отразилась на их отношении к природе. Много веков люди, жившие на этой земле, преобразовывали, приручали и окультуривали мир, окружавший их. Еще в древности исчезли многие леса и рощи, совсем недавно осушили болота. Отдыхать и дышать свежим воздухом здесь издревле предпочитают в прекрасных и гармоничных рукотворных садах. Даже вода предпочтительна в виде столь любимых итальянцами фонтанов.
Итальянский журналист Луиджи Барзини приводит яркий пример отношения итальянцев к природе: известный итальянский поэт Габриель Д'Аннунцио – «возможно, больше итальянец, чем любой другой из итальянцев» - занялся благоустройством своего сада на озере Гарда.

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Одним из них  был сад Цезаря за Тибром, огромный и великолепный парк, украшенный роскошно и со вкусом. Цезарь принимал в нем, незадолго до гибели, Клеопатру и  завещал его для отдыха народу. Занимались озеленением и украшением города Август и его преемники, возводили на перекрестках фонтаны, разбивали городские сады и парки.

Частные парки  также приносили пользу городу, озеленяя его и освежая воздух. Знаменитый парк в Риме разбил Меценат. Выбрал он для него страшное место –  кладбище для городской бедноты, куда без разбору сбрасывали трупы рабов и нищих, а также разного рода отходы и мусор. Место было не только жуткое, но и зловонное, а при соответствующем ветре все эти испарения и зараза неслись на город. По совету Мецената император Август приказал засыпать это место слоем земли в 6 - 7 метров, а Меценат на этом месте разбил парк, который после смерти завещал Августу.

Особое значение в римском садово-парковом деле имела  вода. В этом вопросе римляне не имели себе равных среди соседей. Было создано особое ведомство, занимавшееся водопроводами, что подчеркивало то огромное значение, которое придавалось воде. Знаменитые римские водопроводы и акведуки частично сохранились и до нашего времени, поражая размахом и продуманностью. Все это позволяло сооружать повсеместно и щедро фонтаны, а также снабжать водой сады и парки, нуждавшиеся в поливе. Фонтанов в Риме было так много, что один из современников отмечал, что «по всему городу раздается тихий плеск воды».

О небольших частных садах лучше всего судить по раскопкам в городе Помпеи. Извержение вулкана Везувия в 79 году покрыло этот город пеплом и таким образом как бы законсервировало его для будущих поколений. Раскопки вскрыли город в том виде, в каком его совершенно неожиданно застала катастрофа. Частные сады в Помпеях очень напоминают и последующие ренессансные – они соединяются с домом, чаще всего находясь внутри него в виде внутреннего двора. Иногда росписи на стенах расширяют пространство, а мозаики на полу расцвечивают и оживляют его. В них сохранились следы от посаженных растений, как в почве, так и в специальных вазах. Между ними расставлены статуи, декоративные элементы, фонтаны и вазы. На одной из них сохранилась надпись: «Наполни меня чистым вином, тогда да возлюбит тебя Венера, охраняющая этот сад».

Другой тип  античного сада, своего рода антитеза замкнутым садам-«комнатам» городов,  представлен сельскими виллами. Здесь важное значение приобретает окружающий вид на горы, холмы, виноградники, море, словом на тот пейзаж, который характерен для данной местности. В таких парках сочетание природы и искусства при заметном преобладании последнего элемента становится определяющим.

Одним из шедевров грандиозного паркового строительства  античной эпохи, сохранившихся до наших  дней, является вилла Адриана. Римский  император Адриан (76 - 138), тот самый, который возвел в Британии знаменитый Адрианов вал, чтобы отгородить диких и необузданных шотландцев от цивилизованного мира, и остатки которого до сих пор посещаются любопытными англичанами и туристами, затеял строительство с большим размахом. Оно продолжалось так долго, с 118 по 138 год, что самому императору практически не пришлось наслаждаться своим детищем.

Вилла, занимающая около 60 гектаров, по многообразию построек и сооружений напоминает небольшой город, этакое государство в государстве, со своим театром, библиотекой, конечно же гигантским спортивным комплексом, банями и т.д. Адриан был человек просвещенный, много путешествовавший, повидавший свет, хорошо разбиравшийся в живописи, музыке, архитектуре, скульптуре и литературе. В своем творении он собрал то лучшее, что нашел в самых разных культурах.

Знаменитой  является круглая беседка, сооруженная  на искусственном острове, окруженном водой и соединенном с «берегом»  мостиком. Все это помещено внутрь здания и называется театр, хотя некоторые  исследователи полагают, что, возможно, это было место для уединенного  размышления и чтения книг в тиши.

Обращает  на себя внимание и прямоугольный  пруд в центре парка. Он окружен колоннами  и статуями, все это отражается в воде, создавая удивительное ощущение единства разных элементов. Тихое журчание воды навевает покой и прохладу, садящиеся в пруд птицы разбивают стройность фигур античных богов, отражающихся в воде. Хвойные деревья и кустарники благоухают под жарким солнцем.

Поражают  бани. Смыкаясь с разнообразными помещениями  для занятий спортом, они занимают гигантскую площадь, едва не большую, чем жилые помещения. Богатством и разнообразием украшений они наводят на размышления о храме. Некое высокое, почти трепетное чувство ощущается в отношении именно к этим зданиям.

Вилла Адриана  в нашем представлении не очень  напоминает сад. Оливковые рощи, растущие на холме, где она раскинулась, отдельные деревья, посаженные симметрично, аллея, ведущая к постройкам, вот и все, что связано с общепринятыми представлениями о саде. Однако эта античная традиция, позже развитая в эпоху Возрождения, делавшая упор на соединение скульптуры, архитектуры и пространства, а не на зеленые посадки, очень типична для идеи итальянского сада. Часто искусство в них одерживает верх над природой, и тогда природа становится лишь дополнительным элементом, воплощаясь в разных стихиях: воды, земли и воздуха, каждая из которых играет свою заметную роль.

Римляне не только увлекались искусством садов, они  разрабатывали и научные основы садоводства. Правда, большая часть  их трудов на ботаническую тему была посвящена земледелию, но встречались и советы по тому, как благоустроить свой сад.

Существует  «Естественная история» Плиния Старшего (23 - 79 гг. н.э.), представляющая собой своеобразную энциклопедию естественнонаучных знаний той эпохи. Плиний, уроженец города Комо, занимал различные государственные должности, сочетая их с научной деятельностью. Погиб он на боевом, научном, посту, наблюдая за извержением Везувия. Его «История» содержит сведения о состоянии вселенной, о зоологии и антропологии, географии и минералогии, но самое значительное место в ней занимает информация о растительном мире. Плиний собрал самые разные данные о жизни растений, включая легенды и мифы и практические советы по их выращиванию.

Его соратником и наследником был племянник  Плиний Младший, также государственный  деятель и большой любитель природы. Только его любовь носила более практический характер, так как известно, что  он был владельцем многочисленных вилл в разных уголках италийского полуострова.

Он очень любил свои виллы, находившиеся недалеко от Рима, и часто приезжал в них. Свою любовь он изливал в письмах, содержащих детальное описание архитектуры, устройства сада и даже конкретных растений, растущих в нем. Все это является ценным источником сведений об античных садах. Благодарное потомство водрузило статуи двух Плиниев (убежденных язычников!) на стены центрального собора в городе Комо.

Итальянская земля, кажется, создана для садоводства. Здесь тепло, много солнца, нет недостатка в воде. Ландшафт, постоянно меняющийся, неровный, покрытый живописными холмами, располагающий к художественным композициям. Разнообразие растений, в том числе и вечнозеленых, растущих легко и быстро под теплым солнцем. Наконец, эстетическое чувство, веками вырабатывавшееся у местного населения, их склонность к театральным действам, к зрелищности - все это создало идеальные условия для процветания садов в Италии.

Отличительные особенности  итальянских садов

В средневековой  Европе сады выполняли различные  функции. Они сохраняли свое значение как места для прогулок и отдыха, особенно в тех странах, где летом бывает жаркая, душная погода. В этих случаях зеленая прохлада, навеваемая деревьями, журчание воды в фонтане, зеленая трава под ногами приносили желанное отдохновение. В парках проводили приятно время, общались, играли в игры, словом, жили повседневной жизнью, в которой сад был дополнением к дому.

Джованни  Боккаччо в знаменитом «Декамероне», созданном в середине XIV века, отправляет своих героев спасаться от чумы из города в сельскую местность. Они оказываются в загородном доме, в большом поместье, обычном для того времени. Оно описывается как оазис, место покоя и отдохновения, где природа и царица, и служанка человека. «Оно  лежало  на  небольшом  пригорке, - пишет Боккаччо, -  со всех сторон несколько  удаленном  от  дорог,  полном  различных  кустарников и растений в зелени, приятных для глаз.  На  вершине  возвышался  палаццо с прекрасным, обширным двором внутри, с открытыми галереями,  залами  и покоями, прекрасными  как  в  отдельности,  так  и  в общем,  украшенными замечательными картинами; кругом полянки и прелестные сады,  колодцы  свежей  воды и погреба, полные дорогих вин - что более  пристало  их  знатокам,  чем  умеренным и скромным дамам».

Герои много  времени проводят на свежем воздухе, в саду, наслаждаясь прохладой  и свежестью, столь контрастирующей  с оставленным ими чумным городом: «И вот все направились к лужайке  с высокой зеленой  травой,  куда  солнце  не  доходило ни с  какой  стороны.  Веял  мягкий  ветерок;  когда  по  приказанию  королевы все уселись кругом на зеленой  траве,  она  сказала:  -  Вы  видите,  солнце еще высоко и жар  стоит  сильный,  только  и  слышны  что  цикады  на  оливковых деревьях; пойти куда-нибудь было  бы  несомненно  глупо.  Здесь  в  прохладе хорошо, есть  шашки  и  шахматы,  и  каждый  может  доставить  себе  удовольствие, какое ему более по нраву».

В средневековых  усадьбах возникают так называемые «потайные» или «закрытые» сады. Они  отделяются от окружающего мира высокими стенами, создавая особый замкнутый  мир. В таких садах помещают деревья, фонтаны, сажают цветы. Здесь можно  укрыться от посторонних взглядов, чувствовать себя свободно, как в  собственной комнате. Романтическое  воображение часто населяло такие сады красавицами, которых ревнивые мужья или заботливые родители прятали от посторонних глаз. Действительно, в эпоху, когда для молодых девушек существовало не так уж много развлечений, подобные укромные уголки были подлинным отдохновением.

В средневековом  сознании садовые и цветочные  символы начинают прочно ассоциироваться  с религиозной темой. Итальянская  религиозная живопись наполняется  садовой тематикой и аллегориями. Сад становится символом чистоты и света. Райский сад наполняется цветами. На итальянских полотнах Богоматерь получает благую весть от архангела Гавриила в саду, лилия, часто изображаемая при этом, символизирует чистоту и невинность.

В Италии никогда не было той любви к цветам, которая характерна, например, для англичан. Используя их как украшение, в символических целях, они не отдавали особого предпочтения ни одному из них, а в садах вообще отлично обходились деревьями и кустарниками. В садах цветы сажали из-за приятного аромата, так как запах играл важную роль в садовой композиции средневековья, а также из практических соображений - некоторые из них отгоняли насекомых.

Сады широко используются в практических целях. Особую славу в этой сфере приобрели  средневековые монастыри. В их садах  выращивают ароматные и целебные травы, цветы для украшения церкви. Знаменитый монах из Ромео и Джульетты, собиравший травы и использовавший их в разных лечебных и магических целях, не был исключением.

В садах также  хорошо читать и предаваться размышлениям о высоких материях. Еще в VI веке святой Бенедикт велел повсеместно  в монастырях разводить сады, считая работу монахов в них частью духовного  послушания. В крупном монастыре  под Павией в XV веке у монахов даже были маленькие индивидуальные садики, примыкавшие к кельям.

Все эти особенности  средневековых садов в той  или иной мере присущи самым разным странам. Италия только сохраняла устоявшуюся  и общепринятую традицию. Исследователи иногда любят делать драматический перерыв в тысячу лет между падением Римской империи и эпохой Возрождения, утверждая, что в это время сады исчезли с территории Италии. В это верится с трудом, хотя бы в силу того, что античная традиция дожила до того же Возрождения, когда ее идеи использовались, но уже в новых целях. Это не говоря уже о том, что, например, Карл Великий, провозглашенный папой в 800 году императором Священной Римской империи, издал ряд эдиктов, направленных на распространение правильных методов разведения растений. А это была уже государственная политика.

Но с XV века в садоводстве Италии происходит подлинный переворот, сад  превращается в произведение искусства, наполняется  новым смыслом, формой и содержанием. Из рук садовников он переходит в  руки художников и архитекторов, и  Италия на долгое время начинает определять садовую моду во всей Европе.

Садовое искусство, как и другие виды творчества, отражает национальные особенности того или иного народа. Даже будучи заимствованным в другой культуре, оно, попав в иную почву, адаптируется и преобразуется согласно с местными вкусами. Так, кстати, и произошло впоследствии с итальянскими садами: в Англии они украсились цветами и клумбами, во Франции утратили простоту и непретенциозность, в России потеряли свой театральный характер.

Естественно, что искусство, возникшее и развивавшееся  в родной стране, в полной мере воплощало  и отражало особенности национального  характера итальянцев. Это находило свое воплощение и в форме, и в  отношении, и в выборе растений, словом, во всем.

О садах Италии написано немало. Зародившись в XV веке, получив развитие и высшее художественное воплощение в XVI и XVII веках, дальнейшее усовершенствование еще и в последующие эпохи, они развивались, видоизменялись, получали региональные и исторически обусловленные черты. Каждый итальянский сад, как и положено подлинному произведению искусства, не похож один на другой и прекрасен по-своему. Но есть и ряд неких особенностей, отличительных черт, которые и создают неповторимую идею итальянского сада.

Садовое искусство  не могло не отражать отношений человека и природы. В Англии садовое искусство характеризует стремление уживаться с природой, соседствовать с ней, приблизиться к ней, беречь и сохранять ее, даже и с помощью вмешательства человека. Во Франции в парковом искусстве вообще на первый план выходили люди, а природа лишь служила способом выражения человеческих амбиций. В Италии же оно символизировало, вслед за античной традицией, торжество и победу человека над окружающим его миром.

Информация о работе Природа как произведение искусства