Виды искусства и их природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть виды искусства.
Задачи:
- определить виды искусства и их природу;
- рассмотреть качественную характеристику видов искусств и их взаимодействие;

Содержание работы

Введение 3
1.Причины разделения искусства на виды. 4
2.Формирование принципов классификации видов искусства. Современные критерии такой классификации. 6
3.Особенности каждого из видов искусств. 9
4.Разнообразие форм синтеза искусств. 13
Заключение 15
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Хоменок Александр Культурология 1 курс Юриспруденция ЗФУО Вариант 14.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

Кафедра «Юриспруденция»

 

 

Специальность Ю 030501.65 «Юриспруденция»

 

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Виды искусства и их природа»

 

 

Выполнил: студент ЗФУО

Группы:__Ю 030501.65_______ «Юриспруденция»___________

_______1______ года обучения

шифр зач. кн.      10041034314   .

Фамилия:        Хоменок_______.

Имя:     Александр                       .

Отчество:        Борисович           .

Адрес:   Амурская  обл                .  г.Свободный      ул. Зейская      . 

44 кв 55    676450                         .

Проверил:___________________

____________________________

 ____________________________                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2010 г.

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1.Причины разделения искусства на виды.                                                           4

2.Формирование принципов классификации видов искусства. Современные критерии такой классификации.                                                                            6

3.Особенности каждого из видов искусств.                                                          9

4.Разнообразие форм синтеза искусств.                                                              13

Заключение                                                                                                             15

Список используемой литературы                                                                       16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Искусство – одна из важнейших  сфер культуры, причем в отличие  от других сфер деятельности оно общезначимо, без него невозможно представить  жизнь людей.

Виды искусства —  это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Каждый вид искусства  обладает своим специфическим арсеналом  изобразительно-выразительных средств  и приемов. Таким образом, виды искусства  отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

Цель данной работы: рассмотреть  виды искусства.

Задачи:

- определить виды искусства  и их природу;

- рассмотреть качественную  характеристику видов искусств  и их взаимодействие;

- определить понятие  «синтез искусств».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Причины разделения искусства на виды.

 

Понятие «вид искусства» — основной структурный элемент  системы художественной культуры. Изобразительное  искусство раскрывает многообразие мира с помощью пластических и колористических материалов.

Литература включает все оттенки творчества, реализуемые  в слове. Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембра созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах). Архитектура и декоративно-прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусств имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Виды искусства — это звенья единого общественного явления, каждый из них относится к искусству в целом, как частное к общему.

Попытки изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Без сомнения первой из них является мифологическая классификация видов искусств, которая включала как однопорядковые формы творчества — трагедию, комедию, так и первые группы, получившие название «мусические искусства» (поэзия, музыка, танец) и технические искусства (архитектура, медицина, геометрия). В своей «Поэтике» Аристотель сформулировал трехслойное — видовое, жанровое, родовое — деление форм художественной деятельности которое стало основополагающим в морфологии искусства и значительным завоеванием античной эстетики в целом.

В эпоху Возрождения  системный анализ искусства был  ограничен, хотя в «Книге о живописи»  Леонардо да Винчи и в знаменитом «Лаокооне» Г. Лессинга было произведено  исследование различий между изобразительным искусством и поэзией. Процесс самоопределения эстетики как науки совпал по времени с появлением практически первого глубокого анализа искусства. Речь идет о трактате Ш. Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в котором автор не только рассмотрел всю сферу художественно-творческой деятельности, но и сумел найти в ней место каждому искусству. Однако только в начале ХIХ в. Гегель в структуру своей грандиозной эстетической концепции заложил взаимоотношения между пятью главными видами искусств — архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией.

Литература оказывала  мощнейшее влияние и на формирование общественного сознания в России. Особенно интенсивно этот процесс шел  через художественную критику, которая  в этот исторический период тесно смыкалась с публицистикой. Происходил своего рода процесс «олитературивания» самой действительности, когда литература объединяла в единое целое все остальные духовные сферы.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три большие группы. В первую — входят так называемые пространственные или пластические виды искусств.

К ним относятся архитектура, все жанры изобразительного искусства  и художественная фотография. Для  этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии  художественного образа. Ко второй группе относятся временные или  динамические виды искусств — литература и музыка. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция. Третью группу представляют пространственно-временные виды (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк), которые называют также синтетическими или зрелищными искусствами.

В свою очередь, искусства  можно группировать и на основе других признаков — зрелищные и незрелищные, простые и синтетические и  т. д.

2.Формирование принципов  классификации видов искусства.  Современные критерии такой классификации.

 

Мы должны представить, что язык собственной образности формируется во взаимодействии с  предметным миром и обусловлен как  строением человеческой субъективности, так и тем, как она может  становиться чувственно-воспринимаемой посредством внешнего вещественного мира. В этом связи в качестве наглядного примера можно взять интонации, мимику, телодвижения. Здесь мы видим, что внешний материал начинает жить в человеческом общении, и возникает язык общения. Подвижная мимика, изменяющаяся по мере изменения смыслового содержания общения индивидов, подвижный интонационный строй, также изменяющийся по мере изменения смыслового содержания общения индивидов, телодвижения, которые также следуют движению смыслов общения. Этими примерами мы подчеркиваем мысль, что язык искусства не есть внешний материал сам по себе и внутренний мир сам по себе. Язык искусства есть изменчивое движение внешнего материала, которое подчинено смысловому взаимодействию субъектов. И который формируется в процессе исторического развития действительности человека, т.е. общества. И еще раз хочется напомнить слова Карла Маркса о том, что действительность новый материализм берет субъективно. В образном чувственном общении людей внешний материал движется теперь в форме языка общения субъективных миров людей. Внешний материал подчинен в своем движении и видоизменении процессу общения. И действительно возникает своеобразный и подвижный язык этого общения. И язык этот исключительно подвижен. Бесконечно вариабелен и бесконечно подвижен. Если мы при счете четко фиксируем значение и язык цифр однозначен. Если язык формальной логики также фиксирует при каждом случае какую-то одну связь. Если логический язык нашего мышления, о чем бы мы ни мыслили, все же есть процесс, в котором мы выделяем в каждую данную долю времени какую-то одну связь. То язык чувственно-образного практически-духовного (художественного, религиозного) общения схватывает моменты взаимодействия целостного духа человека и действительности в целом. А потому это очень, своеобразный и очень емкий чувственно-образный язык.  
Это, собственно, язык взаимодействия моей субъективности как таковой (в ее непосредственности, в ее непосредственном переживании действительности, в ее непосредственной чувственно-временной и пространственной протяженности) с объективным миром как таковым. И потому в этом общении весь внешний мир, все его предметное бытие теснейшим образом взаимосвязано с состоянием моей субъективности. С бытием, существованием моей души.

Уже упоминавшаяся древняя архитектура  нам наглядно показывает, что важно почувствовать человеку. Чтобы он осуществился как человек. Он должен почувствовать характер своего мироощущения. И он должен иметь это мироощущение в себе. Можно представить себе мироощущение как такое интегративное состояние души, которое определяет целостность духовной деятельности и единую направленность всех духовных процессов под определенным углом зрения. Скажем, если взять религиозное мироощущение, то состояние преклонения перед всемогуществом бога, которое связано с состоянием согласия с устройством мира, умиротворенностью, покорностью судьбе, непротивлением злу и т.д. Не в религиозном контексте можно говорить об оптимистическом мироощущении, пессимистическом, о пораженческом настроении, о жажде преодоления и тому подобное.

В этом плане художественное освоение мира, которое способно создать такое  мироощущение, не может быть заменено чем-либо другим. И оно начинает входить  в быт человечества вполне органично. Оказывая воздействие на формирование общих духовных состояний. Которые не сводятся просто к бытию индивидуальности, а являются общественной необходимостью. В том числе и необходимостью индивида. Ибо его индивидуальная духовность может сформироваться только в толще культуры человечества. Понимая под словом, культура не только искусство, а все духовные ценности и духовные состояния, которые выработаны человечеством в процессе исторического развития.

Отсюда понятно, что вот эти  духовные потребности обусловливают как бытие искусства как такового, так и появление различных видов искусства. Усложнение духовной деятельности человечества и усложнение процесса формирования в духовной жизни человечества духовной жизни индивидов заставляет человечество постоянно искать все новых средств, форм, способов чувственно-образного, практически-духовного владения действительностью. Но тогда и языка бытия этих новых форм практически-духовного владения. Ибо без предметного языка ни одна субъективная способность человека ни существовать, ни осуществиться не может. Даже когда мы мыслим, нашей субъективности воспроизводится звуковой образ слова. Звуковой образ речи. Протекание смысловых процессов в нашей субъективности, в которых мы чувственно отражаем процесс смыслового взаимодействия в обществе, сопровождается языком смыслового общения.

С изменением характера взаимоотношения индивида и общества начинает изменяться и система искусств. Эпос присущ периоду жизни человечества, когда господствовало мифологическое сознание. И когда и архитектура была подчинена созданию цельного мироощущения. Неразвитые взаимоотношения.

Ни одно искусство  не может полностью взять на себя процесс создания образного языка  чувственного общения субъектов  полностью. Просто потому не может, что  сам процесс общения индивидов  в обществе, в котором и формируется, развивается, обогащается, духовный мир каждого отдельного индивида охватывает, всю предметную действительность. Вообще все искусства необходимы не просто для того, чтобы дублировать повседневное общение людей, а для того, чтобы в этом чувственном практически-духовном общении выявлять существенное, значимое.

3.Особенности каждого  из видов искусств.

 

Архитектура — этот вид  искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых  для жизни и деятельности людей. Архитектура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются красота и польза, технические и эстетические начала. Людей, которые занимаются этим видом художественного творчества, называют архитекторами.

Архитектуру справедливо  называют летопись мира. Ведь она «говорит»  тогда, когда уже молчат предания и песни, и когда ничто не напоминает о безвозвратноушедшем народе и  его культуре. На страницах этой «каменной книги» запечатлены целые  эпохи человеческой истории.

Изобразительными искусствами  называется группа видов художественного творчества живопись, графика, скульптура, художественная фотография.

Живопись представляет собой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основными изобразительными средствами и приемами в передаче тончайших нюансов действительности является система цветовых сочетаний (колорит). Живопись разделяется на монументальную (роспись фасадов зданий, стен, потолков) и на станковую (собственно картины).

Основными жанрами живописи являются: пейзаж (изображение природы, сельский городской, индустриальный пейзаж) натюрморт, демонстрирующий естественные предметы (цветы фрукты дичь рыба ,бытовые вещи и т. д.) сюжетно-тематическая картина — исторического батального жанрово-бытового анималистического содержания). Особое место в живописи занимает миниатюра, представляющая собой живописное произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Миниатюры выполнялись гуашью, акварелью, эмалью, маслом, лаком, темперой.

Еще одним видом изобразительного искусства является графика. Она  основана на однотонном рисунке и  использует в качестве основного  изобразительного средства контурную  линию, точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения графика делится на станковую, представляющую оригинальные произведения, имеющие самостоятельное значение и на прикладную- печатную, включающую в себя гравюру, литографию, офорт, карикатуру и т. д.

Информация о работе Виды искусства и их природа