Виды искусства и их природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть виды искусства.
Задачи:
- определить виды искусства и их природу;
- рассмотреть качественную характеристику видов искусств и их взаимодействие;

Содержание работы

Введение 3
1.Причины разделения искусства на виды. 4
2.Формирование принципов классификации видов искусства. Современные критерии такой классификации. 6
3.Особенности каждого из видов искусств. 9
4.Разнообразие форм синтеза искусств. 13
Заключение 15
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Хоменок Александр Культурология 1 курс Юриспруденция ЗФУО Вариант 14.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Скульптура также является видом изобразительного искусства. Она воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию, по трактовке образов  и форм. скульптура делится на монументальную (памятник, монумент, многофигурный рельеф), станковую (портрет, жанровые сцены, статуи), скульптуру малых форм (игрушки, медальное искусство, резьба по камню).

По форме изображения  различают: объемную трехмерную скульптуру, то есть допускающую измерение по высоте, толщине, ширине, обход со всех сторон и различные рельефно - выпуклые изображения на плоскости. В свою очередь рельеф подразделяется на барельеф (низкий), применяемый на монетах и медалях; горельеф (высокий), используемый в монументальной и станковой скульптуре; контррельеф (вогнутый), применяемый на печатях и различных формах. Практически все жанры и формы скульптуры окончательно сложились в период греческой античности, оставив человечеству в полном смысле этого слова « классические образцы».

Сегодня фотографический  снимок — это не просто копия  внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта  фотографирования, освещения, специального наклона аппарата может создать  осмысленный, подлинно художественный образ.

Декоративно - прикладное искусство — один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных  для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. В этом виде искусства используются самые разные материалы: глина, дерево, камень, металл, стекло, ткани, натуральное и синтетическое волокно и т. п. Большим разнообразием отличаются технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и др. Если воспроизведение идет механическим путем, то произведения декоративно-прикладного искусства достаточно широко тиражируются. И в тоже время художники-профессионалы создают уникальные и малосерийные изделия.

Все составляющие формы декоративно-прикладного искусства способствуют совершенствованию предметной культуры человечества.

Дизайн — это художественно-проектное  творчество, способствующее эстетическому  формированию предметно-пространственной среды человека.

Дизайн или художественное конструирование своим появлением обязано, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой — проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Возникновение современного дизайна произошло на рубеже ХIХ-ХХ вв. как результат массовизации производства и достижений научно-технической революции.

Литература — письменная форма искусства слова, один из основных видов искусства. Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи слова создает реальное живое бытие, или то, что называется «художественная действительность». Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирику и драму.

К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. Эти произведения сюжетны, в них действительность и человеческие судьбы раскрываются наиболее полно и развернуто. Специфической чертой эпоса является повествование в сочетании с монологами и диалогами персонажей. К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Внутреннее состояние, переживания и настроения человека являются основным предметом отображения в лирике. Субъективные переживания, хотя и связаны с мыслями и чувствами самого автора, в поэтическом тексте приобретают общезначимые характеристики. Наряду с эпосом и лирикой, сложившимся родом художественного текста является драма. Она предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: собственно драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и другие. В драматических произведениях раскрытие сюжета и характеров идет через диалоги и монологи.

Музыка — вид художественного  творчества, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств в звуковые образы. Музыкальный звук - это результат творческой деятельности как человеческого сознания, так и определенного развития художественной культуры общества. Содержанием музыки выступают художественно-интонационные образы, которые проявляются через мысль и чувство музыканта. Интонационная природа является главным выразительным средством музыки. Другими компонентами музыкальной выразительности становятся: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, темп, динамические оттенки, инструментовка. В свою очередь своеобразие интонации, мелодии и ритма характеризует национальные черты разных народов в произведениях музыкального искусства.

Основными жанрами музыки являются: оперный, симфонический, камерный, инструментальный, вокально-инструментальный и др.

Музыкальные жанры и  формы в процессе исторического  развития изменяются, обогащаются и  «умножаются».

Современная музыка активно  включена в систему синтетических  видов искусства: театра и кино.

 

4.Разнообразие форм синтеза искусств.

 

Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства. Синтез искусств – это результат  взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность. Всеобщей закономерностью синтеза искусств является противоречие, конфликт, преодоление.

Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. Синтез искусств необходимо понимать в двух смыслах: 1) как историческую категорию, отражающую содержание художественных целостностей сложившихся на определенном этапе развития искусства в результате постоянного процесса интеграции (наряду с процессом дифференциации); 2) как вполне определенную целостность, доступную созерцанию и анализу.

Синтез искусств осуществляется под эгидой одного вида искусства  и опирается на свойственную ему образность. Отсюда типологически синтезы различаются на пластический, театральный и кинематографический.

В основу пластического  синтеза искусств заложено архитектурное  сооружение (здание, архитектурный  комплекс), Оно дополняется скульптурой (статуи, рельефы, лепной декорацией и т. д.), живописью (фрески панно мозаики витражи, орнаменты и т. д.), а также произведениями декоративно-прикладного искусства (народные промыслы и промышленный дизайн), которые развивают и конкретизируют собственно архитектурный образ. Примерами удачного синтеза искусств могут служить: средневековые соборы, современные культурно - спортивные сооружения, станции метро и т. д.

Наиболее яркими синтетическими видами искусства являются театр  и кино.

Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Театральный синтез искусств включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с  участием музыки, хореографии, художественного  оформления.

Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства — будь то драма или балет, опера или пантомима.

В ХХ в. театральная практика пополнилась множеством экспериментальных  форм: появился театр абсурда, театр  камерный, театр политический, театр  улицы и т. д.

Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза, включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.

Исторически в кинематографе  сложилось три жанра: игровой (художественный), неигровой (документальный и научно—популярный) и мультипликационный. В игровом кино художественный образ создается на основе сценария, оригинального или написанного по мотивам литературного произведения. Все используемые в современном киноискусстве сюжеты были уже, так или иначе, использованы на протяжении многих тысячелетий в общечеловеческой культуре.

Все жанры кино взаимодействуют  между собой, используя различные  монтажные, звуковые и цветовые приемы. Происходит взаимопроникновение и взаимообогащение жанров. Современный кинематограф в этом смысле достаточно полифоничен.

Синтез искусств все  время расширяется, что в свою очередь предоставляет художественному  творчеству новые возможности и  резервы в освоении мира, в эстетической организации среды обитания человека, в создании качественно новых духовных ценностей.

 

Заключение.

 

В современном анализе  взаимодействия видов искусств четко  обозначились две тенденции: первая — состоит в сохранении суверенности каждого отдельного его вида; вторая — подчеркивает: тяготение к синтезу искусств. Обе эти тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусств другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе культуры.

Взаимоотношение различных  видов искусств — явление весьма полезное, но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны, изменчивы. Но эти пределы есть, и видовая специфика искусства при этом отнюдь не исчезает. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Современное общественное развитие требует включения различных  видов искусств в сферу деятельности, общения и досуга людей. Все виды искусства являются необходимыми и имеют большое значение в социальной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

Борее Ю. Б. Эстетика : учеб. для вузов / Ю. Б. Борев. — М. : Высш. шк., 2002.-511 с.

Горелов А. А. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. А. Горелов.

- М. : Юрайт, 2002. - 400 с.

Культурология : учеб. для техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 5-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2004. - 709 с.

Культурология : учеб. пособие для вузов / под ред. А. И. Шаповалова. — М. : ВЛАДОС, 2004. - 320 с.

Кожинов В. В. Виды искусства / В. В. Кожинов. — М. : Искусство, 1960.- 128с.

Каверин Б. И. Культурология : учеб. пособие / Б. И. Каверин ; под ред. В. В. Дижиева. - М. : Юриспруденция, 2001. - 224 с.

Мамонтов А. С. Культурология : учебник / А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. - М. : Гардарики, 2005. - 335 с.




Информация о работе Виды искусства и их природа