Принцыпы классификации произведений искусства. Жанры исккусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Среди художественных изделий 3-4 вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с 3 в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженностью духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.

Файлы: 1 файл

Ист иск Microsoft Office Word.docx

— 83.02 Кб (Скачать файл)

2 принцыпы классификации произведений иск-ва. Жанры иск-ва

Живопись.

 Живопись, по меткому  замечанию художника К. Юона, – «живое письмо или письмо о живом». На первый взгляд это может показаться парадоксальным: ведь живое письмо и письмо о живом не одно и тоже. Но в данном случае парадоксальность этого утверждения только кажущаяся. Словами «письмо о живом» художник раскрывает предмет живописи, а «живое письмо» – ее средства. В живописи передается форма предмета, его цвет, освещающий его свет, фактура материала, пространство, в котором находится изображаемый предмет. Поэтому живопись пользуется такими конкретными изобразительными средствами, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т. д. Эти изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д. «На своих холстах, – писал Паустовский о Ван-Гоге, – он изобразил землю. Он как бы промыл ее чудотворной росой, а она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры, а каждое клеверное поле – в солнечный свет, воплощенный во множестве скромных цветочных венчиков». Это о Ван-Гоге и в то же время – о живописи вообще. Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски, накладываемые на специально подготовленную поверхность. Объемная, трехмерная, полная дыхания жизнь как бы застывает на двухмерной плоскости. Многокрасочная, переливающаяся множеством оттенков, насыщенная игрой светотени полотно подлинного мастера рельефно передает в разнообразной цветовой палитре все богатство жизни. Не ведет к объединению действительности и плоскостная живопись.

Графика.

Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек  и т. д. По своей природе графическое  изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные  средства графики во многом те же, что  и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно  один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого  цвета. В графике используется также  рисунок пятнами – изобразительное  средство, широко примененное, например, в графических листах Мезерееля и Пророкова.

Художники-графики могут  создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединенных общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика – искусство необычайно лаконичное своими скупыми средствами может дать и действительно дает не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем  живопись.

Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, например гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка – книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т. д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление.

Графика – необычайно оперативное  искусство, оно идет по горячим следам событий самой жизни и с  каждым днем все в большей мере входит не только в общественную жизнь, но и быт людей.

Книжная графика – это  не только оформление книги (обложка  и суперобложка, титул, рисунок в  начале и конце текста и т. д.) Иллюстрация  ставит задачей раскрыть идеи и образы произведений, внутренне соответствовать  его глубинному содержанию.

Гравюра.

 Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит по-русски «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком. Действительно художник рисует на бумаге, и часто тем же самым, чем пишет, – пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством графики является не живописное богатство цвета, а линия, штрих.

В графике всегда ощущается  плоскость листа бумаги. На нее  свободно ложатся линии рисунка, послушно следуя полету мысли художника. Недаром в графике так часто  говорят об индивидуальном почерке, о неповторимом своеобразии манеры выражения.

Гравюрой и называют отпечаток  на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка  и гладкий камень. Художник собственноручно  наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом  ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки  различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилографию  и т. д. Но сама по себе доска имеет  лишь подсобное значение: целью художника  является отпечаток на бумаге –  оттиск, или, как его иногда называют эстамп. Правда эстампом считается  не каждый оттиск, а лишь тот, который  напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить станковый  характер.

Скульптура.

 Скульптура воспроизводит  явления жизни в объемной форме.  Скульптор создает задуманный  им образ из твердых материалов  – камня, бронзы, мрамора, определенных  пород дерева – с учетом  пластических возможностей каждого  из них.

Основным объектом изображения  в скульптуре всегда было лицо и  тело человека. В отличие от живописи и графики, изображающих не только человека, но и среду, в которой он живет, скульптура, особенно круглая, изображением среды в прошлом не интересовалась. Представления о времени, образе эпохи скульптура в отличие от других искусств, как правило, всегда давало через непосредственное изображение человека.

Искусство фотографии.

 Искусство фотографии  завоевало прочное место в  семье искусств и приносит  большую эстетическую радость  десяткам миллионов людей. Однако  научному обоснованию природы  художественной фотографии, раскрытию  ее специфических видовых особенностей  и место среди других видов  искусства, прежде всего среди  других видов изобразительного  искусства в искусствоведческой  литературе все еще уделяется  недостаточное внимание.

Младшая ветвь в семье  изобразительных искусств художественная фотография, не имитирует ни живописи, ни графики, в тоже время ведет  своим особым «языком» прекрасный, полноценный в художественном отношении  «разговор» о жизни. Искусство фотографии вносит свой существенный вклад в  создание художественной картины нашего времени.

Архитектура.

Наряду с живописью, графикой, скульптурой архитектура относится  к пространственным искусствам, зримо  воспринимаются и художественно  представляют действительность в статичных  формах.

В связи с этим архитектуру  и декоративно-прикладное искусство  по традиции рассматривают, как специфические  виды изобразительного искусства.

Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие  от других видов искусства, которые  принадлежат исключительно к  сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к  духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; архитектура – это необычное  отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения  с человеком, связь со средой и  пространством. Вместе с тем архитектура  широко использует эстетическое воздействие  света, цвета, фактуры строительного  материала.

Декоративно-прикладное искусство.

декоративно-прикладное искусство  – искусство изготовления предметов  быта, имеющих, однако, не только утилитарное  значение, но и обладающих определенными  художественными качествами, - в  ряде отношений может рассматриваться  по аналогии с архитектурой.

Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного  искусства, как правило, не теряет связи  с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с  ним.

1Виды иск-ва и их разновидности

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных  формах, которые называют видами искусства, родами и жанрами искусства Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически  самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусства: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём синтетическое искусство - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные искусство; литература, актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусство, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусство с искусствами изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды искусства имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об искусстве по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценического искусства, как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными. Искусство зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела - имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека. На этой исходной фазе развития искусство не было ещё самостоятельной формой деятельности, так как всё духовное производство было здесь "непосредственно вплетено" в производство материальное (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 3, с. 24), а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху искусство неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно всё имеет "прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры искусство постепенно обособлялось в специфическую область деятельности - в "...художественное производство как таковое" (Маркс К., там же, т. 12, с. 736), однако целый ряд отраслей художественной деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности - технической (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское искусство, плакат, искусство рекламы, оформительское искусство), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д. Во всех этих случаях искусство придаёт практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Однако и в тех своих формах, которые возникли при обособлении искусства в самостоятельную сферу деятельности, оно оставалось общественным явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития.

Синтез искусств, органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «Синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитательные возможности Синтез искусств

  В истории искусства  известны разнообразные формы  синтеза. Архитектура и монументальное  искусство постоянно тяготеют  к объединению, создавая архитектурно-художественный  синтез, в котором живопись и  скульптура, выполняя собственные  задачи, также расширяют и истолковывают  архитектурный образ. В этом  пространственно-пластическом синтезе  обычно участвуют декоративно-прикладное  искусство (средствами которого  создаётся предметная среда, окружающая  человека), а также нередко произведения  станкового искусства. Синтез  временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах  вокальной и вокально-театральной  музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в музыкальном театре драматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. искусство режиссёра эстетически объединяет компоненты художественного театрального или кинематографического произведения в новое целое.

  Синтез может осуществляться  на разных уровнях: внутри вида  искусства (например, использование  методов документального кино  — хроники, репортажа и т.  д. — в игровом фильме) и  между искусствами (например, введение  кинематографического изображения  в театральное действие). Общественная  потребность в более широком  и целостном отражении действительности  рождает объединение видов искусства  в новый синтетический вид.  Часто Синтез искусств делает  более активной роль публики,  например в народных празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных  ритуальных действах (античные дионисии), участники которых являются одновременно  зрителями и авторами. Различным  может быть соотношение между  участвующими в синтезе искусствами.  Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет  себе скульптуру и живопись); всеобщее  значение может приобрести качество, присущее одном у из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).

Информация о работе Принцыпы классификации произведений искусства. Жанры исккусства