Принцыпы классификации произведений искусства. Жанры исккусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Среди художественных изделий 3-4 вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с 3 в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженностью духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.

Файлы: 1 файл

Ист иск Microsoft Office Word.docx

— 83.02 Кб (Скачать файл)

Большое развитие получил  скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили  вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны

Культура Древнего Египта делится на 3 периода:

Древний Египет (3100-2000 г.)

Средний Египет (2000-1570 г.)

Новый Египет (1570-525 г.)

Древнее царство (3100-2000 г.)

Древнее царство

В Гизе, неподалеку от нынешнего  Каира, на скалистом плоскогорье  пустыни, отбрасывая на песок три  четкие тени, стоят три громадных  геометрических тела – безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они стоят уже больше сорока веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую, монолитную форму этих сооружений. Высочайшая их них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем крошечным – как лодка по сравнению с морским пароходом. В пирамиде Хеопса, если б она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св.Петра в Риме. А ведь пирамида не полая, она почти сплошной массив из тяжелых каменных плит, только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитали, что для того чтобы перевезти все эти камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов.

К пирамидам примыкали  низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родичей фараона – “мастаба” (“каменные скамьи”). И храмы и мастаба рядом с пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва.

Писатель Иван Бунин, иного  путешествовавший, влюбленный в седую  грозную старину Востока, оставил  путевые записки, не уступающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса. “Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света… Я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

Туловище его высечено из гранита целиком, - приставлены  только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И  весь он, грубый, дикий, сказочно- громадный, носит следы той жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю “Страны Солнца”, страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу”.

18 Изобразительное иск-во и архитектура греческой орхаики

Храм Парфенон в афинском Акрополе, классика, ок. 447-432 гг. до н. э. Афины (Греция).

На Западе принято считать, что в процессе своего развития с VII века до н. э. и до римского завоевания во II веке н. э. греческие архитектура и скульптура сумели воплотить классический идеал красоты, которым мы руководствуемся и сегодня.

Археологический музей, Неаполь (Италия) Первые по-настоящему художественные формы, найденные греками, - это сосуды. В УП-У веках до н. э. ремесленники уже умели создавать керамические изделия сложной и одновременно изящной конфигурации (вазы, кубки, амфоры). Они довели до совершенства чернофигурную, а затем - краснофигурную технику вазописи. Скульптура появилась тоже очень рано. И первые алтари были украшены статуями куросов-юношей и кор-девушек в архаическом стиле. В храмах колоннада поддерживала треугольный фронтон и часто тянулась вдоль всего прямоугольного периметра. В храмах хранились святыни и стояли статуи богов, изображавшихся в виде людей совершеннейшей красоты. V век - классический период, эпоха наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации. С IV века греческие города теряют свою независимость, а греческое искусство - чистоту форм. Это уже эллинистический период. Греческое искусство от самых истоков было связано с культом богов. Это проявлялось и при создании предметов повседневного обихода: сначала в керамике, позже в монетах, что свидетельствуют о развитии портрета в эллинистический период.

Греческую древность называют античностью, к античности также  относят Древний Рим.

Потребовалось несколько  столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:

архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;

классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;

эллинизм, или поздний  период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Греки в Италии

С VI века до н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземному морю. Архитекторы создавали храмы, остатки которых сохранились на юге Италии. Строительство городов дало развитие урбанистической архитектуре. Планировка с ортогональным пересечением прямых улиц была заимствована у римских градостроителей, зато классическое и эллинистическое искусство стали фундаментом для искусства Рима.

В правление Перикла, в V веке до н. э., Афины стали культурной столицей Греции. Храм Парфенон с его величественной колоннадой и барельефами на фризах, является одним из высочайших достижений архитектуры классического периода, а создавший для него статую Зевса  скульптор Фидий - одним из крупнейших художников того времени.

Из материалов чаще всего  использовались мрамор и бронза. "Дельфийский возничий" - одно из немногих бронзовых произведений начала V века до н. э., дошедших до нас почти в первозданном виде. Большинство скульптурных шедевров классического периода дошли до нас в сильно поврежденном виде или вообще в фрагментах, многие утрачены и известны нам по старинным описаниям и по более поздним римским копиям.

Эллинистическое искусство

Создание Александром  Великим Македонской империи  произвело в греческом искусстве  переворот. Исчезли строгость и  благородная простота, появилось  стремление к пышности, усложненности  композиции, интерес к индивидуальности человека. В архитектуре усложнялись  формы, появились листья на капителях  коринфского ордера. Скульптура стала  живее, но позы статуй вычурнее. Парфе нон был дополнен галереей с кариатида ми - колоннами в виде красиво задрапированных женских фигур с тонкими чертами. Художники искали образец человеческой красоты согласно пропорциям, предложенным скульптором Праксителем (работал в IV веке до н. э.). Следующие поколения художников, развившие искусство портретной скульптуры, пытались отразить по просьбе македонских правителей - преемников Александра, психологию своих моделей, и воспроизвести движение, как это видно на примере Венеры Милосской.

Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию  и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением  греческого строительного искусства  были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда  вместо дерева в качестве строительного  материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообраззом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре  господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который  сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и  мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена - она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекрытия. Верхнюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая, а верхняя квадратная. Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки. Перекрытие, опирающееся  на колонны, в своей верхней части  окружено по всему периметру храма  полосой украшений - фризом. Он состоит  из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены рельефы. По краю крыши  проходят выступающие карнизы: на обеих  узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые  украшали скульптурами. Сегодня сохранившиеся  части храмов белого цвета: покрывавшие  их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий  цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой  Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению  с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда  архитектура стала стремиться к  большей пышности, чаще всего стали  использовать коринфские капителли. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время  пощадило старейшие дорические храмы  главным образом за пределами  Греции. Несколько таких храмов сохранилось  на острове Сицилия и в Южной  Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры  начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе. Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена  его создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

Информация о работе Принцыпы классификации произведений искусства. Жанры исккусства