Жанры литературных произведений эпохи Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Удивительной и прекрасной страницей в истории Западной Европы можно назвать Средневековье. В это время проходили рыцарские турниры, крестовые походы, инквизиторские костры, строились роскошные феодальные замки, от голода умирали целые деревни и города. Жестокость и великодушие, нищета и роскошь, предательство и благородство в том мире были очень контрастными и яркими, а герои той эпохи были так легендарны, что он нам часто кажется волшебной сказкой. Увы, но все это – реальная историческая эпоха. Она продлилась более тысячи лет - с середины пятого до конца пятнадцатого века. Какой на самом деле была та эпоха? Какой была Европа в то время?

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I. Архитектура………………………………………………………………….5
Архитектура Западной Европы в период раннего Средневековья…..5
Эстетика Средневековья………………………………………………..6
II. Живопись…………………………………………………………………..10
2.1. Живопись как один из первых видов искусств………………………..10
2.2. Появление масляных красок……………………………………………11
III. Литература………………………………………………………………..12
3.1 Жанры литературных произведений эпохи Средневековья…………..12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии 1 курс.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 Введение……………………………………………………………………….3

I. Архитектура………………………………………………………………….5

    1. Архитектура Западной Европы в период раннего Средневековья…..5
    2. Эстетика Средневековья………………………………………………..6

II. Живопись…………………………………………………………………..10

2.1. Живопись как один из первых видов искусств………………………..10

2.2. Появление масляных  красок……………………………………………11

III. Литература………………………………………………………………..12

3.1 Жанры литературных произведений эпохи Средневековья…………..12

Заключение…………………………………………………………………...16

Список литературы…………………………………………………………..17

Приложения…………………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Периодизация  эпохи Средневековья.

 

     Удивительной и прекрасной страницей в истории Западной Европы можно назвать Средневековье. В это время проходили рыцарские турниры, крестовые походы, инквизиторские костры, строились роскошные феодальные замки, от голода умирали целые деревни и города. Жестокость и великодушие, нищета и роскошь, предательство и благородство в том мире были очень контрастными и яркими, а герои той эпохи были так легендарны, что он нам часто кажется волшебной сказкой. Увы, но все это – реальная историческая эпоха. Она продлилась более тысячи лет - с середины пятого до конца пятнадцатого века. Какой на самом деле была та эпоха? Какой была Европа в то время?

 

    Прежде всего, Средневековье принято делить на три основных периода: раннее, высокое (классическое) и позднее.

 

      Раннее Средневековье - период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. На период раннего Средневековья пришлось  «великое переселение народа». Вандалы, гунны, готы и другие народности вторглись на территорию Западной Римской империи. Возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь. Культура в этот период переживала кризис.

 

     Высокое Средневековье — период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

 

     В 1066 году произошло завоевание Англии прибывшей с континента армией нормандского герцога Вильгельма Завоевателя. В период между серединой X и серединой XI веков завершилась эпоха набегов викингов. Скандинавские королевства теперь были объединены, а их население приняло христианскую веру. Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи. Изменения произошли в религии: образовались две основных ветви христианской церкви — Римско-католическая церковь в Западной Европе и Православная церковь в Восточной.

 

     Позднее Средневековье обычно связывают с окончанием английской гражданской войны и с началом церковной реформацией или эпохой Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения, когда возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Архитектура.

 

1.1.  Архитектура Западной Европы в период раннего средневековья до X века.

 

     Падение рабовладельческой Западной Римской империи (V в.) в результате восстаний рабов и колонов и «варварских» завоеваний открыло новый период в истории человечества - период средних веков. Рабовладельческий строй в Западной Европе был уничтожен. Германские племена-завоеватели окончательно разрушили уже пришедшую в упадок древнюю римскую культуру. Но падение рабовладельческого строя дало простор дальнейшему развитию производительных сил. В феодальном обществе, пришедшем на смену рабовладельческому, возникла новая феодальная культура, отличная от культуры античного рабовладельческого общества.

 

     Феодальная  культура выражала интересы господствующего  класса феодалов. Главной носительницей феодальной культуры в Западной Европе в период раннего средневековья была римская католическая церковь. Она подчинила философию, науку, искусство и мораль богословию. В руках духовенства оказалось дело образования. Господство церкви в области идеологии наложило глубокий отпечаток на развитие всей средневековой культуры. Церковь не была заинтересована в сохранении античного культурного наследства, она лишь частично использовала его в своих целях. Архитектура, скульптура, живопись и другие виды искусства носили подражательный характер и имели ярко выраженную религиозную окраску.

 

     В эпоху раннего Средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

 

     Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») - здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем Риме преимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическим планом - крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

 

     Новым архитектурным формам соответствовало и новой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство. Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения подчинялась строгим правилам.

 

     В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы.

 

     В Список объектов Всемирного наследия входят 17 памятников эпохи раннего средневековья, которые расположены в 12 странах.

 

1.2. Эстетика Средневековья.

 

     Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.

 

     За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран.    

 

     Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. В целом мысль раннего средневековья имела неоплатоническую ориентацию, в этом плане осмысливались и основные эстетические категории. Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским.

 

     Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую еще в этот период (IX— XI вв.) строительную технику и самую политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

 

     Замки строились  на высоких холмах, откосах рек,  обносились стеной и рвом. С  ними контрастировали непритязательные  жилища крестьян. Замки всегда  строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом.

 

     Обычно  замки состояли из широких  круглых башен с зубчатыми  платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства.

 

     Монастырский  собор наряду с замком представлял  романскую архитектуру. Романские  соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был  средоточием жизни. Здесь работали  мастера-ремесленники, сюда стекались  многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности.

 

     Романские  храмы поражают мощью. В них  нет ничего неясного. Во всем  ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания.

 

     Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские.

 

 

 

 

     Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв. В этих памятниках менее всего обнаруживается влияние греческого и римского искусства, а особо проявляется средневековое настроение. Характерной чертой этого стиля является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большие, с множеством цветных, разрисованных стекол. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.

 

     Были периоды, когда  готический стиль подвергался  резкой критике. Сам термин  «готика», принадлежащий возрожденцам, свидетельствует о враждебности  последних к нему. Однако искусство,  которое называют готическим, не было создано готами. В середине XV в. в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный противополагается «современному». «Готический» выступает синонимом слова «варварский». Само изобретение термина приписывается Рафаэлю.

 

     В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но, несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья. В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура. Собор — главное архитектурное сооружение готики. В эту эпоху строительство соборов означало пробуждение городов, так как «собор — это церковь, в которой богослужение совершает епископ. С самого начала распространения христианства епископ избирался в каждом значительном городе» (Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. С. 114). Готический собор — место не только богослужений, но и место театральных представлений, собраний. Обычно это самая высокая точка городского силуэта. Не следует забывать и о том, что собор при всем своем внешнем великолепии был памятником смирению, символом отрешения. Его этика — этика добровольной жертвы от слишком быстро и легко полученного богатства. Если собор строился с таким размахом и нередко в столь короткие сроки, то это потому, что буржуа, обязанные своим процветанием росту городов, в стремлении спасти свою душу от проклятия, угрожавшего им как никому другому, жертвовали церкви огромные суммы.

 

     Строительство соборов  было вызвано еще и тем, что  этого требовало развивающееся  знание — при соборах были  школы.

 

 

     Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольинский собор в Англии, Миланский собор в Италии, Пражский в Чехии и другие.

Информация о работе Жанры литературных произведений эпохи Средневековья