Содержание понятия «семья» и средства его реализации в русском и английском языках (на материале произведений А.С.Пушкина «Евгений Онеги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:03, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в отечественном языковедении интенсивно и успешно формируется одно из его направлений - лингвокультурология, возникновение которой обусловлено процессом поступательного развития науки, в частности интегрирования языкознания и культурологи. В самом общем виде лингвокультурологию можно определить как дисциплину, изучающую проявление, отражение и фиксацию культуры в языке, средства и способы кодирования культурной информации. В научной литературе цель лингвокультурологии определяется как исследование и описание «русского культурного пространства сквозь призму языка и дискурса».

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические подходы к определению языка и культуры

§1. Научные подходы к определению терминов «концепт» и «понятие» в современной лингвистике 8

§2. Соотношение понятий «менталитет» и «концептосфера» в трудах лингвистов 13

§3.Своеобразие менталитета носителя русского языка 15

§4. Понятие «языковая личность» 19

§5. Проблема «Язык и Культура» 23

Глава II. Реализация понятия «семья» в русском и английском языках 35

§1. Содержание понятия «семья» и средства его реализации в русском языке 35

§1.1. Анализ системы значений существительных «семья» и «семейство» 35

§1.2. Анализ лексических средств реализации понятия «семья» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 38

§2. Содержание понятия «семья» и средства его реализации в английском языке 50

§2.1. Анализ системы значений существительного «family» («семья») 50

§2.2. Анализ лексических средств реализации понятия «семья» в трагедии У.Шекспира «Гамлет» 54

Заключение 62

Список использованной литературы 65

Список использованных словарей 73

Файлы: 1 файл

языковая личность как концепт.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 

1. a group of people who are related to each other, especially parents and their children (группа лиц,  находящихся в родственных отношениях, особенно родители и их дети);

 

2. a group of related animals, plants, languages etc (группа родственных животных, растений, языков и т.д.).

 

Но исследование показало и различие в семантике лексических  единиц русского и английского языков со значением «семья», «семейство», «family» («семья»). Английское существительное  «family» («семья») имеет такое значение, которого нет у существительных «семья», «семейство» в русском языке: the children of the same parents (дети одних родителей).

 

Материалом нашего исследования послужили художественные тексты классиков  русской (А.С.Пушкин) и английской (У.Шекспир) литератур и данные толковых словарей русского и английского языка. Конечно, необходимо учитывать, что и в романе «Евгений Онегин», и в трагедии «Гамлет» отражено восприятие понятия «семья», характерное для того времени. А в словарях отражена кодифицированная норма языка, т.е. та, которая уже успела устояться в литературном языке. Таким образом, можно сказать, что словари как бы отстают от времени и современное понимание «семьи» отличается от того, которое представлено на материале нашего исследования. Следовательно, для современного человека «семья» - это «круг лиц, связанных личными, неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью» [Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации 1996: 148]. Это определение отличается от словарных толкований (группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе) тем, что в нем не подразумевается совместное проживание членов одной семьи.

 

Также нами было проведено  сравнение лексических средств  реализации понятия «семья» в  русском и английском языках на материале  романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»  и трагедии У.Шекспира «Гамлет». Исследование показало, что в английской лингвокультуре данное понятие имеет более узкий круг составляющих (отец, мать брат, сын, дочь, сестра). В русской же лингвокультуре в данное понятие входят также словоформы, обозначающие дальних родственников (кум, прадед и т.д.). Важно отметить, что различие в этих двух культурах заключается и в отношении к главе семьи. И в английском, и в русском художественном произведении слово «отец» наблюдается в большинстве случаев употребления. Но в английском тексте данная лексема преобладает более чем в 1,5 раза. Это свидетельствует о консервативном патриархальном укладе жизни Великобритании.

 

Проведенное исследование показало, что лексика, составляющая понятие «семья», стилистически  неоднородна, поэтому было составлена стилистическая классификация всех средств реализации данного понятия.

 

Данная работа помогла  увидеть, что понятие «семья»  является наиболее значимым в кругу  ценностных ориентиров, которые отражаются в культурах русского и английского  народов и их языках.

 

Список использованной литературы:

 

 

1) Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. - М.:Academia, 2001.

 

2) Алпатов, В.М. Об  антропоцентричном и системоцентричном  подходах к языку/В.М. Алпатов//Вопросы  языкознания. - №3. - С. 15 - 26.

 

3) Арутюнова, Н.Д. Аномалии  и язык/Н.Д. Арутюнова//Вопросы языкознания. - 1987. - №3. - С. 3 - 19.

 

4) Арутюнова, Н.Д. Введение/ Н.Д. Арутюнова// Логический анализ  языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993.

 

5) Арутюнова, Н.Д. Образ.  Метафора. Символ. Знак. - М., 1990.

 

6) Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1999.

 

7) Архипова, И.К. К типологии  языковой личности/И.К. Архипова// Вестн. Чуваш. Гос. пед. ун-та  им. Яковлева, Чебоксары, 2003. - №4. - С. 31 - 37.

 

8) Астен, Т.Б. Формирование  межтекстуального эмоционального  фона средствами английского языка (на материале произведений С.Моэма): Автореф. дис. …канд. фил. наук: 10.02.04/Т.Б. Астен. - Волгоград, 2000.

 

9) Бабаева, Е.В. Лексическое  значение слова как способ  выражения культурно-языкового концепта/ Е.В.Бабаева// Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. - Волгоград - Архангельск, 1996. - С. 25 - 27.

 

10) Балла, О. Языки  (не) понимания/О. Балла// Знание - сила. - 2005. - №8. - С. 36 - 39.

 

11) Будаго, С.Г. Человек,  язык, культура: становление смысла/ С.Г. Будаго// Язык и культура: Сб. науч. тр. - Киев, 1992.

 

12) Будагов, Р.А. Филология  и культура. - М.: Издательство Московского  университета, 1980.

 

13) Будагов, Р.А. Человек  и его язык. - М.: Наука, 1974.

 

14) Буслаев, Ф.И. О  преподавании отечественного языка/Ф.И.  Буслаев//Хрестоматия по истории языкознания. Под ред. Ф.П. Филина. - М.: Высш. Школа, 1973. - С. 135 - 140.

 

15) Вайсгербер, Й.Л. Язык  и философия/Й.Л. Вайсгербер//Вопросы  языкознания. - 1993. - №2. - С. 114 -124.

 

16) Вежбицкая, А. Понимание  культур через посредство ключевых слов. - М., 1999.

 

17) Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1997.

 

18) Виноградов, В.В. Стиль  Пушкина. М., 1979.

 

19) Воркачев, С.Г. Концепт  счастья в русском языковом  сознании: опыт лингвокультурологического  анализа. - Краснодар, 2002.

 

20) Воркачев, С.Г. Лингвокультурология,  языковая личность, концепт/С.Г. Воркачев//Филологические  науки. - 2001. - №1. - С. 64 - 73.

 

21) Воробьев, В.В. Лингвокультурологические  принципы презентации учебного  материала. - М., 1994.

 

22) Воробьев, В.В. Лингвокультурология  в аспекте сопоставления и  коммуникации/В.В. Воробьев//Русское  слово в мировой культуре: материалы  Х Конгресса преподавателей рус.  яз. и лит. Пленарные заседания:  Сб. докл. - СПб.: Политехника, 2003. - Т. II. - С. 69 - 74.

 

23) Встречи этнических  культур в зеркале языка: в  сопоставительном лингвокультурологическом  аспекте/ Под ред. Г.П. Нещименко. - М.: Наука, 2002.

 

24) Галлямова, Н.Ш. Национально-культурная  специфика речевого поведения  (лингвометодический аспект)/Н.Ш. Галлямова//Человек. Язык. Культура: тезисы докладов научно-теоретического семинара. - Уфа, 1996. - С. 36 - 37.

 

25) Гаспаров, Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового  существования. М., 1996.

 

26) Головачева, А.Н. Национальные  особенности мировосприятия и самосознания и их отражение в языке/ А.Н. Головачева// Язык. Культура. Коммуникация. Материалы международной научной конференции. Ч.1. / Волгоградское научное издательство. - Волгоград, 2006. - С. 96 - 102.

 

27) Гумбольдт, В. фон.  Избранные труды по языкознанию. - М., 2000.

 

28) Гурочкина, А.Г. Актуальные  проблемы современной лингвокультурологии/А.Г.  Гурочкина//Вестн. Чуваш. Гос. пед.  ун-та им. Яковлева, Чебоксары, 2003. - №4. - С. 38 - 45.

 

29) Есакова, М.Н. Когнитивные  аспекты переводов художественных произведений/М.Н. Есакова// Вестник Моск. Ун-та, сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. - №1. - С.32 - 43.

 

30) Занадворова, А.В.  Узус семейного речевого общения:  особенности номинаций/ А.В. Занадворова// Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. - Волгоград, 2000. - С. 207 - 210.

 

31) Карасик, В.И. Культурные  доминанты в языке/ В.И. Карасик// Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. - Волгоград - Архангельск, 1996. - С. 3 - 25.

 

32) Карасик, В.И. Лингвокультурные концепты: типы единиц и приемы изучения/В.И. Карасик//Современные парадигмы лингвистики. - Волгоград, 2005. - С. 151 - 152.

 

33) Карасик, В.И. О  категориях дискурса/ В.И. Карасик// Языковая личность: социолингвистические  и эмотивные аспекты. - Волгоград - Саратов: Перемена, 1998.

 

34) Карасик, В.И. О  категориях лингвокультурологии/  В.И. Карасик// Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. - Волгоград, 2001. - С. 13 - 16.

 

35) Карасик, В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность/ В.И. Карасик// Филология. - 1994. - №3.

 

36) Карасик, В.И. Язык  социального статуса. - М.: Наука, 1992.

 

37) Карасик, В.И. Языковой  круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград:  Перемена, 2002.

 

38) Караулов, Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М.: Наука, 1981.

 

39) Караулов, Ю.Н. Национальная  специфика языка и ее отражение  в нормативном словаре. - М.: Наука, 1988.

 

40) Караулов, Ю.Н. Русский  язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.

 

41) Кармин, А.С. Основы  культурологи. Морфология культуры. - СПб.,1997.

 

42) Колесов, В.В. Отражение  русского менталитета в слове/  В.В. Колесов //Человек в зеркале  наук: труды методологического семинара  «Человек». Под ред. А.О. Бороноева. - Л., 1991. - С. 106-124.

 

43) Колесов, В.В. Язык  и ментальность. - СПб. :Петербургское  Востоковедение, 2004.

 

44) Красных, В.В. «Свой»  среди «чужих»: миф или реальность? - М., 2003.

 

45) Красных, В.В. Этнопсихолингвистика  и лингвокультурология. - М.: Гнозис, 2002.

 

46) Кудинова, Е.А. Художественный  концепт как смысловая и эстетическая  категория/Е.А. Кудинова//Современные  парадигмы лингвистики. - Волгоград, 2005. - С. 57 - 63.

 

47) Кусов, Г.В. Оскорбление  как иллокутивный лингвокультурологический  концепт: Автореферат. - Волгоград, 2004.

 

48) Леонтьев, А.А. Мир  человека и мир языка. М.: Детская  литература, 1984.

 

49) Леонтьев, А.А. Основы  психолингвистики. - М., 2005.

 

50) Маслова, В.А. Лингвокультурология. - М., 1997.

 

51) Матвеева, И.В. К вопросу  о соотношении понятий «концепт» и «ценность»/И.В. Матвеева//Материалы международной конференции, посвященной столетию со д.р. М.И. Стеблин - Каменского, 10 - 12 сентября 2003. - СПб.,2003. - С. 196 - 202.

 

52) Межкультурная коммуникация  и проблемы национальной идентичности. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2002.

 

53) Мельникова, А.А. Язык  и национальный характер. - СПб.: Речь, 2003.

 

54) Микулина, Л.Т. Отражение  национальной культуры в толковом  словаре/Л.Т. Микулина//Современная  русская лексикография 1980. - Л.: Наука, 1981. - С. 62 - 69.

 

55) Милосердова, Е.В.  Национально-культурные стереотипы  и принципы межкультурной коммуникации /Е.В. Милосердова//Иностранный язык  в школе. - 2004. - №3. - С. 80 - 84.

 

56) Моль, А. Оциодинамика  культуры. - М., 1973.

 

57) Мыльников, А.С. Народная культура и генезис национального самосознания/ А.С. Мыльников// Советская этнография - 1981. - №6.

 

58) Национально-культурная  специфика речевого поведения. - М.: Наука, 1997.

 

59) Никитина, С.Е. Устная  народная культура и языковое  сознание. - М.: Наука, 1993.

 

60) Николаев, П.А. Цена  слова и цена культура: [Заметки  филолога]/П.А. Николаев//Филологические  науки. - 2004. - №1. - С. 95 - 101.

 

61) Омельченко, С.Р. Концепт  русская идея в творчестве  А.С. Пушкина/С.Р. Омельченко//Изучение  и преподавание русского слова от Пушкина до наших дней: материалы конференций и семинаров. - Волгоград, 1999. - С. 65 - 75.

 

62) Палажченко, П.Р. Диалог  культур в языковом пространстве  мира/П.Р. Палажченко//Свободная мысль  - XXI. - 2004. - №6. - С.3 - 12.

 

63) Панфилов, В.З. Взаимоотношения языка и мышления. - М., 1971.

 

64) Петяева, О.А. Некоторые  аспекты ценностной картины мира  языковой личности (на материале  дневниковых записей)/О.А. Петяева// Проблемы речевой коммуникации. Вып. 7. - Саратов, 2007. - С. 236 - 241.

 

65) Пименова, М.В. О типовых структурных элементах концептов внутреннего мира (на примере концепта душа)/М.В. Пименова//Язык. Этнос. Картина мира. - Сб. науч. тр. - Кемерово, 2003. - С.28 - 39.

 

66) Потебня, А.А. Слово  и миф. - М., 1989.

 

67) Радченко, О.А. Лингвофилософский неоромантизм Й.Л. Вайсгербера/О.А. Радченко//Вопросы языкознания. - 1993. - №2. - С. 107 - 114.

 

68) Рачков, П.А. Мышление  и язык. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960.

 

69) Роль человеческого  фактора в языке: язык и картина  мира./Под ред. Б.А. Серебренникова, Е.С. Кубряковой, В.И. Постоваловой и др. - М.: Наука, 1988.

 

70) Русский язык как  картина мира//Знание - сила. - 2005. - №8. - С. 29 -33.

 

71) Седов, К.Ф. К основаниям  лингвистики индивидуальных различий (о принципах речевого портретирования)/К.Ф. Седов//Проблемы речевой коммуникации. Вып. 7. - Саратов, 2007. - С. 6 - 27.

 

72) Сепир, Э. Избранные  труды по языкознанию и культурологи. - М.: Прогресс, 1993.

 

73) Серебренников, Б.А.  Роль человеческого фактора в  языке. Язык и мышление/Отв.  ред. В.М. Солнцев. - М.: Наука, 1988.

 

74) Скорикова, Т.П. Язык  и культура/Т.П. Скорикова//Русская  речь. - 1993. - №6. - С. 121 - 123.

 

75) Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные  концепты и метаконцепты. - Волгоград:  Перемена, 2004.

Информация о работе Содержание понятия «семья» и средства его реализации в русском и английском языках (на материале произведений А.С.Пушкина «Евгений Онеги