Просодические средства в деловом дискурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – это определить основные просодические особенности речи ораторов в деловой сфере и понять для чего они их используют. Цель определяет задачи данной работы:
Провести теоретический анализ терминов и понятий. Дать определение деловому дискурсу, просодическим характеристикам и т.п.
На практике, используя пример презентации компании Google и выступление Хьюго Барра, выделить просодические средства, используемые им в своей презентации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические понятия. Определения……………...5
§1.1 Публичная речь………………………………………………….5
§1.2 Особенности деловой публичной презентации ………………6
§1.3 Просодия и её средства в деловом дискурсе…………………10
Выводы…………………………………………………………15
Глава 2. Практическая часть. Фонетический анализ выступления Хьюго Баара………………………………………………………………….16
Выводы…………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………..26
Список электронных источников ……………………………27
Приложение……………………………………………………28
Список принятых обозначений………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Целая..docx

— 282.35 Кб (Скачать файл)

Деловая презентация — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего, деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы. (Кузин Ф. А. 2002)

От других видов публичных  речей бизнес-презентацию в первую очередь отличает цель, о которой  уже было сказано ранее. В политике, как и в судебной речи – это убеждение своих слушателей в собственной правоте, а в цель духовных речей наставить людей на истинный (для каждой религии свой) путь. В то время как в деловой речи главная цель – донести какую-либо информацию удобно и максимально просто, конечно, навязывая свою точку зрения, но не так агрессивно, как это происходит в политических речах.

Разобравшись со структурным  аспектом деловой презентации, теперь можно перейти к просодическим  характеристикам этого события.

 

§1.3 Просодия и её средства в деловом дискурсе

 

Для успешной деловой презентации, помимо грамотного построения речи и  текста, важную роль играет то, как она  произнесена, и какие фонетические приёмы были использованы. Поэтому  рассмотрим понятие просодии  и её средств.

Термин «просодия» происходит от  греческого слов «prosodia», что значит ударение, припев. В наши дни термин «просодия» имеет много значений. По Ж. Марузо, термин «просодия» первоначально употреблялся греческими грамматистами для обозначения независимых от основной артикуляции звука дополнительных особенностей речи: придыхания, длительности, высоты тона – обычно в связи с метрикой стиха (Марузо Ж. 1960).

Одну из наиболее точных дефиниций этому термину дала Ахманова О.С.:  «Просодия – это общее название для сверхсегментных свойств речи, а именно: высоты тона, длительности, громкости. Кроме того, это учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчленённых частей, таких как повышение и понижение тона (мелодия), расстановка более или менее сильных ударений (динамика), относительное ускорение или замедление речи(темп) и разрыв произнесения (пауза)» (Ахманова О.С. 2004. – 576 с.)

По мнению другого выдающегося  отечественного лингвиста Н.Д. Светозаровой, именно эти характеристики звука обычно входят в лингвистическое, а не стиховедческое понятие просодии (просодики). В рамках этого понимания обычно перечисляются отдельные признаки (характеристики, элементы), нередко указывается на их комплекс. «Фонологи называют просодией какого-либо языка совокупность просодических характеристик этого языка, т.е. звуковых (динамических, мелодических, количественных и т.д.) элементов, характеризующих тот или иной отрезок речевого потока».

Вторая особенность лингвистического понятия, по Н.Д. Светозаровой, состоит в указании на соотнесенность этих признаков с теми или иными отрезками речи, большими, чем один звук. В более поздних толкованиях появляется указание на функции этих средств. Именно такая (фонетическая, параметрическая, субстанциональная) дефиниция термина становится все более популярной, поэтому изначальное толкование, относящееся к стихосложению, отходит на второй план или вовсе не упоминается (Светозарова Н.Д. 2002. - с. 504 – 505).

Но и лингвистическое  объяснение понятия «просодия» («просодика») не является единым как в русской, так и в иностранной научной  литературе.

Взгляды на просодию делятся на две основные группы, которые различаются широтой охвата объекта изучения.

При широком толковании термин «просодия» употребляется:

1. по отношению ко всем  звуковым средствам, действующим  в пределах крупных сегментных единиц разной размерности, начиная со слога

2. по отношению ко всем  акустическим параметрам (тональным,  темпоральным, динамическим, фонационным).

Узкое толкование термина  «просодия» наблюдается тогда, когда  вводится ограничение хотя бы по одному из перечисленных признаков.

Широкое толкование имеет  давнюю традицию и получает все большее  распространение в современных  отечественных и зарубежных исследованиях. Однако в рамках такого толкования возникает вопрос о соотношении понятий «просодия» и «интонация» (1.Барышникова К.К. 1972. - с. 23   2. Crystal D. 1969. - p. 36).

Придерживаясь опять же Н.Д. Светозаровой, понятие «просодия» в каком-то смысле уже термина «интонация», поскольку говоря о просодике, обычно имеют в виду лишь звуковые средства, тогда как в понятие интонации нередко входит и содержательная сторона (выражение языковых функций). В этом случае «интонация» будет определяться как «совокупность просодических средств обладающих языковыми функциями и осуществляющих организацию и членение речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения» (Светозарова 2002. - с. 507). Следовательно, в основе разграничения терминов «интонация» и «просодия» лежит их функциональная сущность. Т.е. интонация является средством выражения лингвистических значений (относящихся к сфере языка), а просодия – это средство передачи нелингвистических значений (принадлежащих сфере речи).

С другой стороны, Т.М. Николаева говорит о просодии языка как о комплексе данных: фразовая интонация плюс словесная просодия, характерная для слов разной ритмической структуры, рассмотренных изолированно и в разных позициях во фразе. Фразовая интонация, в свою очередь, включает в себя мелодику, временные и акцентные характеристики. (Николаева Т.М. 1972. - с. 128)

Так же считают многие зарубежные ученные, к примеру Р.Кент и Ч.Рид. Они утверждают: «Интонация подобна просодии в том, что её параметрами являются частота основного тона, интенсивность и длительность. Но интонация соотносится с более узким диапазоном феноменов, главным образом, моделями изменения частоты основного тона и моделями ударения в данном языке» (Цеплитис Л.К. с. 43)

По А.М. Антиповой просодические признаки обслуживают в языке ряд автономных систем, важнейшие из которых – ударение и интонация. В этом смысле просодия является более широким понятием, нежели интонация: просодия как способ организации звуковых последовательностей выступает, начиная со слога, а интонация – лишь с синтагмы.  Также можно выделить темп речи, её длительность и паузы. (Антипова, А. М. 1979.) 

В современной лингвистике выделяют следующие компоненты:

Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала. В английском языке тон определяет две основные речевые мелодии: 1) мелодия с понижением тона произносится в тех случаях, когда высказывание закончено или выражается категоричность; 2) Мелодия с повышением тона указывает на незаконченность высказывания. Также тон может быть ровным, восходяще-нисходящим и нисходяще восходящим.

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука. В данной работе мы рассмотрим фразовое ударение, а точнее фразовую акцентуацию, что является системой фразовых ударений.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.  Темп, является самой неизученной просодической характеристикой.

Длительность — время звучания сегмента речи. С помощью этой характеристики, выступающий может выделить основные термины или даты, которые он хочет, чтобы публика помнила на протяжении всего выступления.

Паузация также определяется как инструмент ораторского искусства.

В публичном выступлении  с точки зрения воздействия на слушателя следует обратить внимание на психологические паузы, которые характерны для особо выразительной и эмоциональной речи, например, при особом выделении слова путем остановки паузы перед ним или после него. Такой вид паузы называется усилительной паузой.

Теперь, когда мы кратко описали  просодические характеристики речи, мы можем пояснить некоторые их функции  в деловой презентации.

Во время презентации, оратор в  основном использует повествовательные  предложения, для которых характерен восходяще-нисходящий тон. Он помогает успешно доносить свои мысли до слушателей. Чтобы такой тон удался, и послание было услышано, необходимо начинать на среднем (ровном) тоне, повышать его на моментах, которые нуждаются в выделении, а так же чтобы «держать» слушателя и в конце, заканчивая мысль, опустить тон. Если заканчивать речь на восходящем тоне, то последняя фраза будет похожа на вопросительную или создаст впечатление сомнения (Савкова 3.В. 1982.)

Фразовое ударение в языке несёт две функции: оно скрепляет фразу воедино и выделяет какой-то определённый элемент, имеющий эмоциональное или логико-психологическое значение (Щерба Л.В.: 1957. - с.12).

 Еще один компонент  интонации темп выражает следующие ключевые значения:

1) Важность сообщения (то, что  менее важно произносится быстро, а то, что важно - медленно).

2) Внимание слушателя (изменение  темпа, всегда привлекает внимание).

3) Облегчение запоминания информации, потому что нужные моменты  произносятся с более медленным  темпом

4) Выражение эмоций оратора.  Более быстрый темп, как правило,  говорит о хорошем положении  духа, а вот медленный темп  – обозначает отрицательные эмоции.

5) Придаёт выразительность речи  оратора (с помощью ускорения  и замедления скорости речи)

Длительность тоже важна для деловых презентаций, так как помогает обозначить основные моменты или основные мысли своего выступления.

Следует отметить также среди особенных просодических характеристик эмотивную паузу – которая характеризует эмоциональное состояние говорящего. Эмотивные паузы отражают эмоции говорящего. Некоторые авторы относят к числу эмотивных также и паузы, которые отражают желание. Однако к числу эмотивных следует относить только те паузы, которые обладают семантикой, т.е. придают высказыванию эмоциональную окрашенность. Такие паузы не дают информации о какой-то конкретной эмоции, а указывают на эмоциональное состояние говорящего вообще. (Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. - Рига: Зинатне, 1974.- с. 43 - 55, 125). Паузы такого рода исключительно хороши для привлечения внимания в бизнес-презентациях.

Выводы:

Таким образом,  мы определили, что деловая презентация является и видом устной публичной речи и жанром делового дискурса. Деловой дискурс, – это система жанров, актуальных в общении специалистов в области менеджмента, маркетинга, экономики, торговли, бизнеса и т.д.

Бизнес-презентация имеет свою четкую структуру, следуя которой, выступление  будет проще для выступающего говорить, и проще для слушателя  слушать. Её цель - донести до целевой аудитории информацию о каком-либо объекте в наиболее простой и удобной форме.

Чтобы добиться эффективности и  убедительности своей речи ораторы  активно используют просодические  характеристики, такие как тон, ударение, темп, длительность, паузы.

 

 

 

 

 

Глава 2.Практическая часть.

Фонетический  анализ выступления Хьюго Баара.

Цель данного анализа  состоит в том, чтобы на практике определить какие просодические  характеристики чаще всего употребляются в деловых презентациях, а главное – как они употребляются. В качестве примера для рассмотрения будет использован отрывок из презентации Google I/O, на которой выступает руководитель отдела маркетинга компании Google Хьюго Барра (Hugo Barra). На этой записи Хьюго Барра рассказывает о различных программных и технических новшествах от своей компании. Выбор презентации именно от компании Google не случаен - по версии BrandZ, Google — самый мощный бренд в мире(Joanna Seddon, The Top 100//Top 100 Most Powerful Brands of 2009 BrandZ,2008 – 17p.), а по версии компании Brand-Finance — самый дорогой бренд в мире в 2011 году (Lance Whitney, BrandFinance // Google tops list of world’s most valuable brands, 2011). Отталкиваясь от этих данных, можно с уверенностью сказать, что презентации этой компании организованы на высоком уровне и выступающие хорошо подготовлены.

В ходе данного исследования был выделен отрезок из видеозаписи  всей презентации. Его длина составляет 16 минут. Сам видео файл был конвертирован  из формата mov в формат mp3 с целью дальнейшего использования его с специализированных программах.

В течение этого эксперимента анализировались разные просодические  характеристики: тон, темп, паузы и  т.д. и для этого была иcпользована программа Praat, созданная для интонографического анализа речи, а также с помощью этой программы получены акустические данный частоты основного тона.

В процессе своей презентации  большую часть времени г-н Барра использует нисходящие тона, такие как Low Pre-Head + Stepping Head + Low Fall, которые используются в английском языке, когда до слушателей, доносится новая инфорамация.


We’ve |  also | added | Platform supPORT for ex\ternal Braille input |  and \output devices via blue\tooth.

Когда оратор хочет выделить какую-то деталь, он акцентирует на ней внимание, используя в своей речи подъёмы  на тех словах, которые он хочет  выделить. На данном графике отображен  тон всего предложения и мы видим, что в основном тон нисходящий, но присутствует несколько подъёмов (Accidental Rise) для акцентуации отдельных слов.



If  you want to go through These photos really \quickly, | just  pinch to go to | Film -Strip /view, | and Then you can scroll Much faster from \here.

 

На предыдущем графике  тоже хорошо видно как в конструкции  нисходящего тона используются довольно высокие подъёмы, выделяющие отдельные  слова, на которые аудитория должна обратить особое внимание.

Подводя промежуточный итог, используя  данные акустического анализа речи на двух примерах, мы видим, что основной тон, которым пользуются выступающие, - нисходящий. В этом нисходящем тоне используются плавные ( High Rise), а иногда и неожиданно резкие (Accidental Rise, High Level) подъёмы, для создания акцентов на каком-то конкретном слове. Low Pre-Head + Stepping Head + Low Fall


And if you want to learn more about accessibility on an Android, \stop by the SANDbox just outSIDE to see some AWEsome Android devices with integrated Braille sup\port


We’ve also added a \BIGram \PREDiction ALgorithm which guesses the  NExt word you’re going to type before you start \typing it.


Следующей просодической  характеристикой для рассмотрения будет пауза. Если вернуться к  предыдущим двум графикам, то можно  увидеть, использование пауз прямо  перед акцентированными словами, т.е. оратор использовал сразу две  характеристики для привлечения  внимания публики. 


In-Jelly \Bean we refined and retuned our dictionaries.|They’re much MORE \accurate,| more /relevant. |And the keyboard Learns inTElligently over \time.

Информация о работе Просодические средства в деловом дискурсе