Просодические средства в деловом дискурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – это определить основные просодические особенности речи ораторов в деловой сфере и понять для чего они их используют. Цель определяет задачи данной работы:
Провести теоретический анализ терминов и понятий. Дать определение деловому дискурсу, просодическим характеристикам и т.п.
На практике, используя пример презентации компании Google и выступление Хьюго Барра, выделить просодические средства, используемые им в своей презентации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические понятия. Определения……………...5
§1.1 Публичная речь………………………………………………….5
§1.2 Особенности деловой публичной презентации ………………6
§1.3 Просодия и её средства в деловом дискурсе…………………10
Выводы…………………………………………………………15
Глава 2. Практическая часть. Фонетический анализ выступления Хьюго Баара………………………………………………………………….16
Выводы…………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………..26
Список электронных источников ……………………………27
Приложение……………………………………………………28
Список принятых обозначений………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Целая..docx

— 282.35 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

 

Институт иностранных  языков

Факультет английской филологии

Кафедра фонетики

 

 

 

Просодические средства в деловом дискурсе

(Курсовая работа)

 

Выполнил:

студентка 2 курса

очной формы обучения

Горбачев Денис  Викторович

 

Научный руководитель: к.ф.н.

Иванова Юлия Евгеньевна

 

 

Москва

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические понятия. Определения……………...5

§1.1 Публичная речь………………………………………………….5

§1.2 Особенности деловой публичной презентации ………………6

§1.3 Просодия и её средства в деловом дискурсе…………………10

Выводы…………………………………………………………15

Глава 2. Практическая часть. Фонетический анализ выступления Хьюго Баара………………………………………………………………….16

Выводы…………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………….24

Список использованной литературы………………………..26

Список электронных источников ……………………………27

Приложение……………………………………………………28

Список принятых обозначений………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе будут  рассмотрены просодические средства и их использование в деловом  дискурсе, объекте исследования. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, в связи с развитием сферы передачи информации за последние 30 лет (если считать от того момента, когда интернет начал активно набирать популярность, а это 1980-е),  прогресс во многих других областях тоже заметно ускорился. Огромное количество новых идей, новых изобретений и главное – несчётное количество всевозможных аналогов или просто плагиата. Именно в этот момент жанр деловых презентаций, которые являются предметом данной работы, начинает активно использоваться руководителями фирм, чтобы доказать потенциальным потребителям или участникам качества своего изобретения или актуальность своей идеи.

Но для того чтобы презентация  имела успех недостаточно самого продукта и его основных характеристик, даже если они лучшие среди всех конкурентов. Для успешной бизнес-презентации необходимо уметь грамотно использовать свою речь как инструмент и знать «технические» основы, то есть просодические характеристики тон, темп, ударение и т.п. Отсюда: цель написания работы – это определить основные просодические особенности речи ораторов в деловой сфере и понять для чего они их используют.

Цель определяет задачи данной работы:

  • Провести теоретический анализ терминов и понятий. Дать определение деловому дискурсу, просодическим характеристикам и т.п.
  • На практике, используя пример презентации компании Google и выступление Хьюго Барра, выделить просодические средства, используемые им в своей презентации.

 

Исследование проводилось  помощью следующих методов:

    • Теоритический метод, в котором анализируется литература по данному вопросу;
    • Слуховой анализ материала;
    • Невключенное наблюдение;

Материалом данного  исследования является отрывок из презентации Google Keynote I/O Day 1. На данном отрезке видео запечатлено выступление руководителя отдела маркетинга компании Google Хьюго Барра (Hugo Barra).

Структура работы:

Данная курсовая работа состоит  из Введения, Двух глав (теоретической  и практической), Заключения, Списка литературы, Списка источника видеоматериалов  и Приложения.

Во введении даётся определение объекту, актуальности, предмету, цели, задачам и методам данного исследования.

В первой главе - Теоретические понятия. Определения - рассматриваются и определяются основные понятия, которые необходимы для исследования данного вопроса.

Во второй главе - Практическая часть. Фонетический анализ выступления Хьюго Баара – проведено исследование просодических особенностей речи м-ра Барра с помощью программы Praat.

В конце каждой главы присутствуют выводы.

В заключении подведены итоги 2 глав.

В списке литературы указаны научные труды, которые использовались в процессе исследования, и их авторы. Далее следует список электронных источников.

Глава 1. Теоретические  понятия. Определения.

§1.1 Публичная  речь

В настоящее время, в связи  с резким развитием структур передачи данных, учёные-лингвисты всё больше внимания уделяют изучению устной речи и её отдельному аспекту - устной публичной речи (УПР).

За УПР принято считать литературную речь устных публичных выступлений в разных жанрах и сферах общения, относящихся к разным функциональным стилям. Отличительной ее чертой является адресованность большой аудитории.( Матвеева Т.В., 2002.)

По мнению Ю.А. Бельчикова на специфику УПР решающее воздействие оказывает то обстоятельство, что в звучащих текстах сосуществуют черты книжной (подготовленность текста, его монологический характер, многие способы организации и использования языковых средств, которые характерны для письменных стилей) и разговорной речи. От разговорной речи устный текст получает многие черты, свойственные спонтанной речи, такие, как повторения слов и словосочетаний, так называемые семантические повторы (очень часто – почти всегда, удивительная – феноменальная память), самоперебивы, перестройка конструкций по ходу изложения и связанное с этим смещение конструкции. Характерны также замены безличных и пассивных конструкций письменной речи на личные (как указывалось – о чем я вам уже говорил).

Значительное место в  УПР занимают специальные устно-речевые средства. В устном тексте наблюдаются ассоциативные вставки и уточнения, употребление предложений неусложненной структуры, простота субъектно-предикатных отношений, использование тропов и сравнений, приемов адресации речи, слов субъективно-модального и эмоционально-оценочного характера, что отражает особенности зрительного и слухового восприятия. В УПР, когда говорящий затрудняется в подборе слов, могут возникать паузы колебания и обдумывания. В качестве средства оживления в публичной речи могут шире, чем в письменной, использоваться частицы (особенно часто вот и ну). (Бельчиков Ю.А.,200.-с.144)  Как считает А.А. Леонтьев, от письменной речи УПР отличают то, что в УПР синтаксическая структура высказывания не задана с самого начала или задана лишь частично и достраивается только в процессе генерации высказывания. Это говорит о спонтанности УПР, в то время как письменная речь прописана заранее. Одним из основных отличий от письменной речи также является необратимость во времени.

Среди разновидностей УПР чаще всего выделяют: доклад, лекцию, сообщение, выступление, консультация, беседа. В данной работе будет детально рассмотрен такой вид УПР как доклад, или по-другому – презентация, а точнее – деловая презентация. Разницы между понятиями «доклад» и «презентация» незначительна, так как оба обозначают развёрнутое сообщение на научную, политическую или деловую темы.

Этот вид УПР на сегодняшний день представляет особую важность. Цель любой презентации – это донести до целевой аудитории информацию о каком-либо объекте в наиболее простой и удобной форме, а значит, овладение этим навыком, даёт возможность наиболее успешно представить какой-то новый продукт или объяснить свою идею. В современном мире, где каждый день появляется что-то новое, трудно переоценить необходимость такого умения.

 

§1.2 Особенности деловой публичной презентации

 

Прежде чем мы остановимся  на особенностях деловой публичной  презентации нужно объяснить  само понятие «деловая презентации», откуда оно пришло и, что подразумевается под слово «деловая». Деловая презентация является одним из жанров делового дискурса.

По А.К. Михальской деловой дискурс, – это система жанров, актуальных в общении специалистов в области менеджмента, маркетинга, экономики, торговли, бизнеса и т.д. Этот дискурс сводится к образцам вербального поведения, сложившимся в обществе применительно к закрепленным за экономистами сферам профессионального общения. Таких сфер общения в конкретном обществе может быть выделено довольно много. При всем их многообразии не для каждой из них, вероятно, может быть создана частная риторика, так как любая частная риторика описывает систему речевых жанров, а такая система может существовать только в такой профессиональной деятельности, в которой «слово – это профессиональный инструмент» (Михальская, А.К. 1996.) Отечественный исследователь В.Е Гольдин как предмет деловой риторики выделяет профессионально значимые жанры, в основном, связанные с подготовкой специалистов в сфере маркетинга, менеджмента, финансового дела, национальной экономики. В деловом дискурсе выделяют такие жанры, как деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания и бизнес-презентация, в целом ряде современных научных публикаций их относят к так называемым «сложным речевым событиям» (Гольдин, В. Е. 1999. – 4.)

Существуют некоторые  характерные компоненты делового дискурса: адресант, адресат, прессупозиция (общий фон знаний), социальную цель, иллокутивное наполнение, наличие текста и языковой картины мира. Все компоненты делового дискурса организованы определённым образом, и эта организация условно сигнализирует об определённых, присущих только деловому дискурсу, функциональных значениях. Дискурсные функциональные значения, по мнению Ф. Салливана, базируются на трёх принципах:

  1. организация компонентов реализует, т.е. одновременно представляет и отражает множественные функциональные значения;
  2. Функциональные значения организованы иерархически. То, какие из функциональных значений реализуются, зависит от их значимости в одном из типов ситуации. В зависимости от ситуации какая-то определённая функция считается доминирующей;
  3. Во всех типах ситуаций, автор и читатель сотрудничают в процессе порождения и восприятия смысла. 

(Т.А. Ширяева. 2005.с.92)

Возвращаясь к понятию  «деловой презентации», необходимо рассказать о структуре и особенностях этого  события.

Любая презентация должна состоять из: вступления, основной части и заключения. Такое логичное построение выступления, способствует наиболее удобному восприятию информации.

Во вступлении нужно привлечь внимание публики, вызвать интерес к теме, тем самым подготовив их к самой презентации. Существует много способов привлечения внимания: история из жизни по теме выступления, удачная шутка, можно привести статистику или задать вопрос залу, тем самым вовлекая публику в тему выступления. Но главное во вступительной части выступления – кратко передать мысль всей презентации.

В основной части не нужно огромное кол-во фактов, иначе презентация будет очень тяжела для восприятия. Также нужно держаться 2-3 основных мыслей и плавно переходить от одной к другой. Нужно стараться не уходить в абстракцию. Если же сама ваша тема абстракта, то понадобятся примеры из реальной жизни. Объясняться нужно стараться формальным языком, но не увлекаться большим кол-вом специализированных терминов. Разнообразить своё выступление можно изменяя тон и темп речи (об этом будет подробней рассказано в следующем разделе), а также, используя различные жесты и мимику.

Заключительная  часть временами важнее, чем вступление и основная часть. Здесь необходимо изложить всё выше сказанное в нескольких предложениях, выделить основные положения. Не нужно добавлять ничего нового во время заключения. Заканчивать можно также риторическим вопросом публике.

После заключения, необходимо сохранить время на ответы на вопросы зала. Об этом можно объявить перед началом своей презентации, но если аудитория маленькая, то можно разрешить задавать вопросы во время вашего выступления.

Для наиболее удобного восприятия презентации очень удобна визуализация информации. Самым удобным способом для этого является мультимедийные проекторы и презентация, подготовленная с помощью различных компьютерных программ (одни из самых популярных это Microsoft PowerPoint и Multimedia Builder). С помощью таких презентаций можно демонстрировать диаграммы, графики, схемы, рисунки и всё, что поможет облегчить публике усвоение доносимой до неё информации. (Courtland L. Bovee, John Thill 1989. - 694c.)

Ф.А. Кузин считает, что  деловая речь имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику, которая проявляется в том, что ее сугубо деловой и конкретный характер препятствует проникновению грамматико-стилистических средств художественной литературы, зато влияние разговорно-бытового и официального делового стилей проявляются здесь наиболее ярко. Именно эти особенности в значительной мере определяют организацию речевого материала делового разговора и его языковую специфику.

Информация о работе Просодические средства в деловом дискурсе