Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:41, дипломная работа

Описание работы

Инновации в системе образования, как проектная деятельность деятельность влияет на социокультурные знания учащихся на уроках английского языка

Содержание работы

Введение

3
Глава I.
Понятие социокультурные знания и их развитие на уроках иностранного языка у учащихся 9-х классов

1.1
Сущность социокультурных знаний
5
1.2
Особенности развития социокультурных знаний на уроке английского языка в 9 классе
8
1.3
Возрастные и психологические особенности учащихся 9-х классов
10
Глава II.
Применение проектной деятельности в обучении школьников иностранному языку

2.1
Сущность проекта в школьном обучении
14
2.2
Проект как средство развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
19
Глава III.
Исследование влияния проектной деятельности
на развитие социокультурной компетенции у учащихся 7-х классов

3.1
Введение
24
3.2
Характеристика учебно-методического комплекса “Еnjoy English ”, автор М.З Биболетова
25
3.3
Характеристика учащихся 9 «В» класса
27
3.4
Исследование начального уровня развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
29
3.5
3.5. Фрагменты уроков с применением проектной деятельности
31
3.6
Исследование полученного уровня сформированности социокультурных знаний у учащихся 9-х классов
35
3.7
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности для формирования социокультурных знаний
37
Заключение

40
Список литературы

43
Приложения
Тестирование для определения исходного уровня знаний учащихся 9 «В» класса
St. Valentine’s Day (приложение к уроку)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 133.44 Кб (Скачать файл)

Далее нами был предложен  к прочтению и обсуждению дополнительный социокультурный материал на английском языке, а также заранее подготовленная лексика, которая помогла бы учащимся самостоятельно воспроизвести материал. Мы поделили учащихся на 2 группы: рассказчиков и слушателей. Для того чтобы чтение было выразительным и четким, мы попросили рассказчиков представить  себя ведущими программы или экскурсоводами. Перед рассказом мы попросили  учащихся-слушателей внимательно слушать и делать пометки, чтобы потом они смогли ответить на вопросы, которые мы им планировали задать после. Также нами были предупреждены все языковые трудности в названиях реалий. В тексте велась речь об отличительных чертах английского характера, о патриотизме, о традициях, о любимых  праздниках.

После прочтения учащиеся-слушатели  в большинстве своем активно  работали и верно отвечали на поставленные нами вопросы по содержанию текста. Если ученик из группы «слушателей» отвечал правильно, но неуверенно, или не мог дать правильный ответ, мы просили помочь учащегося из группы «читателей».

Заключительным этапом урока  являлась подготовка к защите проектов через два урока. Нами был предложен ролево-игровой тип проекта – сценарий «Экскурсия по Соединенному Королевству». Учащиеся были поделены на три группы: Первая группа – друзья, которые только что вернулись из Уэльса, а вторая группа – друзья, которые вернулись из Шотландии  и третья – друзья из Англии. Во время выступления все делились на рассказчиков и слушателей. Одна группа – друзья, которые только что вернулись из королевства, а вторая группа – друзья, которые расспрашивают их про путешествие. Мы предложили составить план: вступление – несколько приветственных фраз, основное содержание – отразить в рассказе основные национальные реалии (географическое положение, столица, язык); реалии, которые были бы интересны для учащихся (старинные замки; природа), а также использовать сведения дополнительного культурологического материала, который был пройден (мы дали учащимся несколько распечатанных копий текста, а также предложили самостоятельно поискать дополнительные сведения социокультурного характера – невербальное поведение, типичные черты характера британцев).

Мы дали рекомендации по оформлению – написать сценарий (чтобы  каждый участник мог подсмотреть  свою реплику, если забудет), по времени, которое должна была занимать презентация  проекта- инсценировки (не менее 5-7 минут). Главными требованиями являлись эмоциональность, живость полилога и рассказ, а не чтение по сценарию.

Также хотелось бы отметить, что большинство учащиеся с энтузиазмом  отнеслись к такому виду задания, так как оно было не привычным  и давало возможность показать себя и свои возможности.

 

  1. Фрагмент урока проведенного 14.02. 12

Цель: формирование социокультурных знаний по теме «национальные прадники».

Ход урока:

Урок начинается с тематической разминки- ответ на вопрос (Приложение 2)и как можно больше составить слов со слова VALENTINE. Затем мы вспоминаем какие идиомы со  словом HEART нам знакомы и для закрепления выполняем упражнение, где просят сопоставить с русским эквивалентом). Далее разгадываем кроссворд на тему St. Valentine’s Day.

После кроссворда учащимся предлагается вспомнить «нежные» слова  на эту тему и вспомнить название песен о любви иностранных  исполнителей (при желании спеть).

             Домашнее задание подготовка в творческому проекту на следующий    урок. Нарисовать открытку в виде постера и придумать (найти) поздравление, которое и будет являться презентацией проекта. Требования: формат  открытки А4, презентация 1-2 минуты.

4.Фрагмент урока проведенного 28.02.12.

Тема урока: «For TV or Against ».

Цель урока: развитие социокультурной  компетенции.

Задачи урока: закрепление  грамматического материала (Passive Voice); оценка развития навыков говорения.

Ход урока: В начале урока было повторение пройденного грамматического материала, затем учащиеся отвечали на поставленные вопросы учителя: Do you have  much free time every day? What do you usually do in your free time? Can be watching TV be a hobby? and etc. После мы разбирали новый лексический материал по теме «Виды программа на телевидении».

Помимо программного материала, мы также предоставили детям дополнительный материал культурологического и  социокультурного характера. Учащимся предлагался текст, связанный с  темой урока, и им нужно было прочитать  его и вставить пропущенные слова, выражающие - за  или против  телевидения, высказать свое мнение о нем.

В качестве домашнего задания  учащимся было предложено создать большой  групповой проект (поэтапное задание, которое нужно было сдать через  неделю). Суть проекта заключалась  в следующем: школьникам нужно было создать исследовательский проект, в котором бы затрагивались темы  телевидения в России, Америки и Великобритании  (популярные передачи и каналы; как американцы и британца относятся к телевидению и, что думают русские о своем телевидении). Требования к проекту были следующие: представление материала с использованием изученной лексики, социокультурного материала, провести дома опрос: какие самые любимые передачи, смотрят ли дома телевизор, если «нет» то нужно указать причины, самостоятельный поиск нового материала.

На протяжении последующей  недели на уроках нами давались дополнительные материалы. Также учащиеся консультировались, им давались советы и помощь, если это  было необходимо, поэтапно организовывалась их работа: просмотр и корректировка  подобранного учащимися материала.

  Во время проекта учащиеся делились на три группы: первая группа – Russian TV, вторая группа- British TV, третья – American. Проектный урок проходил в классе информатики, где компьютеры были оснащены нужной информацией. Продуктом проекта стала совместная презентация. Все группы защищали свою работу и высказывали свое мнение по этой теме.

3.6. Исследование  полученного уровня сформированности социокультурных знаний учащихся 9-го класса

В данном разделе нашей  выпускной исследовательской работы мы рассматриваем результаты проведенного исследования.

В начале исследования мы провели тест на выявление уровня сформированности социокультурных знаний. Тестирование состояло из 30 вопросов. Оно включало в себя как вопросы уже на пройденный материал, так и вопросы на выявление уровня сформированности  социокультурных знаний. Мы посчитали количество правильных ответов каждого учащегося и внесли результаты в графики. В конце нашей практики мы так же провели подобное тестирование и посчитали количество правильных ответов и внесли их в графики. На графике мы можем увидеть, какой уровень у учеников 9 «В» класса был до применения проектной деятельности на уроках и там же можем увидеть, каким образом повлияла проектная деятельность на уровень развития исследуемой компетенции. На начальном этапе после проведения тестирования видно, что социокультурные знания недостаточно сформированы, но, подсчитав правильные ответы каждого учащегося после применения проектной деятельности, мы можем увидеть положительную динамику в формировании социокульутрных знаний.

 

 

 

Уровень сформированности социокультурных знаний

учащихся 9 «В» класса в начале и в конце исследования

 

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что проектная  деятельность в значительной мере способствует формированию социокультурной  компетенции. Учащиеся во время выполнения проектов вынуждены не раз обращаться к  изученному на уроке материалу и  поиску нового – во время написания  текста проекта, объяснения друг другу  задания, представления проектов на уроке. Таким образом, материал запоминается намного лучше, чем при традиционной работе с учебником.

Следует отметить, что и у «трудных» учеников увеличилась заинтересованность в уроках, они стали чаще отвечать на уроках, высказывая свое мнение, используя изученную лексику, хотя и делая существенные лексико-грамматические ошибки и ошибки в построении предложений.

В итоге рассмотрим положительные  и отрицательные стороны проектной  деятельности.

Недостатки проектной  деятельности:

  • на выполнение проекта нужны большие затраты времени, поэтому невозможно всегда выполнить их на уроке;
  • невысокий интерес к данному виду деятельности, если неправильно и неэффективно организована деятельность учеников.

Преимущества проектной  деятельности:

  • в первую очередь, это мотивация учебной деятельности учащихся, возможность для них самостоятельно создать и представить свой «продукт»;
  • позволяет создать условия для развития личности ученика, так как он развивает речемыслительную деятельность учащегося, учит применять полученные знания на практике;
  • учит работать в группах, развивает дух коллективизма.

Приведенные ниже рекомендации, составленные нами на основании материалов преддипломной практики, будут касаться использования проектной деятельности при формировании социокультурных знаний.

3.7 Методические  рекомендации по использованию 
проектной деятельности для формирования социокультурных знаний  учащихся 9х классов

Для  того чтобы проектная  деятельность была эффективна при формировании социокультурных знаний у учащихся, мы можем дать учитлям, которые буду использовать данный вид деятельности в своей работе некоторые рекомендации.

Чем разнообразнее  страноведческая, лингвострановедческая  и культурологическая информация, которой  учащийся владеет, тем обширнее представлена в его опыте картина мира. Технология усвоения таких знаний должна научить учащихся понимать явления иной культуры в их сопоставлении с собственной культурой. Проектная деятельность призвана развить любознательность учащихся, интерес и способность к наблюдению за иным способом мировидения, способность к рефлексии имеющегося и приобретаемого культурного опыта.

 В начале создания продукта проекта очень важно организовать работу так, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь к выполнению этой работы, так как при отсутствии интереса учащиеся зачастую неохотно выполняют данный вид деятельности, выполняют невнимательно, поспешно, «лишь бы сделать». Но суть данного вида работы заключается в том, чтобы учащиеся были увлечены, могли использовать свои творческие способности и изученный материал. Учитель – главный организатор, но не стоит чересчур много помогать учащимся, необходимо организовать их и контролировать на разных этапах выполнения работы.

Какую бы форму ни имела  проектная работа на уроке иностранного языка, а также внеаудиторная  работа – её основное значение заключается  в формировании личности учащегося. Кроме того, она должна способствовать развитию и поддержанию устойчивого  интереса учеников к иностранному языку, развитию практических навыков и  умений, расширению культурного фона, развивать внимание и память учащихся, развивать чувство ответственности, приучать к самостоятельности и  организованности. При создании проектов мы использовали  информацию на русском  языке – этого не нужно бояться  на уроке иностранного языка, потому что это учит школьников переосмысливать, перекодировать информацию, используя  средства изучаемого языка.

Групповая, совместная деятельность – главная особенность проектной  деятельности, подходящая для подросткового  возраста. Важно правильно формировать  группы при проектной деятельности и определить критерии, по которым  они должны быть сформированы. Учащихся нужно поделить на равные группы, они  не должны быть большими, иначе внутри группы будет происходить неразбериха. В группе должны быть и сильные, и  слабые учащиеся. Важно мотивировать сильных учащихся помогать слабым товарищам  в выполнении работы. В группе должен быть распределены роли: выделен лидер, который запишет все требования к проекту и будет следить  за ходом выполнения работы, и остальные  участники, каждый из которых будет  выполнять свою отдельную функцию. По завершению работы, необходимо оценить работу не только одного учащегося, самого активного, или лидера, а всей группы.

 Необходимо объяснить  учащимся, как будет происходить  презентация проекта, какие требования  к выполнению существуют, и в  какой форме будет проходить  защита, чтобы учащиеся были к  этому готовы; сказать что они  представляют свою работу, их  будут слушать не только учитель,  но и одноклассники и для  этого они должны тщательно  подготовиться; они должны уметь  ответить на вопросы как учителя,  так и учащихся. Важно, чтобы  атмосфера на уроке была спокойной,  дружелюбной. Учащиеся не должны  воспринимать этот вид деятельности  как очередное «задание на  отметку». Как показала наша преддипломная  практика, учащиеся положительно  реагируют на данный вид деятельности, выполняют проектные задания  с энтузиазмом и ответственностью, чем простые домашние задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав все материалы, расположенные  выше, можно сделать следующие  выводы. Проектная деятельность способствовала увеличению объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, совершенствованию умений строить свое речевое и неречевое поведение. У учащихся формировались умения выделять общее и специфическое, готовность представлять свою страну и её культуру, отстаивать собственные позиции.

Информация о работе Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний