Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:41, дипломная работа

Описание работы

Инновации в системе образования, как проектная деятельность деятельность влияет на социокультурные знания учащихся на уроках английского языка

Содержание работы

Введение

3
Глава I.
Понятие социокультурные знания и их развитие на уроках иностранного языка у учащихся 9-х классов

1.1
Сущность социокультурных знаний
5
1.2
Особенности развития социокультурных знаний на уроке английского языка в 9 классе
8
1.3
Возрастные и психологические особенности учащихся 9-х классов
10
Глава II.
Применение проектной деятельности в обучении школьников иностранному языку

2.1
Сущность проекта в школьном обучении
14
2.2
Проект как средство развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
19
Глава III.
Исследование влияния проектной деятельности
на развитие социокультурной компетенции у учащихся 7-х классов

3.1
Введение
24
3.2
Характеристика учебно-методического комплекса “Еnjoy English ”, автор М.З Биболетова
25
3.3
Характеристика учащихся 9 «В» класса
27
3.4
Исследование начального уровня развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
29
3.5
3.5. Фрагменты уроков с применением проектной деятельности
31
3.6
Исследование полученного уровня сформированности социокультурных знаний у учащихся 9-х классов
35
3.7
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности для формирования социокультурных знаний
37
Заключение

40
Список литературы

43
Приложения
Тестирование для определения исходного уровня знаний учащихся 9 «В» класса
St. Valentine’s Day (приложение к уроку)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 133.44 Кб (Скачать файл)

                        3.2. Характеристика учебно-методического комплекса

В 9 «В» классе обучение английскому языку проходит по УМК «Английский с удовольствие/Enjoy English 9» для общеобразовательных учреждений автора М.З Биболетовой.

Он включает в себя:

  1. Учебник  (Student’s book)
  2. книгу для учителя (Teacher’s book);
  3. рабочую тетрадь №1 (Workbook);
  4. рабочая тетрадь №2 «Контрольные работы» - Workbook 2
  5. аудиоприложения.(СD МР3)

Единицей построения учебников в девятом классе является Unit (1-4). Каждый блок поделен на секции. Sections весьма отличаются друг от друга и не соотносятся с другими отдельными занятиями. На протяжении всего учебника сохраняется единый принцип организации материала внутри секций: 1) упражнения вводящие учащихся в тему; 2) задания и тексты, дающие материалы для размышления и развития темы; 3) задание на отработку лексических и грамматических навыков в контексте данной темы; 4) упражнения организации контролируемой речевой практики (упражнения с опорами); 5) задания, позволяющие организовать свободную речевую практику в рамках данной секции (без опор или с минимумом опор). В приложении учащийся найдет список имен, список географических названий, лингвострановедческий справочник, таблицу транслитераций, таблицу неправильных глаголов, краткий грамматический справочник, двуязычный словарь, кроме того в приложение внесены материалы по страноведческому проекту по трем странам: США, Великобритания, Россия.

Каждый блок учебника включает в себя три постоянных рубрики «Word Focus», «Pronunciation Focus», «Grammar Focus»; завершается каждый Unit серией заданий проверочного характера- Progress Check. Progress Check содержит задания для проверки всех четырех коммуникативных умений: говорение, аудирования, чтения и письма.

Рассмотрим учебник (Student’s book) с точки зрения развития различных видов речевой деятельности:

1) говорение: много заданий  направлено на развитие устной  речи, как монологической, так и  диалогической. Например: ответить  на вопросы по тексту; высказать  свое мнение относительно какого-либо  вопроса; составить диалог, используя  пример; составить диалог по вопросно-ответной  структуре на основе текста;

  2) чтение: учащимся предлагается  текст (рассказ, диалог) на основе  которого нужно выполнить разнообразные  задания, а в каждом тексте  вводятся новые лексические единицы;

3) аудирование:  в большинстве   блоков  используются аудиозаписи   по теме урока. Например: прослушать  текст или часть текста, и ответить  на поставленные вопросы; прослушать названия предметов и повторить их; прослушать аудиозапись и выстроить предложения в хронологическом порядке;

4) письмо: большое количество  письменных заданий предлагается  для домашней работы. Это могут  быть письменные ответы на  вопросы к тексту; переводные  упражнения с русского на английский  язык. Также, в конце каждого  блока дается письменный диктант  по пройденному лексическому  материалу, работы для отработки  пройденного грамматического материала. 

Рабочая тетрадь (Workbook).

Рабочая тетрадь состоит также из четырех блоков, поделенных на секции, которые тематически соотносятся с соответствующими блоками учебника. Большинство представленных заданий рекомендуется для выполнения дома, однако при необходимости часть этих заданий может выполняться учащимися на уроке. Задания направлены на закрепление грамматического и лексического материала и самоконтроль детей.

Аудиоприложения.

Учебные аудиодиски содержат разнообразные тексты, или их части, рассказы, диалоги. Аудитивный материал направлен на развитие фонематического слуха, а также лучшее усвоение материала урока и усвоение различных культурных и языковых особенностей.

Учебное пособие является достаточно хорошим материалом для  формирования и развития основных знаний и умений в рамках  государственного стандарта, однако стоит обратить внимание на пару недостатков:

  • перенасыщенность новыми лексическими единицами
  • в учебнике представлено недостаточно материала для изучения реалий своей страны и возможности сравнить их со страной изучаемого языка;

Таким образом, исходя из вышесказанного, УМК «Enjoy English» соответствует государственному стандарту, но содержит мало дополнительного материала для формирования социокультурной компетенции, поэтому нам представляется целесообразным использовать  в обучении английскому языку для формирования социокультурных знаний не только УМК «Enjoy English», а также дополнительный материал.

3.3 Общая характеристика класса

Как уже и говорилось выше, наше исследование проводилось в 9 «Б» классе. Класс делится на две подгруппы. Учащиеся изучали английский язык со второго класса. Численность подгруппы английского языка  составляла 14 человек, из них 8 мальчиков и 6 девочек. По итогам первого полугодия учащиеся были аттестованы следующими отметками: «5» - 2 человека, «4» - 4 человека, «3» - 8 человек.

 Как показало наблюдение и из беседы с учителем, социокультурные знания формировалась следующим способом:

- чтение и перевод аутентичных  текстов;

- чтение текстов страноведческого характера;

- изучение лексико-грамматических единиц и речевых клише;

- использование страноведческих  материалов УМК.

Что касается уровня владения английским языком, то, в процессе первичной беседы с преподавателем данного класса выяснилось, что мотивацией к обучению у большинства детей этой подгруппы является получение хороших отметок. Уровень дисциплины низкий. Активность в течение урока проявляют зачастую одни и те же учащиеся. Темп урока не динамичный и учителю неоднократно приходится объяснять пройденный материал для лучшего усвоения. Иногда словесное поощрение учителя является хорошим стимулом к обучению для детей данной группы.

Упражнения устного характера  вызывали  трудности из-за недостаточного лексического запаса.

Грамматический навык  был сформирован не в полной мере. Учащиеся допускали ошибки при ответах (затруднения в употреблении видовременных форм глагола).

Лексический запас не включал  в себя большого количества синонимов, недостаточный словарный запас затруднял  высказывания своих собственных мыслей.

Навык аудирования у учащихся был сформирован  на достаточном уровне. Учащиеся адекватно реагировали на речь на иностранном языке и способны поддержать диалог как с учителем, так и между собой.

Как показала ознакомительная  беседа, социокультурной информацией  учащиеся владели не полной мере. Скорее, учащиеся имели представление о  некоторых культурных традициях  Великобритании и США, но все равно  испытывали некоторые трудности  при ответах. Кроме того, состав класса  был достаточно однородным.

Охарактеризуем подгруппу 9 «В» класса более подробно. Юлия  и Даниил демонстрирует высокий уровень домашней подготовки, глубокое знание пройденного материала и хороший уровень усвоения нового материала.  Никита, Соня, Луиза и Алина проявляют хороший уровень понимания нового материала, высокую активность на уроке, умение быстро реагировать на указания учителя. Андрей, Никита и Алексей стараются быть активными на уроке. Они достаточно исполнительны, в ходе урока активно отвечают на вопросы учителя, но иногда сталкивались с трудностями, связанными с пробелами в знаниях. Сергей и Саша,  испытывают трудности в связи с частым отсутствием на уроках. Тем не менее, они стараются давать правильные ответы, мыслить самостоятельно. Роман не всегда внимателен на уроке. Ему присущ излишний инфантилизм. Стимулировать к работе  может положительная оценка. Он испытывает трудности в обучении из-за рассеянности на уроке, следствием этого является  плохое усвоение материала. Настя и Женя проявляют низкую степень заинтересованности в учебном процессе. Положительные отметки не являются для них достаточной мотивацией.

В беседе с учителем выяснилось, что основные трудности в процессе изучения английского языка возникают из-за плохой дисциплины и посещаемости в данной подгруппе. Проверочные работы, а также постоянный контроль знаний детей на уроке говорят о том, что уровень успеваемости 9 «Б» класса по английскому языку можно охарактеризовать как средний. Иногда учителю приходится возвращаться к пройденному материалу и давать повторные объяснения. В целом же в группе наблюдается позитивная динамика обучения.

3.4 Исследование начального уровня формирования социокультурных знаний учащихся 9 класса.

Экспериментальное обучение осуществлялось в 9 «в классе» на основе предлагаемых в УМК материалов, а также системы заданий проектного характера, подобранной нами с целью формирования знаний социокультурного компонента изучаемого языка. 

В начале нашего исследования мы провели с учащимися тестирование  на определение у них уровня социолингвистической компетенции. Нами был составлен тест на основе пройденного учащимися материала. В тест были включены вопросы, касающиеся уже изученного материала и, по совету учителя, вопросы, проверяли общие знания учащихся о культурных и языковых реалиях страны изучаемого языка. Тест состоял из 30 вопросов. 

Анализ исследования:

В исследование принимало  участие 14 учащихся 9-го «В» класса.  Двое выполнили задание в полном объеме. Четверо показали хорошие результаты.  Двое показали знания ниже среднего, и один учащийся показал самый низкий уровень знаний социокультурной компетенции.

Уровень имеющихся социокультурных знаний учащихся 9 «В» класса до начала исследовательской работы.

 

Результаты исследования показали, что примерно у половины учащихся группы в достаточной степени  развита социокультурные знание, а у второй половины она находится  на более низком уровне.

На основе анализа полученных результатов можно выделить причины, которые повлияли на ошибки в выполнении заданий:

  • недостаточно развиты лексико-грамматические навыки по материалам ранее пройденных тем;
  • недостаточный объем знаний связанный с культурой стран изучаемого языка, ее традиций, обычаев, обиходно-бытовой сферы;
  • используемый учебно-методический комплекс не в полной мере раскрывает социокультурный аспект;
  • неподготовленность к выполнению заданий подобного типа.

Таким образом, необходимо формировать социокультурные знания, навыки и умения при этом, обращая внимание на следующие умения: языковая догадка, умение понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка, владение нормами социального поведения носителей языка.

3.5. Фрагменты уроков  с применением проектной деятельности

Во время нашей преддипломной  практики было проведено 4 урока в 9 «В» классе c применением проектной деятельности и в данном разделе выпускной квалификационной работы мы подробно их рассмотрим.

1. Фрагмент урока, проведенного 03.01.112 9 «В».

Тема урока: «Spending Time Together».

Цели: формирование лексических  навыков, чтения, формирование социокутьтурной компетенции.

Задачи урока: проверка  домашнего задания; введение и отработка  новой лексики (to seem to be interested  in something, to feel like doing  something, to feel stressed out etc.),  развития навыков чтения; закрепление страноведческого материала; контроль усвоения знаний.

Ход урока: После проверки домашнего задания учащиеся читали  тексты про деятельность, которой занимаются британские и американские подростки в свое свободное время (читают книги, пользуются интернетом, занимаются спортом и т.д.).

Изучив лексику, учащиеся пишут предложения об их хобби  и о деятельности, которой они  занимаются в свое свободное время.

Например: I seem to be interested in foreign countries and their cultures.

                    I don’t feel like watching this film.

В качестве домашнего задания  учащимся было предложено подготовиться к творческому проекту, для этого было разобрано ex. 100 (make up  an entertainment project for the whole class for  the coming holidays), упражнение содержало план, на который учащиеся могли опираться и вспомогательный лексический материал. Требования к проекту были следующие: формат А3, использование изученной лексики, использование грамматических структур, которые изучали, наглядность. Учащиеся выходили к доске и делились своими идеями, сопровождая рассказ наглядностью. Учащиеся сделали выводы, что самое интересное время провождения вместе - путешествие по Европе. Все ребята успешно справились с заданием и серьезно подошли к его выполнению.

  1. Фрагмент урока проведенного 13.02.2012.

Тема урока: « The place of interest in the UK »

Цели урока: формирование страноведческих и социокультурных знаний, лексических навыков, говорения.

Ход урока:

В самом начале урока был  проведен опрос, целью которого было освежить в памяти учащихся уже пройденный материал по теме «Родной город» - о чем мы бы рассказали своим друзьям из других стран. В помощь была приставлена презентация. Далее было предложено задание на выявление имеющихся знаний о Великобритании- исторические, географические, национально-культурные способности. Задание показало, что большинство учащихся без проблем разбирались в теме, правильно отвечали на поставленные нами вопросы. Примеры вопросов: What’s the capital of Great Britain? What’s the full name of this country? What parts does Great Britain consist of and what are their capitals?

Информация о работе Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний