Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:41, дипломная работа
Инновации в системе образования, как проектная деятельность деятельность влияет на социокультурные знания учащихся на уроках английского языка
Введение
3
Глава I.
Понятие социокультурные знания и их развитие на уроках иностранного языка у учащихся 9-х классов
1.1
Сущность социокультурных знаний
5
1.2
Особенности развития социокультурных знаний на уроке английского языка в 9 классе
8
1.3
Возрастные и психологические особенности учащихся 9-х классов
10
Глава II.
Применение проектной деятельности в обучении школьников иностранному языку
2.1
Сущность проекта в школьном обучении
14
2.2
Проект как средство развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
19
Глава III.
Исследование влияния проектной деятельности
на развитие социокультурной компетенции у учащихся 7-х классов
3.1
Введение
24
3.2
Характеристика учебно-методического комплекса “Еnjoy English ”, автор М.З Биболетова
25
3.3
Характеристика учащихся 9 «В» класса
27
3.4
Исследование начального уровня развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
29
3.5
3.5. Фрагменты уроков с применением проектной деятельности
31
3.6
Исследование полученного уровня сформированности социокультурных знаний у учащихся 9-х классов
35
3.7
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности для формирования социокультурных знаний
37
Заключение
40
Список литературы
43
Приложения
Тестирование для определения исходного уровня знаний учащихся 9 «В» класса
St. Valentine’s Day (приложение к уроку)
3.2. Характеристика учебно-методического комплекса
В 9 «В» классе обучение английскому языку проходит по УМК «Английский с удовольствие/Enjoy English 9» для общеобразовательных учреждений автора М.З Биболетовой.
Он включает в себя:
Единицей построения учебников в девятом классе является Unit (1-4). Каждый блок поделен на секции. Sections весьма отличаются друг от друга и не соотносятся с другими отдельными занятиями. На протяжении всего учебника сохраняется единый принцип организации материала внутри секций: 1) упражнения вводящие учащихся в тему; 2) задания и тексты, дающие материалы для размышления и развития темы; 3) задание на отработку лексических и грамматических навыков в контексте данной темы; 4) упражнения организации контролируемой речевой практики (упражнения с опорами); 5) задания, позволяющие организовать свободную речевую практику в рамках данной секции (без опор или с минимумом опор). В приложении учащийся найдет список имен, список географических названий, лингвострановедческий справочник, таблицу транслитераций, таблицу неправильных глаголов, краткий грамматический справочник, двуязычный словарь, кроме того в приложение внесены материалы по страноведческому проекту по трем странам: США, Великобритания, Россия.
Каждый блок учебника включает в себя три постоянных рубрики «Word Focus», «Pronunciation Focus», «Grammar Focus»; завершается каждый Unit серией заданий проверочного характера- Progress Check. Progress Check содержит задания для проверки всех четырех коммуникативных умений: говорение, аудирования, чтения и письма.
Рассмотрим учебник (Student’s book) с точки зрения развития различных видов речевой деятельности:
1) говорение: много заданий
направлено на развитие устной
речи, как монологической, так и
диалогической. Например: ответить
на вопросы по тексту; высказать
свое мнение относительно
2) чтение: учащимся предлагается
текст (рассказ, диалог) на основе
которого нужно выполнить
3) аудирование: в большинстве блоков используются аудиозаписи по теме урока. Например: прослушать текст или часть текста, и ответить на поставленные вопросы; прослушать названия предметов и повторить их; прослушать аудиозапись и выстроить предложения в хронологическом порядке;
4) письмо: большое количество
письменных заданий
Рабочая тетрадь (Workbook).
Рабочая тетрадь состоит также из четырех блоков, поделенных на секции, которые тематически соотносятся с соответствующими блоками учебника. Большинство представленных заданий рекомендуется для выполнения дома, однако при необходимости часть этих заданий может выполняться учащимися на уроке. Задания направлены на закрепление грамматического и лексического материала и самоконтроль детей.
Аудиоприложения.
Учебные аудиодиски содержат разнообразные тексты, или их части, рассказы, диалоги. Аудитивный материал направлен на развитие фонематического слуха, а также лучшее усвоение материала урока и усвоение различных культурных и языковых особенностей.
Учебное пособие является достаточно хорошим материалом для формирования и развития основных знаний и умений в рамках государственного стандарта, однако стоит обратить внимание на пару недостатков:
Таким образом, исходя из вышесказанного, УМК «Enjoy English» соответствует государственному стандарту, но содержит мало дополнительного материала для формирования социокультурной компетенции, поэтому нам представляется целесообразным использовать в обучении английскому языку для формирования социокультурных знаний не только УМК «Enjoy English», а также дополнительный материал.
3.3 Общая характеристика класса
Как уже и говорилось выше, наше исследование проводилось в 9 «Б» классе. Класс делится на две подгруппы. Учащиеся изучали английский язык со второго класса. Численность подгруппы английского языка составляла 14 человек, из них 8 мальчиков и 6 девочек. По итогам первого полугодия учащиеся были аттестованы следующими отметками: «5» - 2 человека, «4» - 4 человека, «3» - 8 человек.
Как показало наблюдение и из беседы с учителем, социокультурные знания формировалась следующим способом:
- чтение и перевод аутентичных текстов;
- чтение текстов страноведческого характера;
- изучение лексико-
- использование страноведческих материалов УМК.
Что касается уровня владения английским языком, то, в процессе первичной беседы с преподавателем данного класса выяснилось, что мотивацией к обучению у большинства детей этой подгруппы является получение хороших отметок. Уровень дисциплины низкий. Активность в течение урока проявляют зачастую одни и те же учащиеся. Темп урока не динамичный и учителю неоднократно приходится объяснять пройденный материал для лучшего усвоения. Иногда словесное поощрение учителя является хорошим стимулом к обучению для детей данной группы.
Упражнения устного характера вызывали трудности из-за недостаточного лексического запаса.
Грамматический навык был сформирован не в полной мере. Учащиеся допускали ошибки при ответах (затруднения в употреблении видовременных форм глагола).
Лексический запас не включал в себя большого количества синонимов, недостаточный словарный запас затруднял высказывания своих собственных мыслей.
Навык аудирования у учащихся был сформирован на достаточном уровне. Учащиеся адекватно реагировали на речь на иностранном языке и способны поддержать диалог как с учителем, так и между собой.
Как показала ознакомительная беседа, социокультурной информацией учащиеся владели не полной мере. Скорее, учащиеся имели представление о некоторых культурных традициях Великобритании и США, но все равно испытывали некоторые трудности при ответах. Кроме того, состав класса был достаточно однородным.
Охарактеризуем подгруппу 9 «В» класса более подробно. Юлия и Даниил демонстрирует высокий уровень домашней подготовки, глубокое знание пройденного материала и хороший уровень усвоения нового материала. Никита, Соня, Луиза и Алина проявляют хороший уровень понимания нового материала, высокую активность на уроке, умение быстро реагировать на указания учителя. Андрей, Никита и Алексей стараются быть активными на уроке. Они достаточно исполнительны, в ходе урока активно отвечают на вопросы учителя, но иногда сталкивались с трудностями, связанными с пробелами в знаниях. Сергей и Саша, испытывают трудности в связи с частым отсутствием на уроках. Тем не менее, они стараются давать правильные ответы, мыслить самостоятельно. Роман не всегда внимателен на уроке. Ему присущ излишний инфантилизм. Стимулировать к работе может положительная оценка. Он испытывает трудности в обучении из-за рассеянности на уроке, следствием этого является плохое усвоение материала. Настя и Женя проявляют низкую степень заинтересованности в учебном процессе. Положительные отметки не являются для них достаточной мотивацией.
В беседе с учителем выяснилось, что основные трудности в процессе изучения английского языка возникают из-за плохой дисциплины и посещаемости в данной подгруппе. Проверочные работы, а также постоянный контроль знаний детей на уроке говорят о том, что уровень успеваемости 9 «Б» класса по английскому языку можно охарактеризовать как средний. Иногда учителю приходится возвращаться к пройденному материалу и давать повторные объяснения. В целом же в группе наблюдается позитивная динамика обучения.
3.4 Исследование начального уровня формирования социокультурных знаний учащихся 9 класса.
Экспериментальное обучение осуществлялось в 9 «в классе» на основе предлагаемых в УМК материалов, а также системы заданий проектного характера, подобранной нами с целью формирования знаний социокультурного компонента изучаемого языка.
В начале нашего исследования
мы провели с учащимися
Анализ исследования:
В исследование принимало участие 14 учащихся 9-го «В» класса. Двое выполнили задание в полном объеме. Четверо показали хорошие результаты. Двое показали знания ниже среднего, и один учащийся показал самый низкий уровень знаний социокультурной компетенции.
Уровень имеющихся социокультурных знаний учащихся 9 «В» класса до начала исследовательской работы.
Результаты исследования
показали, что примерно у половины
учащихся группы в достаточной степени
развита социокультурные
На основе анализа полученных результатов можно выделить причины, которые повлияли на ошибки в выполнении заданий:
Таким образом, необходимо формировать социокультурные знания, навыки и умения при этом, обращая внимание на следующие умения: языковая догадка, умение понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка, владение нормами социального поведения носителей языка.
3.5. Фрагменты уроков
с применением проектной
Во время нашей преддипломной практики было проведено 4 урока в 9 «В» классе c применением проектной деятельности и в данном разделе выпускной квалификационной работы мы подробно их рассмотрим.
1. Фрагмент урока, проведенного 03.01.112 9 «В».
Тема урока: «Spending Time Together».
Цели: формирование лексических навыков, чтения, формирование социокутьтурной компетенции.
Задачи урока: проверка домашнего задания; введение и отработка новой лексики (to seem to be interested in something, to feel like doing something, to feel stressed out etc.), развития навыков чтения; закрепление страноведческого материала; контроль усвоения знаний.
Ход урока: После проверки домашнего задания учащиеся читали тексты про деятельность, которой занимаются британские и американские подростки в свое свободное время (читают книги, пользуются интернетом, занимаются спортом и т.д.).
Изучив лексику, учащиеся пишут предложения об их хобби и о деятельности, которой они занимаются в свое свободное время.
Например: I seem to be interested in foreign countries and their cultures.
I don’t feel like watching this film.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено подготовиться к творческому проекту, для этого было разобрано ex. 100 (make up an entertainment project for the whole class for the coming holidays), упражнение содержало план, на который учащиеся могли опираться и вспомогательный лексический материал. Требования к проекту были следующие: формат А3, использование изученной лексики, использование грамматических структур, которые изучали, наглядность. Учащиеся выходили к доске и делились своими идеями, сопровождая рассказ наглядностью. Учащиеся сделали выводы, что самое интересное время провождения вместе - путешествие по Европе. Все ребята успешно справились с заданием и серьезно подошли к его выполнению.
Тема урока: « The place of interest in the UK »
Цели урока: формирование страноведческих и социокультурных знаний, лексических навыков, говорения.
Ход урока:
В самом начале урока был проведен опрос, целью которого было освежить в памяти учащихся уже пройденный материал по теме «Родной город» - о чем мы бы рассказали своим друзьям из других стран. В помощь была приставлена презентация. Далее было предложено задание на выявление имеющихся знаний о Великобритании- исторические, географические, национально-культурные способности. Задание показало, что большинство учащихся без проблем разбирались в теме, правильно отвечали на поставленные нами вопросы. Примеры вопросов: What’s the capital of Great Britain? What’s the full name of this country? What parts does Great Britain consist of and what are their capitals?
Информация о работе Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний