Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:41, дипломная работа

Описание работы

Инновации в системе образования, как проектная деятельность деятельность влияет на социокультурные знания учащихся на уроках английского языка

Содержание работы

Введение

3
Глава I.
Понятие социокультурные знания и их развитие на уроках иностранного языка у учащихся 9-х классов

1.1
Сущность социокультурных знаний
5
1.2
Особенности развития социокультурных знаний на уроке английского языка в 9 классе
8
1.3
Возрастные и психологические особенности учащихся 9-х классов
10
Глава II.
Применение проектной деятельности в обучении школьников иностранному языку

2.1
Сущность проекта в школьном обучении
14
2.2
Проект как средство развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
19
Глава III.
Исследование влияния проектной деятельности
на развитие социокультурной компетенции у учащихся 7-х классов

3.1
Введение
24
3.2
Характеристика учебно-методического комплекса “Еnjoy English ”, автор М.З Биболетова
25
3.3
Характеристика учащихся 9 «В» класса
27
3.4
Исследование начального уровня развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
29
3.5
3.5. Фрагменты уроков с применением проектной деятельности
31
3.6
Исследование полученного уровня сформированности социокультурных знаний у учащихся 9-х классов
35
3.7
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности для формирования социокультурных знаний
37
Заключение

40
Список литературы

43
Приложения
Тестирование для определения исходного уровня знаний учащихся 9 «В» класса
St. Valentine’s Day (приложение к уроку)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 133.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

3

Глава I.

Понятие социокультурные знания и их развитие на уроках иностранного языка у учащихся 9-х классов

 

1.1

Сущность  социокультурных знаний

5

1.2

Особенности развития социокультурных   знаний на уроке английского языка в 9 классе

8

1.3

Возрастные и  психологические особенности учащихся 9-х классов

10

Глава II.

Применение  проектной деятельности в обучении школьников иностранному языку

 

2.1

Сущность  проекта в школьном обучении

14

2.2

Проект как  средство развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний

19

Глава III.

Исследование  влияния проектной деятельности 
на развитие социокультурной компетенции у учащихся 7-х классов

 

3.1

Введение

24

3.2

Характеристика учебно-методического  комплекса “Еnjoy English ”, автор М.З Биболетова

25

3.3

Характеристика учащихся 9 «В» класса

27

3.4

Исследование начального уровня развития у учащихся 9-х классов социокультурных  знаний

29

3.5

3.5. Фрагменты уроков с  применением проектной деятельности

31

3.6

Исследование полученного  уровня сформированности социокультурных знаний у учащихся 9-х классов

35

3.7

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности  для формирования социокультурных знаний

37

Заключение

 

40

Список литературы

 

43

Приложения

  1. Тестирование для определения исходного уровня знаний учащихся 9 «В» класса
  2. St. Valentine’s Day (приложение к уроку)
 
     
     
 

 

 

 

 

Введение

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности  и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное  общение с носителями языка.

Являясь существенным элементом  культуры народа – носителя данного  языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной  картины мира. Владение иностранным  языком повышает уровень гуманитарного  образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно  меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет  лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического  образования школьников. [9]

В качестве цели обучения рассматривается  формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный  подход, ставящий в центр учебно-воспитательного  процесса личность ученика, учет его  способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной  составляющей иноязычной коммуникативной  компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к  культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей  собственной страны, умение ее представить  средствами иностранного языка, включение  школьников в диалог культур. [18]

В основной школе усиливается  значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее  значение приобретает использование  проектной методики и современных  технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить  связи английского языка с  другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов  и школ, например, в ходе проектной  деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через  Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире. [6]

Актуальность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей  дидактической сущности он позволяет  решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для  решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты  познавательной, экспериментальной  или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков  и умений.

Главной целью нашей выпускной квалификационной работы является определить эффективность использования проектной деятельности, обеспечивающей формирование социокультурных знаний учащихся 9-х классов на уроках английского языка в средней школе.

Задачи работы:

  1. уточнить понятие «социокультурные знания» путем анализа научной и методической литературы;
  2. выявить особенности формирования социокультурных знаний учащихся на уроках английского языка в средней школе с учетом их возрастных психологических особенностей;
  3. проанализировать особенности использования проектной деятельности на уроках английского языка, определить ведущие условия ее влияния на формирование социокультурных  знаний учащихся;
  4. разработать ряд заданий для осуществления учащимися 9-го класса проектной деятельности в рамках изучаемых тем и опробовать его на практике;
  5. определить эффективность проведенной работы и дать методические рекомендации по применению проектной  деятельности для формирования социокультурных знаний учащихся 9-го класса.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ

И ИХ ФОРМИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

У УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ

    1. Сущность понятия социокультурные знания

Понятие "знание" многозначно  и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть  сознания, то как нечто общее в  отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и  результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

Л.М. Фридман, проанализировав  существующие определения понятия "знание", приводит его определение  более общего характера: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в  какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или  телефильма и т.д. Этот результат  познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений  о чем или о ком-нибудь". [29] 

Знания и правильно  избранный путь их усвоения - предпосылка  умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения  человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей  и интересов человека, необходимым  условием развития его способностей.

   Цель обучения иностранным языкам связан с формированием у учащихся. знаний, навыков и умений, владение которым позволяет им приобщиться к этнокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания. Совокупность таких знаний, навыков и умений составляет коммуникативную компетенцию учащихся. [4]

Методический термин «коммуникативная компетенция» (communicative competence) понимается как «способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения». Применительно к обучению иностранным языкам понятие «коммуникативная компетенция» получило детальную разработку в рамках исследований, проводимых Советом Европы для установления необходимого уровня владения иностранным языком. Коммуникативная компетенция определяется как совокупность следующих компетенций: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, а так же знание той части социокультурного фона, которая характерна для определенной этнической и языковой общности людей, без чего невозможно подлинное взаимопонимание. [1]

Согласно новым государственным  стандартам по иностранному языку, в  обязательный минимум содержания основных образовательных программ, помимо речевых  умений и языковых знаний и навыков, компенсаторных умений и учебно-познавательных умений, входят социокультурные знания и умения. Формирование социокультурных  знаний и умений означает расширение объема лингвострановедческих и  страноведческих знаний за счет новой  тематики и проблематики речевого общения  с учетом специфики выбранного профиля; углубление знаний о стране или странах  изучаемого языка, их науке и культуре,

взаимоотношениях с нашей  страной; расширение объема лингвистических  и культуроведческих знаний, навыков  и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и  правил речевого и неречевого поведения  в соответствии с нормами, принятыми  в стране изучаемого языка.

Социокультурная компетенция  — способность строить речевое и неречевое поведение с учетом знаний норм социумов, говорящих на изучаемом языке, оставаясь при этом носителем другой культуры.

Значимость социокультурной  компетенции:

  • Знание национального менталитета, картины мира;
  • Снятие культурологических трудностей;
  • Осознание учащимся расширения собственного мировоззрения, представлений об иной социокультурной общности.

Социокультурная компетенция  включает три блока знаний: лингвострановедческие  знания, социально-психологические  знания, культурологические знания.                    

    1. Лингвострановедческие знания – знания лексических единиц с национально-культурной семантикой и умение применять их в ситуациях межкультурного общения. Отражением менталитета народа страны изучаемого языка является также фразеология, национальные пословицы и поговорки, предоставляющие учащимся возможность судить о правилах и принципах общения народа, о ценностях, о приоритетах.
    2. Социально-психологические знания – владение социокультурно обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной лексики, принятой в данной культуре.
    3. Культурологические знания – знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фона и умение использовать их для достижения взаимопонимания с носителями данной культуры. [30]

Е.Н. Соловова отмечает, что  социокультурная компетенция является инструментом воспитания международно-ориентированной  личности и предполагает усвоение учащимися  социального опыта, традиций (не только страны изучаемого языка, но и своих  родных), их учет в процессе взаимодействия, а также преодоление страха и  недоверия (ксенофобии) по отношению  к другим культурам. Также, продолжает она, социокультурная компетенция  тесно связана с процессом  обучения самому языку (то есть с формированием  лингвистической компетенции). Сюда относится освоение фоновой и  безэквивалентной лексики. Гораздо важнее, чтобы ученики умели общаться и понимали, что для представителя другой культуры приемлемо, а что нет, чтобы умели объяснить, чем мы отличаемся от них, какие у нас культурные особенности. [5]

Из вышесказанного следует, что данная компетенция является важным компонентом в изучении иностранного языка, играет особую роль при коммуникативно – направленном обучении.

Информация о работе Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний