Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:41, дипломная работа

Описание работы

Инновации в системе образования, как проектная деятельность деятельность влияет на социокультурные знания учащихся на уроках английского языка

Содержание работы

Введение

3
Глава I.
Понятие социокультурные знания и их развитие на уроках иностранного языка у учащихся 9-х классов

1.1
Сущность социокультурных знаний
5
1.2
Особенности развития социокультурных знаний на уроке английского языка в 9 классе
8
1.3
Возрастные и психологические особенности учащихся 9-х классов
10
Глава II.
Применение проектной деятельности в обучении школьников иностранному языку

2.1
Сущность проекта в школьном обучении
14
2.2
Проект как средство развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
19
Глава III.
Исследование влияния проектной деятельности
на развитие социокультурной компетенции у учащихся 7-х классов

3.1
Введение
24
3.2
Характеристика учебно-методического комплекса “Еnjoy English ”, автор М.З Биболетова
25
3.3
Характеристика учащихся 9 «В» класса
27
3.4
Исследование начального уровня развития у учащихся 9-х классов социокультурных знаний
29
3.5
3.5. Фрагменты уроков с применением проектной деятельности
31
3.6
Исследование полученного уровня сформированности социокультурных знаний у учащихся 9-х классов
35
3.7
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности для формирования социокультурных знаний
37
Заключение

40
Список литературы

43
Приложения
Тестирование для определения исходного уровня знаний учащихся 9 «В» класса
St. Valentine’s Day (приложение к уроку)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 133.44 Кб (Скачать файл)

Интеграция реализует  принципы развивающего обучения. Поэтому  интеграция на уроках при создании проектов неизбежна и необходима.

Таким образом, ученики самостоятельно приобретают знания в различных  областях учебных предметов и  мы достигаем главной цели: учим детей учиться.[22]

В своем исследовании Е.С. Полат приводит подробную классификацию  методов проектов по их содержательной направленности, по уровню творческой активности учащихся и степени координации  их действий со стороны учителя, характера  контактов участников  по продолжительности  проведения:

1. Исследовательские проекты,  которые характеризуются хорошо  продуманной структурой, обозначением  целей, обоснованной актуальностью  предмета исследования для всех  участников. Они имеют структуру,  приближенную к подлинно научному  исследованию или полностью совпадающую  с ним. Подобные проекты, естественно,  должны соответствовать уровню  языковой подготовки школьников  определенного этапа обучения.

2. Творческие проекты,  предполагающие соответствующее  оформление результатов. Оформление  результатов требует четко продуманной  структуры, например, в виде видеофильма,  репортажа, дизайна определенной  рубрики, альбома и т.д.

3. Ролево-игровые проекты,  в которых структура намечается, но остается открытой до окончания  проекта. Участника такого проекта  принимают на себя определенные  роли, которые обусловлены характером  и содержанием проекта. Роли  могут быть самые разнообразные:  от литературных и сказочных  персонажей до деловых людей  нашего времени. Степень творчества  в подобных проектах достаточно  высокая, но основным видом  деятельности все-таки является  ролево-игровая.

      1. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их определенной частью, модулем.
      2. Практико-ориентировочные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данной школе, проект здания новой школы с зимним садом и т. д.

По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С.Полат выделяет:

1. Монопроекты: проводятся  в рамках одной темы (часто  лингвострановедческой, социальной  или исторической), где привлекаются  межпредметные связи. Подготовка  к данному виду проекта предполагает  тщательную подготовку учителя  (поурочный план, роль каждого  ученика, форма презентации, дополнительная  литература и т.д.).

2. Межпредметные проекты: выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, продолжительные, входящие во внутришкольный план. Например, проекты на тему "История и современность нашей страны" и т.д. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.

По характеру  координации могут быть проекты  с открытой, явной координацией (координатор  направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы  проекта) и со скрытой координацией (координатор выступает как полноправный участник проекта).

Роль учителя различна на различных этапах проектирования. Он выступает в роли консультанта, координатора, помощника, наблюдателя, источника новой информации, а  может просто направить мысль  учеников в нужном направлении для  самостоятельного поиска, что будет  способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как  умение распределять обязанности в  группе, аргументировать свою точку  зрения, участвовать в дискуссии  и т.д. Главная задача учителя  состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение.

При распределении ролей  в проектах, помимо собственно пожеланий  детей, рекомендуется руководствоваться  известными учителю способностями  учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен  до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и  возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам  которых дети получают положительное  подкрепление. [23]

Организуя работу над проектом, важно соблюсти следующие условия:

  • тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания учащихся;
  • учащихся необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов из истории и жизни людей разных национальностей и разных стран, подходов к решению тех или иных проблем и т.д.;
  • проблема, предлагаемая учащимся, формулируется так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение, по возможности, аутентичных источников информации;
  • оформление проекта должно быть разнообразным;
  • тематика должны быть близка и интересна учащимся;
  • учащиеся должны быть сориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний;
  • должен быть продуман сценарий, программ. [24]

Из выше сказанного, можно  выделить, что метод проектов позволяет  создать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс  на основе методики сотрудничества. Предполагает использование широкого спектра  проблемных, исследовательских, поисковых  методов, ориентированных четко  на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта. В условиях  проекта учащийся сам определяет  содержание проекта и соответственно языковое содержание.

2.2 Проект на уроке иностранного языка как средство формирования

у учащихся социокультурных знаний

Проектная деятельность –  наиболее действенный способ переключить  внимание учащихся с формы высказывания  на содержание и включиться в познание окружающего мира, средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу  действия социолингвистической компетенции. В этом выражается связь проектной  деятельности и формирования социолингвистической компетенции. Проектная деятельность способна решить целый комплекс задач, связанных с оптимизацией учебного процесса по иностранному языку при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к её использованию. Одним из таких требований является знание типологии проектов, так как организация проектной деятельности во многом определяется типом проекта.

Обратимся к  типологии проектов по иностранным  языкам с учетом специфики формирования социолингвистической компетенции:

I. Cоциокультурные:

1. Социолингвистические

2. Культуроведческие  (страноведческие):

а) историко-географические;

б) этнографические;

в) политические;

г) экономические.

3. Социальные.

II. Ролево-игровые  и игровые:

а) воображаемые путешествия;

б) имитационно-деловые;

в) драматические;

г) имитационно-социальные.

Проекты по иностранному языку могут быть исследовательскими или практико-ориентированными, различаться видом координации, сроками исполнения, но предмет исследования всегда лежит в предметной области  данной учебной дисциплины.

Выполнение  проекта любого типа может помочь учащимся «расширить их понимание окружающего  мира, понять сходства и различия между  культурами разных народов» (Полат  Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, с.209). Анализ практики использования  метода проектов показал, что для  продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных  умений [10]:

1)интеллектуальными:  работать с информацией, анализировать,  систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее  изученным, делать выводы;

2)творческими:  генерировать идеи, находить многовариантные  решения проблемы, предвидеть возможные  последствия принимаемых решений; 

3)коммуникативными: вступать в общение, слушать  партнера по общению, адекватно  влиять на собеседника, отстаивать  свою точку зрения, находить компромисс  с собеседником, прогнозировать  результат своего высказывания  и др.

4)социальными: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.

Следовательно, учащиеся 9х классов должны быть определенным образом подготовлены вести аналитическую поисковую деятельность.

Таким образом, проектная деятельность, с одной  стороны, является средством формирования и развития социолингвистической  компетенции, а с другой, сама требует  определенного уровня сформированности общеучебных и речевых умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к Главе II

Итак, мы выяснили что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но,  главное, он рассчитан  на умение работать с различными источниками информации.

Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в  систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).

При помощи проекта можно  реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие  задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет  интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более  увлекательным, более интересным и  поэтому более эффективным. В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость.

Проект ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка и создает условия, при которых учащиеся обучаются групповому взаимодействию и приобретают коммуникативные умения. При выполнении проекта учащиеся расширяют знания о языковых формах, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом.

Таким образом, мы сделали вывод, что  проект способствует формированию социокультурной компетенции, то есть способствует воспитанию у учащихся чувства уважения к культуре  стран изучаемого языка, ответственности, самодисциплины, умения работать в коллективе, способности к методической работе и самоорганизации.

ГлаваIII. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

3.1. Введение

В ходе преддипломной практики мы исследовали влияние использования  проектной деятельности на уроках английского  языка на формирование у детей социокультурных знаний. Наша преддипломная практика проходила в 7 «А», 7 «Б», 7 «В» и  9 «В» классах школы № 78 Калининского района с 26 января по 6 марта 2011 года у учителя Евгеньевой Раисы Анатольевны. Наше исследование проводилось в 9 «В» классе.

Цель данного этапа  нашей учебно-исследовательской  работы – выявить, насколько эффективно использование проектной деятельности при формировании социокультурных знаний учащихся. Это же положение можно назвать одной из целей нашей преддипломной педагогической практики. В течение практики мы провели 12 уроков, направленных на формирование социокультурной компетенции. Обучение проходило по учебно-методическому комплексу «Enjoy English».

Перечислим задачи, которые  мы поставили при прохождении  преддипломной практики в рамках темы нашей выпускной квалификационной работы:

1) наблюдать за уровнем  развития социокультурной компетенции  учащихся;

2) найти результативные  подходы для формирования социокультурной  компетенции с помощью проектной  деятельности;

3) проанализировать эффективность  использования проектной деятельности  при формировании социокультурной  компетенции.

На основании  материалов, полученных нами в ходе преддипломной практики, нами была написана данная глава выпускной  квалификационной работы. Ее цель –  это описание и анализ исследования, направленного на формирование социокультурной компетенции учащихся 9 «В» класса средней школы № 78 во время преддипломной практики.

Задачи практической части:

  1. Проанализировать УМК «Enjoy English», используемый на уроках английского языка в классах, где проходило исследование.
  2. Составить характеристику класса, в котором проходило исследование.
  3. Провести исследование исходного уровня знаний учащихся.
  4. Разработать и провести ряд занятий с использованием проектной деятельности по изучаемым темам; фрагменты этих уроков описать в работе.
  5. Описать и проанализировать полученные в ходе исследования результаты, сделать выводы об эффективности использования проектной деятельности  для развития социокультурной  компетенции у учащихся.
  6. Составить методические рекомендации по использованию проектной деятельности с целью развития социокультурной компетенции учащихся 9 класса.

Информация о работе Проектная деятельность как средство формирования социокультурных знаний