Применение речевых и языковых упражнений в овладении аспектами английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разобрать технологию обучения общения на английском языке в школе.
Задачи:
1) определить классификацию упражнений;
2) рассмотреть упражнения, направленные на формирование грамматических, фонетических, лексических навыков;
3) рассмотреть требования, предъявляемые к упражнениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….……….3
Глава I. Теоретическое обоснование темы…………………..……...........6
1.1. Классификация упражне-ний…………….…………..….………..6
1.2. Система упражнений, направленная на формирование
фонетических навы-ков…………………………………………..14
1.3. Система упражнений, направленная на формирование
грамматических навы-ков………………………………..………20
1.4. Система упражнений, направленная на формирование
лексических навы-ков…………………………...………….…….26
Выводы по главе I ……….…………………………………………....…...32
Глава II. Описание опытно-экспериментальной работы ……..............33
2.1. Проведение констатирующего эксперимента …………..…..….33
2.2. Проведение формирующего эксперимента …………….………38
2.3. Проведение итогового эксперимента ……………………....…...44
Выводы по главе II …………………………………………………......….48
Заключение…………………………………………………………….…......50
Список литературы………………………………………………….…........52
Приложе-ние……………………………...……………………...…….……...54

Файлы: 1 файл

Применение речевых и языковых упражнений в .doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Языковые упражнения – упражнения, при выполнении которых внимание учащихся сосредоточено на овладении способом выполнения грамматического действия. Основной признак языковых упражнений – отсутствие коммуникативности и ситуативности.

1. Языковые упражнения  основаны на принципе применения  знаний, т.е. они предполагают  постоянное обращение к правилу,  которое учащиеся предварительно запомнили. При их выполнении все внимание сосредотачивается на способе совершения действия, а цель действия, содержание высказывания теряются, что как раз противоречит условиям формирования навыков [Е.И. Пассов].

2. Языковые упражнения почти  всегда непригодны для устного  выполнения. Когда, однако, это возможно, они все же являются не «упражнениями в устной речи», а простым проговариванием, точнее, прочитыванием материала.

3. Языковые упражнения неэкономичны  во времени. За урок можно  обычно сделать 3-4 таких упражнений. Потребности же автоматизации  больше, по крайней мере, вдвое.

4. Языковые упражнения лишены  интереса для большинства учеников: лингвистические манипуляции интересует  немногих. «В своей массе учащиеся не лингвисты от природы и не могут наслаждаться изучением парадигм, любоваться вариантами окончаний, читать словарь вместо приключенческого романа» [В.Г.Костомаров].

5. Языковые упражнения абсолютно лишены ситуативной отнесенности. Перед говорящим стоит не речевая, а языковая, формальная задача.

Е.И. Пассов на основании  выделенных характеристик делает вывод о том, что для формирования навыков говорения языковые упражнения непригодны. Языковые упражнения способны помочь осознанию формы, и поэтому Е.И. Пассов считает целесообразным их использование при обучении письму, произносительным навыкам говорения, навыкам упреждения сложных синтаксических структур (для чтения). Е.И. Пассов выделяет следующие наиболее используемые виды языковых упражнений: упражнение в переводе; трансформационные упражнения. («Сделайте следующие предложения вопросительными», «Превратите активную форму в пассивную»); подстановочные упражнения (Г.Пальмер первый стал использовать эти упражнения); вопросно-ответные упражнения [10;93].

Речевые упражнения - тип упражнений по их назначению: служат для развития речевых умений на основе фонетических,  лексических и грамматических навыков применяются для тренировки спонтанного употребления заученных языковых явлении в речи, как правило, без их осознания в момент речи. При выполнении речевых упражнений произвольное внимание учащихся должно быть сосредоточено на содержании высказывания, в то время как его форма является объектом непроизвольного внимания. Речевые упражнения ситуативно обусловлены, коммуникативно мотивированы, направлены на использование учащимися отрабатываемого материала для выражения собственных мыслей и понимания чужих в связи с разнообразными стимулами и мотивами. С помощью речевых упражнений решаются сложные мыслительные задачи (например, участие в дискуссии, обоснование правильности или ошибочности суждений и взглядов, порождение развернутых высказываний, связанных с активностью воображения). Речевые упражнения могут быть многообразными по содержанию и степени сложности мыслительных задач. Подразделяются на типы в зависимости от того, какие виды речи и речевой деятельности они обслуживают – устную письменную речь (диалогическую, монологическую , аудирование, говорение, чтение, письмо.

Речевые упражнения –  это упражнения для развития речевых  умений.

Цель этих упражнений – осуществление коммуникативной  функции иностранного языка и  обучение коммуникативным умениям (аудированию, говорению, чтению, письму).

Речевые упражнения –  всегда творческие упражнения. Это  всегда речемыслительные задачи разного уровня. Главные характеристика упражнений – ситуативность и мотивированность (обеспечивающие мотивированную инициативность учащихся).

Пассов организует данные упражнения в 3 группы:

1) упражнения в передаче  содержания: пересказ (классификация  Скалкина), сокращенно-выборочное изложение, пересказ-перевод, драматизация и другие виды упражнений;

2) упражнения в описании  чего-либо: описание элементарных изображений, фабульных сюжетов, реальных объектов;

3) упражнения выражения,  в выражении отношения и оценки: дискуссия, комментирование.

Особый вид упражнений – упражнения, имитирующие общение, позволяющие работать в быстром темпе, психологически простые по способу выполнения. По характеру они могут быть речевые, по методической направленности могут быть аспектными. Примеры: репликовые упражнения, условная беседа, вопросы учащихся, пресс-конференция, интервью, упражнения типа «обратитесь ко мне».

Речевые упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков учащихся: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Речевые упражнения, используемые в диалогической и монологической формах способствуют развитию лексических навыков: умений строить монологическое высказывание по образцу; грамматических навыков: умений употреблять грамматические структуры и умений строить предложения. Использование речевого упражнения на уроке иностранного языка помогает включить учащихся в устное речевое общение. На речевом упражнении  можно обсудить различные темы, связанные с изучаемым материалом на уроках и событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом. Повторение одних и тех же диалогических единиц на речевой зарядке обеспечивает прочность усвоения иноязычной речи, автоматизм в воспроизведении речевых структур. Использование различных речевых упражнений на речевой зарядке обеспечивает ситуативность высказывания, умение воспользоваться подходящим для данного конкретного случая вариантом высказывания, то есть сознательное использование речевых образцов.

Условно-речевые  упражнения - это упражнения, направленные на формирование речевых навыков, и являются своеобразным "мостиком" между языковыми упражнениями и речевыми упражнениями. В таких упражнениях есть подсказка к выполнению.

Существуют различные  виды условно-речевых упражнений по способу выполнения:

Имитативные - такие упражнения, при выполнении которых учащиеся для выполнения определённой мысли  находит языковые формы в речи учителя.

Подстановочные. В них  происходит подстановка лексических  единиц в структуру данной грамматической формы.

Трансформационные УРУ  предполагают определённую трансформацию реплики учителя, что выражается в изменении порядка слов, лица и времени глагола и т.п.

Репродуктивные УРУ  предполагают воспроизведение в  репликах учащихся тех форм, которые усвоены в предыдущих упражнениях

 

 

 

1.2. Система упражнений, направленная на формирование фонетических навыков

 

 

Упражнения для формирования и поддержания произносительных навыков можно разделить на две большие группы: специальные и неспециальные.

Специальные упражнения непосредственно направлены на отработку  звуков, постановку правильного логического  ударения, отработку мелодии и  интонации. Среди них можно выделить два вида упражнений: фонетико-артикуляционные и фонетико-интонационные.

Фонетико-артикуляционные  упражнения подразделяются на упражнения с изолированным звуком, со звуком в слове и со звуком в предложении, каждое из которых включает упражнение на восприятие и воспроизведение. Цель этих упражнений - развитие фонематического слуха и создание новой артикуляционной базы учащихся. Примерами таких упражнении могут служить следующие:

а) упражнения общего типа, развивающие речевой слух:

  • разделить воспринимаемые на слух слова на слоги и звуки;
  • в услышанном слове из прослушанных изолированных звуков составить целое слово;

б) упражнения в различении:

  • прослушать пары слов и поставить знак «+», если слова в паре одинаковые, и знак «-» , если слова различны;
  • прослушать пары слов и сказать, в каких парах слова рифмуются, в каких нет.

Фонетико-интонационные  упражнения направлены на формирование произносительных навыков в условно-речевых  фонетически направленных упражнениях. К этому типу упражнений относятся считалки, рифмовки, песни, дразнилки и т.д.

Упражнения в слушании и воспроизведении образует единство, но слушание должно опережать воспроизведение.

Неспециальные упражнения выполняются:

  1. при формировании лексических навыков, в частности, при работе с функционально-смысловыми таблицами;
  2. при формировании грамматических навыков, при отработке речевых грамматических образцов;
  3. в процессе записи на слух с однократного предъявления, когда ученик не только слышит образцовое произношение, но и сам позже читает микротекст;
  4. при обучении технике чтения, процесс которого тесно связан с произношением, или при обучении собственно чтению, когда можно давать прочесть одно и то же высказывание с различной интонацией (сомнения, уверенности);
  5. при заучивании стихотворении и их воспроизведении;

Контроль уровня сформированности произносительных навыков осуществляется при выполнении учащимися упражнений в аудировании и при неподготовленном заранее говорении, а также чтении вслух.

При оценке правильности фонетической стороны речи учащихся следует различать фонетические (искажают качество звучания, но не нарушают смысл коммуникации, допускаются в речи учащихся при соблюдении принципа аппроксимации) и фонологические ошибки (искажают содержание высказывания и тем самым делают речь непонятной для собеседника, это ошибки, которые следует учитывать при оценке речи учащихся). Наиболее типичные ошибки следует фиксировать с тем, чтобы предложить ряд дополнительных заданий на эти звуки или интонационные модели [11; 64].

Важную роль при обучении английскому языку играет наглядность. Необходимо использовать различный раздаточный материал как для ознакомления, тренировки в нем ребят, так и для контроля его усвоения: карточки, на которых написаны буквы; знаки транскрипции; слова; слова с пропущенными буквами контрольные задания, а также карточки с рисунками на них.

Основу процесса обучения составляют игры, которые не только повышают интерес к предмету, но и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала, а также являются необходимой психологической разгрузкой.

После каждого задания  обращается внимание учащихся на те ошибки, которые были допущены ими при  его выполнении, и поощряются те, кто правильно выполнил задание.

Научить детей правильно читать отдельные слова – это только начало. Вводный фонетический курс обеспечивает переход к основному курсу, задачей которого является обучение английскому языку как средству общения.

Одним из эффективных  приемов считается использование  стихотворений и рифмовок на уроках английского языка.

Поэтому в дополнение к материалу учебника каждый урок лучше начинать с фонетической зарядки, в которую включаются стихотворения, рифмовки, пословицы, поговорки, песенки.

Также можно подобрать  стихи и рифмовки, в которых  встречается либо новое, незнакомое учащимся слово, либо лексические единицы, которые нужно повторить и хорошо закрепить в памяти ребят.

Некоторые стихи и  рифмовки помогают воспитывать у  ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и людям, их окружающим, настойчивость и терпение в преодолении трудностей; напоминают школьникам о правилах поведения.

В 5 – 6 классах урок начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, классу предлагаются специально отобранные стихи и рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков стихотворение или рифмовка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы, можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразным отдыхом для детей.

Школьникам нравится этот вид работы. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от них больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

В старших классах  работа над стихами приобретает  другой характер. Это уже работа не столько над фонетикой, сколько над содержанием. Значительное внимание уделяется при этом художественным изобразительным средствам языка и стилю поэтического произведения. Работа над стихотворением включает такие основные этапы:

  1. подготовка учащихся к первичному прослушиванию стихотворения с целью снятия языковых трудностей (на доске записываются новые слова);
  2. первичное прослушивание стихотворения;
  3. самостоятельное прочтение его учащимися;
  4. проверка понимания содержания, обсуждение прослушанного и анализ изобразительных средств языка;
  5. выразительное чтение стихотворения школьниками;
  6. перевод его учащимися на русский язык;
  7. знакомство с имеющимися переводами данного стихотворения;
  8. подбор пословиц, выражающих основную тему стихотворения;
  9. творческое задание на дом: подготовить свой, по возможности стихотворный перевод.

При работе над стихотворением важной задачей является совершенствование навыков правильного произношения и беглости речи. Очень часто накопление словарного запаса учениками сопровождается небрежностями в артикуляции английских звуков. Чаще всего это наблюдается в старших классах. Учащиеся не очень любят повторять изолированные звуки и слова. Но на всех ступенях обучения языку школьники с увлечением повторяют звуки, если им предложить для этой цели небольшие скороговорки или рифмовки.

В старших классах используются следующие стихотворения «Book Look» (by B.Walker), «Who Loves the Trees Best?», «When I Was One-and-Twenty».

Пословицы и поговорки  – это благодатный материал, используемый в обучении. Трудно отыскать курс английского языка, который обходился бы без их помощи. Известно, что еще в десятом столетии пословицы использовались в Англии как одно из средств обучения латыни.

Формирование навыков  произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны «не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу».

Информация о работе Применение речевых и языковых упражнений в овладении аспектами английского языка