Применение речевых и языковых упражнений в овладении аспектами английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разобрать технологию обучения общения на английском языке в школе.
Задачи:
1) определить классификацию упражнений;
2) рассмотреть упражнения, направленные на формирование грамматических, фонетических, лексических навыков;
3) рассмотреть требования, предъявляемые к упражнениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….……….3
Глава I. Теоретическое обоснование темы…………………..……...........6
1.1. Классификация упражне-ний…………….…………..….………..6
1.2. Система упражнений, направленная на формирование
фонетических навы-ков…………………………………………..14
1.3. Система упражнений, направленная на формирование
грамматических навы-ков………………………………..………20
1.4. Система упражнений, направленная на формирование
лексических навы-ков…………………………...………….…….26
Выводы по главе I ……….…………………………………………....…...32
Глава II. Описание опытно-экспериментальной работы ……..............33
2.1. Проведение констатирующего эксперимента …………..…..….33
2.2. Проведение формирующего эксперимента …………….………38
2.3. Проведение итогового эксперимента ……………………....…...44
Выводы по главе II …………………………………………………......….48
Заключение…………………………………………………………….…......50
Список литературы………………………………………………….…........52
Приложе-ние……………………………...……………………...…….……...54

Файлы: 1 файл

Применение речевых и языковых упражнений в .doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Применение  речевых и языковых упражнений в 

овладении аспектами английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..….……….3

 Глава I. Теоретическое обоснование темы…………………..……...........6

    1. Классификация упражнений…………….…………..….………..6
    2. Система упражнений, направленная на формирование

        фонетических навыков…………………………………………..14

    1. Система упражнений, направленная на формирование

грамматических навыков………………………………..………20

    1. Система упражнений, направленная на формирование

лексических навыков…………………………...………….…….26

Выводы  по главе I ……….…………………………………………....…...32

Глава II. Описание опытно-экспериментальной работы ……..............33

2.1. Проведение констатирующего эксперимента …………..…..….33

2.2. Проведение формирующего эксперимента …………….………38

2.3. Проведение итогового  эксперимента ……………………....…...44

Выводы по главе II …………………………………………………......….48

Заключение…………………………………………………………….…......50

Список литературы………………………………………………….…........52

Приложение……………………………...……………………...…….……...54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Область исследования: методика обучения английскому языку.

Упражнение играет доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе. По сути дела все методы и приемы, используемые учителем, должны быть в конечном итоге материализованы в упражнениях, в практике пользования иностранным языком как средством обучения. Не смотря на то, какого бы типа урок мы не взяли, какому бы виду речевой деятельности не обучали, главной составной частью структуры языка остаются упражнения.

Упражнения являются основным непосредственным материальным средством организации деятельности учащихся и учителя, учащихся друг с другом или ученика и учебника при самостоятельной работе, т.к. упражнение имеет конкретную направленность на обучение определенному виду речевой деятельности и должно с помощью задания мотивировать учащихся. В нем зафиксирована конкретная задача, соотносящаяся с ближними и дальними целями развития определенного вида РД. В упражнении задано конкретное речевое действие и определены условия его осуществления. Предметами действия упражнений являются: материальный – текст, подлежащий распознанию, и идеальный – мысль, хотя последняя также может быть в определенной мере материализована в задании, если в нем намечен предметный план речи (при говорении). Так же в упражнении прогнозируется речевой продукт, планируемый результат и возможное использование речи в других видах деятельности: речевой и неречевой.

 

Тем самым упражнение предопределяет деятельность учащихся, практически моделирует ее. Оно должно апеллировать к их потребностно-мотивационной сфере, к знаниям, навыкам и умениям, материально обеспечивая их конкретную реализацию.

Но, несмотря на то, что  эта тема достаточно широко исследована  в научной литературе, на практике мы можем наблюдать следующие противоречия:

  • учителя не всегда соблюдают и, более того, не знают требования к выполнению следующих друг за другом упражнений на уроке;
  • часто в школе отсутствуют необходимое количество упражнений, или они однообразные и устаревшие, что уменьшает интерес к учебному предмету.

В процессе исследования данной темы мы столкнулись с проблемой –каковы особенности отработки речевых и языковых упражнений как залога успешного овладения умений запросить информацию.

Гипотеза исследования: введение различных, последовательных видов упражнений является залогом успешного овладения английским языком.

Цель исследования: разобрать технологию обучения общения на английском языке в школе.

Объект исследования: процесс обучения английскому языку.

Предмет исследования: условия введения технологии системы упражнений в обучение иностранному языку.

Задачи:

  1. определить классификацию упражнений;
  2. рассмотреть упражнения, направленные на формирование грамматических, фонетических, лексических навыков;
  3. рассмотреть требования, предъявляемые к упражнениям.

Методы исследования:

 теоретические: анализ; обобщение, конкретизация; классификация упражнений для формирования общих навыков и умений по английскому языку;

эмпирические: эксперимент; тестирование; интервьюирование;

количественный: сравнение; шкалирование.

 

Этапы исследования:

  1. На первом этапе: анализ литературных источников, подбор материала, определение научного аппарата исследования, уточнение основных понятий, разработка программы исследования и методики опытно-экспериментальной проверки гипотезы, создание базы опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
  2. На втором этапе: выполнение формирующего эксперимента, моделирование и реализация условий, обеспечивающих эффективное  усвоение учащимися пятых классов системы упражнений, разработка и апробация методики проведения исследуемого процесса.
  3. На третьем этапе: проведение итогового эксперимента, анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, формулировка основных теоретических выводов и практических рекомендаций.

В теоретическом  обосновании темы  лежат труды таких ученых, как Рогова Г.В., П.Б. Гуревич, Пасов Е.И., Лурье А.С., Колкер Я. М.

Практическая  значимость работы. Исследование даёт возможность сделать выводы об использовании различных видов упражнений при обучении английскому языку в Морском Техническом Лицее г. Новороссийска.

В данном исследовании приведены  общие практические рекомендации для  учителей английского языка по использованию  различных видов упражнений.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование темы

 

 

 

1.1. Классификация упражнений

 

 

Овладение речевой деятельностью  на иностранном языке в любой  школе возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Поэтому, естественно, нам необходимо ответить на вопросы: «Что такое упражнение?», «Всякое ли делание чего-либо есть упражнение?»

В дидактике термин «упражнение» употребляется как синоним к  слову «тренировка». Это значение было перенесено и в методику. Кроме того, в методике наряду с термином «упражнение» в том же значении употребляются термины «задание», «задача». В психологии под упражнением понимается многократное выполнение действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание, сознательный контроль и их корректировку.

Другие методисты предлагают два или три, четыре критерия. Но их набор ничем строго не обусловлен: в один из них входит различие монологической или диалогической форм речи, в другой – нет, в одни входят мыслительные операции, виды опор или даже место выполнения, упражнений, в других этого нет.

Все упражнения, прежде всего, следует разделить на две большие  группы: упражнения для формирования навыков и упражнения для развития речевого умения. Такими упражнениями соответственно являются условно-речевые и речевые. Они выступают в классификации в ранге типа. Каждый тип должен быть адекватен той цели, который он служит. Это значит, что качества упражнений каждой категории должны соотноситься с содержанием намеченной цели [1; 39].

Разные качества упражнений по-разному важны для их адекватности, ибо наличие или отсутствие каких-либо качеств определяет разную меру «оречевлённости» упражнения. Под «оречевлённостью» мы понимаем меру адекватности упражнения тому, что имеет место в реальном процессе общения. Данную меру «оречевлённости» можно определять главным образом по четырём параметрам:

  1. наличие речевой задачи;
  2. наличие ситуативной отнесённости фраз;
  3. заданность речевой деятельности;
  4. наличие опор различного характера.

Каждый из параметров по своему характеру может быть различен, а упражнение – обладать разным набором параметров.

В условно-речевых упражнениях  реплика говорящего задана, обусловлена, опоры имеют место, но они обладают ситуативностью, обладают речевой задачей. Тем самым создаются основные условия, адекватные речевым, что и позволяет формировать навык, способный к переносу.

Однако на этапе формирования навыков могут быть использованы и такие упражнения, которые обладают всем набором указанных признаков, но ситуативность их условна. Тем не менее, их можно назвать условно-речевыми, ибо они выполняются при наличии речевой задачи. Таковым, например, является упражнение, выполняемое при помощи подстановочной таблицы, если дана установка «Представь, тебе нужно кого-то попросить о чём-то. Как ты это сделаешь?».

Вполне возможно, что  учащиеся будут соотносить свои фразы  в сознании с какими-то реальными ситуациями. Но даже если этого нет, форма повелительного наклонения ассоциируется с речевой задачей («попросить кого-то сделать что-то») и с условной ситуацией, что создаёт хотя бы минимум адекватности реальному процессу общения.

Такие упражнения можно  отнести к условно-речевым первого  вида. Тогда настоящие условно-речевые, где есть и речевая задача, и реальная ситуативность, можно отнести ко второму виду.

Попытку более подробной  классификации предпринял П.Б. Гуревич. Он различает содержательно-формальные и содержательные упражнения. Тут  же он предлагает различать условно-коммуникативные и реально-коммуникативные упражнения (критерий – наличие естественной мотивированности и информативности). Если упражнение не информативно, то его вообще нельзя считать речевым.

И так, упражнение – это регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо видом речевой деятельности.

Каждое упражнение состоит  из нескольких компонентов:

  1. задание, установка и цель;
  2. специальная организация материала;
  3. обязательная направленность на совершенствование способа выполнения действия, для чего упражнение должно предусматривать, по крайней мере, многократное выполнение действий;
  4. адекватность: адекватность упражнения означает соотнесенность его качеств с содержанием намеченной цели и выражается в том, что каждый вид речевой деятельности усваивается при выполнении упражнений в том же виде деятельности.

Существуют 4 вида предпосылок  определения адекватности:

  1. механизмы и качества развиваемого умения;
  2. качества составляющих его навыков;
  3. условия оптимального формирования навыков и развития умений;
  4. факторы организации упражнений.

Условия выполнения упражнений, от которых зависит успех упражнения:

  1. способности ученика;
  2. уровень сформированности навыков и умений;
  3. жизненный опыт учащихся;
  4. интерес ученика;
  5. отношение ученика к иностранному языку;
  6. речевой статус ученика в классе.

Для того чтобы грамотно использовать учебник как основное средство обучения ИЯ, необходимо более  глубокое понимание его функций, особенностей его содержания и структуры, понимание значимости упражнений, умение ориентироваться в них. В частности, следует знать, что ни один материальный компонент содержания учебника не может иметь сам по себе методической значимости, если он не соотнесён с теми действиями, которые на его основе должны формироваться [2; 11].

Так, например, существенно, реализуются  ли при обучении говорению или  чтению все основные функции общения – познавательная, ценностно-ориентационная, регулятивная и конвенциональная, ибо без этого нельзя достигнуть планируемого результата.

Следовательно, система упражнений для развития каждого вида РД должна быть направлена на реализацию всех указанных  функций общения, если цели, зафиксированные  в программе, не вносят в них ограничение.

На практике, однако, часто случается, что развитие речи идёт только в русле познавательной функции, когда преобладают упражнения на информирование.

В связи с усилением коммуникативной  направленности обучения можно наметить объективную тенденцию в редукции указанных звеньев системы упражнений, к их сближению и даже совмещению.

К сожалению, следует  отметить, что проблема упражнений ни в теории, ни в практике не получила достаточно удовлетворительной разработки. Представляется, что не создана ещё такая теория усвоения, которая в полной мере учитывала бы специфику формируемых видов РД с учётом её многосложности и иерархичности

Языковые упражнения - то же, что подготовительные упражнения. Упражнения, предусматривающие операции с единицами языка и формирующие навыки. Тип упражнений по их назначению; аспектные, аналитические, направленные на тренировку и автоматизацию употребления языкового материала, на понимание и запоминание представленных в устном или письменном сообщении структурных компонентов речи. Различаются фонетические, лексические, грамматические упражнения, формирующие соответствующие навыки. Языковые упражнения противопоставляются речевым упражнениям. Языковые упражнения подчинены речевым упражнениям и подготавливают учащихся к различным видам коммуникативной речевой деятельности. При выполнении языковых упражнений внимание обучаемого направлено на усвоение формы, значения и употребления. Языковые упражнения дают возможность сконцентрировать внимание учащегося на определенном явлении языка, создать у него представление о синтагматических и парадигматических связях этого явления с другими, постепенно выработать понятие о системе языка.

Информация о работе Применение речевых и языковых упражнений в овладении аспектами английского языка