Применение речевых и языковых упражнений в овладении аспектами английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разобрать технологию обучения общения на английском языке в школе.
Задачи:
1) определить классификацию упражнений;
2) рассмотреть упражнения, направленные на формирование грамматических, фонетических, лексических навыков;
3) рассмотреть требования, предъявляемые к упражнениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….……….3
Глава I. Теоретическое обоснование темы…………………..……...........6
1.1. Классификация упражне-ний…………….…………..….………..6
1.2. Система упражнений, направленная на формирование
фонетических навы-ков…………………………………………..14
1.3. Система упражнений, направленная на формирование
грамматических навы-ков………………………………..………20
1.4. Система упражнений, направленная на формирование
лексических навы-ков…………………………...………….…….26
Выводы по главе I ……….…………………………………………....…...32
Глава II. Описание опытно-экспериментальной работы ……..............33
2.1. Проведение констатирующего эксперимента …………..…..….33
2.2. Проведение формирующего эксперимента …………….………38
2.3. Проведение итогового эксперимента ……………………....…...44
Выводы по главе II …………………………………………………......….48
Заключение…………………………………………………………….…......50
Список литературы………………………………………………….…........52
Приложе-ние……………………………...……………………...…….……...54

Файлы: 1 файл

Применение речевых и языковых упражнений в .doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.3. Проведение  итогового эксперимента

 

 

После завершения формирующего эксперимента, было проведено фокусированное интервьюирование.

Количество респондентов 30 человек.

      1. Какие упражнения Вам больше всего нравятся: грамматические, лексические, фонетические, аудирование.
      2. Как вы считаете, выполнение различных видов упражнений помогают в  формировании прочных знаний по английскому языку?
      3. Какие упражнения вам больше нравятся: устные или письменные?
      4. Какие типы урока Вам нравятся больше: традиционные или уроки с применением мультимедийных проектов?

На вопрос, «Какие упражнений Вам нравятся?» 9 респондентов (30%) сказали, что им больше нравится выполнять лексические задания, 5 респондентов (17%) отдало предпочтение фонетическим упражнениям, речевые упражнения – 7 человека (23%), аудирование – 6 человека (20%), грамматические – 3 человек (10%)

На вопрос «выполнение  различных видов упражнений помогают в  формировании прочных знаний по английскому языку?» мы получили следующие результаты: «да»  - ответили 21 человек (70%), «нет» - 0 человека (0%) и «не знаю» - 9 человек (30%).

На вопрос «какие упражнения вам больше нравятся: устные или  письменные» 19 человек (64%) ответили, что им больше нравятся устные упражнения, и 11 человек (37%) – что письменные.

На вопрос «какие типы урока Вам нравятся больше: традиционные или уроки с применением мультимедийных проектов?» 26 респондентов (87%) ответили, что им больше нравятся уроки с применением мультимедийных проектов, традиционные типы урока нравятся лишь 4 (13%) респондентам.

В результате фокусированного  интервьюирования, мы сделали вывод, что большинству учащихся больше нравится выполнять лексические упражнения. Также учащимся предпочитают делать упражнения устно, нежели письменно. Школьникам нравится, когда учитель использует мультимедийные проекты на уроке. А главное, методически грамотно подобранные упражнения в ходе урока помогают правильному овладению языковым материалом и его коррективному использованию в общении.

Контрольная работа была проведена в конце формирующего эксперимента. Учащимся из экспериментальной группы и контрольной группы была предложена контрольная работа, которая была идентична первой контрольной работе.

        1. Прослушайте диалог и вставьте пропущенные слова, опираясь на рисунок в учебнике.

Jane: Can 1 have three tickets for the (2) o'clock show, please?

Clerk: 2 o'clock? Let me see. Is row (6) OK?

Jane: Yes, that's fine. Somewhere in the (middle) please.

Clerk: OK. Here you are.

Jane: How much is it?

Clerk: That's (15 pounds), please.

Jane: Thank you.

Clerk: You're welcome.

2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Once upon a time, there was a fisherman called Hywel. One day, he saw a very beautiful mermaid with long golden hair. She sat on a rock and sang a gentle song. Her name was Modlen 'She can come and live in my house', Hywel thought. 'I'll look after her.' Modlen often saw him in his boat and she liked the fisherman. She agreed to go with him. But she was afraid to live on land with people. So, after a while the mermaid said, 'Please, let me go back to the sea!' But Hywel didn't listen to her. The mermaid lived in Hywel's house for a long time. She became very thin. 'Oh Hywel, I want to go home,' she said... 'I can help you if you are ever in danger at sea.' .So Hywel agreed to let her go. He took her to the sea and kissed her goodbye.

 

1) What was the name of the fisherman?

2) Who did he see?

3) Where did she seat?

4) What was her name?

5) Where did the Mermaid live?

 

3. Выберите одну из пьес на картинке и напишите приглашение своему другу.

New Millennium Theatre. A Robot Father.

A great play for kids and their dads to watch together. A mad professor designs a super robot. But he can't program this robot to be like a real dad. Ages 4-15. 11.30 a.m. & 2 p.m.

Результаты итогового эксперимента:

 

      5 «А» 

15 человек

«5» - 6

«4» - 6

«3» - 3

«2» - 0

      5 «Б»

15 человек

 «5» - 7

 «4» - 4

 «3» - 2

 «2» - 1

 

5 «А» - ЭГ

( «5» + «4» + «3») : 15 х 100% = 100% - успеваемости

(«5» + «4») : 15 х 100% = 78% - качеств знаний

     5 «Б» - КГ

( «5» + «4» + «3») : 15 х  100% = 93% - успеваемости

( «5» + «4») : 15 х 100% = 73% - качество знаний.

Результат нашей экспериментальной  работы можно выразить в таблице, которая отображает заключительный результат всех проведенных экспериментов: 

 

 

 

 

   КГ –  5 «Б»

       ЭГ – 5 «А»

Результат

констатирующего эксперимента:

93% - успеваемости

73% - качество знаний

100% - успеваемости 

66% - качество знаний

Результат

 итогового

эксперимента:

93% - успеваемости

73% - качество знаний

100% - успеваемости

78% - качество знаний

Статус 

Прогресс

успеваемость и качество знаний остались на прежнем уровне

успеваемость осталась на том же уровне, качество знаний увеличилось  на 12%


 

В ходе теоретического и  экспериментального исследования мы выяснили, что различные виды упражнений должны включаться в том или ином виде в каждое занятие по английскому языку, что позволит значительно облегчить восприятие для учащихся и разнообразить познавательный процесс в любой момент. Эффективность упражнения зависит от правильности его организации и соблюдения определенных требований к его проведению. Систематическое применение различных, последовательных видов упражнений на уроках английского язык способствует формированию лексических, фонетических и грамматических навыков и умений учащихся, повышает качество знаний учащихся и является залогом успешного овладения английским языком.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы наша гипотеза была доказана.

Выводы по главе II

 

 

Опытно-экспериментальная  работа включала в себя проведение констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.

Работа проводилась в 2011 году в лицее «Морской Технический» в

5 «А» и 5 «Б» классах. Прежде чем приступить к эксперименту, мы проанализировали программу Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой «New Millennium English» для 5 классов. Анализ программы  «New Millennium English» показал, что в ней содержится большое количество языковых и речевых упражнений, но предпочтение авторы отдают упражнениям на развитие навыков чтения и аудирования.

Так же мы ознакомились с  работой учителя Давницкой Нины Васильевны – учителя высшей категории. Проанализировав работу учителя, мы подобрали материал для экспериментальной работы. Сопоставив выбранный материал с календарно-тематическим планом, программой и тематикой были отобраны языковые и речевые упражнения для формировании и развития лексических, фонетических и грамматических навыков и умений.

В ходе констатирующего  эксперимента была проведена контрольная  работа по проверке умений и навыков аудирования, чтения, письма на английском языке. По итогам контрольной работы мы выяснили, что успеваемость и качество знаний  у учащихся 5 «А» и 5 «Б» классов немного отличаются.

После проведения контрольной  работы мы решили, что в качестве экспериментальной группы мы возьмем 5 «А» класс, контрольная группа - 5 «Б» класс. В 5 «А» занятия проводились с реализацией технологии применения различных, последовательных видов упражнений. В 5 «Б» занятия проводились по традиционной методике, которая заключается в выполнении упражнений, данных в учебно-методическом комплексе, и согласована с календарно-тематическим планом.

В ходе формирующего эксперимента была подобрана и разработана  система упражнений, построенная на формировании лексических, фонетических и грамматических навыков и умений с реализацией технологии применения различных, последовательных видов упражнений.

После завершения формирующего эксперимента, было проведено фокусированное интервьюирование. Проанализировав результаты интервью, мы определили, что большинству учащихся больше нравится выполнять лексические упражнения. Также учащимся предпочитают делать упражнения устно, нежели письменно. Школьникам нравится, когда учитель использует мультимедийные проекты на уроке. А главное, методически грамотно подобранные упражнения в ходе урока помогают правильному овладению языковым материалом и его коррективному использованию в общении.

Контрольная работа была проведена в конце формирующего эксперимента. Результаты были следующие: в 5 «Б» успеваемость и качество знаний остались на прежнем уровне, в 5 «А» успеваемость осталась на том же уровне, качество знаний увеличилось на 12%.

В ходе теоретического и  экспериментального исследования мы выяснили, что систематическое применение различных, последовательных видов упражнений на уроках английского язык способствует формированию лексических, фонетических и грамматических навыков и умений учащихся, повышает качество знаний учащихся и является залогом успешного овладения английским языком.

Проведённое опытно-экспериментальной работы показывает, что сегодня все еще существует необходимость в совершенствовании методики систем упражнений для учащихся, направленной на формирование и развитие учебно-познавательных навыков и умений.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Современность предъявляет всё более высокие  требования к обучению практическому  владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто  рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Упражнение играет доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе. По сути дела все методы и приемы, используемые учителем должны быть, в конце концов, материализованы в упражнениях, в практике пользования иностранным языком как средством обучения. Какого бы типа урок мы не взяли, какому бы виду речевой деятельности не обучали, главной составной частью структуры языка остаются упражнения в широком понимании этого термина. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность реализации индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

Отсутствие большого числа упражнений, недостаток должного учебного напряжения при выполнении непрерывно следующих друг за другом упражнений делают урок английского языка неэффективным.

Напротив, превалирование различных активных упражнений на уроке создает все необходимые условия для непрерывной практики в многоязычной деятельности учеников.

Упражнения как метод обучения должно пронизывать все стадии обучения английскому языку в школе, а также, использование различных видов упражнений позволяет не только увеличить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Проанализировав и изучив результаты исследования, мы считаем, что реализовали все  поставленные задачи.

Для повышения  эффективности обучения английскому  языку в результате проделанной работы нами были сформулированы следующие рекомендации учителям:

  1. Необходимо учитывать содержание материала и тематики при подборе различных видов упражнений;
  2. Учителю, используя упражнения, следует отталкиваться от практических целей, которые ставятся на уроках иностранного языка, а именно развивать умение аудирования, говорения, чтения и письма, а также формировать лексические, грамматические и фонетические навыки.
  3. Использовать наглядные пособия, аудио и видео записи, мультимедийные проекты, для развития умений и навыков в чтении, говорении и письме  на английском языке. Примеры заданий, которые могут быть использованы учителем:
  • прочитайте и переведите текст;
  • прочитайте текст и найдите описание главного героя;
  • найдите, выделите в тексте ответы на вопросы.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Владимирова, Л.П. Методика преподавания иностранного языка/ Л.П. Владимирова// Иностранные языки в школе -  2002. - №3. -  С. 39-41.
  2. Зимняя, И.А., Сахарова, Т.Е. Проектная методика обучения английского языка/ И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова//  Иностранные языки в школе (ИЯШ). – 1990. -  № 6. - С. 7-19.
  3. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранного языка: учеб. пособие/ Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. - М.: изд.-центр «Академия», 2000. – с. 2-27.
  4. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов/ Г.В. Рогова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – с. 108.
  5. Комков, И.Ф.  Методика преподавания  иностранных языков./ И.Ф.  Комков. - Минск, 1979.
  6. Бухбиндер, В.А. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках./ В.А. Бухбиндер – Киев, 1992. – с. 47.
  7. Мусницкая, Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем/ Е.В. Мусницкая Е.В// Иностранные языки в школе (ИЯШ). -  1989. - № 3, с. 6-15.
  8. Вавилова,  М.Г. The English Way to Say «Hello»/ М.Г. Вавилова. – М.: Вече, 2000. – С. 46.
  9. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 5-е изд., стереотип, Минск, 1999. – с. 22.
  10. Пассов, Е.И. Урок ин яз в средней школе/ Е.И. Пассов. – М.: Просвещение. – 1988. – с. 93.
  11. Дубровин, М.И. Методика обучения английскому языку: Пособие для учителей и студентов/ М.И. Дубровин. – М.: Просвещение, 2000. – с. 67.
  12. Комков, И.Ф. Задачи и упражнения по методике преподавания иностранных языков/ И.Ф. Комков. – Минск. - 1986. – с. 28.
  13. Л<span class="dash041e_0431_044

Информация о работе Применение речевых и языковых упражнений в овладении аспектами английского языка