Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности организации внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа технологий
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
Изучить литературу по теме исследования;
Определить возможности мультимедиа технологий в процессе обучения ИЯ
Уточнить цели, задачи, принципы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе;
Рассмотреть различные формы проведения внеклассной работы по иностранным языкам и провести методический анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….………3
Глава 1. Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам……………………………………………...…3
Аналитическая характеристика ИКТ технологий в образовании..5
Педагогические возможности мультимедиа технологий в процессе обучения иностранным языкам…………………………...…..11
Глава 2. Использование мультимедиа технологий во внеклассной работе по ИЯ……………………………………………………………….17
2.1. Внеклассная работа в процессе обучения ИЯ, ее организация, формы……………………………………………………………….…17
2.2. Анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий ………………………….………………………….....23
Заключение………………………………………………………..….28
Библиография…………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение  ………………………………………………………………….………3

Глава 1. Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам……………………………………………...…3

    1. Аналитическая характеристика ИКТ технологий в образовании..5
    2. Педагогические возможности мультимедиа технологий в процессе обучения иностранным языкам…………………………...…..11

Глава 2. Использование мультимедиа технологий во внеклассной работе по ИЯ……………………………………………………………….17

2.1. Внеклассная работа в процессе обучения ИЯ, ее организация, формы……………………………………………………………….…17

2.2. Анализ внеклассного  мероприятия с использованием мультимедиа  технологий ………………………….………………………….....23

Заключение………………………………………………………..….28

Библиография…………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

Введение

Многочисленные  изменения, происходящие в современном социуме напрямую повлияли  и на цель обучения иностранным языкам, которая сегодня заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Как следствие в последнее десятилетие в рамках теории и методики  обучения иностранным языкам исследуются пути и средства формирования и развития различных компонентов коммуникативной компетенции учащихся. Внеклассная работа может позиционироваться в качестве той среды в которой делается акцент на совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Мультимедиа технологии, являясь универсальной категорией, интенсивно применяются в процессе обучения иностранным языкам, в том числе и во внеклассной работе. Мультимедиа технологии обеспечивают эффективность проведения внеклассной работы. Тем не менее, различные стороны данного вопроса недостаточно изучены, что и обусловило выбор темы исследования «Мультимедиа технологии во внеклассной работе по иностранным языкам».

Объект  исследования – процесс обучения иностранным языкам.

Предмет исследования – внеклассная работа по иностранным языкам с использованием мультимедиа технологий.

Цель  исследования – проанализировать особенности организации внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа технологий

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

  1. Изучить литературу по теме исследования;

  1. Определить возможности  мультимедиа технологий в процессе обучения ИЯ

  1. Уточнить цели, задачи, принципы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе;

  1. Рассмотреть различные формы проведения внеклассной работы по иностранным языкам и провести методический анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий

Глава 1. Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам

 

1.1.Аналитическая характеристика ИКТ технологий в образовании.

 

В контексте  данного параграфа мы остановимся  на обобщенной аналитической характеристике информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера.

Информационные  технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие).

Сберегающие  информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это  автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).[6]

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование  применяемых в сфере образования  ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.[28]

Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, активизирует речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока. Одним из ведущих преимуществ применения ИКТ в школе - является содействие индивидуализации обучения, позволяющее ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

Компьютер как  способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.[8]

В центре внимания обучения с использованием информационных технологий стоит ребенок. Появление компьютера на уроке вдохновляет учеников принять участие в учебном процессе. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи, что повышает мотивацию изучения иностранного языка.

Такой метод открывает  безграничное поле деятельности для  организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разного возраста. Можно отметить, что такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку, т.е является антисрессовой и здоровьесберегающей.

Для снятия усталости после  предыдущих уроков и для восстановления работоспособности целесообразно использование музыки и песен, которые содержат богатый аутентичный материал. Исполнение песен под фонограмму или “караоке” способствует развитию аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнению словарного запаса, отработки речевых навыков, а также ознакомлению учеников с элементами культуры страны изучаемого языка и эмоционально окрашивает занятие. После такого “отдыха” дети с удовольствием продолжат работу на уроке. [28]

Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс доступом к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет, журналов, энциклопедий. Просмотр и чтение англоязычных сайтов помогает совершенствовать навыки чтения и учит детей ориентироваться в информационном потоке.

Интернет – важное и  интересное для ребенка место  виртуальных путешествий. Можно погулять по Великобритании, Шотландии, Озерному краю, Лондону, Вашингтону, Нью-Йорку (никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления). Можно пообщаться с подростками из других стран.

Образовательное пространство в наши дни заполнено  компьютерными обучающими программами, в разработке которых принимают  участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Они являются неплохим подспорьем в обучении и ориентируют обучающихся на свободный и самостоятельный темп обучения. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень.  [19] 

Современный компьютер с  принтером, сканером и мультимедийным проектором позволяет не только создавать, но и копировать учебный материал, распечатывать его для каждого ученика, показывать нужные эпизоды на доске. Учащимся предоставляется возможность смены вида деятельности, а значит, их действия утрачивают рутинный характер, становятся разнообразными, приобретают элементы творчества.[ 1]

ИКТ тесно связаны  с таким понятием как технические  средства обучения. Перечислим основные классификации технических средств обучения, выделенные Г. М. Коджаспировой:

-по функциональному  назначению;

-по принципу  устройства и работы;

-по роду обучения;

-по логике  работы;

-по характеру  воздействия на органы чувств;

-по характеру  предъявления информации.

По функциональному  назначению технические средства обучения подразделяет на технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, проигрыватели и т. д.), контроля знаний (специальные программы, видеомагнитофоны), тренажерные (клавиатура на тренажере), обучения и самообучения (телевизор и учебная программа), вспомогательные (электронная доска, магнитофоны) и комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые телевизионные системы, компьютерные системы).

По принципу устройства и работы технические  средства обучения бывают механические (макет часов), электромеханические (швейная машинка), оптические (телескопы), звукотехнические (проигрыватель), электронные (мультимедийный телевизор) и комбинированные (магнитофон).

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального (презентация), группового (телевизор), поточного.

По логике работы технические средства обучения могут быть с линейной программой, то есть не зависит от обратной связи (обучающие презентации, телевизор, телепередачи); и с разветвленной программой, обеспечивающий различные режимы работы (электронные учебники).

По характеру  воздействия на органы чувств выделяют визуальные (картины), аудиосредства (проектор) и аудиовизуальные (телевизор) технические средства обучения. По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные (картины), звуковые (запись, проектор), экранно-звуковые (видеозапись) [15]

Итак, можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный  аспект. Применение ИКТ способствует  увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

• раскрытия творческого потенциала обучающихся;

• освоения студентами  современных информационных технологий.

2. Содержательный  аспект. Возможности ИКТ могут  быть использованы:

- при построении  интерактивных таблиц, плакатов  и других цифровых образовательных  ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

- для создания  индивидуальных тестовых мини-уроков;

- для создания  интерактивных домашних заданий  и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический  аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Кроме того, преподаватель  может использовать разнообразные  электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный  аспект. ИКТ могут быть использованы  в различных вариантах организации обучения:

• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный  аспект. Основным средством контроля  и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут  проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). [3]

В качестве вывода по данному параграфу отметим, что использование ИКТ в процессе обучения значительно повышает не только его эффективность, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.

 

 

 

 

 

1.2.Педагогические  возможности мультимедиа технологий  в процессе обучения иностранным языкам

 

В настоящее  время идет активное внедрение новых мультимедиа технологий в процесс обучения иностранным языкам. Основной упор делается на оснащение высших и средних учебных заведений компьютерами с последующим подключением к сети Интернет. С каждым годом этот процесс становится все более стремительным, так как российским правительством была поставлена задача реформирования системы образования с целью повышения эффективности обучения.

Информация о работе Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам