Что такое качество?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

Знать, какие показатели качества могут быть регламентированы в стандартах на ту или иную продукцию, необходимо потому, что в настоящее время в них далеко не всегда включают весь необходимый набор показателей. Потребители продукции, узнав, включение каких показателей в эти стандарты они вправе требовать от изготовителей соответствующих изделий, смогут более результативно добиваться удовлетворения своих потребностей, а изготовители, зная, что может потребовать от них потребитель, заранее будут готовиться к выполнению этих требований.

Содержание работы

Сущность понятия качество…………………………………………………………………3
Качество и его полезные пределы……………………………………………………………5
Необходимость повышения качества………………………………………………………..6
Качество и потребности Человека…………………………………………………………...8
Качество, ценность и стоимость изделия……………………………………………9
Эволюция качества……………………………………………………………………...……10
Концепция национальной политики России в области качества продукции и
услуг…………………………………………………………………………………………….10
1. Общие положения…………………………………………………………………..10
2. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции………………………………………………11
3. Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг……………………………………………………………………..12
4. Реализация национальной политики в области качества продукции и услуг……………………………………………………………………………………..16
Качество, надежность, безопасность – основа производств 21 века……………………17

Файлы: 1 файл

самостоятельная работа по бжд.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки  Российской Федерации


 

 

Самарский государственный аэрокосмический  университет

имени академика С.П.Королева

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое качество?

 

 

 

 

 

Самостоятельная  работа

 

По безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент                                                                                            М.В.Верюгина

Группы 1311

 

 

 

Проверил                                                                                                         В.В.Варфоломеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006

Содержание

 

 

 

Сущность понятия качество…………………………………………………………………3

 

Качество и его полезные пределы……………………………………………………………5

 

Необходимость повышения качества………………………………………………………..6

Качество  и потребности Человека…………………………………………………………...8

Качество, ценность и стоимость изделия……………………………………………9

Эволюция качества……………………………………………………………………...……10

 

Концепция национальной политики России в области качества продукции  и

 услуг…………………………………………………………………………………………….10

1. Общие положения…………………………………………………………………..10

2. Роль качества продукции  и услуг в реализации национальных  интересов России и цели настоящей Концепции………………………………………………11

3. Основные направления  национальной политики в области  качества продукции и услуг……………………………………………………………………..12

4. Реализация национальной политики в области качества продукции и услуг……………………………………………………………………………………..16

 

Качество, надежность, безопасность – основа производств 21 века……………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность понятия качество

 

Однозначно признаваемого  всеми суждения по поводу понятии «качество» до сих пор не существует. Одной из причин серьезного расхождения во мнениях по поводу этого понятия, является то, что само это понятие в зависимости от сферы применения неизбежно должно наполняться разным содержанием.

Когда мы говорим о качестве как  о совокупности характеристик, то это  объективно существующая, независимо от отношения к ней людей, комплексная  характеристика любой потребительной стоимости. Но о совокупности характеристик  нельзя сказать, хороша она или нет, устраивает нас или нет.

Когда мы говорим о качестве как  о категории, то это уже отношение  людей к той или иной совокупности свойств потребительской стоимости. В этом случае качество – это  общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения потребности в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которой с учетом этих условий наделили продукцию ее изготовители. Вот здесь уместны эпитеты высокое, низкое, хорошее, плохое. Совокупность характеристик не может быть плохой или хорошей, низкой или высокой. Она просто объективно существует. Это - одна из сторон понятия «качество». 

Когда в этом аспекте мы характеризуем  качество автомобиля, мы говорим: скорость такая-то, расход топлива такой-то и  перечисляем все остальные значения показателей, характеризующих те или иные свойства. Такой подход к качеству соответствует определению которое приведено в МС ИСО 8402: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности».

Какие свойства могут и должны включаться в совокупность свойств, именуемую  качеством?

У каждого материала или изделия  есть бесконечно большое количество свойств. Ведь известно, что нет одинаковых двух электронов, двух одинаковых кусков стали, а уж тем более двух одинаковых машин. Все множество свойств, которыми отличаются друг от друга материалы и изделия, науке еще неизвестно. Поэтому мы можем не знать о каких-то свойствах материала, изделия. Но они существуют и потому входят в совокупность свойств, объединяемых понятием «качество».

В философском смысле «качество» - это то, что отличает один объект от другого. А так как свойств  любых объектов бесконечное множество, то все они являются разнокачественными.

Из бесконечного множества свойств  часть науке уже известна. Например, науке давно известно, что сталь газопроницаема ( через стальную пластину может проходить определенное количество воздуха). Но это свойство как и свойство водонепроницаемости, довольно долго было лишь научным знанием, не используемым в практической деятельности.

Совокупность всех известных свойств  предмета или явления – это  то качество, которое можно отнести  лишь к научно-техническому аспекту  этого термина. Но со временем известные  науке, но не использовавшиеся свойства начинают применяться с целью удовлетворения производственных или бытовых потребностей. Так в 70-е годы двадцатого века газонепроницаемость стали начали использовать в производстве. Для этого сейчас изготавливают очень тонкие стальные пластины, через которые может проходить воздух, а содержащиеся в нем взвешенные частицы отфильтровываются. Это значит, что в определенных изделиях (стальных фильтрах) свойство газопроницаемости стали перешло из разряда научно-технических характеристик качества в разряд свойств, определяющих качество как товароведческую категорию.

Для современного этапа развития характерен процесс расширения набора свойств  большинства изделий из металла  использовались лишь три показателя – пределы прочности, текучести  и удлинения. А сейчас те же механические свойства оцениваются по пяти-шести показателям. Это свидетельствует о том, что происходит углубление знаний, а главное расширяются возможности использования различных свойств материалов и изделий с целью более полного удовлетворения потребностей.

Свойства материалов и изделий  характеризуются показателями качества. Наименование показателей качества определяет характеризуемое им свойство. Например, предел прочности, ударная вязкость, безотказность и т.п. совокупность этих свойств, максимально приближенная к требованиям потребителей, должна достаточно полно отражаться набором показателей, предусмотренных в нормативно-технологической и проектной документации. Такой набор показателей по каждому виду продукции регламентирован специальным стандартом на номенклатуру показателей. Во всех этих стандартах имеется единая терминология, одни и те же понятия.

Знать, какие показатели качества могут быть регламентированы в стандартах на ту или иную продукцию, необходимо потому, что в настоящее время  в них далеко не всегда включают весь необходимый набор показателей. Потребители продукции, узнав, включение каких показателей в эти стандарты они вправе требовать от изготовителей соответствующих изделий, смогут более результативно добиваться удовлетворения своих потребностей, а изготовители, зная, что может потребовать от них потребитель, заранее будут готовиться к выполнению этих требований.

Полный перечень групп показателей  отдельных свойств приведен в 

ГОСТ 22851-77. в их состав входят группы показателей:

    1. назначения
    2. надежности (безопасности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости)
    3. экономного использования сырья, материалов
    4. эргономические (гигиенические, антропологические, психологические и физиологические)
    5. эстетические
    6. технологические
    7. транспортабельности
    8. стандартизации и унификации
    9. патентно- правовые
    10. экологические
    11. безопасности

Отдавая должное очень глубокой проработанности этого набора, следует, тем не менее, выразить несогласие с  тем, что он предусматривает показатели технологии и материалоемкости. Ведь очевидно, что показатели технологичности и материалоемкости характеризуют не качество товара, а издержки на его создание. Издержки в значительной степени определяют цену продукции, но никакого отношения к ее качеству не имеют. Ведь если из-за особенностей технологий на единицу веса детали тратится материала в два раза больше, или на эту деталь расходуется меньше станко-часов, чем раньше, то какое дело до этого потребителю?. Его интересуют свойства детали, а не затраты производителя.

Затраты и цена связаны со стоимостью товара, а качество – это характеристика потребительской стоимости. Конечно потребитель приобретая товар, сопоставляет его потребительскую и абсолютную стоимость, т.е. сравнивает цену и качество товара. Но это не значит, что их  можно смешивать в одно целое.

По этой же причине нам представляется  неправомерным включать в показатели качества «затраты на потребление» или  «затраты на жизненный цикл». Это  очень важные характеристики конкурентоспособности  продукции, но включать их в показатели качества так же недопустимо, как включать любые показатели, связанные с издержками, когда речь идет о качестве как о товароведческой категории в ее трактовке МС ИСО 8402.

Если речь идет о качестве как  об экономической категории, то уместно  применение терминов «высокое качество» и «низкое качество», потому что качество рассматривается как отношение потребителей к товару. Их отношение к  одной и той же совокупности свойств может меняться. То, что вчера считалось хорошим, завтра может оказаться плохим, если на рынке появились другие товары, аналогичные по назначению, но обладающие совокупностью свойств, лучше удовлетворяющих те же потребности. В этом контексте можно говорить, что качество – это то, что думает о товаре потребитель.

Качество как экономическая  категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворенности потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которой наделили продукцию ее изготовители для этих условий. Но такую трактовку понятия «качество» нельзя противопоставлять трактовке , изложенной в МС ИСО 8402. Один и тот же термин, используемый в разных сферах, несет совершенно иную смысловую нагрузку.

Хотелось бы еще раз отметить, что не всегда то, что думает о  продукции потребитель, может быть основанием для оценки качества как экономической категории. Есть немало товаров, о качестве которых потребитель не может судить достаточно компетентно. Например, раньше не знали, что «кока-кола» разрушает эмаль зубов, и считали ее прекрасным напитком. А теперь, когда отдаленные во времени последствия ее применения стали известны, то мнение об уровне качества этого напитка, свойства которого остались прежними, изменилось.

Таким образом, когда мы говорим, что  «качество – это то, что думает о товаре потребитель», то не должны забывать, что в обеспечении практической реализации такого подхода должны активно и целенаправленно участвовать компетентные организации, изучающие условия потребления сложной продукции. Например, рядовой пользователь звуковоспроизводящей техники не может оценить степень отрицательного воздействия на его психику отдельных частот  приобретаемого им магнитофона. Необходимы специальные исследовательские лаборатории, изучающие в интересах потребителей это вредное воздействие. Поэтому в оценку качества как экономической  категории, т.е. в оценку уровня качества, все чаще включаются государственные компетентные организации или организации потребителей. (журнал «стандарты и качество» №8-2002; ГОСТ22851-77, Гличев А. В., Круглов  М. И. «Управление качеством продукции» )

.

 

Качество и его полезные пределы.

  

Ряд высокоразвитых промышленных стран, символизирующих современную передовую  цивилизацию, в своей массе представляют собой общество, закоренелое в  порядке безудержного потребления. Рыночное мировоззрение, культивируемые страсть к наживе и потребительский менталитет, пропагандируемый вещизм – путь к неминуемой гибели цивилизации. Попытка свернуть общество с этого пагубного пути, предпринятая социалистической идеологией, оказалась безрезультатной. За исторически мизерный срок с лица Земли  безвозвратно исчезло по вине человека неисчислимое количество представителей животного мира. С каждым годом пухнет Красная книга. Вода и земля отравлены химикатами. Атмосфера насыщена производственными выделениями и парниковыми газами, в недалеком будущем будут исчерпаны невосполнимые ископаемые природные ресурсы и, как следствие, из-за отсутствия альтернативных источников, обеспечивающих возросшие запросы, возникает реальная угроза глобального энергетического кризиса. И все это при практически неконтролируемом росте самой бедной части населения Земли. Повторение пути развитых стран для них исключено из-за дефицита всех природных ресурсов

Нельзя сказать, что человечество совершенно безразлично к своей судьбе. В настоящий, ответственный момент существования цивилизации важен мировоззренческий настрой  каждого жителя Земли, в частности, таких двух основных категорий землян, как производитель и  потребитель. И те и другие несут полную ответственность перед будущим.

Связующим звеном между ними служит такой атрибут, как качество товара, услуги и т.п. В погоне за прибылью, а она, как правило, определяется качественными, в том числе и эстетическими свойствами, производитель до сих пор не имел ограничений. Пределов этой погони в рыночных условиях нет. Но качество стоит не только денег, но и ресурсов, в том числе невосполнимых. Очевидно, что качество должно быть безупречным, но не чрезмерным. Как его минимизировать без ущерба для потребителя, но при этом обеспечить конкурентоспособность товара (услуги) и максимизировать доход от предприятия? Один из путей – административно-законодательный, предполагающий введение прогрессивных штрафных плат за любое потребление природных ресурсов. Оценки должны определяться наличием и скоростью поглощения невосполнимых ресурсов или определяться возможностью среды к регенерации. Красиво жить не запретишь, но плата за эту жизнь должна, если не компенсировать напрямую урон, наносимый природе, то, по крайней мере, обеспечить накопление средств на финансирование поиска научных подходов и технологий выхода из кризисных ситуаций. Глобального масштаба.

Информация о работе Что такое качество?