Что такое качество?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

Знать, какие показатели качества могут быть регламентированы в стандартах на ту или иную продукцию, необходимо потому, что в настоящее время в них далеко не всегда включают весь необходимый набор показателей. Потребители продукции, узнав, включение каких показателей в эти стандарты они вправе требовать от изготовителей соответствующих изделий, смогут более результативно добиваться удовлетворения своих потребностей, а изготовители, зная, что может потребовать от них потребитель, заранее будут готовиться к выполнению этих требований.

Содержание работы

Сущность понятия качество…………………………………………………………………3
Качество и его полезные пределы……………………………………………………………5
Необходимость повышения качества………………………………………………………..6
Качество и потребности Человека…………………………………………………………...8
Качество, ценность и стоимость изделия……………………………………………9
Эволюция качества……………………………………………………………………...……10
Концепция национальной политики России в области качества продукции и
услуг…………………………………………………………………………………………….10
1. Общие положения…………………………………………………………………..10
2. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции………………………………………………11
3. Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг……………………………………………………………………..12
4. Реализация национальной политики в области качества продукции и услуг……………………………………………………………………………………..16
Качество, надежность, безопасность – основа производств 21 века……………………17

Файлы: 1 файл

самостоятельная работа по бжд.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

В этих условиях особая миссия возлагается  на институт сертификации. Сертификация качества товара должна проводиться  снизу, с точки зрения потребителя, как обычно, т.е. исходя из надежности и безопасности обеспечения его запросов и здоровья. Но ее необходимо проводить и сверху, с точки зрения общества, т.е. как позволительно мировому сообществу, желающему выжить в ограниченном пространстве и при остром дефиците жизненно необходимых ресурсов.

Применительно к потребителю - проблем не меньше необходима активная целенаправленная пропаганда добровольного отказа от излишеств, что в свою очередь определит предел требований для производителя. Товары и услуги, не прошедшие  должной экспертизы и не получившие экологический сертификат, покупаться не будут. Это не идея идти жить в джунгли, а жить по природно-экологическим средствам и расходовать оставшиеся ресурсы на поиск из стремительно обостряющейся, фактически неуправляемой ситуации.

Реальных успехов в деле обеспечения устойчивого развития цивилизации можно, очевидно, добиться только на основе формирования соответствующего общественного сознания.

Определенные надежды вселяет  добрая воля мирового сообщества, демонстрируемая  на различных саммитах, и научно-технический прогресс, сориентированный на разработку безотходных, не носящих  вред природе технологий, на освоение безграничных ресурсов космического пространства, с целью снятия непомерной антропогенной нагрузки на природу земли. Необходимы так же глобальные меры жесткой «стимуляции» производственной сферы, основанные, естественно, на законе. Времени  на колебания и раздумья , судя по всему нет. (журнал «стандарты и качество» №8-2002)

 

 Необходимость повышения качества.

 

Каких бы успехов в области качества не добилась организация оставаться на достигнутом не стоит. Иначе она рискует остаться в числе  аутсайдеров. Это очевидно для всех. Как впрочем и направления дальнейших усилий: «быть лучше»(по сравнению с конкурентами) в глазах всех заинтересованных сторон, особенно, покупателей – доноров бизнеса, которые с каждым годом становятся все более разборчивыми, избирательными и требовательными. И при этом быстрее реагировать на требования рынка, быстрее разрабатывать новые брэнды, быстрее проводить переналадку технологических линий, по возможности сокращать производственный цикл или другими способами стремиться к увеличению гибкости бизнеса. Не упускать из виду связанные с этими усилиями  затраты, систематически, методично и, что немаловажно, обоснованно удешевлять производство. И все это, чтобы улучшить существующее положение вещей и уступить позиции конкурентам.

  Современную конкурентную борьбу можно наглядно представить в виде командной игры за завоевание Вселенной и поиск ранее неизвестных сокровищ, в которой наградой за скорость, смекалку, выносливость, изобретательность и слаженные действия служат приверженные покупатели, отдающие в обмен а сокровища накопленные деньги. Подобная игра сродни марафонскому забегу человечества на неограниченную дистанцию, который стартовал много веков назад в глухих, труднопроходимых лесах. Если остановиться, когда другие продолжают движение, сразу же ухудшаются собственные позиции. Причем чем дольше по дистанции, тем плавне последствия, ибо забег сопровождается неимоверным  ускорением научно-технического прогресса.

600 тысяч лет человеческого развития сравниваются с пройденной дистанцией в 60км. Причем, что было на первых 58км дистанции, неизвестно, а первые сведения о марафонском забеге относятся уже только к 58 -59 км. Эти данные получены благодаря наскальным надписям и раскопкам первобытных культур. Только на последнем километре марафона человечества появляются возделанные поля, свидетельствующи о начале земледелия. За 200 м до окончании дистанции марафон проходит по каменной дорогевдоль укреплений рабовладельческого Рима. За 100 метров человечество обступают мрачные средневековые строения. А за 50 м – наступает эпоха Возраждения. Расцвет искусства. До наших дней остается только 10м, когда дорога начинает освещаться факелами или скудным светом масляных фонарей.

Но самые поразительные изменения  еще впереди. Последние 5 метров освещены ярким электрическим светом, появляются первые автомобили, изобретен самолет. Последние секунды бега проходят в треске кинокамер, транслируются  по радио и телевидению…

В этом образном сравнении поражают не только и не столько достижения человека, сколько огромная скорость перемен.

  Система экономики качества в таких условиях должна быть очень гибкой, чтобы не препятствовать никаким изменениям. Скорее наоборот. Желательно высвечивать в СЭК необходимые ракурсы деятельности организации, таким образом, что бы это располагало, даже побуждало, к постоянному критическому пересмотру существующего положения вещей, и в этой экономической среде начал действовать механизм непрерывного совершенствования.

Однако, организация должна проводить  как кайзен-, так и кайро-преобразования, чтобы обеспечить свое развитие по кривой эскалации. Причем иногда, в  некоторые периоды времени, эти  два типа преобразований должны удачно сочетаться.

Дело в том, что  исследование новой продукции и подготовка ее к выпуску должны начинаться заблаговременно, пока еще гром не грянул и рынок выпускаемой продукции находится в стадии зрелости. Главное – совместить стадию скрытого роста новой продукции со стадией зрелости выпускаемой с тем, чтобы при окончании последней организация вновь начала получать устойчивые доходы, предлагая на рынок новые брэнды. Если опоздать с проектированием новой организации  процессов, может наступить период, когда доходы  от продаж одной продукции перестали быть стабильными, начали уменьшаться, от другой еще не набрали обороты. В такой период времени часто наблюдается ухудшение финансового положения организации.

Сочетание преобразований кайзен и кайро, собственно говоря, и обеспечивает развитие организации по выше описанной кривой, существенно осложняя при этом логику построения СЭК,  в которой нужно аккумулировать и обрабатывать всякую информацию, какая только может оказаться полезной для выявления объектов совершенствования, а так же для анализа альтернативов и ранжирования действий.(журнал «стандарты и качество» №8-2002, журнал «сертификация» №2-2002)

Качество и потребности Человека.

 

Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей - предприятия, организации или общество в целом (Рис.1).  

 

 

Рис.1. Изделие как средство удовлетворения потребностей

 

В любом случае потребности связаны  со свойствами человеческой личности. Психика человека крайне сложна, и  достаточно полных теорий потребностей человека еще не построено. Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды и взаимоотношения потребностей, на основании которых разработчик изделий может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов.

Одной из наиболее распространенных теорий является теория иерархии потребностей английского ученого Авраама Маслоу (Abraham Maslow), выдвинутая им в 50-е годы нашего века. По Маслоу, существует 5 групп или уровней потребностей (см. Рис.2). Низший уровень - основные или физиологические потребности, такие, как потребности в пище, одежде, жилище и т.д., которые определяются биологической природой человека. Более высокий уровень - потребности в защищенности от “ударов судьбы”, таких, как несчастные случаи, болезни, инвалидность, нищета и др., которые могут нарушить возможность удовлетворения потребностей предыдущего уровня - физиологических потребностей. Еще более высокий уровень - социальные потребности, то есть потребности в общении, взаимоотношениях с другими людьми. По Маслоу, потребности каждого уровня связаны с возможностью удовлетворения потребностей предыдущего уровня, и социальные потребности вызваны стремлением более полно удовлетворить потребности в защищенности. Следующий уровень - потребности признания, или потребности “Эго”. Это - потребности в престиже, уважении окружающих, славе и т.д. Наивысший уровень потребностей - потребности в самосовершенствовании, или потребности развития. Можно считать, что все эти виды потребностей существуют не только для отдельного человека, но и для коллективов людей, в том числе предприятий и общества в целом.

 

Рис.2. Роль изделия в удовлетворении потребностей на основе теории А.Маслоу  

 

Качество, ценность и стоимость изделия.

 

Для того, чтобы удовлетворять потребности  человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия:

 

 

 {Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Cтоимость}

 

Эти соотношения для производителя  и потребителя изделий приведены  на Рис.3.

Рис.3. Качество продукции с точки  зрения производителя и потребителя   

 

Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям. Для нас важны три основные соотношения между ценностью и стоимостью:

между ценностью и стоимостью продукции  для потребителя (Q);

между ценностью и стоимостью продукции  для производителя (QП);

между ценностью для потребителя  и производителя (К); данное соотношение  в значительной мере определяет конкурентоспособность производства.  


Рассмотрим, как изменялись эти  соотношения в процессе развития производства в 20-м веке.

Эволюция качества.

 

“Товары возвращаются, покупатели - нет”

Роберт У. Пич.

 

В эволюции качества существуют 4 перекрывающиеся и продолжающиеся фазы, которые, в полном соответствии с законами диалектики, развивались под давлением противоречия между внутренними и внешними целями производителя - обеспечением качества выпускаемой продукции и соответственно укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, то есть увеличением прибыли компании (внутренняя цель). Это противоречие на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свою специфику и по-разному разрешалось. Эволюция методов обеспечения качества приведена на Рис.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг

 
     Концепция национальной политики России в области качества продукции  и услуг - система официальных  взглядов на:  
     роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;  
     цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;  
     основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.

1. Общие положения     

1.1. Понятие качества  продукции и услуг  
     Для целей настоящей Концепции взято определение качества продукции, услуги (далее - продукции), данное Международной организацией по стандартизации (ИСО): совокупность характеристик продукции, обусловливающая ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности.  
 
     1.2. Качество продукции и спрос  
     Продукция одного назначения может пользоваться спросом при разных уровнях качества, что связано со степенью платежеспособности ее потребителей. На современном этапе социально-экономического развития страны население делится по этому показателю на три группы: наибольшая - с низкой платежеспособностью, потребляющая в основном дешевую продукцию, как правило, низкого качества; немногочисленная прослойка покупателей среднего класса, потребляющих преимущественно среднюю по цене и уровню качества продукцию; небольшая группа очень богатых людей, имеющих возможность приобретать дорогую продукцию высшего качества.  
     Результатом наблюдающегося оживления в экономике страны становится увеличение платежеспособности населения, а следовательно, и спроса на более качественную продукцию.  
 
     1.3. Качество и конкурентоспособность продукции  
     Конкурентоспособность является интегральной характеристикой продукции, обусловливающей возможность ее сбыта. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние ее качество, цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания, имидж изготовителя, его способность соблюдать договорные сроки поставки и иные факторы.  
     Приоритетность факторов конкурентоспособности зависит от уровня социально-экономического развития общества, характеристик рынков, на которых реализуется продукция, особенностей конкретных потребителей.  
     Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который является одной из главных задач развития отечественной экономики, в ХХI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество.  
 
     1.4. Качество продукции и ее безопасность  
     Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей ее качества. Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные меры воздействия.

2. Роль качества продукции и  услуг в реализации национальных  интересов России и цели настоящей  Концепции     

Настоящая Концепция  разработана в соответствии с  Конституцией Российской Федерации и направлена на реализацию национальных интересов России, которые определены Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).  
     Качество продукции и услуг является одним из важнейших факторов реализации национальных интересов в следующих сферах деятельности государства:  
     экономической,  
     социальной,  
     военной,  
     международной,  
     информационной,  
     экологической.  
 
     2.1. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в сфере экономики  
     Обеспечение устойчивого развития экономики является ключевой задачей в реализации национальных интересов во всех сферах деятельности государства.  
     В начале и середине 90-х годов национальная угроза в сфере экономики была обусловлена существенным сокращением производства внутреннего валового продукта, приведшим к кризисным явлениям. Спад производства в значительной мере явился следствием, с одной стороны, интервенции иностранных товаров, и с другой - низкого качества и слабой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, падения платежеспособности населения, структурной деформации экономики в сторону сырьевых отраслей.  
     Целью настоящей Концепции в экономической сфере является подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику.  
     В период выхода из кризиса внимание в первую очередь должно быть сосредоточено на:  
     подъеме качества и конкурентоспособности продукции в тех секторах экономики, опережающее развитие которых должно обеспечить подъем экономики в целом, используя для этих целей различные меры государственной и региональной поддержки;  
     интенсификации процесса импортозамещения за счет повышения качества отечественной продукции;  
     максимальном использовании сложившегося в настоящее время сравнительно низкого уровня оплаты труда, а значит, меньших издержек на производство, дающих преимущество в конкурентной борьбе за счет возможности устанавливать более низкую цену на отечественную продукцию по сравнению с ценами на импортируемые товары;  
     наращивании производственного потенциала предприятий, создании прогрессивных технологий и новых видов высококачественной продукции, с тем чтобы по мере развития отечественного рынка и интеграции в мировую экономику расширять долю российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.  
     В стратегической перспективе, когда российский рынок будет интегрирован в глобальный, должно устойчиво обеспечиваться конкурентоспособное качество российских товаров.  
 
     2.2. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в социальной сфере  
     Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятость населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.  
     Качество способствует также формированию духовных ценностей, воспитывая чувство профессиональной гордости и патриотизма.  
     Уровень качества продукции должен соответствовать структуре спроса населения с учетом платежеспособности разных его групп, демографических (в том числе половозрастных) и других особенностей. Динамика повышения качества продукции должна соответствовать динамике спроса, который в настоящее время имеет тенденцию к росту.  
     Безусловно, должна обеспечиваться необходимая безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества людей.  
 
     2.3. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в военной сфере  
     Высокие качество, технический уровень и надежность военной техники и вооружений являются важным фактором обеспечения обороноспособности страны, ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращения военной агрессии против России и ее союзников, создания условий для мирного, демократического развития общества.  
     Уровень качества отечественных сырья, материалов, изделий и элементной базы, используемых для производства и функционирования военной техники и вооружений, должен полностью обеспечивать потребности военной промышленности и армии, а также гарантировать при удовлетворении этих потребностей независимость от зарубежных поставщиков.  
 
     2.4. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в международной сфере  
     Качество продукции и услуг, обеспечивающее высокий уровень научно-технического и промышленного развития страны, ее экономическую и военную независимость, способствует упрочению позиций России как великой державы, одного из влиятельных центров многополярного мира в установлении равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями.  
     Национальная политика в области качества в международной сфере должна быть нацелена на:  
     закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран СНГ;  
     восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;  
     ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;  
     расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на этих рынках;  
     расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка.  
 
     2.5. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в информационной сфере  
     Качество отечественной продукции должно обеспечивать решение задач, связанных с развитием современных информационных технологий и отечественной индустрии информации. С этой целью необходимо обеспечивать высокое качество средств информатизации, телекоммуникаций и связи, микроэлектронной и компьютерной техники.  
 
     2.6. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в экологической сфере  
     Экологические параметры качества продукции играют важную роль в решении задач охраны природы, оздоровления окружающей среды, обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом.  
     Безусловно, должны обеспечиваться обязательные экологические требования к продукции. При проектировании новой продукции должны разрабатываться экологические параметры безопасности ее производства (при этом следует широко применять безотходные технологии) и способы утилизации.

3. Основные направления национальной  политики в области качества  продукции и услуг     

Основные направления  национальной политики в области  качества продукции и услуг формируются  на базе принципов, определяющих необходимость:  
     осознания широкими слоями населения, руководителями и работниками всех уровней роли качества в решении экономических, социальных и иных проблем, вытекающих из национальных интересов России. Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей;  
     овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней, исходя из того, что менеджмент качества является специальной отраслью знаний, содержащей сотни эффективных универсальных методов, применимых в разных секторах экономики и сферах деятельности;  
     создания общих правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечивающих предприятиям и организациям возможность успешно решать задачи в области качества;  
     реформирования технического регулирования, сбалансированно обеспечивающего защиту потребителей от недоброкачественной продукции и свободное перемещение товаров.  
     Реализация перечисленных выше принципов нацелена на формирование общей культуры качества в стране и на повышение качества продукции и услуг во всех отраслях экономики.  
     Помимо этого, политика в области качества предусматривает специальные государственные меры и меры регионального характера, направленные на подъем качества и обеспечение конкурентоспособности продукции в секторах экономики, являющихся приоритетными для реализации как общенациональных интересов России, так и интересов ее регионов.  
 
     3.1. Пропаганда идей и стимулирование качества продукции и услуг  
     Воспитание культуры качества является ключевой задачей пропаганды и всей системы воспитания, начиная со школьной скамьи.  
     В пропаганде и разъяснении этой идеи должны участвовать все центральные и региональные, государственные, муниципальные, общественные и частные средства массовой информации.  
     С целью популяризации идей качества и поднятия имиджа отечественной продукции необходимо развивать ежегодный конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества. Необходима также поддержка конкурсов на соискание региональных и отраслевых премий по качеству, премий общественных организаций и союзов, конкурсов лучших товаров и иных движений, направленных на воспитание культуры качества.  
 
     3.2. Широкое внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества  
     Как показал отечественный и мировой опыт, применение систем качества дает предприятиям возможность существенно повышать эффективность деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими разнообразным потребностям и отвечающими требованиям законодательства.  
     Создание эффективных систем качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества, является залогом устойчивого положения предприятий на рынке. При этом необходимо максимально использовать достижения фундаментальной и прикладной науки, практический опыт, полученный в результате инновационной политики Российской Федерации и реализации планов социально-экономического развития страны и регионов.  
     Широкому внедрению систем качества должна способствовать разработка системы мер в образовательной и консультационной сферах деятельности, а также мер по мотивации применения систем качества.  
     а) Политика в образовательной сфере  
     Внедрение эффективных систем качества требует высокого профессионализма, знания работниками и руководителями всех уровней методов и способов менеджмента качества методов и способов менеджмента качества, принципов проектирования систем качества, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах.  
     Политика в этой области имеет целью формирование непрерывной системы образования и подготовки кадров в области качества. В учебные программы школ, средних специальных и высших учебных заведений следует вводить дисциплины, связанные с вопросами качества. Необходимо готовить специалистов по организации и обеспечению производства качественной продукции, обучать работников всех отраслей основам менеджмента качества, содействовать подготовке и изданию специальной литературы, журналов и других изданий по данной тематике. Образовательные стандарты высшей школы должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящей Концепции.  
     Необходимо также осуществить комплекс мер по существенному улучшению качества трудовых ресурсов, повышению уровня их профессионально-технической подготовки в целях обеспечения потребностей народного хозяйства в высококвалифицированных кадрах. Должна быть разработана программа действий по повышению социального статуса ученых и инженерно-технических работников производственной сферы и профессорско-преподавательского состава учебных заведений, обеспечивающих перспективное развитие производства и повышение качества продукции и услуг.  
     б) Политика в области развития консультационной деятельности  
     Для оказания помощи предприятиям во внедрении систем качества и в целях повышения эффективности этих систем необходимо развивать сеть квалифицированных консультационных организаций.  
     Государство и регионы должны создать режим наибольшего благоприятствования деятельности этих организаций. При формировании их сети следует использовать организации Госстандарта России, высшей школы, а также региональные отделения Академии проблем качества.  
     В целях стимулирования работ по внедрению систем качества на малых предприятиях государство и регионы должны изыскивать средства для компенсации части расходов этих предприятий на консультационные услуги в этой области.  
     в) Политика в области развития сертификации систем качества  
     Сертификация систем качества является объективным свидетельством их эффективного функционирования на предприятиях.  
     В связи с тем, что наличие сертификатов на системы качества, подтверждающих их соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, ISO TS 16949 (системы качества в автомобильной отрасли) и иных аналогичных стандартов, является существенным фактором конкурентоспособности, а в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов или допуске предприятий к тендерам, необходимо развивать деятельность по сертификации систем качества, обеспечивая высокий профессионализм ее участников и доверие к ее результатам, активно добиваться признания отечественных сертификатов за рубежом. Государство должно содействовать вхождению российских организаций и органов по сертификации в международные и региональные союзы и соглашения, а также аккредитации российских органов по сертификации и испытательных лабораторий за рубежом.  
     г) Политика поддержки внедрения систем качества при размещении федеральных заказов на поставку продукции для государственных нужд  
     В соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" при создании и поддержании государственных резервов Российской Федерации, поддержании необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны, обеспечении экспортных поставок продукции для выполнения ее международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств, реализации федеральных целевых программ государство заинтересовано в безусловном соблюдении требований к качеству продукции, поставляемой по государственным контрактам. В этих целях заказы на поставку продукции по таким контрактам необходимо размещать на предприятиях, в организациях и учреждениях, которые имеют системы качества, сертифицированные соответствующими российскими органами. В условия проведения торгов, конкурсов, аукционов по размещению заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд должно быть введено требование о допуске к ним только тех предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества.  
     д) Политика поддержки внедрения систем качества при размещении заказов на поставку продукции для региональных нужд  
     Органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в правилах поставок продукции для региональных нужд порядок, при котором заказы размещаются преимущественно на предприятиях, в организациях и учреждениях, имеющих системы качества, сертифицированные соответствующими российскими органами.  
 
     3.3. Политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему и повышению безопасности качества продукции и услуг  
     а) Политика в области реформирования технического регулирования  
     Необходима гармонизация системы технического регулирования в России с международной практикой, нормами и правилами ВТО. Следует разделить организационно и по категориям документов нормирование обязательных требований к продукции и услугам, направленных на обеспечение безопасности (через технические регламенты), и нормирование требований, которые предприятия вправе применять на добровольной основе в целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции и услуг (через добровольные стандарты).  
     Меры технического регулирования, так же как технические регламенты, обязательное подтверждение соответствия, государственный надзор, и др., являясь необходимыми для защиты граждан и общества страны, вместе с тем представляют собой технические барьеры.  
     В целях достижения большей свободы перемещения товаров при обеспечении необходимого уровня безопасности следует развивать альтернативные механизмы, такие как стандартизация, добровольная сертификация, внедрение систем качества и другие меры, повышающие доверие к изготовителям и производимой ими продукции.  
     б) Политика в области стандартизации  
     Деятельность федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации должна быть направлена на улучшение качества и обеспечение безопасности продукции, работ, услуг и хозяйственных объектов, достижение максимального экономического эффекта за счет решения в добровольных стандартах России вопросов унификации, взаимозаменяемости и совместимости, отражения передовых достижений науки и технологий.  
     Должно быть обеспечено соблюдение международных соглашений и договоров, в том числе в рамках СНГ, содействие интеграции российской экономики в мировую. Одним из основных направлений стандартизации должна стать гармонизация отечественных стандартов с международными, а также признаваемыми в мире региональными стандартами и стандартами других стран.  
     Необходимо обеспечить активное участие России в разработке международных стандартов, представляющих наибольший интерес для ее экономики. Деятельность по международной стандартизации должна быть направлена на закрепление на мировом рынке (путем внесения соответствующих норм в международные стандарты) передовых отечественных разработок и технологий, а также тех стандартов, которые разрабатываются или широко применяются в России.  
     в) Политика в области метрологии  
     Эталонная база России, система передачи размера единиц, инфраструктура и технические средства Государственной метрологической службы должны удовлетворять потребности предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, в том числе оборонной, а также сферы социальной жизни страны в обеспечении единства измерений.  
     Дальнейшее развитие и совершенствование Государственной системы обеспечения единства измерений должно быть направлено на обеспечение достоверности и требуемой точности измерений (контроля, испытаний) качества продукции и услуг.  
     Государственный метрологический контроль и надзор должны обеспечить производство и поставку технически совершенных и метрологически обеспеченных измерительных приборов и оборудования.  
     г) Политика в области развития информационной инфраструктуры и информационных услуг  
     В целях решения проблем качества при реализации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в части развития информационной инфраструктуры и информационных услуг должны быть обеспечены:  
     формирование баз данных о законодательных и иных нормативных требованиях к качеству продукции и услуг в стране и за рубежом;  
     доступ к этим базам данных отечественным предприятиям и организациям (на коммерческой или некоммерческой основе);  
     развитие современных информационных технологий (включая технологии GALS), обеспечивающих возможность применения компьютерных методов проектирования, прогрессивных электронных методов оформления и передачи документации, формирования и передачи информационных ресурсов.  
     д) Политика в области защиты рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции  
     В рамках данной Концепции под недоброкачественной понимается продукция, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и/или не соответствует качеству, заявленному в информации о товаре и нормативно-технической документации на нее.  
     Формирование механизма защиты рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции базируется на следующих основных положениях.  
     Неотвратимость наступления ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла порча продукции  
     Изготовителем является организация, которая проставляет на товаре свое название, товарный знак, марку или иную аналогичную информацию. Изготовителем также считается импортер, а также продавец продукции в случае, если ее производитель не может быть идентифицирован.  
     При этом права потребителя, приобретшего недоброкачественную продукцию, должны быть защищены, что выражается в следующем:  
     обязательность предоставления доказательств соответствия качества реализованной продукции ранее заявленному возлагается на ее продавца или изготовителя;  
     обязательность предоставления доказательств наличия вреда, причиненного вследствие недостатков приобретенной продукции, возлагается на потребителя;  
     если дефект продукции, нанесший ущерб потребителю, возник не по вине последнего, а изготовитель или продавец не могут быть идентифицированы вследствие их исчезновения, то обязательства по возмещению ущерба несет государство.  
     Должны быть организованы действенная скоординированная система государственного и общественного контроля и надзора на рынке, позволяющая своевременно выявлять недоброкачественную и фальсифицированную продукцию и пресекать ее реализацию, а также эффективная система взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов. Должна действовать оперативная, лишенная бюрократизма процедура рассмотрения жалоб потребителей.  
     Четкая реализация принципа неотвратимости ответственности изготовителя за качество и передачи этой ответственности организации, виновной в порче продукции, будет постоянно побуждать все организации, стоящие в цепочке изготовитель - продавец - потребитель, устанавливать устойчивые связи с надежными поставщиками, требовать доказательств доброкачественности продукции и обеспечивать сохраняемость ее качества для передачи на следующий этап.  
     Реализация этого принципа также направлена на изъятие из оборота недоброкачественной продукции, обнаруженной контролирующими органами.  
     Предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции  
     Методами предотвращения попадания на рынок недоброкачественной продукции являются:  
     обязательное подтверждение соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов на дорыночной стадии с маркированием знаком допуска на рынок (для продукции, представляющей потенциальную опасность). Обязательное подтверждение соответствия реализуется через обязательную сертификацию и декларирование соответствия, вводится законодательно и является формой государственного регулирования. Область и способы обязательного подтверждения соответствия должны поэтапно сближаться с принятыми в международной практике и отвечать требованиям Всемирной торговой организации. В стране должна быть создана единая система аккредитации органов по подтверждению соответствия, обеспечивающая объективность и компетентность их деятельности;  
     добровольная сертификация, проводимая по желанию заявителей (изготовителей, продавцов) и являющаяся рыночным механизмом.  
     Реализация этого принципа направлена на снижение риска попадания на рынок недоброкачественной продукции. Она особенно важна по отношению к продукции, контроль которой требует больших затрат времени и средств, а также в тех случаях, когда дефекты могут обнаружиться только в эксплуатации.  
     Разрешение на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию (не допускать порчи продукции)  
     Реализация принципа направлена на предотвращение попадания на рынок дефектной и особо опасной продукции и порчи продукции при ее обращении (транспортировании, хранении и др.).  
     Одной из эффективных форм реализации принципа может быть применение на предприятиях, производящих, транспортирующих, хранящих и продающих продукцию, эффективных систем качества.  
     Государственный надзор и контроль за качеством продукции на рынке  
     Государственный контроль и надзор на рынке следует осуществлять за соответствием продукции и услуг обязательным требованиям технических регламентов и качеству, заявленному в информации о товаре, а также за наличием такой информации и ее полнотой.  
     Разумный баланс между разными механизмами защиты потребительского рынка от недоброкачественной продукции, основными критериями которого должны быть минимизация риска и экономическая целесообразность  
     Тенденция в соотношении применения этих механизмов должна смещаться в сторону предупредительных мер.  
 
     3.4. Политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики  
     Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации предполагает определение секторов экономики, опережающее развитие которых должно обеспечить подъем экономики в целом.  
     Учитывая неблагоприятные стартовые условия на многих предприятиях, предполагается осуществить меры государственной поддержки для развития этих секторов, используя механизмы инвестирования, кредитования, разумного квотирования импорта, бюджетного финансирования через федеральные целевые программы, инновационный и иные механизмы.  
     Политика учета факторов качества заключается в том, что при выборе предприятий и организаций, которым предполагается оказать государственную поддержку в любой форме, федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться способностью этого предприятия или организации обеспечить за период действия государственной поддержки конкурентоспособное качество или тот его уровень, который необходим для защиты национальных интересов России.  
     Предприятия, в свою очередь, должны защитить право на использование мер государственной поддержки путем разработки и доказательств реальности собственных программ повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции, рассчитанных на те сроки, в течение которых действуют специальные меры.  
     Федеральные целевые программы должны содержать четкие задания по обеспечению необходимого уровня качества продукции и услуг, по стандартизации, метрологическому и иному ресурсному обеспечению, а также по созданию на предприятиях эффективных систем качества и, при необходимости, по сертификации продукции, услуг и систем качества.

4. Реализация национальной политики  в области качества продукции  и услуг     

4.1. Национальная  политика в области качества должна реализовываться с учетом состояния и развития отечественного рынка, а также динамики интеграции российской экономики в мировую и российского рынка в глобальный.  
     Исходя из этого, разрабатываются планы первоочередных мероприятий по реализации политики и задачи стратегического характера.  
     4.2. При Правительстве Российской Федерации создается Координационный совет по реализации Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг.  
     Координационный совет осуществляет мониторинг плана работ по реализации Концепции, определяет задачи стратегического характера в области качества, готовит ежегодный доклад Президенту и Правительству Российской Федерации о состоянии дел в области качества в стране и о ходе реализации национальной политики России в области качества продукции и услуг.  
     4.3. В федеральных округах и регионах России государство должно поддерживать формирование политики в области качества продукции и услуг, вытекающей из настоящей Концепции, и разработку программ по ее реализации.  
     Целесообразно, чтобы региональные программы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг предусматривали в числе других меры региональной поддержки предприятий и организаций, производящих приоритетную для государства, отраслей и регионов продукцию.  
     4.4. Каждый федеральный орган исполнительной власти должен формулировать свои задачи и стратегию действий, вытекающие из Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг и направленные на ее реализацию, а также вносить соответствующие дополнения и изменения в документы, определяющие функции органа.


(Интернет сайт журнала «стандарты и качество»)

 

Качество, надежность, безопасность – основа производств 21 века

 

Бурное развитие научно-технического прогресса привело к существенной диспропорции между возрастающими угрозами в природно-техногенной сфере и способностью отдельных стран и мирового сообщества в целом противостоять этим угрозам.

Анализ основных угроз в техногенной сфере национальных производств позволяет выделить следущие причинные группы:

    1. снижение и потеря государственного управления в техногенно-опасных производственных объектов ядерного, химического, оборонного, строительного , промышленного и транспортного комплексов.
    2. несоблюдение и нарушение производственной, технологической, регламентной дисциплин, невыполнение требований ГОСТов  и иных нормативных документов.
    3. падение научно-технического потенциала, снижение качества исследований стратегически важных направлениях  научно-технического прогресса, деградация наукоемких производств.
    4. недостаточно активное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера по сравнению с мероприятиями по ликвидации их последствий.
    5. катастрофическое старение основных фондов, практически полное отсутствие их модернизации и обновления с учетом новых критериев техногенной безопасности.
    6. принебрежение важнейшими приорететами обеспечения безопасности человека, общества, объектов среды обитания, особенно при проведении мало контролируемых государством реформироаний структур и приватизаций.

Реальное обеспечение безопасности человека, окружающей среды, сложных  технических систем наряду с решением на национальном и международном  уровне базовых проблем по разработке фундаментальных основ теории техногенных катастроф, созданием  единой национальной и международной нормативной базы по техническому, правовому и экономическому регулированию вопросов безопасности выдвигает ряд комплексных требований  при проектировании, создании, проведении структурных реформ, приватизации и эксплуатации сложных техногенно-емких систем.

  В этом случае  представляется целесообразным планировать их организацию и функционирование в рамках единого комплекса следущих направлений:

1. обеспечение качества в соответствии  с требованиями национальных  и международных стандартов по  обеспечению качества.

2. обеспечение надежности в соответствии  с научно-обоснованными нормативными  требованиями к надежности.

3. обеспечение безопасности в соответствии с создаваемой единой национальной и международной нормативной базой по проблемам безопасности.

Информация о работе Что такое качество?