Стереотипы и предубеждения в масс-медиа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются масс-медиа. Они закрепляют в общественном мнении определенные стереотипы и предубеждения. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы и предубеждения имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Стереотип.
Определение понятия «стереотип»…………………………………...6
Гендерные стереотипы………………………………………………..12
Возрастные стереотипы……………………………………………….15
Этнические стереотипы……………………………………………….15
Глава 2 . Предубеждение.
2.1. Определение понятия «предубеждение»………………………………17
2.2. Гендерные предубеждения……………………………………………...21
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 4 КУРС.docx

— 63.80 Кб (Скачать файл)

социокультурной  среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМК.

С помощью стереотипов  и предубеждений легко манипулировать сознанием человека, поскольку они тесно связаны с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы.

     Большинство  исследователей указывают на  связь стереотипов и предубеждений с гигантским влиянием СМК, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на «достиженчество», целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМК приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления.  Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.

     Другим методом,  способствующим формированию стереотипов, является мифотворчество предание, которое играет большую роль в технологии создания и поддержания мифов.  Мифы  внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей, они очень жизнеспособны. Жизненность мифов объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина.

     Стереотипы  и предубеждения часто используются  в рекламе.

Так, создатели рекламы  утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ»,«женщины покупают не косметику, а желание быть красивой»  и т.д. Реклама в печати, на радио, телевидении давно уже стала  инструментом пропагандистского воздействия, частью идеологического наступления  на

массы, средством формирования ложных представлений о жизни.

Насаждение стереотипа человека-приобретателя, обладателя вещей,  символизирующих  его богатство и процветание, –характерная черта рекламы в СМК. Создавая иллюзорные имиджи вещей и личностей, пропагандируя равенство людей в сфере потребления, подогревая стремление обывателя не отстать от моды,  массовая печать формирует стереотипные интересы, вкусы и способствует тем самым идеологическому воспитанию читателей.

     Стереотипизации   подвержен не только текстовой  материал, но и иллюстративный. Иллюстрации  в журналистике являются способом  создания и внедрения в сознание  читателей иллюзорных, ложных представлений  о действительности. В практике  фотографической информации тоже  существуют определенные пропагандистские  штампы, рассчитанные на эмоциональное воздействие.  Стандарт выработан в оформлении обложки многих типов массовых журналов –это выразительные фотографии, портреты

Политических  деятелей, звезд кино, телевидения, эстрады, спорта

Так, фотоштампы требуют  запечатлевать героя материалов на работе,  в кругу семьи, на отдыхе, создавая иллюзию его процветания. В то же  время, если печатается фотография, изображающая какого-нибудь «плохого» общественного деятеля, то «стереотип-ракурс» способствует изображению

его лица в невыгодном свете; объектив фиксирует то, что намеренно  «снижает» образ.

     Все эти  средства внушения оказывают  огромнейшее влияние на человеческое  сознание, заставляя самого человека  действовать и думать определенным  образом.  Конечно, все зависит  от пристрастности самого  человека  по отношению к средствам   массовой коммуникации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения.

     Практика показала, что человек все чаще представляет  себе действительность не в  соответствии со своим личным  восприятием, а через отражение ее в СМК, через образ этой действительности, сформированный

ими.  Другими словами,  эту действительность человек фактически воспринимает не сам, ибо он подвержен  манипуляциям  со

стороны СМК.  Именно поэтому сложился специфический облик газет и журналов, программ радио и телепрограмм, к примеру, материал в газете расположен на большом поле листа. Расположение материала на странице, шрифтовые выделения, величина и характер заглавия свидетельствуют о значимости события или проблемы для данного момента истории, таким образом, формируя массовое сознание. СМК активно вторгаются в подсознательные структуры человека, используя символику, имеющую опору в глубинах подсознательного. Комбинируя сознательные и подсознательные взаимодействия, они создают и активно распространяют социальные мифы – культурную форму описания и объяснения действительности, получившую новое бытие в XX веке.  Совокупность мифов, трансформирующая систему представлений и мотиваций личности, выступает как тотальное средство модификации представлений о жизни у управляемых мифами людей.

     Так, создается  способ управления жизнью через  сознание, которое наполняется смысловыми  матрицами, оживающими в нужных  идеях и образах. Наполнение, структурирование, организация сознания становится  специальным видом властных технологий: меняя одну матрицу на другую,

можно заменить содержание «жизни», протекающей в заданных матрицей рамках.

     Таким образом,  будучи инструментом манипулирования  социальными ценностями и поведением  людей,  стереотипы и предубеждения способствуют стереотипизации сознания, регулируемого средствами массовой коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Масс-медиа  закрепляют в общественном мнении  определенные  стереотипы и предубеждения.

     Стереотип  - это упрощенный, стандартизированный, устойчивый ценностно-определенный, эмоционально насыщенный образ, который олицетворяет суть представления о социальном объекте. Иными словами, это упрощенное, схематичное, устойчивое отношения индивида к явлениям и процессам окружающего мира, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

     В современнных  масс-медиа используются возрастные,этнические  и гендерные стереотипы.

     Гендерные  стереотипы - внутренние установки  в отношении места женщин и  мужчин в обществе, их функций  и социальных задач. Именно  эти стереотипы являются барьером  в установлении подлинного гендерного  равенства в обществе.  Гендерные предубеждения можно позиционировать как аффективно-поведенческий компонент гендерного стереотипа, оценка мужчины или женщины, возникающая на основе межгрупповых и межличностных взаимодействий и собственного жизненного опыта.

     Функция стереотипов  и предубеждений состоит в  обобщении, упорядочивании информации, социальной категоризации  и структурировании.

      Именно с помощью СМК у человека формируются, а часто и навязываются определенные образы различных явлений окружающей нас действительности.Людям ежедневно приходится обращаться за интересующей их информацией к основным массовым каналам ее передачи: телевидению, радио, печатным изданиям, интернету. Современные средства массовой коммуникации настолько прочно вошли в жизнь каждого индивида, что большая доля существующих в общественном и индивидуальном сознании стереотипов и предубеждений формируются ими. Высказывая мнение в отношении того или иного явления, представителя определенной социальной группы или покупая товар в магазине, человек спопобен не заметить, что демонстрирует результат информационного воздействия или сформированный с помощью СМК стереотип

      Таким образом,являясь инструментом манипулирования социальными ценностями и поведением людей,  стереотипы и предубеждения способствуют стереотипизации сознания, регулируемого средствами массовой коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Академия», 1999.- 672 с.
  2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С.Агеев // Вопросы психологии. – 1986. – № 1- С. 95-101. 
  3. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология/ Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
  4. Балгимбаева З.М. Психология гендерных предубеждений. – Алматы: «Алла прима»,2008. – 160 с.

5. Бендас Т.В. Гендерная  психология: учебное пособие. –  СПб.: Питер, 2005. – 431 с.

6. Борзова М. В. «Социокультурный  анализ конструктов феминности  и маскулинности в гендерно-ориентированных текстах СМИ». Автореферат …д. социол. н. – Ростов-на-Дону, 2007. – 24 с.

7. Виктров К. А. Старость в  современном обществе : учеб. пособие  / К. А. Виктров. – М. : РАННИИ  по общественным наукам, 1994. –  254 с.

8. Грошев И.В. Гендерные образы  рекламы //Вопросы психологии, 2000. - №  6. – С. 38-49.

9. Ениколопов С.Н, Мешкова Н.В. Направления исследования предубежденности в западной психологии межгрупповых отношений // Вопросы психологии. 2007. №1 – с .148-159.

10. Комлёнок Н. М. Понятие предубеждений в психологии // Современные психологические технологии влияния на личность: Сборник научных статей. Витебск, 2005.

11. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И.С.Кон // Новый мир. – 1966. – № 9 – с. 187 - 205.

12. . Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история,

        теория, исследования: Учебник. Ч. 1. – Владивосток:  Издательство ДГУ, 

        2002. - 388 с.

13. Скорнякова С.С Гендерные стереотипы  в средствах массовой 

   коммуникации. // Сб. научн. тр. «Актуальные  проблемы теории  

   коммуникации». - СПб.: СПбГПУ, 2004. - C. 225-231

14. Соколов А. В.  Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.

15. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.· Политиздат, 1992. — 543 с.

16 Сорокин Ю.А.  Стереотип, штамп, клише: К проблеме  определения понятий / Сорокин  Ю.А. // Общение: Теоретические и  прагматические проблемы. –  М, 1978. С. 133-138.

17. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

18. Черных А. Мир современных медиа. — М.: Издательский дом «Территория  будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 312 с.

19. Шведова Н. Л. Просто о сложном: гендерное просвещение / Н. Л. Шведова – М. : Методическое пособие, 2002. – 76 с.

20. Шибутани, Т.  Социальная психология .сокр.пер.с англ. / Шибутани Т. - М. : Прогресс, 1969. - 536 с.

21. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учебное пособие для вузов. /В.А,Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 768 c.

 


Информация о работе Стереотипы и предубеждения в масс-медиа