Стереотипы и предубеждения в масс-медиа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются масс-медиа. Они закрепляют в общественном мнении определенные стереотипы и предубеждения. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы и предубеждения имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Стереотип.
Определение понятия «стереотип»…………………………………...6
Гендерные стереотипы………………………………………………..12
Возрастные стереотипы……………………………………………….15
Этнические стереотипы……………………………………………….15
Глава 2 . Предубеждение.
2.1. Определение понятия «предубеждение»………………………………17
2.2. Гендерные предубеждения……………………………………………...21
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 4 КУРС.docx

— 63.80 Кб (Скачать файл)

После работ П.А.Сорокина к проблеме устойчивых форм  поведения  долгое время не обращались, и только в конце 50-х – начале 60-х годов  в отечественной науке появился ряд работ критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной  науке были предприняты попытки  дать определение понятию «стереотип». В.А.Ядов под стереотипом  понимал  «чувственно окрашенные социальные образы». И.С.Кон дает такое определение: стереотип – это «предвзятое, т.е. не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений» (11, 188).

Ю.А. Сорокин определяет стереотип как некоторый процесс  и результат общения (поведения) согласно определённым языковым (семиотическим) моделям, список которых является закрытым в силу тех или иных семиотико-технических  принципов, принятых в некотором  социуме. При этом семиотическая  модель, как система «правильного»  общения, реализуется на социальном, социально-психологическом уровнях (стандарт) или на языковом, социально-психологическом  уровнях (норма). Стандарт и норма  существуют в двух видах: 1) штамп  – избыточно эксплицированный (разъясненный) сложный знак; 2) клише – недостаточно эксплицированный сложный знак (16).

В советской литературе исследование проблемы стереотипов  связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко  Г.М и других. Им присущ классовый  подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается  определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного  представления о действительности, неадекватно отражающего объективные  процессы. Однако сегодня большинство  российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить  к феномену стереотипа, считая последний  преимущественно комплексным образованием, и оценивают содержание стереотипа не только с негативной стороны (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др.).

Таким образом, анализируя литературу, связанную с изучением понятия стереотип, можно сделать вывод о том, что стереотип - это упрощенный, стандартизированный, устойчивый ценностно-определенный, эмоционально насыщенный образ, который олицетворяет суть представления о социальном объекте. Иными словами, это упрощенное, схематичное, устойчивое отношения индивида к явлениям и процессам окружающего мира, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

 

1.2.Гендерные стререотипы.

     Гендерные стереотипы аккумулируют опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.

Гендер - специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится  не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и  к способу социального конструирования  этих отношений, т.е. к тому, как общество "выстраивает" эти отношения  взаимодействия полов в социуме (19, 9).

     Гендер – это социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).

     С понятием гендер тесно связано понятие гендерные стереотипы - внутренние установки в отношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач. Именно эти стереотипы являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе.

Гендерные стереотипы в масс-медиа  неотделимы от идеала женщины, а также идеи предназначения женщины, господствующей в тот или иной период. Например, в СМИ дореволюционной России как положительный идеал доминировал образ патриархальной матери, хозяйки салона, добропорядочной христианки. В советский период в соответствии с социалистическими идеями активного участия женщин в обществе господствовал тип "работницы и матери", трактористки, врача и активистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во имя блага страны. В постсоветский период  все социалистические идеи (в том числе идея активного участия женщин в жизни общества) были отринуты, и доминировать вновь стала идея "естественного предназначения женщины" как матери и жены. Если же говорить о стереотипе образа мужчины, то он чаще всего в масс-медиа представляется либо серьёзным политиком, либо «брутальным красавцем».

Но гендерные стереотипы встречаются  в обществе и в рекламе. Проанализировав  образы мужчин и женщин в рекламе, можно сделать следующие выводы. Набор черт, связанный с социально  не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, авторитетностью, активностью, эффективностью присуще мужчине. А так же мужчины  представлены в деловом, формальном или неформальном облике, но любой  облик предлагается как нечто  абсолютно серьезное, глубоко личностное. Они чаще всего связаны с успехом, инициативой, автономией. Выражение  лица у мужчин - нейтральное или  серьезное. Типичный женский образ  в рекламе включает ряд черт, напротив, связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с социальными  и коммуникационными умениями, с  меньшими притязаниями и т.д. Женщины  связаны с пассивностью, нацеленностью  на удовлетворение интересов мужчин и семьи. Выражение лица у женщин более доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися. Таким  образом, образы мужчин и женщин предстают  перед нами довольно стереотипными, и большинство этим образам верит.

Выделяют основные гендерные  стереотипы массового сознания, которые  транслируют масс-медиа, некоторые  из них, более популярные на сегодняшний  день:

- "Дело женщины - домашнее  хозяйство и воспитание детей". Этот стереотип настолько прочно  проник в мужское сознание, что  женщины, которые пытаются реализоваться  в общественной работе или  бизнесе, сталкиваются с ним  постоянно. Мужчины делают карьеру,  реализуют себя как личности  и общественные деятели. А женщины  воспитывают общих детей и  ведут общее домашнее хозяйство,  при этом тоже работая - на  бесперспективных низкооплачиваемых  должностях.

     - "Принятие решений - мужское дело».Несмотря на то, что женщины составляют большую часть населения, они по-прежнему отстранены от процесса принятия решений.

      -  «Женщина  без мужчины – неполноценный  член общества». Очень прочно  укоренившийся стереотип. «Порядочная  женщина должна выйти замуж,  родить детей и быть такой  как все». Излюбленный народный  стереотип. 

       - «Мужчина  во всех отношениях сильнее  и приспособленнее женщины».

И все эти стереотипы лишь незначительная часть из всех гендерных  стереотипов.

Необходимо отметить, что  в последнее время ситуация начинает меняться, в средствах массовой коммуникации все чаще стали появляться материалы как об активных и успешных женщинах, так и о мужчинах, готовых заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством. Гендерные стереотипы - рецедив патриархального сознания, культивирующегося в наших средствах массовой коммуникации , явление, которое искажает массовое сознание и тормозит развитие подлинно демократических средств массовой коммуникации и общества в целом. Сегодня многовековые гендерные стереотипы устарели, но они еще очень живучи. Поэтому очень важно, чтобы средства массовой коммуникации не укрепляли эти стереотипы, а помогали их изменять.

 

1.3. Возрастные стереотипы.

Во все времена взрослые предъявляли определенный набор  претензий к подрастающему поколению, находили массу изъянов в молодых  людях. Всегда существовал так называемый  конфликт «отцов и детей».

У молодого поколения сложился свой ряд стереотипов по отношению к старшему поколению:все пожилые люди похожи друг на друга,пожилые люди социально изолированы, большинство из них имеет слабое здоровье,увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин,большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими, умственные качества с возрастом ухудшаются (7, 51).

Как в отношении пожилых  людей, так и в отношении подростков срабатывает так называемый эффект гомогенности "чужой" группы, который  выражается в ощущении, что "они" "все на одно лицо" и отличаются от "нас" и "нашей группы". Стереотипы, в свою очередь, влияют на мироощущение стереотипизированных. Так, например, активная старость начинает восприниматься как исключение, а  пассивная и болезненная как  норма. Необходимо отметить разницу  между внутригрупповыми стереотипами, которые отличаются позитивной окрашенностью, и межгрупповыми стереотипами, например, мнение молодежи о людях преклонного  возраста.

В средствах массовой коммуникации ярко выражены стереотипы, которые сложились у молодёжи по отношению к пожилому поколению, и пожилого поколения по отношению к молодёжи.

1.4 Этнические  стереотипы.

     Представления об  иных этносах и культурах - неотъемлемая и принципиально  важная составляющая национального  самосознания, так как именно  эти представления позволяют  судить о том, как данная  нация видит свое место в  мире, как она определяет свое  отношение к другим культурам,  свои системы ценностей к системам  ценностей других народов.

В науке представления  одних народов о других получили наименование национальных или этнических образов и стереотипов. Они, как  правило, не только включают в себя те или иные мнения, но и отражают отношение, установку данной этнической группы к другим этносам. Уже простое  описание тех или иных черт содержит в себе определенный оценочный элемент.

Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.

Адекватность содержания этнических стереотипов действительности весьма проблематична. Скорее следует  полагать, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения  народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и  т. д.), где данные народы наиболее активно  контактировали.

 

Глава 2. Предубеждение.

2.1. Определение понятия «предубеждение».

     В современной  науке не существует однозначного толкования термина «предубеждение». Наиболее полным нам представляется определение, данное Денмарком (2003): предубеждение — это негативный аттитюд (установка), включающий негативные суждения и стереотипы, различный спектр негативных эмоциональных реакций (страх, ненависть, враждебность) и поведенческий компонент в виде намерения вести себя негативным образом по отношению к другим группам и индивидам на основе их принадлежности к соответствующей группе (. по 9).

В литературе, посвященной  рассмотрению предубеждений, межгрупповых отношений в целом, отмечается, что  предубеждение — результат действия многих взаимосвязанных факторов: экономических, политических, исторических, культурных, социально-структурных, социально-психологических. Большинство из существующих объяснений феномена предубеждений уходит своими корнями в психологию межгрупповых отношений (21).

Социобиологический подход. Его представители (Р. Херрнстейн, К. Мюррей, Д. Спербер, В. Рейнолдс, В. Фолгер, Н. Степан) рассматривают предубеждения  как результат борьбы за ограниченные ресурсы, необходимые для выживания, как проявление врождённых инстинктов, стремления сохранить свой вид, свою группу. Однако этот подход не объясняет  значительные индивидуальные различия в уровне предубеждённости, а также  содержание, динамику и направленность предубеждений.

Психоаналитический подход. З. Фрейд считал, что человеческая враждебность и предубеждённость проистекают  из свойственного всем людям инстинкта  смерти и разрушения. Межгрупповая враждебность возникает в результате переноса амбивалентных эмоциональных  отношений в семье в более широкий социальный контекст: отношение к лидеру и идентификация с собственной группой складываются по модели отношения к отцу в семье, агрессия же переносится на аутгруппу.

Согласно более поздним  психодинамическим теориям, предубеждённость — результат универсальных психологических  процессов, таких, как защитные механизмы. Эти процессы являются неосознанными  и, возникая из-за воздействия стресса, угрозы или фрустрации, находят выход  в предубежденности против меньшинств (А. Фрейд, Ж. Лапланш, Ж. Понталис, В. Менинжер, М. Лиф, Г. Блюм и др.) (10). Ярким примером психодинамического подхода является концепция «авторитарной личности», предложенная Т. Адорно и коллегами. Авторы предположили, что жесткий стиль воспитания приводит к подавлению враждебности против авторитетных фигур и к тенденции вымещать гнев и возмущение на слабых индивидах.

Необихевиористский подход. Дж. Доллард и Н. Миллер предложили концепцию, согласно которой агрессивное  поведение всегда является следствием фрустрации. Предубеждения как проявление агрессии, таким образом, являются результатом  фрустрации. Дж. Доллард и соавторы предположили, что влияние следующих  друг за другом фрустрирующих событий  сохраняется в течение определенного  времени и может быть совокупным (то есть происходит нарастание внутреннего  напряжения), а все агрессивные  акты при этом играют роль некоей формы  катарсиса, разрядки от напряжения.

Подход межгрупповых противоречий. Этот подход к изучению межгрупповой проблематики инициирован работами М. Шерифа, который ввёл в качестве объяснительного принципа категорию  «интеракции», отмечая, что именно непосредственное взаимодействие обусловливает характер межгрупповых отношений. К появлению  межгрупповой враждебности ведёт реальный конфликт интересов.

Когнитивный подход. В рамках когнитивного подхода предубеждение  объясняется несоответствием перцепции  окружающей социальной реальности, приводящей к ошибочным обобщениям и к  сверхупрощению, формированию необоснованных социальных аттитюдов и стереотипных суждений, иллюзорной корреляции и  каузальной атрибуции и к другим неточностям в категоризации, оценке и объяснении социальной сущности . Уолтер Липпман (1922) использовал слово «стереотип» для описания тенденции людей думать о ком-то или о чём-то схожим образом (как об имеющих схожие атрибуты), основываясь на общей черте, присущей каждому представителю данной категории.

Информация о работе Стереотипы и предубеждения в масс-медиа