Реклама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:52, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.

Файлы: 1 файл

курсовик новый вариант.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 

до н.э. получила значительное развитие  литература.  В  этот период вслед за такими  фольклорными  произведениями,  как  книга древних народных песен

«Шицзин», создается литература,  имеющая  индивидуального автора. Передовые тенденции древнекитайской литературы с особенной  полнотой воплотились в

творчестве поэта Цюй Юаня,  стремившегося   преобразить официальный книжный язык в разговорный. В изобразительных искусствах Китая второй половины  первого   тысячелетия до н.э. произошли также очень заметные изменения и сдвиги. В искусстве гораздо шире и разнообразнее стал круг сюжетов и тем: наряду с абстрактной символикой создаются  изображения  людей  и  реальных  животных.  Появляются новые виды искусства, усложняется и обогащается техника и мастерство.Раскопки, начатые  в  1950  г.  китайскими  археологами  в  провинциях Хэнань, Хунань и других областях Китая, обогатили знание  о  культуре  Китая периода Чжаньго (480-  221  гг.  до  н.э.).  Близ  города  Чанша  обнаружено большое  количество  памятников,  ярко  свидетельствующих   об   изменениях, происходящих в искусстве, и о высоком уровне культуры этого времени. В одном из погребений найдена  самая  древняя  из  известных  в  Китае картин, написанных на шелку. По ее художественному уровню  можно  заключить, что живопись существовала и в более  ранние  периоды,  но,  судя  по  общему характеру искусства раннего Чжоу, была, вероятно, гораздо более  условной  и абстрактной. Значительно отличается от предшествующих периодов стиль  и  содержание прикладного  искусства:  мелкой  пластики,  изделий из бронзы нефрита и керамики. Изготавливается много новых, ранее не встречавшихся художественных изделий, например зеркала, выплавляемые из высококачественной бронзы, полировавшиеся ртутью. Появляется много новых форм  бронзовых сосудов. Сосуды времени Чжаньго отличаются  большим изяществом   и   стройностью, виртуозной тонкостью орнамента. Им чужды массивность  и  тяжеловесность,  характеризующие  многие предшествующих эпох. Для  их  украшения  в  большом  количестве  применялись различные виды инкрустации драгоценными камнями, цветными металлами –  медью и серебром,

 

 

– а также позолота. Орнамент часто очень плоский. Для  тончайших мелких рисунков употреблялась техника гравировки. Образцом  бронзы   периода  

Чжаньго   является   сосуд   типа   «ху», представляющий собой высокий, гладкий,  стройный  кувшин  с  двумя  ручками, прикрепленными к кольцам, и невысоким изящным горлом. Весь  сосуд  от  горла до  основания  заполнен выгравированным  орнаментом. Узор по-прежнему расположен горизонтальными поясами и по вертикали разделен швами, но уже  не акцентированными, а выступающими на поверхности тонкими   графическими линиями. Характер  узора  совершенно  нов,  хотя  в  расположении  орнамента сохранены старые принципы  композиции.  Сюжетами  являются  различные  сцены борьбы зверей и охоты. Фигуры животных в искусстве Чжаньго выполнены с гораздо большей  долей реализма нежели люди. Большим совершенством отличаются изделия из нефрита. Из нефрита в этот период, как правило, изготавливали предметы роскоши. Этот камень, по представлениям древних китайцев, обладал свойством  охранять душу и тело. В погребениях периода Чжаньго найдены   многочисленные нефритовые предметы:  надгробные  украшения  типа «Хэи» в форме ажурного полукруга с рельефным резным узором, ритуальные диски типа  «би»,  серьги  и поясные пряжки. Мастерство тончайшей обработки и орнаментации художественных изделий достигло в  период Чжаньго блестящего развития и во  многом  превзошло  предшествующие  периоды древнего искусства. От периода Чжаньго дошли  и  первые  по  времени  китайские  расписные керамические сосуды. Роспись наносилась на них яркими минеральными красками после обжига. На керамических сосудах изображались  различные  животные  или поясами располагался характерный для того времени орнамент, несколько более сочный и крупный чем на изделиях из бронзы. Важным после сосудов отделом чжоунских бронз по популярности и художественной ценности считаются зеркала. Они занимают особое место в искусстве и культуре Китая. Их символика и функции намного превосходят значение как туалетной принадлежности или декоративно-прикладного искусства. Они постоянно фигурируют в китайских верованиях, обрядах и обычаях,

благодаря якобы способности оживлять усопших, высвечивать истинную сущность природных явлений и живых тварей, очищать от скверны и отпугивать

злые силы. Зеркала постоянно присутствуют в китайских погребениях, играя роль самостоятельного религиозно-ритуального предмета.  Орнаментика зеркал –

энциклопедия китайской художественной образности: от геометрических фигур и благопожелательных иероглифов до фигурных изображений и развернутых сцен на религиозно-мифологические темы. Во второй половине периода Чжоу декор зеркал исполнялся в технике инкрустации с использованием благородных металлов, что приближает их к произведениям ювелирного искусства. История китайского зеркала – наглядный пример постоянного взаимодействия художественного творчества с рациональными знаниями и технической мыслью, связи различных видов ремесленно-производственной деятельности с искусством. Эта взаимосвязь свойственна и двум другим отделам чжоуских бронз – оружию и украшениям.  Превращение оружейного дела в самостоятельную ремесленно-художественную отрасль тоже произошло в чжоускую эпоху. Изменился набор вооружения. Секиры-юэ сменились различными видами колюще-рубящего оружия. Заметно возрос художественный уровень изделий. Клинковые части покрывались узорами и дополнительно украшались пластическими изображениями на зооморфно-фантазийные темы. В оружейном деле дольше всего удержалась разработанная джоускими мастерами техника золотой и серебряной инкрустации. Основополагающей новацией чжоуского оружейного дела стало освоение меча. Особого внимания заслуживает другой отдел чжоуских бронзовых изделий – монеты. Первоначально они исполнялись из бронзового сплава и повторяли форму предметов (лопата, мотыга, нож, музыкальные инструменты). Затем были изобретены способы отливки монет посредством выпуклых патриц, которые получили широкое применение в Европе только в начале 19 в.

В заключительной трети 3 в. До н.э. Китай был вновь объединен под эгидой царства Цинь. Эта эпоха оставила значительный след в истории китайского искусства, став временем создания самых масштабных и не знающих себе

 

 

аналогов в мировой художественной культуре архитектурно-инженерных сооружений и произведений изобразительного искусства. Речь идет о

погребальном ансамбле Цинь-ши-хуан-ди (Рисунок 8).  Этот ансамбль занимал площадь в 56,25 кв. км. И состоял из трех основных архитектурно-художественных компонентов: надземной части усыпальницы, подземной части и погребального эскорта. Надземная часть усыпальницы была образована не только курганной насыпью. Под ней обнаружился архитектурно-инженерный комплекс – глинобитная конструкция в форме усеченной пирамиды, обнесенная двойной стеной. Этот комплекс имитировал крепость или укрепленный дворец. Ранее подобного в древнекитайской похоронной обрядности не встречалось. Погребальный  ансамбль Цинь-ши-хуан-ди состоит из восьми с лишним тысяч глиняных скульптур воинов и лошадей и моделей колесниц, размещенных в трех специально приготовленных для этого полуподземных помещениях-котлованах, которые располагаются прямо друг за другом к востоку от усыпальницы. Все скульптуры и модели выполнены в натуральную величину. При рассмотрении глиняных воинов бросается в глаза предельно реалистическая и детализованная манера их исполнения. Переданы мельчайшие детали воинского облачения, вплоть до конструктивных элементов доспехов, поясов и поясных пряжек. Позы воинов стереотипны и статичны. «Глиняная армия» Цинь-ши-хуан-ди не только подтвердила существование в Древнем Китае развитой традиции изобразительного искусства, но и открыла многие его типологические особенности. Становится еще более ясной непрерывная линия преемственности истории китайского художественного творчества, начиняя с ранних эпох. В циньскую эпоху окончательно утвердились художественно-эстетические трактовки образа человека, которые принципиально отличают китайское изобразительное искусство. Это отсутствие в Китае интереса к эстетике человеческого тела. Фигура человека, его облачение служат лишь способом передачи движения, социального статуса и рода профессиональной деятельности персонажей.

 

 

Эпоха Хань осталась самым могущественным, достигшим наивысшего духовного процветания древним государством. Период Хань – время блестящего рассвета культуры Древнего Китая. В это время получает особенное развитие

монументальное искусство  –  скульптура  и живопись. В ханьском искусстве  ясно  видна  уже  повсеместная  тенденция  к единству стиля, связанная  с 

объединением  государства  и  установлением  в Китае широкого культурного общения. Эту тенденцию можно проследить и в архитектуре. Об облике  ханьских городов составить полное понятие еще довольно  трудно.  В  основных чертах план древнего китайского города сложился еще в  конце  периода  Чжоу.  Ханьские города достигали больших размеров  и  отличались установившимися   принципами   планировки. Раскинувшиеся на большом пространстве, они обносились крепостными стенами  с    башнями и многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей. В центре города находилась запретная часть с императорским  дворцом. По случайно уцелевшим артефактам можно сказать, что основное место в нем по-прежнему занимали бронзовые и нефритовые изделия, включая оружие, украшения и предметы роскоши. Ханьское лаковое, шелковое, керамическое и ювелирное дело опирались на художественный опыт и достижения чжоуской эпохи, бронзолитейное производство претерпело заметные изменения. Формы и орнаментация бронзовых сосудов окончательно упростились, а их число в погребальном инвентаре уменьшилось. Зато популярность и художественный уровень бронзовых изделий интерьерно-бытового предназначения повысились. В них по-прежнему воспроизводятся скульптурные изображения и целые пластические сцены как бытоописательного, так и мифологического характера. В глубокой древности в искусстве Китая сложились прочные традиции и каноны, которые в последующие периоды продолжали совершенствоваться. Завораживающий мир этого искусства основывался на мифологических представлениях и религиозных учениях, которые были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего в государстве.

 

 

2 Особенности архитектуры Древнего Китая

 

Вдали от мест формирования европейской и переднеазиатской культур развивались древние цивилизации Индии и Китая, архитектура которых различна, но имеет и нечто общее: она характеризуется тяжеловесной пластикой форм, нагромождением деталей.  Общественное устройство, формы мышления и материального производства в этих странах отли­чались постоянством. Это накладывало свою печать и на архитектуру: нечто раз установленное превра­щалось в канон, от которого архитектор не должен был отступать. Особенно отличалась этим архитекту­ра Китая, где даже детали конструкций и цвета окраски архитектурных элементов были канонизированы, имели характер религиозного догмата, который нельзя было нару­шать.

Китай - огромная страна, простирающаяся от тропических джунглей на юге до холодных скал Приамурья на севере. Многообразны природно-географические условия в разных частях территории страны, различны скла­дывавшиеся в тех или иных местностях строительные и архитектурно-плани­ровочные приемы. Однако в процессе четырех тысячелетней истории Китая политическая и национальная консолидация, консерватизм общественного быта и догматизм господствующих идеологий сказались на особенностях архитектуры, обусловив ее характерные обще китайские стилевые черты.

В отличие от древних цивилизаций Ближнего Востока, в Китае не сохранились архитектурные памятники далекого прошлого. Древние китайцы строили из дерева и глиняных кирпичей, а эти материалы быстро уничтожаются временем. Поэтому памятников древнего и раннего искусства до нас дошло крайне мало. Города, состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались, пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их места новые. В настоящее время трудно показать последовательную картину развития архитектуры Китая до танского времени. Первые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые общины, строившие свои круглые или

 

квадратные в плане, заглубленные в землю хижины на защищенных валом и рвом городищах. В центральной части такого поселения располагалось обширное

прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка располагалось кладбище. По всей видимости, уже тогда начали формироваться те представления о мире и месте жилища в нем, которые определили впоследствии облик китайского города и дома. Например, круг и квадрат в архитектуре приобрели символическое значение и связывались первый с землей, второй - с небом. Первые города появились несколько позднее, в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром - таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии, именно так были построены города Лоян и Чанъань - древнейшие столицы Китая. К III веку до н.э. (эпоха Воюющих царств) относится первый трактат об архитектуре "Чжоу ли", где закреплялась иерархическая структура города и указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен. Это время считается временем наивысшего развития древнекитайской архитектуры, именно тогда, при легендарном императоре Цинь Шихуан-ди началось строительство Великой китайской стены -  самого грандиозного  архитектурного  сооружением этого времени(Рисунок9 ).  Начало постройки которой относится к 4-3 вв. до н.э. Стена строилась по северной границе Китая и предназначалась для защиты страны от набегов кочевников, а  также  защищала  поля  от  песков  пустыни. Местом начала  строительства  Китайской  стены  считается  северно-восточная область Китая. Вдоль простирающихся на запад и на юг горных хребтов  и  было основано это могучее крепостное сооружение. Вначале стена не была единой. Ее  строительство  велось  по  частям  и переменно, в отдельных царствах периода Чжаньго. Лишь  в  конце 3 века до н.э., после объединения страны, разрозненные  части  стены  были  соединены вместе. Первоначально ее  длина  равнялась  приблизительно 750 км., после различных достроек, произведенных на

 

протяжении веков,  она  превысила  3000 км. Китайская стена поистине является одним из  самых  величайших  древних памятников  мирового  зодчества.  По 

неприступным  голым  крутым  и   диким вершинам гор поднимается она иногда почти отвесно, как бы  сливаясь  воедино с  могучей  и  суровой  природой,  образуя  причудливые  петли   и   уходя бесконечно далеко широкой белой  полосой,  отделяющей  горы  от  равнин.  По грандиозному размаху, суровости  и  монументальности  это  сооружение  можно сопоставить с египетскими пирамидами. Строители стены придерживались  того правила, чтобы  вести  ее  только  вдоль  труднопроходимых  горных  хребтов, поэтому она часто образуют настолько  крутые  петли,  что  расстояние  между двумя участками стены через  ущелье  равняется  всего  500-700  метров.  При постройке  стены  в  разных местах пользовались разными материалами. В основном  она  сложена  из   плотно   утрамбованного   лесса   или   камыша пересыпанного песком и обмазанного глиной.  Позднее  стена  была  облицована светло-серым камнем. Средняя ее высота от 5 до 10 м., средняя  ширина  от  5 до 8 м. По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и  проложена  дорога, по которой могли передвигаться колонны войск. Примерно через каждые  100-150 м. по всей длине стены сооружены  квадратные  сторожевые  башни,  где  жила стража и откуда подавались световые сигналы при приближении  неприятеля. Высокие и массивные башни с рубчатым верхом имеют  небольшие  окна,  тяжелые невысокие входные арки и внутренние помещения. На всем протяжении стены по верху в ее конце были сделаны проходы с  лестницами,  позволяющие  выйти на одну из сторон. Суровый  ландшафт  северокитайских   гор, лишенных растительности, особенно  подчеркивает  лаконичность  и  строгую  простоту  этого   древнего крепостного сооружения.  В  основных чертах план древнего китайского города сложился еще в  конце  периода  Чжоу. Раскинувшиеся на большом пространстве, они обносились крепостными стенами  с    башнями и многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей. В центре города находилась запретная часть с императорским  дворцом. Город  являлся  средоточием  ремесла, культуры и торговли. Дворцовые сооружения, башни и

 

дома знати выделялись среди других построек своими размерами и роскошной отделкой. Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие еще к

очень древним  временам, изложены уже в «Шицзине». На подготовленной   и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент, облицованный  камнем или  мрамором.  На  этом  фундаменте  возводился  основной  каркас   здания, состоящий из деревянных столбов,  связанных  поперечными  перекладинами.  На каркас опиралась широкая и высокая  крыша,  которая  была самой большой  и тяжелой частью здания. По образному  представлению древних китайцев, она должна была производить впечатление  развернутых  крыльев  летящего  фазана. Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках  китайского  зодчества, предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек – так называемого доу-гун. Доу-гун представляет   собой   своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая опорный  столб  в  месте  его  соединения  с горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит для большого выноса широких  крыш, равномерно распределяя их тяжесть. В архитектуре  периода Хань доу-гун используется в качестве  отдельных декоративно обработанных архитектурных узлов, расположенных  по  углам  и  в центре здания, в отличие от более поздних  периодов, когда он представлял собой ажурный фриз, проходящий под  крышей  вдоль  всей  стены.  Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкие деревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами, которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года. О рядовых жилых постройках можно составить представление по  найденным в погребениях глиняным медалям, а особенно по сохранившимся изображениям домов и усадеб, высеченным на каменных плитах, украшавших гробницы. Судя  по ним, облик усадьбы в ханьское время был  однотипным  и  сохранился без  существенных  изменений  на  протяжении последующих веков. Усадьба состояла из нескольких жилых и служебных  построек,  размещенных во дворе, обнесенном стенами с воротами.  Строения,

Информация о работе Реклама