Реклама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:52, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.

Файлы: 1 файл

курсовик новый вариант.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)


34

 

Введение

 

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. История культуры Древнего Китая охватывает длительный период, насчитывавший около пяти тысячелетий своего существования. Очень важной особенностью культуры Древнего Китая  является то, что с древнейших времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно, сохранив многие культурные центры на протяжении веков. Этим в значительной степени определилась устойчивость традиций в искусстве Китая. Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и некоторые его характерные черты не меняются на протяжении времени вплоть до наших дней. Изучением  культуры Древнего Китая занимались многие исследователи, как русские, так и зарубежные. В книге «Искусство Древнего мира», Москва, «Детская литература» 1989 г.  Виноградова Н.А. и Дмитриева Н.А. в доступной форме излагают сведения о традиционной культуре Китая, рассматривают концепции политического устройства общества в различные исторические периоды, основные учения, религии и культы, наиболее значительные литературные памятники. Прослеживается преемственность традиций в китайском обществе, служащая залогом современного динамичного развития одной из древнейших мировых цивилизаций. Книга английского профессора С.П.Фицджеральда  «Китай. Краткая история культуры», « Евразия», 1998 г.  – это обширный и глубокий очерк истории Китая от неолита до конца XIX века, в котором достойное внимание уделено духовной культуре, искусству и литературе традиционного Китая. Совмещает в себе научность, легкость и увлекательность повествования. Кравцова М.Е. в книге « История культуры Китая», серия «Мир культуры», «Лань», 2003 г дает полную историю развития и состояния культуры Китая от глубокой древности и до наших дней и во всех образующих ее традициях и духовных ценностях. Рассматривает и объясняет возникновение, сущность и главные отличительные особенности китайских представлений о мире

 

 

и человеке, верований, культов, философских учений, политической и художественной культуры, поведенческих принципов личности. Соколова М.В. в книге «Мировая культура и искусство.», издательство «Академия», 2007 г., систематизирует наиболее важные факты и главные тенденции мировой культуры и искусства, рассматривает основные этапы развития художественной культуры от первобытности до XX в. Мировая культура Востока, Запада и России представлена как единое целое при всем многообразии ее проявлений. «Мировая художественная культура», Садохин А.П.,  «Юнити», 2008 г. - автор кратко рассматривает происхождение, сущность и структуру художественной культуры. Дает характеристику социально-историческим условиям возникновения и этапам развития каждого регионального и временного типа художественной культуры. На примерах всемирно известных памятников архитектуры, скульптуры, живописи, литературы показывает особенности основных направлений и стилей художественной культуры, раскрывает творческую манеру их создателей.

Цель данной работы - выяснить, в чем особенность и основные черты искусства Древнего Китая по сравнению с Древней Индией. Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать факторы, способствовавшие формированию искусства Древнего Китая, показать особенности искусства, проанализировать развитие искусства и сравнить с искусством Древней Индии. Данная тема является актуальной для нашего времени, так как еще на исходе 19в. многие на Западе тревожились о судьбе мира культуры. Они понимали, что  настают времена, когда люди и континенты, религии и искусства в разных частях света должны услышать друг друга. Услышать, и встретится, чтобы спасти  распадающийся на глазах мир. Именно тогда в общественной мысли и искусстве пробудился интерес к Востоку, т.е. к «Древнему», что помогло бы осознать самих себя и получить заряд энергии для собственных новаций. Искусство Древнего Китая интереснейшее искусство, имеющее ряд этапов своего развития, которое необходимо рассмотреть. Древний

 

 

Китай представляют четыре исторические эпохи: Шан-Инь(1600-1046гг. до н.э.), Чжоу(1046-221гг. до н.э.), Цинь(221-207гг. до н. э.) и Хань(206г. до н.э - 220н.э.),

с одноименными государственными образованиями, из которых два последних  уже являются империями. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Факторы, способствовавшие формированию искусства Древнего Китая

 

Шан -  Инь – древнейшее китайское государство, историчность которого исчерпывающе доказана археологическими материалами. Его название состоит из дыух терминов: шан – самоназвание народности, основавшей это государство, инь – название его последней столицы. Экономика была еще очень примитивной, но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя  рыболовство и охота играли еще большую роль. Возникло первое  государство, во главе которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло;  зародились примитивные формы обмена между племенами. В структуре общества сохранились многие черты родового строя;  продолжали существовать сильные общины, имевшие свое родовое имя. В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Важнейшим памятником раннеиньского (шанского) периода является комплекс Эрлиган – по степени развитости и отчетливости инфраструктуры – полноценный город. Он   имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе. В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и  дерево, иногда применялся камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь по дошедшим до нас пиктограммам, которые изображают  дома  и  сторожевые  башни. Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно, служила солома, так как ни остатков  черепицы, ни  деревянных  покрытий  не обнаружено. Здесь были найдены керамические сосуды с глазурным покрытием, нефритовые изделия, комплект глиняных скульптурок в виде животных (бараны, тигры, птицы, рыбы), выполненные в натуралистической манере (Рисунок 1). Главным позднеиньским памятником является аньяновский комплекс (Рисунок 2). Столица вновь предстает перед нами грандиозным и четко спланированным

 

 

городом, не территории которого располагались дворцы, храмы, жилые и ремесленные кварталы. Но аньяновский архитектурный комплекс по своей

планировке отличается от эрлигановских дворцов и храмов.  Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание  довольно больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину).  Внутри  здания  было расположено  3  ряда  колонн,  базами  которых  служили  врытые  в  земляную платформу каменные, обточенные  глыбы  и  бронзовые  диски.  Таким  образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период  Инь уже были выработаны некоторые архитектурные приемы  и  формы,  которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества. Раскопками обнаружено  большое  число остатков  жилищ,  на  окраинах города найдены поселения ремесленников, мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено  мощеная булыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям. Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из самых различных слоев общества. Отделка и  инвентарь  гробниц  указывает  на наличие классового расслоения. Царские гробницы  содержат  особенно  большое количество различных  предметов  быта,  бронзовых  и  керамических  изделий, мраморных скульптур. В могилах  людей  незнатного  происхождения  помещались лишь глиняные сосуды и грубая утварь. Гробницы знати были грандиозными по  размерам. Одна из обнаруженных близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает  1615  м3. Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно  пригнанными  друг  к  другу. Помещение состояло из входов  с  лестницами,  нижнего  зала,  куда  ставился саркофаг, и верхнего, где размещались  различные  предметы,  а  также  трупы людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. На поверхности не сооружалось ни мощеных храмов,  ни  построек. Стены и потолки богатых гробниц  покрывались  резьбой, инкрустацией и росписью. Роспись исполнялась, по всей видимости, красной краской (ее следы были обнаружены).

 

 

Мотивами орнаментации  гробниц  являлись  условные  изображения животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах. Все предметы, которые помещались

в гробницах, были связаны с определенными  религиозными  представлениями  и  имели уже установленное традицией назначение. Отсюда можно сделать вывод,

что при Поздней Инь китайская похоронная обрядность претерпела качественные изменения по сравнению с эрлигановским периодом, начала формироваться традиция погребального изобразительного искусства. Это относится и к произведениям скульптуры.  В  Аньяне найдены мраморные фигуры фантастических существ:  человека-тигра  и  хищного рогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной  силы,  традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично  построенной  маски  с круглыми глазами на плоской морде, с рогами и  клыками  в  форме  завитков (Рисунок 3). Статуя человека-тигра должна была отпугивать от  гробницы  злых  демонов. Самыми уникальными и ценными находками этого периода признаются «надписи на гадальных костях» (Рисунок 4). Это – тексты, нанесенные на кости домашних животных или человека, а также на черепашьи панцири. Эти тексты состоят из особых письменных знаков – пиктограмм, являющихся древнейшими формами китайских иероглифов. Наиболее многочисленными среди   произведений  искусства периода Шан (Инь) являются изделия из бронзы,  особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения, найденные в погребениях (Рисунок 5). По стилю они очень близки  к скульптуре этого времени. Однако формы и узоры  сосудов  отличаются большим совершенством и виртуозным техническим мастерством, свидетельствуют об уже зрелой художественной традиции. Иногда  рисунок на сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать  только в лупу. Инвентарь погребений Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи  бронзы в Китае. Удивительное  мастерство  и  проработанность  каждой  детали на бронзовых изделиях достигались совершенной для того времени техникой литья. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего  бронза  плавилась сразу в нескольких котлах. Сосуды в соответствии с их

 

назначением имели определенные традиционные формы, многие из которых идут еще от неолита. Однако именно в шанское  время начинает  складываться  тот  орнаментальных  художественный  стиль, черты которого сохранились в дальнейшем  на  протяжении  веков.  Таковы  «цзюэ»  – сосуд на трех расходящихся книзу ножках, украшенный рельефным  узором;  «гу» – высокий, стройный, расширяющийся к низу и к верху, предназначавшийся  для жертвенных возлияний; сосуд «дин» – в форме широкой  чаши  не  трех  ножках; «гуй» – котлы с двумя ручками, предназначавшиеся для варки  пищи.  Некоторые сосуды изготовлялись специально для  захоронений.  Их  легко  отличить:  они делались либо без дна, либо с припаянной крышкой, изготовлялись  из  металла низкого качества и были бедны на узоры. Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями, а внутри имеют иероглифические надписи – дарственные или указывающие на  имя владельца. Содержание искусства периода Шан (Инь)  еще  мало  известно,  его символические образы далеки от реальности. Воплощенные в  них  представления переданы в абстрактной форме. Самыми распространенными  узорами  на  сосудах являются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а  также мотивы фантастических и полуфантастических животных, в том  числе  драконов, помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы. В узоре бронзовых сосудов периода Шан  (Инь)  на  фоне  очень  мелких, тонких  линий  выделяется  более  выпуклый орнамент, из которого резко выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных(Рисунок 6). Арсенал иньского бронзового оружия состоит из секир-юэ, клевцов-гэ и кинжалов с отдельной орнаментированной рукояткой. Кинжалы использовались не только в бою или на охоте, но и в ритуальных целях. В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по  камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно  твердого  камня  нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для  культовых  церемоний, и предметы роскоши. В шанских погребениях найдено много различных  предметов  из  нефрита. Это  оружие,  серьги,  украшения  в  форме рыб, птиц, зверей, искусно

 

выточенные, покрытые  характерным  для  того  времени  орнаментом  и  гладко отшлифованные. Памятники  искусства  периода  Шан  (Инь)  свидетельствуют о

высоком для своего времени художественном  мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого  получили  дальнейшее

развитие в последующий период истории Китая, получивший  название  Чжоу,  по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 веке до нашей эры.

Период Чжоу, охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., в  экономическом и политическом отношениях не был единым и, в свою очередь, разделялся  на  ряд исторических этапов, наиболее значительными из которых были  периоды  Чуньцю (722-481 г.г. до н.э.) и Чжаньго (480-221 г.г. до н.э.). Каковы бы ни были подлинные этнокультурные корни чжоусцев, они восприняли все важнейшие достижения иньцев. Гибель Шань – Инь и возникновение нового государства не привели к исчезновению или искажению того художественно-культурного субстата, который сложился в иньскую эпоху.  К  началу первого тысячелетия до н.э. в Китае окончательно   сложилась  древневосточная деспотия, и образовалось большое и сильное царство. Чжоуская эпоха ознаменовалась бурными новаторскими процессами, охватившими все сферы жизнедеятельности китайского общества и в равной мере проходившими во всех регионах, княжествах и царствах. Вместе с дальнейшим развитием сельского   хозяйства совершенствовались ремесла. Важнейшим процессом стало утверждение черной металлургии. На протяжении раннечжоуского периода продолжали производиться железные изделия, в первую очередь оружие (наконечники для копий и стрел, клевцы) и орудия труда (хозяйственные ножи). Тогда же китайские мастера приступили к освоению выплавки чугуна. Из него отливались скульптурные изображения и архитектурно-инженерные сооружения. Сталь использовалась как в оружейном деле, так и при изготовлении некоторых деталей построек. Изделия ремесленных мастерских шли на рынок, велся обмен и между городами. Культура Чжоу восприняла и развила многое из культуры  Шан  (Инь) – письменность, архитектурные приемы, религиозные представления. Определяющим культурно-идеологическим  процессом чжоуской эпохи является

 

переход от архаико-религиозного типа мировоззрения к философскому. Этот переход осуществился в позднечжоуский период. Почти одновременно возникло

значительное число самостоятельных философских направлений и школ. Ведущими из них традиционно считаются: конфуцианство, даосизм, легизм,

моизм. Становление философской мысли сопровождалось формированием литературно-книжной традиции. Древнейшим книжным материалом служили бамбуковые и деревянные планки. В настоящее время известны более 4000 чжоуских памятников. В период Чжоу выработалась городская планировка, которая в своей основе продолжала существовать  в Китае и в дальнейшем, претерпев лишь небольшие изменения. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно, но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоу художественные традиции еще не претерпели  больших  изменений. От этого времени дошли сосуды, формы которых мало чем отличаются от шанских. Но уже начиная с 9-8 вв. до н.э. появились заметные изменения. Они коснулись репертуара изделий. Стали производиться сосуды, музыкальные инструменты, оружие, зеркала, украшения, предметы интерьера (мебель, осветительные приборы), детали колесниц и конского убранства, архитектурные детали(основания колонн), измерительные приборы, средства денежного обращения (монеты), пластика. Многие из этих отделов зародились еще в позднеиньский период, но только при Чжоу превратились в самостоятельные художественные отрасли. Параллельно с расширением репертуара изделий наблюдается и значительное обновление их категорий и форм. В этот период наряду с  большим  ростом  бронзолитейного  мастерства  произошла  известная стабилизация и упрощение форм бронзовых сосудов  по сравнению с шанскими (рисунок 7). Некоторые из них, например «цзюэ», стали встречаться редко, некоторые сильно  видоизменились.  Появился ряд совершенно новых форм. Наряду с роскошными культовыми сосудами изготовлялись более дешевые, сделанные  из свинца, встречавшиеся в период Шан (Инь)  очень  редко.  Узоры  стали  менее крупными  выпуклыми.  Изображения  животных, которые  в шанский период выделялись на поверхности

 

сосуда как самостоятельные орнаментальные  детали, теперь получили подчиненный характер. Орнамент, располагающийся поясами, теперь иногда  почти  отсутствует  или  заполняет  собой  небольшую часть поверхности сосуда. Почти исчезло изображение маски «таоте»  и другие фантастические мотивы, характерные для символического орнамента. Изменился и характер подписей  на  сосудах. Шанские подписи обычно лаконичны по содержанию и строги по стилю исполнения. Среди чжоуских встречаются  длинные надписи, довольно различные по стилю в зависимости  от места изготовления бронзы. Это различие в стиле написания иероглифов указывает на большое развитие и широкое распространение письменности  в  это  время.  Характерными для раннего искусства Чжоу является  бронзовый  сосуд «гуй», предназначенный  для  жертвоприношений,  возвышающийся на массивном основании и имеющий по бокам  две далеко выступающие ручки. Средняя его часть украшена обычным для чжоуской бронзы  гофрированными  вертикальными полосами. Верхний и нижний пояски заполнены узором в виде драконов и  слегка выступающими на этом фоне звериными мордами. Тяжелые круглые  ручки  в  виде очень обобщенных фигур животных подчеркивают тяжеловесность и  приземистость сосуда. Чжоуские сосуды часто имеют форму  зверей  или  птиц.  Примером  таких зооморфных сосудов может служить сосуд  в  виде  совы.    Религиозно-символическое значение имели также бронзовые сосуды в форме слонов, баранов, а также изделия из нефрита, в большом количестве изготовлявшиеся в период Чжоу. Особенно много найдено в погребениях отшлифованных дисков  «би», символизировавшие небо, которое древним китайцам  представлялось  плоским  и круглым.  Диски  делались  из  разнообразных  пород  нефрита  и  покрывались узором, изображавшим драконов и зверей, или декоративными бугорками. К середине 1 тысячелетия до н.э. в хозяйственной  и  культурной  жизни Древнего Китая произошли большие  изменения. Замена каменных  и  бронзовых орудий  железными  открыла  новые  возможности  для  развития  земледелия  и ремесла. В 5 в. до н.э. государство Чжоу распалось на ряд отдельных  царств, в связи с чем этот период  получил  название Чжаньго, то есть «Борющихся царств». В 5-3 вв.

Информация о работе Реклама