Особенности PR-деятельности в политической сфере (на примере местного отделения Томского района ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:30, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить особенности PR-деятельности в политической сфере.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы PR-деятельности
2. Описать основные PR-технологии и методы
3. Рассмотреть особенности применения PR-технологий в политике
4. Изучить основные характеристики, структуру и идеологию партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
5. Изучить и проанализировать PR-деятельность местных отделений Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Становление и развитие PR, как общественно значимого вида деятельности.
1.2. Методы и технологии, используемые в PR-деятельности
1.3. Специфика PR-деятельности в политической сфере
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ТОМСКОГО РАЙОНА ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
2.1. ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: основные характеристики, идеология, структура
2.2. Особенности и механизмы организации PR-деятельности местного отделения Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Приведем примеры высказываний: «необходимо, чтобы провели воду, наша водокачка работает, когда вздумается, совсем уже одурели, начинается поливной сезон, вода сразу заканчивается, говорят, что надо ждать дождей»;

«водоканал работает плохо, вода грязная, а это все - плохая экология,  ничего не устраивает; забыли про районы, воду отключать хотят».

Часть респондентов, как правило, это молодежь и пенсионеры,  в числе нерешенных вопросов называли отсутствие возможностей для самореализации, занятия спортом, проведения свободного времени (6 человек)

Приведем примеры высказываний: «заняться молодежью, их нравственным состоянием»; «пенсионерам пойти совсем некуда, нет места отдыха и досуга»; «помогать развиваться району, культуре,  культурный упадок кругом».

 По мнению  6 респондентов  на сегодняшний день в районе  весьма  нерационально, «варварски»  осуществляется вырубка лесов, что приводит к серьезным экологическим проблемам.

Приведем примеры высказываний: «необходимо прекратить варварскую вырубку лесов, они нас только и спасают, а то скоро дышать нечем»; «прекращение варварской вырубки лесов»; «лес вырубают».

На проблемы с медицинским обслуживанием указали 6 респондентов. Жители Томского района недовольны качеством медицинских услуг, отсутствием хороших специалистов, нехваткой современного оборудования. 

Приведем примеры высказываний: «медицинское обслуживание плохое, неорганизованное, мы лечимся больше травами, чем в такие больницы ходить, тем более, далеко ездить»; «в больницу нужно ездить в город, а транспорт дорогой».

Свое недовольство нерешенностью  «детского вопроса» высказали 5 респондентов. В числе направлений, требующих пристального внимания были обозначены:  отсутствие мест и дороговизна содержания детей в детских садах, низкий размер детских пособий.

Приведем примеры высказываний: «школы и детские сады в нищенском состоянии большая оплата», «ремонт за счет родителей»; «малое количество детских садов».

Как показали результаты обработки  материала, больше половины респондентов указали на то, что среди проблем  Томского района наиболее актуальными  являются низкий уровень благосостояний населения, упадок села, отсутствие предприятий, безработица, отсутствие возможности самореализации и проведения досуга, а также высокая стоимость услуг ЖКХ.

Еще в ходе интервью респондентов просили завершить предложение: «Я считаю, что депутат Законодательной Думы Томской области должен решать такие проблемы, как…». Проинтерпретируем данные, полученные в  результате качественного анализа. 

Смысл первой, наиболее многочисленной  группы высказываний можно свести к  единому знаменателю: «депутат должен решать проблемы простых людей, а  не свои собственные». Иначе говоря,  респонденты выделяют не какую-то конкретную проблему, а настаивают на необходимости учета нужд и потребностей избирателей, депутат по определению - защитник народа. Кроме того, в высказываниях весьма четко прослеживается  мысль –  наш депутат должен решать реальные и по сути дела, а не надуманные (например, возраст вступления в брак, перевод часов). Такое акцентирование, по всей видимости, является результатом сложившегося стереотипа: «депутат – бездельник, проедает деньги зря», который и оформляет требование «решать наши проблемы».    

Это требование выдвигают 25 жителей района.

Приведем примеры высказываний: «должны решать народные проблемы, должны планировать все на 4 года и отчитаться перед народом»;

«должен действовать, решать все актуальные вопросы населения»; «благополучие избирателей - вот его основная проблема».

Часто респонденты отмечали, что депутат должен разрабатывать законы, способствующие развитию области и района (17 человек). Жители района предполагают, что эффективная законодательная деятельность положительно скажется на развитии основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и экономики области в целом. Здесь ключевым является слово «развитие», которое в некоторых случаях противопоставляется понятию «борьбы»: борьбы со злом, с коррупцией и т.д. Один из  респондентов отметил: «поднимать деревню, развивать, а не бороться  «с ветряными мельницами».

Приведем примеры высказываний: «необходимо определять перспективы развития как области, так и района»; «бюджет наполнять Томской области, развивать,  законы для этого издавать».

Спектр социальных вопросов, требующих внимания депутата, формируют проблемы медицинского обслуживания, выплаты детских пособий, дошкольного и дополнительного образования. 16 участников исследования считают, что социальная сфера должна стать приоритетом в работе депутата.  В качестве наиболее уязвимых слоев населения, требующих пристального внимания депутатского корпуса, весьма часто назывались пенсионеры и  подрастающее поколение, молодежь.

Приведем примеры высказываний: «у нас одна беда -  медицинское обслуживание, надо еще повысить пенсию, пусть сами попробуют пожить на нашу пенсию»; «организовать досуг для молодежи, делать все возможное для того, чтобы молодежь могла себя реализовать»; «создать условия для молодых людей, чтобы они могли работать и оставаться в районе, а не мчаться в город».

11 человек рассчитывают, что  депутат ЗД ТО должен в первую  очередь «заморозить» тарифы ЖКХ.

Приведем примеры высказываний: «должен решать проблемы ЖКХ: снизить плату за электроэнергию,  коммунальные платежи, в общем»; «что-то делать с высокими ценами на коммунальные услуги»; «высокие квартплаты вымотали народ весь, вот пусть их и решают».

Заботу о благосостоянии населения (прежде всего, увеличение доходов населения) в число первоочередных задач депутата ЗД ТО отнесли 10 жителей Томского района.

Приведем примеры высказываний: «должен улучшать жизнь населения, сделать людям нормальные зарплаты»; «низкие доходы сейчас у всего населения,  надо поднять зарплаты врачам, тогда качество медобслуживания будет лучше».

Еще одним направлением деятельности депутата, как считают 10  респондентов, должно быть развитие промышленности, создание новых производств и рабочих мест. 

Приведем примеры высказываний: «необходимо открывать предприятия»; «надо создавать программы экономического развития области», «отстаивать финансовые интересы»; «необходимо создавать рабочие места, открывать предприятия».

Таким образом, обобщая представленные данные, следует отметить, что в числе проблем, входящих в компетенцию областного депутата, наибольшее число жителей района определяют, прежде всего, так называемые «народные, житейские», т.е. все вопросы, с которыми избиратели обращаются к своему представителю в зд ТО. Кроме того, народный избранник должен работать на комплексное развитие региона и заниматься решением социальных вопросов.

На основании результатов  исследования, полученных данных и особенностях политического PR нами был разработан проект кампании А.А. Терещенко (кандидата в депутаты от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)  на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области пятого созыва.

Основная идея кампания заключается  в том, что кандидат – житель Томского района, которому не безразлична судьба своего муниципального образования. Поэтому готов приложить максимум усилий, для того чтобы Томский район стал территорией счастливого детства, развития и стабильности. Таким образом, вся кампания делилась на три больших блока. Для первого блока «Томский район – территория счастливого детства» был разработан слоган «Растите счастливыми!», который в АПМ оформлялся как прямая речь с подписью кандидата. Основными тезисами данной программы А.А. Терещенко были «Я планирую сделать все возможное, чтобы образование в Томском районе отвечало всем современным требованиям; детское здравоохранение было качественным и доступным; детский спорт развивался в каждом населенном пункте нашего района. Только тогда, когда мы сможем реализовать все эти планы, наш район станет территорией счастливого детства».

Второй блок получил название «Томский район – территория развития».

Слоган – «Работать, чтобы жить лучше!». Главная идея - реализация крупных инвестиционных проектов и сохранения всех  действующих предприятий. В данном блоке говорится о том, что «предприятия - это, в первую очередь, рабочие места для наших жителей, это бюджет района, который формируется благодаря отчислению налогов, это потенциальные инвесторы для грандиозных и перспективных проектов Томского района».

Плюс к этому необходимо совершенствование коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры. Это те самые «больные» темы - дороги, водопроводы, газификация, теплотрассы. Важность развитой инфраструктуры невозможно переоценить: «без нее не то, что завод, дом строить не станешь».

Для третьего блока кампании был разработан слоган – «С заботой о людях!». Смысловая нагрузка блока: «Планируется создать в Томском районе условия для стабильной и достойной жизни. Это невозможно без сохранения всех социальных обязательств в полном объеме; повышения качества жизни наших пенсионеров».

В соответствии с основной идеей кампании в течение ноября  2011 г. запланировано было запустить 4 волны. Превентивная кампания: 5-6 ноября расклейка плакатов «Томский район – территория счастливого детства», «Томский район – территория развития», «Томский район – территория стабильности». Слоганы в плакатах оформляются как прямая речь кандидата.

Первая волна: (12-13 ноября) – распространение буклетов «Томский район: территория счастливого детства». Содержание: Обращение кандидата к избирателям (акцент на детстве, личная информация кандидата о своей семье, своих детях), информация о том, что в этой сфере планируется реализоваться в ближайшем будущем, полезная информация для родителей с телефонами.

Вторая волна: (19-20 ноября) – распространение буклетов «Томский район: территория развития». Содержание: Обращение к избирателям (акцент на своем непрестанном трудовом опыте): информация о том, что планируется сделать на округе для работающего класса (педагоги, медики, сельхозники, бизнес). Информация о проектах, касающихся округа, плюс полезная информация о программах с контактными телефонами (Например, «Бизнес-старт», «Первый шаг», «Жилье для молодых специалистов»)

Третья волна: (26-27 ноября) – распространение буклетов «Томский район: территория стабильности» + социальная карта. Содержание: Обращение к избирателям (акцент на представителях старшего поколения, особенно на матерях в связи с праздником День матери); информация о том, что будет сделано для старшего поколения; как дополнение, полезная информация о существующих льготах (их соц. защиты).

Четвертая волна: (1-2 декабря) – Приглашение избирателей на выборы, с текстом «Мы идем в Думу, для того чтобы Томский район стал территорией счастливого детства для наших детей; территорией развития, для тех, кто здесь трудится сегодня и будет работать завтра; и территорией для нашего старшего поколения». Выборочно идет вместе с районным партийным материалом – диск с фильмом.

Данная программа была реализована в период с 1 ноября по 2 декабря 2011 года. Если сравнить результаты соц.опроса «Исследование политических предпочтений жителей Томского района»,  проводимого консалтинговым центром «Статус» в сентябре 2011 года и непосредственные результаты выборов, то можно проследить, что после реализации данной программы рейтинг А. А. Терещенко вырос на 5,75%.

Для того, чтобы проанализировать PR-деятельность МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и выявить ее особенности мы провели два экспертных интервью. Первое с руководителем агитационно-пропагандистского отдела исполнительного комитета МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Оксаной Евгеньевной Ефимовой, второе – с независимым экспертом, председателем территориальной избирательной комиссии Томского района (далее: ТИК ТР) Еленой Владимировной Фатневой.

Экспертное интервью - одна из разновидностей глубинного интервью, его главной особенностью является статус и компетентность респондента. Экспертное интервью предполагает получение  от респондента развернутых ответов.

Этот метод был выбран потому, что дает возможность получить полную и развернутую информацию от специалистов в данной сфере, а так же их мнения и оценки. Кроме этого в ходе экспертного интервью можно проверить существующие гипотезы и предположения в беседе с профессионалами.

Проанализируем интервью со специалистом по агитационно-пропагандистской работе исполнительного комитета МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Оксаной Евгеньевной Ефимовой, целью которого являлось изучение PR-деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и ее особенностей.

В ходе интервью обсуждались такие темы, как специфика электората Томского района, планирование и реализации PR-деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также оценка эффективности этой деятельности.

Для того, чтобы проанализировать и оценить эффективность PR-деятельности, необходимо было выяснить, что лежит в основе ее планирования. В процессе интервью мы выяснили, что планирование избирательной кампании начинается с постановки целей и задач, оценки имеющихся ресурсов. А также изучения специфики территории и ее жителей – электората.

На основании характеристик  электората Томского района, выделенных экспертом, можно сделать следующие  выводы. Взгляды и ценности потенциальных  избирателей в первую очередь  зависят от типа поселения (рабочий  поселок, промышленный поселок, деревня, т.д.). Кроме этого, сельский электорат характеризуется нехваткой информации и способов проведения досуга.

На вопрос «Учитываете  ли Вы в своей PR-деятельности специфику электората Томского района?» О.Е. Ефимовой был дан положительный ответ. Также были отмечены те направления деятельности, где это проявляется наиболее ярко, а именно: разработка агитационно-пропагандистского материала, участие в культурно-массовых мероприятиях.

Один из основных вопросов интервью касался выделения целевых  аудиторий и подбора соответствующих PR-технологий. В ходе беседы мы выяснили, что как таковых целевых аудиторий у партии нет, работа ведется со всеми потенциальными избирателями. Но тем не менее определенные критерии выбора технологий существуют, чаще всего ориентиром выступает возрастная категория электората.

Говоря о применяемых  PR-технологиях, Оксана Евгеньевна выделила следующие: специальные события, методы корпоративного PR, работа с интернет-ресурсами, постоянные исследования общественного мнения и настроения, а также деятельности оппонентов. Кроме этого регулярные встречи кандидатов с избирателями, простроенные по специальной схеме и учитывающие проблемы, интересы избирателей.

Информация о работе Особенности PR-деятельности в политической сфере (на примере местного отделения Томского района ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ")