Особенности PR-деятельности в политической сфере (на примере местного отделения Томского района ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:30, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить особенности PR-деятельности в политической сфере.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы PR-деятельности
2. Описать основные PR-технологии и методы
3. Рассмотреть особенности применения PR-технологий в политике
4. Изучить основные характеристики, структуру и идеологию партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
5. Изучить и проанализировать PR-деятельность местных отделений Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Становление и развитие PR, как общественно значимого вида деятельности.
1.2. Методы и технологии, используемые в PR-деятельности
1.3. Специфика PR-деятельности в политической сфере
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ТОМСКОГО РАЙОНА ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
2.1. ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: основные характеристики, идеология, структура
2.2. Особенности и механизмы организации PR-деятельности местного отделения Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения субъекта. Именно алгоритмы вычленяют и закрепляют наиболее оптимальные и эффективные способы решения той или иной задачи, а также дают возможность передавать и тиражировать обретенный опыт. [11, C. 87]

Мероприятия PR необходимы для  формирования управляемого имиджа политической партии, представляющих его личностей  и т.п. Благодаря продуманным и  спланированным мероприятиям PR в сознании общественности закрепляется положительный  имидж партии, возрастает и укрепляется её престиж.

PR-технологии в политике  — это технологии, которые позволяют  потребителю формировать общее  мнение о том или ином политическом  деятеле. С помощью PR-технологий  можно разобрать любую конкретную  ситуацию и получить необходимые рекомендации по данному вопросу. [2, C. 43]

Деятельность PR-служб в политических партиях и общественно-политических организациях имеет и свою специфику.

Во-первых, PR-службы политических партий по сравнению с государственными PR-службами имеют меньший масштаб деятельности. Меньшие масштабы деятельности вызваны тем, что у политических партий более ограниченны финансовые, материальные и организационные ресурсы. В деятельности политических партий не является редкостью отсутствие специальных PR-служб и отделов.

Во-вторых, ввиду того, что  деятельность политических партий нацелена на “завоевание” своего электората, их деятельность в сфере PR направлена на определенные слои населения и поэтому имеет нередко характер пропаганды. Политические партии стремятся удержать в орбите своего влияния свою социальную группу.

В-третьих, политические партии, как  правило, действуют в условиях сильной  конкуренции со стороны других партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными  и быстро реагировать на изменения  в обществе. Сила и преимущества политических партий заключаются в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки государственных органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок. [12, C. 87]

В современной России использование технологий PR политическими партиями получило широкое распространение особенно в периоды проведения избирательных кампаний.

PR-приемы в политике  — это комплекс мер, при  помощи которых pr-специалисты  достигают своих коммуникативных  целей и выполнения задач, реализуя разработанную PR-стратегию. Специалисты по проведению PR-кампаний имеют в своем распоряжении очень большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которых проводится кампания. Задачи PR в сфере политики конкретизируют цели связей с общественностью и заключаются в налаживании контактов власти или организации с внешними аудиториями, создании идеологии и привлекательного мифоимиджа власти или организации, укреплении их авторитета (репутации), в регулировании отношений между политическими и властными структурами и их внешними аудиториями, в разработке стратегий продвижения и оптимизации деятельности, а также в установлении отношений внутри властных структур, партий, организаций.

Методы политического PR почти универсальны. Избирательная кампания - это состязание технологий воздействия на общественное сознание и психику. Стратегическая цель политической партии или конкретного политика в предвыборной борьбе всегда одна - задать нужный угол зрения на факты и события, имеющие отношение к кандидату или к выборам.

Наиболее характерные приемы, используемые в избирательных кампаниях для  повышения рейтинга кандидата следующие. Прежде всего, это интервью с кандидатом или с его доверенным лицом, когда  обсуждаются возможности совместных действий с неким очень популярным и уважаемым в регионе человеком. Содержание интервью определяется результатами переговоров и реальным личным отношением указанной "статусной персоны" к кандидату.

Одна из манипулятивных технологий, применяемых в политическом PR - преувеличение значимости одной из проблем региона. Искусственное создание ситуации, вокруг которой можно развернуть громкую пропагандистскую кампанию с активным привлечением СМИ. Кандидат возглавляет движение "за" или "против" и на волне актуальности проблемы увеличивает свою известность. [9]  

Эффективно работает позиционирование кандидата через серию небольших сообщений в СМИ на сенсационную тему. Внимание к персоне кандидата возрастает постепенно. Первое сообщение служит лишь наживкой, приоткрывая незначительную часть более интересной информации. Второе - более подробно и глубоко раскрывает тему. Третье - полновесная статья, напрямую связанная с именем кандидата, что фактически является прямой пропагандой. В сознании избирателей закрепляется связь между запомнившимся событием и именем кандидата. Подобный прием более эффективен тогда, когда имя кандидата мало известно избирателям и в отличие от основной темы сообщения не представляет интереса для широкой общественности.

Благоприятно сказывается  размещение в газетах "независимого" социологического опроса, результаты которого свидетельствуют о высоких шансах кандидата на победу.

Еще одна популярная в политике PR-технология – это обращение "независимого" авторитетного эксперта с призывом голосовать за кандидата. Чем выше статус эксперта, тем значительнее эффект. Главное - убедительно объяснить мотивы, побудившие его выступить с подобным заявлением.

Серия аналитических статей, посвященных социально значимым темам, главная задача этих материалов - убедить читателей, что предложенный кандидатом путь решения наиболее действен. Статья обычно выстраивается по следующей схеме: описание текущей ситуации и трудностей, с которыми сталкивается рядовой избиратель; изложение нескольких способов выхода из сложившегося положения, что создает видимость объективного поиска наилучшего решения. [44, C. 187]

Вопросы от "незаинтересованного" слушателя - характерный прием для  радио - и телеинтервью. Вопросы подобраны  и построены таким образом, что  позволяют осветить наиболее выгодные для кандидата темы, а предварительная подготовка дает возможность эффектно и грамотно выстроить ответы, раскрыть наиболее привлекательные стороны кандидата как личности. [9]

Основой успешной деятельности определенной политической партии является эффективная коммуникация со средствами массовой информации, медиа - важный канал обращения к потенциальной аудитории кандидата: избирателям, элитам, политическим конкурентам, властным структурам и другим группам общественности. Построение доверительных взаимоотношений со СМИ способствует избранию партии и ее представителя и помогает им уверенно выиграть или вести свою деятельность. Для этого используются стандартные PR-технологии взаимодействия со СМИ, описанные в предыдущей главе.

Существует  ряд технологий и методов, которые используются исключительно в политической сфере или приобретают определенные особенности реализации. Наиболее яркими примерами являются технологии «черного PR» и такие политические технологии как «от двери к двери», «подомовые встречи», распространение агитационно-пропагандистского материала.

В принципе, избирательная  кампания состоит из таких же, аналогичных проведению любой PR-кампании, элементов. Задачи избирательной кампании по существу совпадают с задачами любой PR-кампании: установление первоначальные отношения с целевой аудиторией; создание запоминающийся имидж; укрепление доверие к нему; изменение поведение целевой аудитории. [21, C. 185]

Основной аксиомой работы в области PR для политиков является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж, телевизионную картинку. Происходит как резкое сужение канала (теперь мы получаем информацию только по двум из них – слуховому и зрительному), так и резкое сокращение времени на оценку (мы видим кандидата, к примеру, полторы минуты в день). Это резкое сокращение информационного разнообразия сказывается в том, что избиратель скорее реагирует на определенные идеализации. Он как бы сравнивает кандидата со своим идеальным представлением о том, каким должен быть президент, каким должен быть депутат. Поэтому операции по продвижению политика состоят из трех элементов: отбор тех характеристик, которые аудитория считает важными для кандидата на данный момент; внедрение этих характеристик в образ кандидата; “продажа” этого образа избирателю. [24, C. 112]

Выбираемая модель избирательной  кампании и имеющиеся финансовые ресурсы имеют большое значение, однако не менее важным является их творческое применение людьми, которые  используют избирательные технологии. Выборы всегда непредсказуемы. Даже, используя одну и ту же модель избирательной технологии и исповедуя примерно одну и ту же идеологию, можно получить совершенно разные результаты.

Из опыта последних  избирательных кампаний можно сделать  также вывод о том, что политические партии и политические лидеры, участвующие в избирательной гонке, стремятся комбинировать различные модели избирательных технологий с тем, чтобы избежать недостатков, сопутствующих каждой из них.

Что касается правового регулирования политического PR, то оно, главным образом, осуществляется в рамках законодательного установления правил ведения предвыборной агитации и информирования избирателей. Существует целый комплекс нормативных актов, устанавливающий особые правила поведения СМИ в электоральный период. Основные из них это: Федеральные законы от 20 декабря 2002 г.  и от 18 мая 2005 г.  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Постановления Конституционного суда по разъяснению положений данных законов, а также разъяснения ЦИК РФ; Закон РФ «О средствах массовой информации». [3]

С точки зрения рассматриваемой  проблемы можно выделить наиболее актуальные положения российского законодательства. Прежде всего, это определение правил и сроков обнародования результатов социологических опросов в период выборов. Кроме этого - наличие особых требований, предъявляемых к характеру информации, распространяемой через СМИ в период выборов. К ним относятся: требование достоверности, объективности и нейтральности, соблюдение права на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Существует еще наличие запрета на предвыборную агитацию представителями СМИ.

Анализ российского опыта  правового регулирования PR-деятельности в СМИ в период выборов позволяет выявить ряд проблем.

Прежде всего, необходимо отметить парадоксальность сложившейся  ситуации: наличие достаточно большого объема законодательных норм, большинство из которых отличаются жестким характером регулирования социальных процессов, не обеспечивает в полной мере достижение главной цели – предоставление равных прав политическим субъектам в ходе выборов и защиту прав граждан как избирателей.

Подводя итог, выделим основные особенности PR-деятельности в политической сфере. Одной самых ярко выраженных особенностей является использование агитационно-пропагандистского материала. Его разработке и распространению уделяется большое внимание при планировании и реализации предвыборных кампаний.

Специфичной исключительно  для политической сферы является применение методы личных встреч кандидатов с избирателями. Также к специфике PR-деятельности в политической сфере можно отнести методы и технологии так называемого «черного PR». Безусловно,  частично они присутствуют и в других сферах. Но в борьбе политических субъектов за электоральное предпочтение негативные технологии используются в полном объеме. [20, C. 17]

Также в избирательных кампаниях акцент делается на изучении специфики электоральных общественных групп, социально-экономического развития территорий, к которым эти группы принадлежат.

Заключительным моментом в формировании специфики PR-деятельности в политической сфере является ее правовое регулирование. Существует целый комплекс нормативных актов, устанавливающий особые правила проведения избирательных кампаний, который, в свою очередь, наполнен рядом нюансов.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ОТДЕЛЕНИЕЯ ТОМСКОГО РАЙОНА ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

 

2.1. ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:  основные характеристики, идеология,  структура

 

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (далее Партия) является общероссийским общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, уставом Партии и действующим на принципах добровольности, равноправия, самоуправляемости, законности и гласности, в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Партия создана путем  преобразования в политическую партию Общероссийской общественной организации  «Союз «ЕДИНСТВО» и «ОТЕЧЕСТВО». [48]

Официальная идеологическая платформа партии, описанная её лидерами как центризм и консерватизм, предполагает государственническую позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям. Партия поддерживает политику действующего правительства и президента. На парламентские выборы 2007 года «Единая Россия» шла под лозунгами поддержки курса президента Владимира Путина — плана Путина.

Основой партийной идеологии  является консервативная модернизация, согласно программному документу «Россия: сохраним и приумножим», принятому на XI съезде партии. [16]

Партия осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Структуру Партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии.

Региональное отделение  является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано и действовать только одно региональное отделение Партии. Руководство региональным отделением Партии осуществляют руководящие органы регионального отделения - Конференция регионального отделения, Региональный политический совет и Президиум Регионального политического совета.

Информация о работе Особенности PR-деятельности в политической сфере (на примере местного отделения Томского района ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ")