Анализ типологических признаков Интернет-изданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
1.анализ типологических признаков сетевых изданий, для выяснения их жизнеспособности и внесения необходимых корректив в их классификацию, в данном случае мы прибегнем к экспериментальному исследованию Интернет-изданий;
2.создание системы типологических признаков, которая бы объясняла отличия между различными видами сетевых СМИ;
3.обоснование применения разработанной системы типологических признаков методов и экспериментальная проверка их работоспособности (на примере анализа веб-изданий).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
Анализ типологических признаков Интернет-изданий 5
Глава 2
Анализ Интернет-изданий по результатам работы
профессора Акопова и по типологическим признакам,
выведенным в ходе исследования 28
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Анализ типологических признаков Интернет-изданий.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Факультет журналистики

Кафедра технологий коммуникации

Анализ типологических признаков Интернет-изданий

Курсовая работа

студентки 4 курса 5 группы

Лазарчик К. Ю.

Научный руководитель:

Шибут И.П.,

старший преподаватель

Минск-2007

Содержание

Введение  3

Глава 1

Анализ типологических признаков Интернет-изданий  5

Глава 2 

Анализ Интернет-изданий  по результатам работы

профессора Акопова  и по типологическим признакам,

выведенным в ходе исследования   28

Заключение   37

Список использованной литературы  39                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В традиционной теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах: в зависимости от территории распространения газеты могли быть центральными, местными или районными; в зависимости от содержания – общеполитическими, отраслевыми и специализированными; в зависимости от времени выхода – ежемесячными, еженедельными, ежедневными, а также утренними и вечерними. Необходимо добавить, что подобная типология характерна для советских СМИ, классификация может быть усовершенствованна посредством включения в нее еще нескольких  характеристик: широта отражения действительности и социальное предназначение. Из советской типологии критерий социального предназначения был безапелляционно выброшен. В ней отсутствовало и деление изданий на массовые (или популярные) и качественные (или элитарные). Кроме того, в последнее время типология средств массовой информации пополнилась классификацией по характеру и типу материалов в издании (новостная, аналитическая и смешанная информация).

Сейчас типология веб-изданий напоминает традиционную типологию печатных СМИ, в особенности, если мы имеем дело с on-line версиями газет, при анализе off-line изданий их специфика, как правило, не учитывается. Поэтому нередко характеристика Интернет-изданий является условной – в силу того, что история сетевой прессы насчитывает всего несколько лет, и сами веб-газеты еще не выработали для себя ни четкой классификации, ни устойчивых жанровых форм.

До сих пор существует проблема систематизации типологических признаков, на что указывает небольшое количество работ посвященных данной проблеме: статья профессора Акопова «Типологические признаки сетевых изданий», исследования Юлии Косыговой «Сетевые СМИ: занимательная типология», пособие Лукиной и Фомичевой «СМИ в пространстве Интернета». Помимо того, теоретический анализ сетевых изданий сопряжен с большими трудностями: так, Интернет является быстро развивающейся системой, поэтому выработать окончательную версию типологической характеристики сетевых СМИ нельзя, а любые исследования должны носить экспериментальный характер.

Цели курсовой работы:

  1. анализ типологических признаков сетевых изданий, для выяснения их жизнеспособности и внесения необходимых корректив в их классификацию, в данном случае мы прибегнем к экспериментальному исследованию Интернет-изданий;
  2. создание системы типологических признаков, которая бы объясняла отличия между различными видами сетевых СМИ;
  3. обоснование применения разработанной системы типологических признаков методов и экспериментальная проверка их работоспособности (на примере анализа веб-изданий).

В соответствии с целями данной курсовой работы, в ходе исследования мы решим следующие задачи:

  1. исследовать существующие типологические признаки сетевых изданий на фоне закономерностей развития Интернет СМИ;
  2. сформулировать собственную систему типологических признаков веб-изданий;
  3. проанализировать следующие сетевые СМИ: NAVINY.BY, «Ежедневник», ByBanner.com, Onliner.by, – для выявления разницы между системой типологических признаков профессора Акопова и результатами собственных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Анализ типологических признаков Интернет-изданий

Тема удобная и неудобная  одновременно: с одной стороны, анализ предполагает под собой самостоятельную работу, а не переписывание учебников; с другой же, вызывает неудобство отсутствие теоретического материала. Пусть даже утверждение не совсем верно: в своей работе я буду ссылаться на статью Александра Акопова «Типологические признаки сетевых изданий», хотя с ней хочется «непосоглашаться» и работу Юлии Косыговой «Сетевые СМИ: занимательная типология». Первая до сих пор является основным путеводителем в вопросах объединения качественных признаков Интернет-публикаций, тем более работа выдержана временем – ей уже семь лет, но это много для материала описывающего быстро меняющуюся систему. Поэтому мне хотелось бы опровергнуть некоторые положения статьи и добавить собственные выводы, учитывая также то, что в своих исследованиях я буду опираться на анализ сетевых изданий белорусского Интернета (Байнета), а не Рунета.

Что же касается типологии  веб-изданий, то по профессору А.И.Акопову  сетевые СМИ можно разделить  на определенные типы по следующим  признакам:

  1. издатель;
  2. целевое назначение;
  3. аудитория;
  4. жанры;
  5. внутренняя структура;
  6. оформление;
  7. авторы;
  8. периодичность;
  9. объем.

Первое, что следует  исключить при анализе сетевых  СМИ – установление четкой связи  между сетевым и печатным изданием «Первым шагом на этом пути [изучение типологической природы сетевых изданий] может быть попытка рассмотреть типологические признаки, предложенные рядом исследователей печати для традиционных периодических изданий, применительно к электронным сетевым газетам и журналам. При первом же знакомстве с последними становится очевидным, что часть признаков, присущих печатным периодическим изданиям или характеризующих их, ничем не отличаются от тех же признаков в сетевых СМИ».1 Если публикация в сети идентичны газетным, то говорить о самом феномене Интернет-журналистики не приходится, в таком случае сетевые издания превращаются в менее затратную форму периодической печати. Но исключать их из системы сетевых СМИ тоже не стоит. Например, on-line версии газет «Советская Белоруссия», «Звязда» и, пусть несколько отличающаяся по внешнему виду от бумажного аналога «БелГазета», выглядят как типичные печатные СМИ. Тогда с каким же сайтами мы столкнулись? Это ни в коем случае ни визитка газеты или журнала. Предоставление полной информации не столько об издании, сколько о материалах, в ней размещенных, никак не вяжется с презентацией СМИ. В таком случае, зачем тратить тысячу, когда за 100 рублей в час (и это в еще не самые дешевые ночные часы) можно скачать всю газету. Такая веб-газет не будет и промо-сайтом. Ведь реклама появляется до выхода продукта, а не после, поэтому ни один издатель не позволит себе такой роскоши: предоставить читателю все тексты газеты до ее публикации. Скажем так, печатные издания в Интернет так и должны называться, в подтверждение высказывания приведу цитату из журнала «Мир Internet»: «Сразу скажем, что все издания в Интернете можно совершенно четко разделить на две категории – собственно сетевые издания и онлайновые версии печатных СМИ»2. Возможно, типологические признаки подобных веб-ресурсов идентичны печатным СМИ, но анализ информационных сайтов требует иных критериев.

Мне бы хотелось не согласиться  с утверждением того же профессора Акопова, что в целевом отношении типологические признаки сетевого издания остаются неизменными. Почему-то обоснованием такого вывода стали слова Глеба Павловского – главного редактор сетевого издания «Русский журнал»: «Черты модели: журнал – КОГО, журнал – О ЧЕМ, журнал – ДЛЯ КОГО»3.

«Нетрудно заметить, что это и есть типологические признаки издания – издатель, целевое назначение, читатель»4. Однако «Русский журнал» создавался на основе такого же печатного издания. Мы же обратимся к информационным сайтам, у которых нет печатной аналогии:

  1. Например, «Интернет-газета «Белорусские новости» (NAVINY.BY) — проект информационной компании БелаПАН. Тематика "Белорусских новостей" — это всё, что важно или просто интересно: от больших общественно-политических проблем до моды и погоды»5.
  2. «Интернет сайт iXBT.by – специализированный русскоязычный информационно-новостной ресурс, освещающий множество вопросов в сферах компьютеров, сетей и серверов, периферийного оборудования и аксессуаров, программного обеспечения и игр, мобильных технологий, цифрового оборудования, программирования и дизайна, торговли и мероприятий, банковских услуг и многого другого»6.
  3. «ИТ в Беларуси» (IT-Belarus.net) — проект, цель которого — освещение происходящего в сфере информационных технологий Республики Беларусь»7.

Как мы видим из трех представленных Интернет-ресурсов только в одном (NAVINY.BY) указана компания, которая является издателем СМИ, в остальных двух случаях информационные сайты существуют как самостоятельная единица. Так, ссылка на издателя не всегда помогает выяснить тип издания. Исключение составляют ресурсы госорганизаций и корпоративные сайты (последние, в свою очередь, несут либо корпоративную информацию и распространятся в определенном локусе, либо продвигают собственную продукцию в сети и информируют о деятельности организации). Дальше интересней, если NAVINY.BY принадлежит Белорусской информационной компании (БелаПАН), то подача новостей на этом ресурсе и, предположим, на Хартыі’97 нередко будут отличаться. Сравните две статьи: «В Минске создан оргкомитет по проведению акции «Чернобыльский шлях» (NAVINY.BY) и «Аргкамітэт «Чарнобыльскага шляху» звярнуўся да беларускага народу» (Хартыя’97). В тоже время на сайте Белорусского телеграфного агентства нет никакой информации о проведении акции «Чернобыльский шлях» (так показал мониторинг материалов сайта www.belta.by за 26 апреля 2007 года). Приложение 1

Почему так происходит? Посмотрим: у Акопова значение издателя «определяется в связке с другими типологическими признаками – целью издания и читателем»8, но в следующей главе его статьи читаем: «Цель любого информационного издания (Интернет или печатного – неважно) – информирование читателей, популяризация знаний, просвещение населения, пропаганда идей и взглядов, публикация результатов профессиональной и научной деятельности и т. п.»9. Определять роль издателя другими типологическими факторами некорректно, тем более учитывая то, что именно издатель влияет на характер самой информации, на степень ее субъективности, но не целевую ориентацию издания.

Интересным, на мой взгляд, стало разделение сетевой прессы по типу информации преобладающей в издании. Здесь отчасти можно согласиться с мнением Юлии Косыговой: «Деление прессы на новостную, информационную и аналитическую характерно только для Сети»10. Пожалуй, только новостной характер носят сайты информационных агентств и электронные СМИ, учредителями которых они являются (пример, вышеупомянутые БелаПАН и NAVINY.BY). «Ценность таких ресурсов для пользователя заключается, прежде всего, в возможности достаточно быстро получить сообщения о событиях, однако за более подробной информацией, а также за комментариями по поводу случившегося придется отправляться на сайты аналитического характера»11.

Нельзя согласиться с разделением новостной и информационной прессы. Из статей Википедии: «Информация (от лат. informatio — «разъяснение», «изложение») — сведения, оповещение — то есть знание, передаваемое системой знаков любого рода. Новость — оперативное информационное сообщение». Таким образом, новость – это та же информация, с одним условием, она не образует знание, поэтому информация – понятие более широкое, нежели новость. В то же время именно новостные материалы составляют основу любого СМИ, а именно оперативно, коротко и ясно освещают событие. Иная подача информации в веб-изданиях в любом случае носит аналитический характер, так как тяготеющие к персонификации Интернет-публикации в любом случае будут содержать определенную долю личного анализа ситуации или явления. Примером могут служить материалы «Ежедневника», расположенные в рубрике «Событие»: «Дивидендов на хлеб не хватит», «Допинг к Пекину не пройдет», – информация носит аналитический характер, во-первых, по тому, что ориентирована на заранее информированного читателя, во-вторых – она дополнительно прокомментирована, что доказывает стремление автора проанализировать событие, в-третьих – сам заголовок указывает на преобладание в материале аналитики, так как новостной заглавие должно представлять собой максимально сжатую информацию о самой статье. Поэтому, на мой взгляд, веб-прессу необходимо разделить на новостную и аналитическую (таким образом, объединив информационные и аналитические материалы).

Следующий типологический признак, который нуждается в уточнении – аудитория сетевого издания. Что же о ней пишет Акопов: «Читатель изданий сетевой журналистики отличается главным образом тем, что должен быть пользователем электронных сетей. Это накладывает отпечаток на структуру аудитории. Она пока, вследствие малодоступности к источнику информации, неадекватно отражает состав общества. Так, по возрастным категориям явно преобладают люди молодого возраста, по полу – мужчины, по территории – жители крупных городов, по профессии и интересам – программисты и пользователи-любители ("чайники"), по социальному положению – творческая интеллигенция, учащиеся и студенты. Однако, так или иначе, все категории общества все-таки представлены, речь идет лишь о диспропорциях, которые последовательно уменьшаются»12. С такой точкой зрения на аудиторию Интернет СМИ нельзя прийти к какому-либо выводу о значении читателя для веб-издания, к тому же за время прошедшее со дня публикации статьи структура Интернет-аудитории изменилась. Приведем, к примеру, несколько исследований. Выдержка из доклада консалтинговой компании Forrester: «Технологии и Потребители в 2006-м году»: «Молодые пользователи Интернет в возрасте от 18 до 26 лет чаще всего ходят на сайты, которые можно охарактеризовать как «порталы общения» – блоги, коммьюнити, а также на проекты, предлагающие системы онлайн-платежей (эксперты Forrester называют молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет «Поколением Y» (Generation Y)). В среднем, такие молодые люди проводят в сети примерно 12,2 часов каждую неделю – на 28% больше, чем представители предыдущего поколения, Generation X, которые находятся в возрасте от 27 до 40 лет.  При подготовке доклада эксперты Forrester использовали данные опросов почти 67,000 тысяч домохозяйств в США и Канаде»13. Подобное исследование о белорусских пользователях Интернета  были проведены центром системных бизнес-технологий «Сатио» в период 23 февраля по 7 марта 2007 года: «Согласно исследованию Интернетом в Беларуси пользуется 32,5 процента взрослого населения. Наиболее активными пользователями Интернета являются граждане в возрасте 17-40 лет. После 40 лет белорусы пользуются Интернетом в два раза реже, после 60 – в три раза. Количество пользователей сети в городской местности составляет около 35%, в сельской – около 15% от общего числа населения. Наиболее активно Интернетом пользуются жители Минска, Минской и Гродненской областей. В опросе приняло участие 1 473 мужчин и женщин от 18 лет и старше с различным образованием, социальным и семейным положением, уровнем дохода»14. Безусловно, опираться на исследования центра «Сатио» тяжелее, чем на доклад Forrester (проанализировав ответы 1,5 тысяч людей нельзя сделать выводы о том, какой процент населения пользуется сетью, а тем более как этот процент изменился, например, за прошедшие пять лет). Однако можно заметить, что тот же Forrester выясняет количественные и качественные изменения в использовании веб-ресурсов, ссылаясь на характер аудитории. Поэтому анализируя какое-либо Интернет СМИ необходимо учитывать не динамично меняющуюся систему – структуру аудитории, а ее характер как фактор, который обуславливает тему, жанр, степень объективности материалов издания и, в конечном итоге, специализированность самого издания.

Информация о работе Анализ типологических признаков Интернет-изданий