Анализ типологических признаков Интернет-изданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
1.анализ типологических признаков сетевых изданий, для выяснения их жизнеспособности и внесения необходимых корректив в их классификацию, в данном случае мы прибегнем к экспериментальному исследованию Интернет-изданий;
2.создание системы типологических признаков, которая бы объясняла отличия между различными видами сетевых СМИ;
3.обоснование применения разработанной системы типологических признаков методов и экспериментальная проверка их работоспособности (на примере анализа веб-изданий).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
Анализ типологических признаков Интернет-изданий 5
Глава 2
Анализ Интернет-изданий по результатам работы
профессора Акопова и по типологическим признакам,
выведенным в ходе исследования 28
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Анализ типологических признаков Интернет-изданий.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

«Общая пресса – это те издания, при чтении которых не приходится задумываться над смыслом слов и выражений. Что же касается специализированных изданий, то в них на первой странице обычно указано, специалистам какого профиля они предназначены. Лишь по некоторым направлениям сайты, регулярно поставляющие качественную специализированную информацию осознали себя как СМИ и стали соответствующим образом формировать свой имидж, изучать аудиторию, систематически привлекать рекламодателей. Более или менее уверенно эта тенденция прослеживается в сфере компьютерной, финансовой и спортивной информации»15. Это мнение Юлии Косыговой о развитии общих и специализированных веб-изданий в 2002 году. Сейчас же, на мой взгляд, увеличивается степень специализации Интернет СМИ: информационные ресурсы (NAVINY.BY, LENTA.RU) уступают место сайтам для «профессиональных читателей» (Onliner.by, ByBanner.com, IT-Belarus.net, iXBT.by) или же развлекательными изданиям (Puls.by, Kino.br.by).

Еще один типологический фактор описанный Акоповым: внутренняя структура он-лайн изданий. «Внутренняя структура он-лайн изданий также мало отличается от структуры печатных. Прежде всего, это исходит от единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты «по образу и подобию» традиционных бумажных. Деление публикаций внутри одного выпуска производится, прежде всего, по тематическому, жанровому и проблемно-целевому принципам»16. С тем, что по тематическому принципу Интернет-издания делятся так же, как печатные СМИ можно согласиться. Например, NAVINY.BY публикуют статьи в разделах «Финансы», «Общество», «Культура», «Политика», «Происшествия», «Экономика»; «Ежедневник» (www.ej.by) – «По делу», «Их дела», «Делянка», «Между делом», «Дела и люди». Заметно, что тематический и проблемно-целевой принцип подразделения материалов нередко сливаются в одно, так, статьи рубрики «Общество», «Происшествия», «Здоровье», «Делянка» будут носить не только новостной, но и проблемный характер и будут ориентированы на чувства и эмоции человека (особенно благодаря принципу «a bad news is a good news»); в то время как материалы рубрик «Политика», «Экономика», «Финансы», «По делу» буду скорее новостными или аналитическими, с аналитикой близкой к комментарию, а не к очерку. Жанровое деление не будет столь четким для информационных сайтов: так, поисковик газеты NAVINY.BY подразделяет материалы только на «новости», «статьи» и «сюжеты»; но для Интернет СМИ оно остается актуальным. Например, на сайте газеты «7 дней» есть рубрика «Репортаж 7 дней», в Интернет-газете «Ежедневник» в рубрике «Деловой разговор» публикуются интервью, а в рубрике «Репортаж по делу» – репортажи.

Следующий типологический признак – жанры веб-изданий. «Жанры сетевой периодики практически ничем не отличаются от жанров бумажной прессы. Вследствие специфики сетевой журналистики как вида СМИ несравненно более значительное место занимают краткие информационные сообщения. Среди писем преобладают письма-сообщения, письма-вопросы, письма-ответы, письма-консультации, в связи с чем, возможно, письмо в Сети перестает быть жанром аналитической публицистики, превращаясь в информационный жанр. В пропорциональном отношении по сравнению с бумажной прессой значительно больше обзоров и обозрений, что объясняется спецификой изданий, вынужденных выполнять навигационные функции до той поры, пока в Сети установится сложившаяся система поиска, легко доступная рядовым пользователям, а не только сетевой элите. Впрочем, в определенной степени это связано и со спецификой сетевого гипертекста. В любом случае жанры как категорию для сетевой журналистики следует исследовать отдельно»17.

В принципе, наблюдения профессора Акопова до сего дня не потеряли своей актуальности, но для большей достоверности следует провести анализ текстов Интернет СМИ.

Анализ текстов  информационного сайта NAVINY.BY (www.naviny.by)

Приложение 2

Первый пример, материал «Собственны монетный двор Нацбанк пока не потянет», рубрика «Финансы».

Материал не соответствует  собственному названию: такой текст  должен рассказать о необходимости  или преждевременности введения в оборот циркуляционных монет; перед нами же перепечатанный пресс-релиз (на это указывает популярная в Беларуси схема лид-цитата-уточнение-цитата-заключение). Если же разбить материал на подтемы всплывают нарушения логических законов построения текста:

  1. Через пять лет Нацбанк планирует наладить выпуск циркуляционных монет;
  2. Несвоевременно введена в обращение банкнота номиналом 200 тысяч рублей;
  3. Сегодня на территории республики циркулируют купюры номиналом 10, 20, 50, 100, 500, 1 тыс., 5 тыс., 10 тыс., 20 тыс., 50 тыс. и 100 тыс. рублей;
  4. Нацбанк не готов к созданию собственного монетного двора;
  5. Памятные монеты Беларуси уже 10 лет чеканятся в других государствах.

С таким развитием  темы прийти к какому-либо выводу просто невозможно, создается впечатление, что причины для написания материала просто не было.

Для простого информирования читателя можно было оставить первый и последний абзацы, но в тексте преобладают отглагольные существительные, числительные и сложные синтаксические конструкции, что характерно скорее для аналитических материалов, а не для новостных. Однако аналитическим тест также не назовешь – для глубокого исследования проблемы, а именно, для того чтобы показать целесообразность (или нецелесообразность) нововведения, в тексте недостаточно аргументов, а также нарушена причинно-следственная связь.

Материал не персонифицирован, поэтому ощутима разница между  названием статьи  и ее содержанием.

Таким образом, текст не является ни новостным, ни аналитическим; позиция автора в материале отсутствует. В тексте много непривязанной к теме информации.

Пример второй, текст  «Стратегия похвалила Нацбанк и покритиковала Минфин», рубрика «Экономика». По сравнению с первым материалом этот текст выглядит лучше, хотя и напоминает перечисление победителей-проигравших и причин номинирования того или иного министерства, законодательного акта и бизнес проекта. Автора у текста нет, скорее он списан с отчета аналитического центра «Стратегия».

Еще один материал «В Брестской области спасены два провалившихся под лед рыбака», рубрика «Происшествия». Здесь мы сталкиваемся с той же проблемой: материал пресс-центра Брестского областного управления МЧС просто перепечатан (на что указывает построение статьи: лид-цитата-уточнение).

Собственно Интернет-тексты не должны напоминать тексты печатные, но в рамках нашей действительности они идентичны. Зачастую такие тексты грешат чрезмерной официозностью и изживают себя, уступая дорогу более продвинутым персонализированным блогам. Они не несут в себе ни аналитики, ни просто информации. Таким образом, сайт NAVINY.BY исполняет функцию информационного дайджеста: он компилирует материалы пресс-центров, что же касается аналитики, то на сайте ее трудно найти. Объясню почему, дело в том, что аналитический материал предполагает анализ – глубинное изучение того или иного явления и его разъяснение читателю. В нашем же случае мы сталкиваемся либо с развернутой новостной статьей как, например, в материале «Н. Петкевич: «Нужно отменить льготы всем до единого», либо с аналитическим материалом, составленным из интервью, например, статья «Америко Диас Нуньес: «Беларусь и Венесуэлу объединяют дружба и возможности». В первом случае нам предлагают выдержки из выступления Натальи Петкевич на встрече с белорусскими парламентариями и представителями общественных организаций и комментарии Лилии Нагорной, заместителя председателя белорусского общественного объединения «Автограф Чернобыля». Во втором, представленное читателю интервью полностью исключает авторский анализ, а просто напоминает беседу на заданную тему. В противовес этой статье можно представить материал «В Беларуси начинают войну с тарелками?»: сначала читателю сообщают о создании спутникового канала «ТВ Беларусь», затем автор проводит аналогию между созданием нового канала и запретом на использование спутниковых тарелок в городе Лида; наличие цитат в статье оправдано – цитаты подтверждают мнение автора, то есть выступают средством доказательства, а не просто дублируют информацию.

Проанализируем материалы  Интернет-газеты «Ежедневник» (www.ej.by)

Приложение 3

Газета позиционирует  себя как издание для деловых людей. В обращении к читателю написано, что  «Ежедневник» – это ежедневная деловая газета, к тому же на это указывают названия рубрик: «По делу», «Между делом», «Дела и люди», «Деловой разговор» и «Их дела».

Итак, «Ежедневник»: «это – ежедневное издание с подборкой авторских новостных, аналитических статей и комментариев, а также специальных репортажей и журналистских расследований. С понедельника по четверг основное в газете – новости и комментарии. По пятницам выходит аналитический номер с некоторой долей развлекательных материалов»18.

Первый пример, материал «Выпивка под запретом», рубрика «Их дела». Статья размещена в 158 выпуске газеты за 26 апреля 2007 года (четверг). Как утверждают редакторы «с понедельника по четверг в газете размещаются новости и комментарии», но данный материал не новостная заметка и не комментарий. Первая предполагает краткое изложение события, на это претендует лид, но никак не сама статья, в тоже время комментарий – это своеобразное пояснение к исходному тексту. Здесь же автор рассказывает читателю о том, как в европейских странах обстоит дело с распитием спиртных напитков несовершеннолетними, существуют ли там запреты на употребление спиртного в общественных местах и только в последнем абзаце автор высказывает мнение, о том, как следует ограничить продажу алкоголя в нашей стране. Вот в этот раз лид предполагает наличие в статье комментария специалиста как минимум по двум темам: следует ли ждать законопроекта, запрещающего распитие пива в летних кафе и в общественных местах, и могут ли эти меры повлиять на формирование культуры пития у белорусов.

Следующий материал «Глупый, бестолковый и недружественный» нельзя отнести к разряду профессионального комментария – это мнения постоянных читателей газеты; поэтому он более персонифицирован, нежели материал на ту же тему опубликованный на сайте NAVINY.BY. как, впрочем, и прокомментированные журналистами издания высказывания известных людей. Пример: слова заместителя главы Администрации президента Беларуси, Натальи Петкевич: «Я не жду от вас понимания. Доводов по лишению льгот найти невозможно. Не от больших денег, не от хорошей жизни государство экономит. Сегодня надо поддержать население в связи с увеличением цен на энергоресурсы. Можно сохранить льготы, но мы соответственно получим жировки в три-четыре раза больше».

Комментарий «Ежедневника»:

«Главное – правильно расставить акценты. Депутаты будут голосовать не за отмену льгот, а против повышения цены жировок в три-четыре раза. На смену экономическому чуду приходит идеологическое»19.

«Ежедневник» отдает предпочтение следующим жанрам:

  1. Комментарии, причем мнения, опубликованные в газете, не всегда принадлежат экспертам, как, например, в материале «Новое американское предупреждение», но и простым пользователям сети: «Кушать подано», «Глупый, бестолковый и недружественный». В «Ежедневнике» также можно прочитать высказывания известных людей, прокомментированные журналистами газеты: «Белорусам все должны», «В творческом бодуне…» или высказывания и комментарии, которые заинтересовали журналистов «Ежедневника», такие материалы выходят в рубрике «Дела и люди». Отдельно хотелось бы сказать о рубрике «Делянка», которую ведет редактор газеты – Сергей Сацук, его комментарии рассчитаны на знающего читателя, как это и должно быть; журналист не только высказывает собственное мнение о каком-либо событии, но и аргументирует его.
  2. Журналистское расследование: «Клуб могильщиков».
  3. Интервью: «Флаг в руки – и в точку», «Живой звук» на память».
  4. Отчеты о прошедших выставках, форумах и конференциях: «Заупокойные чтения», «Автора!», «На холостом ходу».
  5. Репортаж, также как и журналистское расследование, не всегда носит проблемный характер, больше напоминает зарисовку с натуры: «Родовое гнездо КГБ».
  6. Новостная статья; это ни в ком случае не заметка, так как в них журналист не просто информирует читателя о каком-либо событии, но и сопоставляет его либо с подобными происшествиями за рубежом, как в материале «Выпивка под запретом», либо с прошедшими событиями в Беларуси: «По стопам земляка». В подобного рода статье для анализа события привлекается статистика: «Без культуры питания», так что ее можно отнести скорее к аналитике, нежели просто к новости.
  7. Обзоры культурной жизни Минска: «Живой звук» на память», «Люди, посмотрите эраунд…», а также книжные обзоры «Вспомнить все…». Как правило, такие статьи совмещают интервью с рассказом о самом событии или мероприятии и подробным пересказом их содержания.
  8. Рекламные акции. Например, конкурс среди читателей «Ежедневника» на получение патента за самую нестандартную идею использования принтера HP.

Анализ материалов ByBanner.com (www.bybanner.com)

Приложение 4

В отличие от предыдущих изданий ByBanner имеет четкую специализацию: на сайте размещаются материалы, касающиеся сети, IT-технологий, операторов мобильной связи и компаний, специализирующихся в сфере коммуникации.

Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой выделения жанров Интернет-журналистики. Во-первых, информационные материалы представленные на сайте, взяты либо из информационных рассылок БелТа, БелаПАН (например, «Сыграй в электронную лотерею и получи квартиру в Минске!»), либо из пресс-релизов IT-компаний и мобильных операторов: «MP-3 от Creative всего за 40 долларов», «VELCOM – спонсор «Кросса Победы», «МТС «покрасил» минуты», «SMS от Diallog: куда хочу, туда лечу». Во-вторых, аналитика на сайте, вынесенная в отдельные колонки информации, представляет собой не только непосредственно аналитические материалы: «Эксперты считают, что говорить о буме интернет-рекламы в Беларуси преждевременно», но также интервью и обзоры.

Обзоры на ByBanner – это отчеты о том, что нового произошло в IT-сфере за прошедшую неделю: «Информационные технологии, интернет, телеком и мобильная связь. Обзор событий с 16.04 по 22.04», «Информационные технологии, интернет, телеком и мобильная связь. Обзор событий с 30.04 по 06.05». В этом же разделе на сайте стоят интервью, исследования и колонки авторов (Алексей Шабловский, Виола Сташкевич, Виктор Щеблецов).

Анализ текстов сайта Onliner.by (www.onliner.by)

Приложение 5

Сайт еще более специализирован (в сравнении с ByBanner.com): «На сегодняшний день он является крупнейшим белорусским сайтом, посвященным вопросам мобильной связи и мобильным телефонам, а также карманным компьютерам, GPS-навигации и цифровому фото»20.

Здесь все намного  проще: благодаря специфике издания, на сайте преобладают обзоры (например, обзоры рынка мобильной связи, тесты техники), новостные заметки (они, как правило, содержат информацию о выпуске нового продукта, с его краткой технической характеристикой) и статьи (конечно же, сама тема, так или иначе, связна с мобильной связью: «Истории брэндов. Человек эпохи Nokia», «Операторы зарубежья. Мобильная связь Литвы»).

Выводы:

  • Подача материалов информационных сайтов (как и прочих ресурсов, содержащих «общую» информацию) немного сумбурная, мало чем отличающаяся от печатных изданий.

  • Сайты нередко грешат перепечатыванием текстов с других ресурсов, так около 30% материалов информационного сайта NAVINY.BY – перепечатанные пресс-релизы.

Информация о работе Анализ типологических признаков Интернет-изданий