Анализ типологических признаков Интернет-изданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
1.анализ типологических признаков сетевых изданий, для выяснения их жизнеспособности и внесения необходимых корректив в их классификацию, в данном случае мы прибегнем к экспериментальному исследованию Интернет-изданий;
2.создание системы типологических признаков, которая бы объясняла отличия между различными видами сетевых СМИ;
3.обоснование применения разработанной системы типологических признаков методов и экспериментальная проверка их работоспособности (на примере анализа веб-изданий).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
Анализ типологических признаков Интернет-изданий 5
Глава 2
Анализ Интернет-изданий по результатам работы
профессора Акопова и по типологическим признакам,
выведенным в ходе исследования 28
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Анализ типологических признаков Интернет-изданий.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)
  • Наблюдается тенденция не столько к смешению в материале нескольких жанров, сколько к бессистемной подаче информации.

  • Материалы безлики.

  • Порой непонятна причина выкладывания в сеть того или иного материала.

Почему так происходит:

  • Большая часть журналистов неспециализированных веб-изданий работает в печатных СМИ.

  • Журналисты не знают тех возможностей, которые дает им сеть, они не взаимодействуют с читателем, поэтому нередко предоставляют неинтересную ему  информацию.

  • Не понятно, какого рода материалы должны преобладать на сайте: либо короткие и максимально информативные, либо четко аргументированные и развернутые.

  • Некоторые авторы не умеют последовательно излагать информацию.

Что, на мой взгляд, надо делать:

  • Информация на сайте должна располагаться следующим образом: в каждой рубрике сперва должны размещаться краткие новостные материалы, а затем в раскрывающемся списке – аналитические материалы на ту же тему (если это необходимо).

  • Большая часть материалов должна быть персонифицированной: тексты с авторским мнением вызывают ответную реакцию у читателя.

  • Специализированная информация должна быть разъяснена или вообще удалена с неспециализированного ресурса.

Следующий типологический признак – оформление сетевых изданий. Главная его особенность заключается в неизмеримо больших возможностях при минимальных затратах. «Фотографии черно-белые и особенно цветные в сетевом варианте выглядят значительно эффектнее. Поэтому иллюстрации электронной версии печатных изданий несравненно богаче тех, которые могут быть достигнуты в их печатных оригиналах»21. Количество фотографий в Интернет-издании может быть неограниченным, что недоступно печатным СМИ из-за «высочайших затрат и, как следствие этого, нереально высокой себестоимости»22, но перенасыщенность страницы фотографиями отвлекает читателя от самой информации и увеличивает время ее загрузки. К тому же, так как, согласно исследованию Пойнтера, фотографии удерживают внимание посетителя сайта, расходовать их надо более «экономно». Каждую следующую фотографию на главной странице помещать в начале следующей новостной статьи, чтобы на развернутой странице она находилась на границе видимой и невидимой области – таким образом, читатель вынужден прокрутить страницу, хотя бы для того, чтобы увидеть всю фотографию. Примерно по такому принципу построены страницы информационных сайтов: NAVINY.BY, LENTA.RU.

«Компьютерная технология дает огромные возможности в подборе шрифтов, выделении элементов текста, верстке и макетировании. Все это дает издателю огромные возможности в осуществлении самых смелых художественных замыслов»23. Однако в настоящее время печатные издания оформляются в одном шрифте: использование разных шрифтов на странице разбивает ее на части. К тому же, дизайн электронных СМИ со стандартным «блочным» разделением рубрик не требует дополнительного шрифтового выделения, в противном случае страница начнет «разваливаться».

Вообще же Интернет-издания могут отличаться по типу оформления: для сайтов информационных ресурсов характерно размещение материалов не только по рубрикам, но и подрубрикам, которые объединяют в себе статьи из разных разделов, но на одну или на смежные темы; для Интернет СМИ (в том числе и для on-line версий печатных СМИ) характерно расположение материалов только по рубрикам. О мультимедийности можно говорить только  в отношении тех же информационных ресурсов, в то время как гипертекстуальность присуща практически всем веб-изданиям: будь то ссылки на другие ресурсы или информацию.

Блоги (в данном случае, мы не будем говорить о веб-дневниках) как своеобразный новостной ресурс, не столько информирующий читателя, сколько, выступающий ареной для обсуждения каких-либо событий, в полной мере представлены лишь на специализированных изданиях (ByBanner.com, Onliner.by). Скорее всего это обусловлено спецификой изданий, что помогает сформировать сетевое сообщество газеты (рубрика «Обсуждения» на ByBanner.com) или служит для формирования внутреннего сообщества издания (корпоративный блог Onliner.by).

К сожалению  блогосфера плохо представлена в белорусских информационных изданиях, все что предлагается читателю: прокомментировать какое-либо сообщение или высказаться по теме на форуме. Таким образом, разрывается обратная связь с читателем. Если сравнить подачу одной и той же новости – перенос «Бронзового солдата» на военное кладбище – на информационных сайтах, в сетевых СМИ и блогах, можно прийти к таким выводам:

  1. материалы на информационных сайтах (NAVINY.BY) и в Интернет-изданиях  («Ежедневник») более достоверны, в то же время, если они носят оценочный характер, причем откровенно негативный. У news-блоггера Антона Носика читаем ту же новость (поданную в форме заметки), само же обсуждение события продолжается в комментариях к теме, причем высказывания имеют неплохую аргументацию, несмотря на высокий уровень субъективности: «Как же, по мнению Ойкумены, следует выдавить или хотя бы приостановить достаточно наглый и активный бизнес державы из маленькой страны? Надо заставить державу это сделать. Как? Путем давления общества в державе на собственный бизнес. Как? Серьезными провокациями этого общества. Что мы имеем, если примем эту логику? Мы имеем дело с серьезной провокацией российского общества. Эта провокация выгодна ВСЕМ, кроме России – в том числе выгодна и Евросоюзу»24. «Единственное, чего эстонцы потребовали от чужаков, которых силой навязывала советская власть – это уважения к местным порядкам. Именно поэтому между гражданином ЭР по рождению и по натурализации Конституция делает одно-единственное различие. У первого гражданство отобрать нельзя ни при каких обстоятельствах. У второго – можно. Потому что когда дебоширит один из членов семьи, его успокаивают. Когда тоже начинает делать непрошеный гость – его спускают с лестницы»25.

  1. большая персонификация новостей в блогах ведет к их вольной интерпретации, но возможность прокомментировать ту или иную информацию помогает читателю сделать собственные выводы или согласиться с чьим-либо мнением, чем блоги и отличаются от сетевых СМИ – здесь, за редким исключением (я имею в виду комментарии экспертов или журналистов-аналитиков) способ подачи материала и точка зрения автора совпадает с официальной политикой издания.

  1. блоги выступают не только в качестве форумов или места, где каждый может поделиться собственными переживаниями (дневник), но и в качестве личных страничек журналистов или же аналитиков: блог Виталия Третьякова – http://v-tretyakov.livejournal.com, блог Андрея Егорова – http://www.egoroff.info, блог Виктора Шендеровича – http://shenderovich.livejournal.com.

Еще один типологический признак, который профессор Акопов рассматривает в статье «Типологические признаки сетевых изданий» – авторы Интернет СМИ. Конечно, журналисты не только off-line, но и on-line изданий – это «начинка» самого СМИ и определенные различия в сетевых и бумажных материалах должны быть, но так как веб-журналистика использует те же жанры, что и печатная журналистика, а блоги многие исследователи не причисляют к сетевой прессе (скорее к области сетературы), то значительный пласт (согласно определению Акопова) многих авторов можно исключить из числа Интернет-журналистов. Итак, «авторов сетевых изданий точнее следует назвать сетевыми журналистами вследствие специфики сетевого текста. Специфика текста заключается в хорошем знании интернетских и компьютерных терминов, различных элементов программирования и сетевого языка. Однако главной особенностью является знание внутрисетевой жизни, что позволяет создавать текст экономно и рационально с точки зрения максимального выражения содержания при минимальных затратах лексического материала»26. Для журналистов, работающих в специализированных Интернет-изданиях (ByBanner.com, Onliner.by, IT-Belarus.net или Интернет версия газеты «Компьютерные вести on-line»), такое определение вполне подходит, но для авторов информационных сайтов (новости на TUT.BY, NAVINY.BY или Хартыя’97), чьи работы редко отличаются от статей off-line журналистов, – нет. Поэтому специфику работ того или иного журналиста можно определить лишь в купе с темами его публикаций (а также самого сетевого СМИ) и рубриками, в которых он публикуется.

Так как язык и форма подачи информации не отличаются от печатных СМИ и говорить о возникновении сетевой журналистики на территории Беларуси можно лишь в отношении IT-изданий, в остальном же веб-журналистика представляет собой несколько модифицированный (благодаря, гипертекстуальности и мультимедийности) подвид off-line журналистики, но не отдельно сформировавшийся способ подачи информации.

К тому же прочитать публикации некоторых журналистов можно в тех же блогах, где работы авторов представлены не только в полном объеме, без правок и сокращений редактора, но и предоставляют читателю возможность ознакомиться с мнением автора о каком-либо событии. Таким образом, журналисты в своих электронных дневниках не только публикуют новостные и аналитические материалы, но выступают в качестве комментаторов. Кстати, в число «сильных» авторов, которых Акопов перечисляет в своей статье можно встретить известных блоггеров: «Перечислю, без ссылки на авторитеты, часть сетевых авторов, работы которых произвели на меня сильное впечатление – это А. Андреев, Е. Вайнер, М. Гельман, С. Дацюк, Л. Делицын, Д. Иванов, С. Корнев, С. Кузнецов, В. Курицын, А. Левкин, Р. Лейбов, Д. Манин, М. Мошков, А. Носик, Г. Павловский, А. Травин»27. М. Гельман – http://galerist.livejournal.com, А. Носик – http://dolboeb.livejournal.com, М. Мошков – http://moshkow.livejournal.com

Последние типологические факторы по профессору Акопову – периодичность, объем сетевых изданий и их тираж, по моему мнению, нуждаются в разъяснении, а возможно, и в удалении. Так, периодичность является разве что важным отличием информационных сайтов от Интернет СМИ: в первом случае обновление материалов происходит один или несколько раз в день, а во втором, от одного раза в день до одного раза в неделю, в остальном же периодичность может характеризовать насколько сайт «живой-неживой» (обновляется ли информация на сервисе или он является заброшенным), поэтому периодичность может считаться типологическим признаком, но не должна являться важнейшим из них.

Тоже можно сказать  и об объеме сетевых изданий. Конечно же, информационные сайты больше по размеру, нежели веб-газеты, но и Интернет СМИ не всегда характеризуются фиксированным объемом (исключение составляет разве что «Ежедневник», где стандартный будничный выпуск составляет 8 страниц, пятничный и субботний выпуски – 13-14 страниц): «Издатель сетевого издания, в отличие от бумажного, может позволить себе публикацию материалов одного выпуска, в несколько раз превышающую по объему другой выпуск»28.

Последний же критерий – тираж электронного издания, из-за своей неуместности в отношении веб-изданий не должен рассматриваться как типологический признак: «Единственный способ подсчета количества посетителей дает установка счетчика на сервере или сайте издания. Однако эта методика не отражает истинного числа читателей»29. Например, в местах коллективного пользования одно и то же издание могут прочитать в течение дня много разных людей, а счетчик зафиксирует только одного читателя; к тому же, если при прочтении страницы связь между компьютерами разорвется, то последующее соединение пройдет под следующим регистрационным номером и одного и того же читателя счетчик может зафиксировать два раза.

К уже представленным типологическим признакам, основываясь на работе Юлии Косыговой, можно добавить еще два – способ распространения информации и ее доступность (в данном случае имеется в виду предоставление платной или бесплатной информации).

Исследователи выделяют три вида распространения информации:

  1. Сайт, на котором в открытом или ограниченном режиме выкладываются предназначенные для читателей материалы (NAVINY.BY, Onliner.by);
  2. Рассылка, которая предоставляет читателю краткую выдержку из самых интересных и актуальных материалов сервиса (например, новостная рассылка информационного портала TUT.BY). «Еще одна немаловажная функция рассылки – возможность собирать информацию о подписчиках, что позволяет детально изучить наиболее активную часть аудитории»30.
  3. Рассылка, существующая без сайта (подписка). Примером подписки может служить Интернет-газета «Ежедневник». Это, пожалуй, самый интересный вид рассылки. Несмотря на кажущуюся идентичность изданий такого рода печатным СМИ, веб-издания имеют<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_04

Информация о работе Анализ типологических признаков Интернет-изданий