Анализ аппарата учебного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ аппарата учебных изданий. Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи: • определить общие требования к аппарату учебного издания;
• проанализировать аппарат нескольких учебных изданий; • сравнить их между собой; • выявить достоинства и недостатки каждого из них; • определить необходимые изменения.
Объектом исследования данной работы является аппарат учебных изданий «Общая биология» и «Алгебра и начала анализа» издательства «Просвещение».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие рекомендации по составлению аппарата учебного издания 5
Глава 2. Анализ аппарата учебников издательства «Просвещение» 10
2.1. Анализ аппарата учебника «Общая биология» 11
2.2. Анализ аппарата учебника «Алгебра и начала анализа» 16
2.3. Сравнение рассмотренных изданий и рекомендации по их усовершенствованию 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 8.47 Мб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический университет

 

Гуманитарный  факультет

Кафедра русского языка

 

 

 

 

Курсовая  работа

на тему:

Анализ аппарата учебного издания

 

Выполнила: Щагина М.М.

Группа 4125/1

Проверила: Стычишина Л.П.

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общие рекомендации по составлению аппарата учебного издания 5

Глава 2. Анализ аппарата учебников издательства «Просвещение» 10

2.1. Анализ аппарата учебника «Общая биология» 11

2.2. Анализ аппарата учебника «Алгебра и начала анализа» 16

2.3. Сравнение рассмотренных изданий и рекомендации по их усовершенствованию 22

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложение 1 31

 

Введение

Учебные издания  являются одним из важнейших видов  литературы. С их помощью люди узнают что-то новое, постигают науки. Особенно важно следить за качеством школьных учебников, так как именно на этом этапе человек получает основные знания по большинству общеобразовательных  наук. Школьные учебники должны отличаться не только тщательно выверенным содержанием, но и удобным аппаратом. От качества и достаточности аппарата учебного издания, особенно методического, зависит то, насколько хорошо будет усвоен изложенный в издании материал.

Целью данной курсовой работы является анализ аппарата учебных изданий.

Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить  следующие задачи:

    • определить общие требования к аппарату учебного издания;
    • проанализировать аппарат нескольких учебных изданий;
    • сравнить их между собой;
    • выявить достоинства и недостатки каждого из них;
    • определить необходимые изменения.

Объектом  исследования данной работы является аппарат учебных изданий «Общая биология» и «Алгебра и начала анализа» издательства «Просвещение».

Предметом исследования являются особенности аппарата данных изданий.

В работе использован  метод анализа и обобщения  научной литературы по данной теме.

Теоретическая значимость данной работы заключается  в том, что она вносит определенный вклад в исследования связанные с изучением аппарата учебных изданий.

Практическая  значимость работы заключается в  том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при издании учебной литературы, а также в преподавании дисциплины «Аппарат издания» в вузах.

Актуальность  данной работы обусловлена необходимостью предоставления качественного школьного образования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения и содержит 25 страниц основного текста. Список использованной литературы включает в себя 17 наименований. 

Глава 1. Общие рекомендации по составлению аппарата учебного издания

Учебное издание – особый вид литературы, требующий усиленной работы как автора, так и редактора.

Согласно  ГОСТ 7.60–2003, учебное издание –  это «издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения»1.

В нашей работе мы рассматриваем такой вид учебных  изданий, как учебник. Учебник – это «учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания»2.

Содержание  учебников обычно утверждается на государственном  уровне и контролируется Министерством образования.

Учебное издание, как и любое другое, обладает опознавательно-отличительным, справочно-поисковым, справочно-пояснительным и библиографическим аппаратом. Однако оно также обязательно включает в себя методический аппарат. «Методика изложения материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника»3.

Некоторые ученные  разделяют аппарат учебного издания на три типа:

    1. Аппарат ориентировки (смесь справочно-поискового и справочно-пояснительного аппарата).
    2. Аппарат организации усвоения материала (методический аппарат).
    3. Аппарат обработки издания в целом.

В аппарат ориентировки входит предисловие, заключение, примечания, приложения, указатели, библиографические материалы, словари, списки сокращений и условных обозначений, система шрифтовых выделений и рубрикации. Данный аппарат призван помочь учащемуся усвоить материал, как можно эффективнее использовать издание. Особое внимание при анализе содержания этих материалов необходимо уделить организационно-методической части. Рассмотрим подробнее некоторые элементы данного аппарата.

Предисловие является одним из важнейших элементов  ориентировочного аппарата. В нем  раскрывается логика изучения предмета, выделяются его основные аспекты, отмечается возможность получения дополнительной информации. Также в него могут входить позиция автора по отношению к аспектам дисциплины и ее теоритическая и практическая значимость. Предисловие должно быть полным и наиболее точно характеризовать излагаемый курс.

Не менее  важно для учебного издания заключение, которое, как и предисловие, может  носить методический характер. Оно  помогает суммировать изложенные знания, подводит итог всему изложенному  в книге и повторяет основные выводы. Заключение обязано быть непосредственно связано с содержанием учебника и отражать его структуру. Данный элемент не должен дублировать информацию, изложенную в предисловии, дополнениях и пояснениях, а должен дополнять ее.

При работе с  дополнительной информацией, выраженной в виде примечаний, нужно обращать внимание на их непосредственную связь  с основным текстом, их уместность и  необходимость. Кроме того, необходимо следить за правильностью их размещения. Они могут располагаться внутри текста, подстрочно или являться затекстовыми. Расположение должно быть обусловлено спецификой излагаемого материала, его сложностью и читательским адресом.

Перейдем  ко второму типу аппарата. Аппарат организации усвоения материала и есть методический аппарат, о котором говорилось выше. Он представляет собой упражнения, задания, вопросы, т.е. материал для самостоятельной работы и проверки эффективности обучения. Данный вид аппарата особенно важен для рассматриваемых в данной работе школьных учебников. Он помогает школьнику самостоятельно контролировать себя, показывает возможности применения полученных знаний на практике.

Чаще всего  разработкой данного аппарата занимается автор, который опирается, прежде всего, на возможности предполагаемого читателя.

Элементы  методического аппарата могут иметь  различный характер. Простые вопросы, напрямую вытекающие из содержания рубрики, направлены на закрепление материала и формирование у учащегося привычки к самоконтролю. Именно такие вопросы и задания чаще всего используются в школьных учебниках. Данный элемент аппарата также во многом определяется спецификой дисциплины. В некоторых случаях невозможно дать практические задания, а в других без них изучение предмета не имеет смысла. Иногда для решения предлагаемых задач учащийся должен опираться не только на полученный из издания материал, но и на собственную сообразительность и дополнительную литературу. Это расширяет кругозор читателя, пробуждает в нем интерес к предмету.

Теперь рассмотрим аппарат обработки учебного издания. Он включает такие элементы, как  аннотация, оглавление или содержание, приложения. Мы видим, что он совмещает  элементы справочно-поискового и опознавательно-отличительного аппарата. Составлением данного аппарата занимается редактор. Он опирается на ГОСТы и ОСТы. И в данном виде аппарата у учебного издания есть свои особенности.

Прежде всего, рассмотрим аннотацию. Это «краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей»4. Согласно ГОСТу 7.86–20035, она должна включать следующие элементы:

  1. Целевое  назначение и читательский адрес издания.
  2. Сведения об авторе (принадлежность к определенной эпохе, стране, национальности, социальной группе, литературному направлению; время создания произведения; упоминание о других произведениях автора, которые могут быть известны читателю).
  3. Имена авторов сборника при их отсутствии в библиографическом описании.
  4. Сведения о составителе сборника.
  5. Жанр произведения, его стилистические особенности.
  6. Основная тема или проблема произведения, время и место описываемых событий, общая сюжетная линия произведения, характеристика главных героев.

Следующим элементом  данного аппарата является оглавление. «Оглавление – составная часть  аппарата издания, содержащая перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста издания с указанием страниц, на которых размещается каждая из них»6. В него должны входить наименования всех рубрик издания. Оно должно отражать структуру книги. Оглавление необходимо для ориентирования в тексте. Для большего удобства все значимые заголовки рубрик, отмеченные в оглавление, выделяются в тексте шрифтом. Оглавление должно быть полным, а наименования полностью соответствовать указанным в тексте. Особенностью оглавления учебного издания можно считать обязательное отражение в нем контрольных вопросов и заданий. Наиболее удачным расположением оглавления в учебнике считается начало издания, сразу после титульного листа. Такой прием помогает учащемуся быстрее сориентироваться в издании.

В работе над  приложениями главное правильно  оценить их целесообразность и  качество предоставляемого в них материала. Они не должны перегружать издание лишней информацией. Их содержание должно углублять и дополнять основной текст.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что аппарат в учебном издании  является необходимой частью, не менее  важной, чем само содержание. Главной  особенностью учебников, отличающей их от остальной литературы, является наличие методического аппарата. Данный аппарат помогает закреплять изученный материал и учит применять полученные знания на практике.

 

Глава 2. Анализ аппарата учебников издательства «Просвещение»

В данной главе  мы проанализируем аппарат двух учебников издательства «Просвещение».

Рассматриваемое издательство является самым крупным из специализирующихся на учебной литературе в России и издает ее с 1930 года7. По данным Российской книжной палаты, за 2011 год оно выпустило 1468 печатных изданий общим тиражом 59811 тысяч экземпляров, что вывело издательство на 4 место в общем рейтинге России8. Именно этим был обусловлен выбор изданий этой компании для анализа.

Мы рассматриваем  учебники для старших классов, так  как, на наш взгляд, из-за сложности  материала в них должен быть наиболее разработанный аппарат.

Мы выбрали два учебника: «Общая биология» и «Алгебра и начала анализа». Данный выбор обусловлен тем, что специфика содержания данных учебников кардинально различается. Мы полагаем, что это делает сравнение из аппаратов более интересным.

Мы подробно рассмотрим пять типов аппарата каждого  издания: опознавательно-отличительный, справочно-поисковый, справочно-пояснительный, библиографический и методический.

В конце главы  мы сравним аппараты рассматриваемых  изданий и предложим пути их усовершенствования.

2.1. Анализ аппарата  учебника «Общая биология»

Прежде всего, мы рассмотрим учебник по общей биологии для 10-11 классов9.

Начнем с  анализа опозновательно-отличительного аппарата.

На передней сторонке переплета располагается унифицированное заглавие «Общая биология», подзаголовок «10-11» (классы, для которых предназначено издание) и наименование и знак издательства. На корешке дублируется заголовок, подзаголовок и знак издательства. Они располагают согласно ГОСТу10. На задней сторонке переплета располагается штрих-код, наименование и знак издательства. Также на ней приводится состав учебно-методического комплекса по общей биологии, в котором графически отмечено, какое именно издание находится перед нами.

Далее перейдем к титульному листу. В данном издании он одинарный. На лицевой стороне титула мы видим заглавие издания с небольшой иллюстрацией, точно дублирующее заглавие на передней сторонке переплета как содержательно, так и внешне. Далее следуют подзаголовочные данные. Они включают в себя сведения о виде издания, читательском адресе и целевом назначении издания, информацию о редакторах (их имена и ученые звания). Кроме того, мы видим сведения об утверждении данного издания Министерством образования в качестве учебника и информацию о повторности издания11. Внизу страницы располагаются выходные данные. Информация выровнена по левому краю и напечатана в одну строку. На наш взгляд, следует расположить эти данные в три строки и выровнять по центру. Это поможет быстрее привлечь внимание читателя и будет более удачным с визуальной точки зрения.

На обороте  титула в верхнем левом углу располагаются  классификационные индексы УДК и ББК, а также авторский знак. Оформление данных элементов соответствует ГОСТу.

Ниже находится  полный список авторов учебника с  обозначением глав, которые были ими  написаны. Кроме того, указывается, что авторы являются сотрудниками Института  цитологии и генетики Сибирского отделения РАН и Новосибирского государственного университета.

Информация о работе Анализ аппарата учебного издания