Выбор вида транспорта на примере коммунального предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.
По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕСТО И РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК 6
1.1 Цели, задачи, содержание работы по выбору вида транспорта в логистической системе 6
1.2 Показатели выбора транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 13
1.3 Методы расчёта выбора видов транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 18
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУП «Могилёвское управление спецработ» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия 25
2.2 Анализ эффективности выбора транспорта на предприятии 32
2.3 Оценка логистической системы выбора видов транспорта на предприятии 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ВИДА ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КУП «СПЕЦРАБОТ» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

курсач транспорт - копия.docx

— 125.72 Кб (Скачать файл)

Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. Техникоэксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы.

К первой группе следует отнести показатели, характеризующие 
степень использования подвижного состава грузового автомобильного 
транспорта:

• коэффициенты технической готовности, выпуска и использо- 
вания подвижного состава;

• коэффициенты использования грузоподъёмности и пробега;

• среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки;

• время простоя под погрузкой-разгрузкой;

• время в наряде;

• техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризует результативные показатели работы 
подвижного состава:

• число ездок;

• общее расстояние перевозки и пробег с грузом;

• объём перевозок и транспортная работа.

Наличие в автотранспортном предприятии автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов называют списочным парком подвижного состава. Снабженческо-сбытовые организации участвуют в транспортном процессе и тем самым оказывают существенное влияние на себестоимость перевозки  грузов автомобильным транспортом. Знание работниками организаций влияния эксплуатационных показателей на себестоимость 1 т-км позволяет правильно использовать транспортные средства при доставке продукции потребителям и тем самым снизить себестоимость перевозок грузов [3].

С увеличением технической скорости и сокращением времени простоя под погрузкой и разгрузкой возрастают пробег и производительность автомобиля при неизменной сумме постоянных расходов, что позволяет снизить себестоимость перевозок, приходящихся на 1 т-км.

При повышении коэффициентов использования грузоподъёмности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок, так как при этом уменьшается сумма и переменных, и постоянных расходов, приходящихся на 1 т-км.

Поскольку себестоимость перевозок зависит от объёма выполненной работы и затраченных на нее средств, основным условием её снижения являются рост производительности труда водителей и других работников автотранспортных предприятий, экономия материальных ресурсов (снижение затрат топлива, материалов, запасных частей и т.п.), а также сокращение административно-управленческих расходов путём рационализации управления автотранспортными предприятиями.

Огромную роль в снижении себестоимости перевозок играют эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочноазгрузочных работ. Рациональное решение этих вопросов позволяет максимально использовать грузоподъёмность автомобилей и обеспечить минимальный их простой при погрузке и разгрузке. Значительное снижение себестоимости достигается применением прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега [3].

 

1.3 Методы расчёта  выбора видов транспорта в  логистической системе предприятий  коммунального хозяйства

 

Существует две методики выбора видов транспорта:

Метод расчет экономического эффекта от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции;

Метод определения рациональных сфер или равновыгодных расстояний использования того или иного вида транспорта.

В обоих случаях сравниваются затраты на перевозки грузов по каждому из рассматриваемых видов транспорта. Кроме того, в зависимости от периода или условий расчета (текущих или перспективных) может меняться и содержание элементов затрат сопоставимых вариантов перевозок.Основные элементы транспортных затрат грузовладельцев подразделяются на несколько групп:

- расходы на выполнение погрузочно-выгрузочных операций Тпв;

- расходы на завоз-вывоз грузов к магистральному транспорту Тзв;

- расходы на начально-конечные операции Тнк;

- расходы на перемещение груза Тдв;

- дополнительные расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием Т доп. 

Плата за перевозку по i-му варианту определяется по формуле  

 

Зi = Тпв+ Тзв + Тнк + Тдвℓгр + Тдоп, (6.1) 

 

где ℓгр – расстояние перевозки. 

 

Приведенные выше общие затраты определяются по конкретным единым расстоянием, установленным для всех видов транспорта. При этом, естественно, общие затраты по возможности минимизируются по видам транспорта, рассматриваемым как альтернативные при выборе способа транспортировки. Кроме перечисленных затрат, у грузовладельцев могут возникнуть расходы, различающиеся по отдельным видам транспорта - стоимость тары, плата за временное хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах перемещения груза, страховые взносы и другие расходы, сопутствующие процессу товародвижения.

Экономический эффект выбора i-го варианта перевозок грузов по сравнению с действующим определяется по формуле

 

 

 

Зд- плата за перевозку по действующему варианту;

Зi - плата за перевозку по выбранному варианту

Q- объем перевозимого груза, т.

Расчет затрат по каждой корреспонденции и всем возможным вариантам перевозок весьма громоздок, хотя и более точен, т.к. позволяет учесть конкретные условия перевозок и определить реальную экономию транспортных затрат. Для упрощения процедуры выбора видов транспорта в практике планирования перевозок чаще пользуются заранее установленными рациональными сферами применения видов транспорта или равновыгодными расстояниями. Особенно часто используют предельные расстояния при принятии решения о выборе автомобильного или железнодорожного транспорта.

Равновыгодная дальность, различающая сферы использования видов транспорта при прочих равных расходах определяется по формуле6.3. 

(6.3)

где Знкж, Знка- удельные затраты (тарифные ставки) на начальные и конечные операции

транспортного процесса, включая расходы на погрузку и выгрузку, подачу подвижного

состава;

Zпер- число перегрузочных операций;

Зпер- удельные затраты на перевалочные операции с автомобильного на железнодорожный

транспорт и обратно;

Здж, Зда- удельные затраты на движенческие операции соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок.

Перевозки на расстояния меньше полученной равновыгодной дальности следует относить к сфере экономически выгодной зоны использования автомобильного транспорта, а на большие расстояния – к сфере использования железнодорожного варианта перевозок.

В некоторых случаях, выбор вида транспорта в текущих условиях при резких колебаниях тарифов осуществляется на основании сравнения более стабильных показателей себестоимости перевозок грузов. Перспективные расчеты по выбору видов транспорта обычно производятся на основе сопоставления совокупных приведенных эксплуатационно-строительных затрат, определяемых по формуле

 

Еiпер = Эiтек +Ен(Кiт +Мiоб)→min

 

где i- вариант перевозок:

Эiтек - текущие (эксплуатационные) расходы при i-м варианте перевозок;

Ен -нормативный коэффициент эффективности единовременных затрат;

Кiт - потребные удельные единовременные затраты (капитальные вложения) при i- м варианте перевозок;

Мiоб - удельная стоимость грузовой массы в пути или оборотных средств грузовладельцев при i –м варианте перевозок.

Из двух вариантов перевозок наиболее выгодным при прочих равных условиях будет тот, который дает наименьшие приведенные затраты.

Выбор эффективной марки подвижного состава основывается на сравнении приведенных затрат по сравниваемым маркам подвижного состава.

Расчет приведенных затрат

Приведенные затраты рассчитываются как сумма годовых эксплуатационных затрат и капитальных вложений:

Спр = Сэкс+Ен*КВ

 Где Спр – годовые приведенные затраты, тыс.руб;

         Сэкс – годовые эксплуатационные затраты, тыс. руб;

         КВ – капитальные вложения в подвижной состав и производственную базу, тн/руб;

           Ен- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен=0,15).

Сумма минимальных приведенных затрат позволяет сделать выбор наиболее эффективной марки автомобиля.

 

Спр       min


.

Общая сумма капитальных вложений  включает в себя капитальные вложения  в подвижной состав и производственно-техническую базу. Сумма капиталовложений в подвижной состав определяется умножением стоимости единицы подвижного состава на количество подвижного состава.

Сумма капитальных вложений  в производственно-техническую базу  рассчитывается из структуры  основных производственных фондов, на долю которых приходится 40-50% от общей стоимости основных средств.

 

КВ = 0,3-0,4 КВптб

 

КВ общ = КВ пс + КВптб

Объемные показатели подвижного состава на маршруте включают в себя следующий расчет технико-эксплуатационных показателей работы по маркам подвижного состава.

Годовой объем перевозок одним автомобилем , т,

рассчитывается по формуле:

 

Qгод1авт =(q*  γ * β * Vт * Тн* Дк * αв)  / (lге+ tпр *β * Vт  ), где

 

q -номинальная  грузоподъемность автомобиля, т;

γ - коэффициент использования грузоподъемности;

Vт - средняя техническая скорость, км/час;

β- коэффициент использования пробега

Тн -время в наряде, час.;

lге - длина груженой ездки, км.;

tпр - премя простоя под погрузкой –разгрузкой, за ездку, ч.;

Дк - дни календарные, дн.;

 αв -коэффициент выпуска автомобилей.

 

Транспортная работа, выполняемая одним автомобилем, рассчитывается по формул,ткм:

 

Р1 авт = Qгод1авт* lге

 

Автомобилечасы  работы одного автомобиля в год, рассчитывается по формуле, авт-ч:

А1 автр = Тн * Дк * αв 

Автомобилечасы  работы одного автомобиля в год, по маркам подвижного состава, авт-ч:

А1 автр (1) = 9,2*365*0,81=2720

 А1 автр (2) = 9,2*365*0,73=2451

 

Годовой пробег автомобиля рассчитывается по формуле, км.:

 

L г1авт  = Тн *   Vэ* * Дк * αв

 

Среднесписочное количество автомобилей  определяется по формуле, ед.:

Асп =

/ (Q1авт год · αв)

 

Расчет эксплуатационных затрат на перевозку проводится с принятой методикой расчета себестоимости по статьям затрат.

Сэкс = ФОТо + Спер + Спост,

 

Где Сэкс – годовые эксплуатационные затраты на перевозку груза      

          сравниваемым вариантом автомобиля, руб.;

          ФОТо – годовой фонд оплаты труда, руб.;

          С пер – годовые переменные затраты, руб.;

           С пост –постоянные затраты, руб.

 

Расчет фонда платы труда с отчислениями по ЕСН

Предприятие самостоятельно принимает систему оплаты труда на предприятии, в том числе оплата труда водителей сдельно-премиальная.

В расчет фонда оплаты труда водителей   включает заработную плату основную (по сдельным расценкам за перевезенный груз),  премию за трудовые показатели, дополнительную (доплат за классность, за ненормированный рабочий день). Общая заработная плата включает районный коэффициент данного региона (15%).

При установлении  норм времени работы водителей на предприятии применяются отраслевые нормы на перевозку грузов и простой при погрузочно-разгрузочных работах. Сдельные расценки рассчитываются, согласно установленных норм времени часовых тарифных ставок, действующих на предприятии.

Расчет тарифных ставок выполняется для сдельщиков и повременщиков. Часовая тарифная ставка рабочих-повременщиков 1 разряда рассчитывается:

, руб.

 

где - минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого   

       разряда, установленная Отраслевым тарифным соглашением по     

        автомобильному транспорту, руб. На сегодняшний день равна 292 

       000 руб.

     166,3 - среднемесячный фонд рабочего времени, ч.

 

Переменные затраты рассчитываем на 1 километр пробега.

Затраты на топливо.

Затраты на топливо включают затраты на дизельное топливо и бензин для подвижного состава, а также затраты на внутригаражные нужды.

Затраты на топливо рассчитываются по нормам расхода топлива на 100 км. пробега на выполненную транспортную работу.  Расчет затрат топлива на один км. пробега для автомобилей -самосвалов  рассчитывается по формуле:

 

Сm=((Нкм/100+Ze*Не)*1,05*Цт, руб/км.,

 

где:Нкм – основная норма расхода топлива на  100 км пробега, л;

         1,05 – коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива в

          зимних условиях эксплуатации и на внутригаражные нужды;

           Цт – отпуская цена 1 л топлива, руб;

           Ze – Количество ездок на 1 км (Ze=в/Lез);

           Не – дополнительная норма на каждую ездку с грузом(0,25л);

Норма расхода топлива зависит от конкретной марки автомобиля.

 

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

Эти затраты включают в себя затраты на трансмиссионное масло, консистентную смазку, гидромасло и прочие смазочные и эксплуатационные материалы, необходимые для эксплуатации подвижного состава.

Расчет себестоимости по этой статье можно принять в процентном соотношении:

- для автомобилей  с дизельным двигателем

 

Ссм = (8-12%)/100 *Сm, руб./км;

 

- для автомобилей  с карбюраторным двигателем

 

Ссм = (6-8%)/100 *Сm, руб./км;

 

Затраты на ремонтный фонд

Затраты по этой статье рассчитываются с учетом норм затрат на проведение технического обслуживания и ремонта подвижного состава, с учетом индексации:

С рем ф = (Нто,тр * Ца  * К инд.)/100000

                              

Hто,тр  – норма затрат на проведение технического обслуживания и ремонта подвижного состава на 1000 км пробега (0,2%);

Кинд – коэффициент индексации-1,28

 

Затраты на восстановление износа и ремонта шин

Затраты на восстановление износа и ремонта шин на 1 км. рассчитываются по формуле:

Сш = (Цк*Нш*nа)/100000

          

Цк -цена комплекта

Нш – норма на восстановление износа и ремонт шин, в %  на 1000 км пробега

Информация о работе Выбор вида транспорта на примере коммунального предприятия